Так ли важен был ленд-лиз для победы?
В сетевых политических спорах часто всплывает тема ленд-лиза. Зачастую сталкиваются две противоположные точки зрения:
1. Ленд-лиз, конечно, помог СССР победить, но и без него бы справились.
2. Ленд-лиз был ключевым для победы. Без него бы СССР не смог победить захватчиков.
Я решил попробовать разобраться на основании цифр. Скажу сразу: я не историк и не претендую на написание серьезного труда на эту тему. Тема невероятно большая, позволяющая написать не одну книгу-исследование. Наверняка они даже уже и написаны. Но я попробую подойти по обывательски и поверхностно. Посмотрим что получится.
Для начала, сделаем список основных поставок.
Вот таблица, которую я составил, в основном, по данным из Википедии, но некоторые я перепроверил по другим источникам. Это не все, что поставлялось, но самые массовые товары.
Давайте попробуем проанализировать эти данные.
Начнем с самолетов. В процентном отношении поставки непосредственно самолетов были, вроде бы, относительно невелики: 13%. Но, 67% авиабензина и порядка 40% взрывчатки для авиабомб уменьшают интенсивность применения советской авиации раза в два. Сюда же стоит внести и алюминий, которого поставили половину от того, что было использовано. Алюминий, как известно, - это крылатый металл. Хоть в СССР из-за дефицита алюминия многие самолеты делали из дерева, но все же там было немало и алюминиевых деталей, особенно в бомбардировщиках. Так что, те 125 тыс самолетов, что СССР сделал самостоятельно, практически уполовиниваются без поставок алюминия по ленд-лизу.
Далее возьмем автомашины - тягловую силу войны. Это и перевозка военных грузов (боеприпасов и всего такого-прочего) и перетаскивание артиллерии и Катюши тоже на американчкие шасси, как правило, ставили. Сюда же можно отнести и локомотивы. т.к. железнодорожный транспорт в те годы был основным для дальних перевозок. Кстати, рельсы тоже из США поставлялись. Здесь выходит, что СССР лишается чуть ли не 2/3 транспорта. Это очень сильный удар по военной экономике и непосредственно военным действиям.
Теперь рассмотрим пороха и взрывчатку. Про авиабомбы я уже выше написал. Но есть же еще и артиллерия и стрелковое оружие. Выходит, что патронов и снарядов без ленд-лиза было бы выпущено где-то на треть меньше. Это очень большая разница. Фактически, армию можно урезать на треть, т.к. даже если есть люди стрелять им будет нечем.
Не стоит забывать и продовольствие и обмундирование. Голодный солдат, даже при наличии патронов много не навоюет, а 2 млн банок тушенки и сахар - это уже много накормленных солдат. Сюда же, пожалуй, стоит добавить и 15 млн пар армейских ботинок. Фактически, пол армии обули. В лаптях, даже сытым, особо не повоюешь. Кстати, 257 млн пуговиц для военной формы, поставленных из за границы, тоже не стоит отбрасывать.
Есть еще одна статья ленд-лиза, которая не вошла в таблицу - промышленное оборудование. Союзники поставили большое количество станков и даже целые нефтеперерабатывающие заводы. Без этого оборудования было бы невозможно выпускать всю номенклатуру вооружений в самом СССР. В переводе на нынешние доллары - это порядка 18 млрд в виде промышленного оборудования. Там только металлорежущих станков было 45 тыс.
В общем, мой вывод такой: без ленд-лиза советская армия потеряла бы как-минимум треть боеспособности, а то и половину. Главным образом из-за транспорта и порохов-взрывчатки, но также из-за огромного дефицита авиации. Оценить влияние потери 45 тыс металлорежущих станков, оборудования для нефтеперерабатывающих заводов и и многих ключевых материалов, типа легирующих добавок для стали я не берусь, но думаю, что они тоже сыграли немалую роль.
Что скажете, одолели бы фашистов с 2/3 военной мощи? Я лично, сомневаюсь. По-моему, у СССР не было такого большого резерва. Воевали на грани возможностей и даже, во-многом, за гранью.
P.S.
Основная претензия комментаторов в том, что якобы поставки по ленд-лизу были запоздалыми и на основные победы никак не повляиели. Давайте же рассмотрим этот тезис. Вот поставки по годам
Как вы можете видеть, пик пришелся как раз на 43й - 44й год - годы военного перелома и масштабного наступления (которое невозможно организовать без транспорта, артиллерии и авиации), когда внутренние резервы уже закончились (например, выездили ресурс и были разбиты в боях грузовики, изъятые из народного хозяйства). 15% поставок (причем во многом военных) в 1942м как раз и дали возможность подготовить тот самый перелом. Очевидно, что без ленд-лиза не было бы наступления 43-го-44го годов и освобождения территории СССР и дальнейшего разгрома Рейха. Максимум, могли бы остановить противника на Волге.

