«Там 100% внизу есть еще живые люди». Что говорят родственники пропавших моряков с крейсера «Москва»
«Вот Так» удалось связаться с родственниками нескольких российских военных, которые служили на крейсере «Москва» во время взрыва. Министерство обороны сообщило, что экипаж судна спасен, однако родителям сказали – их дети сейчас числятся «пропавшими без вести».
«Ему очень не нравилось на крейсере»
Никиту Сыромясова забрали в армию летом прошлого года – сразу же после того, как он закончил учебу. Сначала, по словам его отца Алексея, он попал в распределительный центр в Мурманске, затем его отправили служить на Черноморский флот, поскольку рядом, в Севастополе, живет его мама.
«Никите 20 лет в январе исполнилось. 18 июня его забрали в армию. Обманом. Прислали бумагу, что надо какие-то данные уточнить, а когда он пришел, оказалось, что там повестки выдают под роспись», – говорит мать Сыромясова Ольга Дубинина.
Последний раз Никита связывался со своей матерью 13 марта, уже после начала войны с Украиной. Он позвонил с чужого номера и сказал, что у него, равно как и у его сослуживцев, отобрали мобильные телефоны. Сыромясов попросил прислать ему на карту деньги, чтобы он мог «сходить и купить себе конфет» – из этого разговора семья сделала вывод, что к тому моменту он был еще на суше. Никита не стал говорить, где находится, уточнив, что все их разговоры прослушиваются. После этого телефонная связь оборвалась: номер, с которого звонил солдат-срочник, до сих пор остается вне зоны доступа.
«Ему очень не нравилось на крейсере. Когда я приезжала последний раз в феврале, он очень замученный был, уставший – постоянно на дежурстве. Я удивлялась – почему? Он отвечал, что некому дежурить. То ли контрактников там мало было, и они за счет срочников все делали. Срочников много было на крейсере. Он сказал, только в их каюте было человек 20 с чем-то, а их там много ребят. Я еще почему поняла, что там контрактников мало, потому что срочников пускали на КПП только в сопровождении контрактников. Мне сын часто говорил, что не увидеться нам, потому что ему не с кем выйти», – рассказывает Дубинина.
Семья Сыромясова уверена, что в ночь с 13 на 14 апреля он находился на борту крейсера «Москва». Украинская сторона заявляет, что подбила судно ракетами «Нептун», Минобороны РФ говорит о случайном взрыве боезапаса – якобы из-за этого корабль затонул в условиях шторма.
«Мы слышали по телевизору, что всех с “Москвы” эвакуировали, а нам ничего такого не говорили. Путин же говорил, что срочники не будут воевать, мы на это надеялись тоже. Никита служил в моторном отделении, это самый низ корабля», – рассказывает отец Сыромясова Алексей.
Родители Никиты пояснили, что сейчас они состоят в чате, где родственники «пропавших без вести» моряков с крейсера «Москва» пытаются выяснить, что на самом деле произошло с их детьми. По словам Анны, мачехи Сыромясова, ни в одном официальном российском ведомстве им до сих пор не смогли предоставить никакой информации.
«Мы сейчас пытаемся что-то выяснить, потому что в Минобороны молчат: пути все закрыты, в госпитали не пускают, ничего толком не говорят. Просто нет в списках. Или говорят, что в списках без вести пропавших», – делится переживаниями мачеха Никиты.
Мать Сыромясова смогла попасть в три госпиталя в Севастополе – ни в одном из них ее сына не нашлось.
«Еще в субботу, 16 апреля, мне добрая девушка (в госпитале. – Ред.) посмотрела в списках, что его нет. А вчера я увидела, что у нас по городу ездят на большой скорости скорые в сторону госпиталя. Я сегодня поехала туда. Мне зачитали фамилии на “С”, раз наша фамилия на эту букву. Там только на “С” около 20 фамилий было. Я не знаю, может, на какую-то букву там вообще никого нет, а на какую-то много. Я спросила, может быть, его вчера привезли, на что мне ответили, что вчера поступали раненые из “ДНР”», – рассказала корреспонденту «Вот Так» Дубинина.
Она уверена, что часть экипажа, несмотря на то, что крейсер затонул, осталась внутри. По мнению матери солдата, оставшихся на борту моряков еще можно спасти.
«Надо срочно начинать спасательную операцию. Там сто процентов внизу есть еще живые люди – раненые, без сознания. Наверняка есть задраенные помещения, которые не затопило», – говорит Дубинина.
Матери Никиты предоставили несколько номеров, в том числе офицера Павла Вакулы, который был заместителем командира крейсера «Москва». На вопрос, зачем срочников отправили воевать, Вакула, по словам матери, ответил, что не собирается выслушивать истерики.
«Мы никакой боевой задачи не выполняли, стояли в нейтральных водах», – заявил он в разговоре с матерью Сыромясова.
Редакция «Вот Так», в свою очередь, также связалась с Вакулой. «Н***й ты мне звонишь, чувак», – сказал он, услышав вопрос корреспондента о том, что произошло с моряками на крейсере.
«Живой или без вести пропал»
Сегодня, 18 апреля, Кристина Исаева написала на своей странице «ВКонтакте», что ее брат Артем Мишустин также находился на вахте в машинном отделении крейсера «Москва» в ночь с 13 на 14 апреля. По словам Исаевой, сейчас он числится в списке пропавших без вести, однако сама она уверена, что он погиб. Сейчас пост Исаевой уже не доступен.
«Вот Так» удалось связаться с тетей Артема, его одноклассниками и знакомыми. Один из товарищей Мишустина показал скриншот их переписки: в ней Артем рассказывает, что скоро станет матросом крейсера «Москва».
Тетя Мишустина Нина Нагорная сообщила «Вот Так», что у его семьи нет никакой информации о том, что произошло с Артемом. «Живой или без вести пропал», – резюмировала она, отказавшись продолжить разговор.
Один из знакомых солдата сообщил «Вот Так», что Артем в принципе не собирался идти в армию и совсем не интересовался политикой.
«Обычный, ничем не примечательный парень, не замечал за ним особых достижений в учебе. Служить, если мне не изменяет память, не собирался, но, видимо, не сдал экзамены. О политике не разговаривал, как и все парни, любил спорт, часто играл в настольный теннис», – сообщил он.
Другой знакомый Артема рассказал, что познакомился с ним в онлайн-игре.
«Артем был очень хорошим человеком. Он увлекался фильмами. Таких добрых парней, как Артем, я мало встречал. Если бы вы с ним пообщались, то поняли бы, о чем я говорю», – рассказал он.
И родственники, и друзья моряка утверждают, что настоящая фамилия Артема – не Мишустин. При этом его реальную фамилию они не называют.
Другие «пропавшие без вести»
Об исчезновении своих родных, которые служили на крейсере «Москва», сообщили уже несколько человек. Житель Ялты Дмитрий Шкребец рассказал, что не может выйти на связь со своим 20-летним сыном Егором. Он заявил, что к нему обратились еще три семьи матросов-срочников, которые находились на корабле и пропали.
О пропаже своего сына Марка после взрыва на корабле сообщила Ульяна Тарасова из Санкт-Петербурга. Тарасов был призван в конце прошлого года, он отправился на службу 15 декабря.
Еще одного солдата-срочника с крейсера опознала «Радио Свобода»: журналисты утверждают, что это Иван Вахрушев.
Ранее президент России Владимир Путин говорил о том, что солдат-срочников не будут отправлять на войну с Украиной.