Расположение Сайпана.
Предпосылки и причины сражения
Война после поражения Японии в битве за Мидуэй приняла характер агонии для Японской Империи. С каждым днем армия США методично, но решительно продвигалась к японской метрополии. Начиная с 1944 года штаб армии США осознал, что никаких крупных налетов бомбардировочной авиации на территорию Японии со времен рейда Дулиттла в 1942 году как-то и не было. Решив исправить положение в феврале и марте 1944 года на Вашингтонской конференции по планированию Тихоокеанской кампании Второй мировой войны, решили, что главной целью на ближайшее будущее является создание базы в районе Лусона, Формозы и Китайского побережья. В качестве оптимальной цели для захвата был выбран Сайпан. Штаб полагал, что с захватом этой базы жизненно важные линии коммуникаций из Японии в Нидерландскую Индию могут быть разорваны. База в этом районе может быть использована дальними бомбардировщиками, B-29 для нападения на японские острова. Также, в случае вторжения в Японию база на Сайпане может быть использована в качестве плацдарма для огромного количества солдат, которые потребуются в операции по вторжению. Оперативный план захвата Сайпана, получивший кодовое название "Форейджер", предусматривал наступление на западную часть острова силами второй дивизии морской пехоты слева и четвертой дивизии морской пехоты справа. 27-я пехотная дивизия армии США ждала в резерве, готовая в случае необходимости вступить в бой.
Битва за Сайпан с японской точки зрения
Приблизительный план обороны можно описать следующим образом.
Шаг первый: собрать на Сайпане как можно большее количество живой силы. Но следует отметить, японские суда с войсками подвергались постоянным атакам американских подводных лодок. Примерно треть транспортных судов затонуло по пути к месту будущего сражения.
Шаг второй: подождать прибытия американского соединения и начала высадки десанта на заранее подготовленные позиции на пляжах.
Шаг третий: любой ценой удерживать американцев на пляжах, не давая им пройти в глубь острова.
Шаг четвертый: пока морской десант США увяз в боях за плацдарм, к острову должны были подойти объединенные силы японского флота и в ходе неожиданной атаки уничтожить морское соединение американцев. После этого обороняющиеся солдаты при поддержке авиации с авианосцев должны были выбить морской десант.
Руководство военной группировкой, расположенной на острове, разделяли адмирал Тюити Нагумо, (тот, который Мидуэй на пару с Ямамото проиграл, отчего его психологическое cостояние уже давно было так себе), и генерал-лейтенант Ёситцугу Сайто, командовавший армейским контингентом. Вообще, Сайто по специальности, был командиром кавалерии, но по иронии судьбы в последней битве генерала Сайто под его командованием не было ни единого конника.
Тюити Нагумо.
Стратегическую важность острова для Японии осознавал и премьер-министр страны Хидеки Тодзё.
Судьба Японской империи зависит от результата этой операции.
Фраза премьер-министра Японии Хидеки Тодзё, сказанная генералу Сайто.
Хотя состояние здоровья генерала Сайто уже было неважным, он покорился судьбе, понимая, что предстоит сражение не на жизнь, а на смерть. Отношения между двумя командующими, были, скажем так, изначально натянутыми. Сайто обвинял Нагумо в том, что американские подводные лодки топят японские корабли, в связи с чем у Сайто сил куда меньше чем могло бы быть. Но как бы то ни было, на Сайпане к моменту атаки американцев находилось 30 тысяч солдат и офицеров японской императорской армии.
Ёсицугу Сайто.
Битва за Сайпан с точки зрения США
Вся операция Форейджер должна была проводиться Пятым флотом под командованием Раймонда Спрюэнса, носившего 4 звезды полного адмирала. Спрюэнс располагался на «Индианаполисе», который, для упрощения системы связи, должен был войти в состав Оперативного соединения 58. В это же соединение входил и авианосец «Лексингтон» — флагманский корабль командующего Быстроходным авианосным соединением вице-адмирала Митчера.
Марк Митчер.
Транспорты и десантные суда с морскими пехотинцами и солдатами на борту были сведены в Объединенное экспедиционное соединение. Это соединение прикрывали крейсера и эсминцы, плюс семь старых тихоходных линкоров, которые должны были обстрелять участки высадки. Объединенное экспедиционное соединение имело в своем составе семь эскортных авианосцев, которые должны были обеспечить непосредственную воздушную поддержку высадившихся войск. Что же это были за авианосцы? Вот они слева-направо: «Гэмбир Бей», «Киткен Бей», «Нехента Бей», «Фэншо Бей», «Калинин Бей», «Мидуэй» и «Уайт Плейнз».
Раймонд Спрюэнс
Сам план штурма острова в целом был уже отработан. В целом, я бы назвал это тактикой тотального превосходства. Если по пунктам, предполагалось сделать следующее.
Шаг первый: собрать группировку из судов прикрытия и живой силы морского десанта, которая в количественном и/или качественном отношении превосходит силы противника в два, а лучше в три раза.
Шаг второй: по прибытию к месту проведения операции, орудиями линкоров и налетами авиации уничтожить все береговые укрепления, узлы связи, опорные пункты и взлетно-посадочные полосы на территории острова.
Шаг третий: Высадить морской десант, закрепиться на пляже и отбить любую контратаку неприятеля.
Шаг четвертый: начать методичную зачистку, взаимодействуя с бронетехникой и штурмовой авиацией.
Согласитесь, звучит не сложно.
Карта острова с планом десантирования.
Начало и ход битвы
Предварительные воздушные атаки на остров начались 11 июня 1944 года. Более 200 бомбардировщиков и истребителей из состава оперативного соединения 58, практически, не встречая сопротивления, нанесли удар по аэродрому на острове и базе японцев Гарапан. По результатам первого налета все 50 самолетов японцев на Сайпане были уничтожены еще на взлётно-посадочной полосе. 13 июня огонь по острову открыли новейшие линкоры авангардного соединения адмирала Ли. Защитники острова укрывались в пещерах, окопах, подземных галереях. Пока что их потери были невелики, американцы же вообще не потеряли людей, но раскрыли перед противником замысел операции.
14 июня подошли старые линкоры непосредственного прикрытия десанта. Нагумо, чья роль на Сайпане сводилась к управлению десятком катеров и формальному командованию бригадой морских пехотинцев (в действительности, подчиненной коменданту острова, Сайто), с тоской обреченности наверняка узнал в обстреливающих остров кораблях «Неваду», «Калифорнию», «Мэриленд», «Пенсильванию», «Теннесси». В тот же день подразделения водолазов-подрывников разведали подходы к плацдарму на относительно равнинном юго-западном берегу и взрывами проделали проходы через коралловые рифы для десантных кораблей.
15 июня в 5:42 утра вице-адмирал Ричмонд Келли Тернер приказал начать операцию. Корабли американского ВМФ вновь обрушили огонь на остров, но в 7 утра обстрел прекратился, и более сотни самолетов устремились к побережью, чтобы атаковать позиции японцев с воздуха. Воздушная штурмовка продолжалась 30 минут. Когда самолеты удалились, корабли возобновили артобстрел, и остров просто исчез из виду за стеной черного дыма. Вскоре силы вторжения взяли курс на выбранные для высадки участки побережья на юго-западе острова. Вторая дивизия морпехов десантировалась на левом фланге сектора высадки, четвертая – на правом.
Несколько десятков десантных кораблей LCI выпустили ракеты и обстреляли побережье из 20 и 40-мм пушек. Вслед за этим более сотни амфибийных танков, вооруженных 75-мм гаубицами и пулеметами устремились к берегу. Половина из них принадлежала армейским частям, половина – КМП. За амфибийными танками к побережью тронулись около 700 стандартных амфибийных бронетранспортеров. Хотя 8000 солдат морской пехоты высадились на берег в течение первых 20 минут, вскоре стало ясно, что бомбардировка острова с моря и с воздуха была слишком кратковременной. Кроме того, бомбардировка велась по площади без сосредоточения огня непосредственно в районе плацдарма.
Большое количество минометов и пулеметных точек в глубине участков высадки и на флангах, поддержанных удачно размещенной на холмах артиллерией, осталось неподавленными. К ночи морская пехота прошла только полпути до намеченного ей рубежа. Из 20000 человек, высадившихся на острове в этот день, более 2000 человек было убито или ранено. Подводя итог: пляж удержать японцам не удалось, а это значит, что морская пехота США выполнила боевую задачу.
Кстати, Сайто мог погибнуть еще в первый день атаки, - случайный снаряд разорвался прямо в месте проведения им совещания со своими офицерами. Почти половина из них была убита, но сам генерал каким-то чудом остался целым и невредимым. Будучи оглушенным и контуженным, он, однако, быстро пришел в себя и вернулся к исполнению своих обязанностей. Видимо, божественный ветер все же решил немного подуть специально для коменданта Сайто.
Американские солдаты продвигаются вперёд.
Морское сражение или «Одзава нас обязательно спасёт»
Немного отвлечемся от наземных баталий и выжигания джунглей из огнеметов и переместимся в море. У японцев оставалась надежда на Первый мобильный флот Вице-адмирала Одзавы (что бы вы понимали, надежды на Одзаву и его флот были примерно такие же, как на прорыв Манштейна при Сталинграде). Первый мобильный флот насчитывал 5 тяжёлых и 4 легких авианосца, 5 линкоров, 11 тяжелых и 2 легких крейсера и 29 эсминцев. На палубах авианосцев стояло около 440 самолетов.
Дзисабуро Одзава.
Хотя Одзава и уступал американцам в кораблях и самолетах, он рассчитывал на 4 преимущества. Японские самолеты имели больший радиус действия, благодаря отсутствию брони и самозатягивающихся баков. Бой должен был разыграться в зоне действия японских базовых самолетов с Марианских островов. Японские авианосные самолеты могли использовать островные аэродромы. Наконец, при восточном ветре японцы могли поднимать и принимать самолеты, сближаясь с противником, тогда как американцы во время проведения полетов должны были отходить. Стоит сделать пояснение насчет последнего пункта. Авианосец при взлетах и посадках всегда идет полным курсом против ветра, чтобы сложить собственную скорость и скорость ветра. Таким образом, самолет садится/взлетает с меньшей скоростью относительно палубы. Авианосец, находящийся в подветренном положении, при проведении взлётно-посадочных операций, может двигаться в направлении на противника. Авианосец в наветренном положении должен от противника отворачивать. Соответственно, подветренное положение позволяет либо сокращать дистанцию, либо удерживать её, отворачивая от противника в перерывах между лётными сессиями. Наветренное положение в этом смысле менее выгодно. Авианосцы США вынуждены были отдаляться от зоны боевых действий, делая налеты авиации менее эффективными.
13 июня пришло сообщение, что американские корабли обстреливают Сайпан и проводят тральные работы. Эти новости подтолкнули Одзаву выпустить приказ «приготовиться к решающей битве в ходе операции А-ГО». Поэтому 14 – 15 июня Первый мобильный флот быстро заправился с танкеров в Гуимарасе и пошел на север через море Сулу. Пройдя пролив Сан-Бернардино, днем 15 июня он вышел в Филиппинское море. Когда Первый мобильный флот появился в Филиппинском море, он был обнаружен американской подводной лодкой «Флайинг Фиш», которая сразу сообщила об этом по радио. В тот же день, как мы помним, американская морская пехота высадилась на Сайпане.
16 июня адмирал Одзава отдает приказ начать «решающую битву операции А-ГО».
Странно, но японцы достаточно точно представляли себе, какие силы им противостоят. Обратимся к тексту приказа Одзавы от 16 июня.
Противник разделен примерно на 5 групп, которые построены вокруг 15 авианосцев, 7 из которых обычного эскадренного типа, а 8 переоборудованы из крейсеров. Предполагается, что американцы используют все силы для проведения атаки.
Вдобавок Одзава делает предположение, что американцам известны его планы, на том основании, что подводные лодки постоянно следят за японским флотом.
Американцы тоже достаточно четко представляли себе силы противника. Cтоит сослаться на соответствующий приказ адмирала Спрюэнса.
Вражеские силы, вероятно, состоят из 5 линкоров, 9 авианосцев, 8 тяжелых крейсеров и некоторого числа эсминцев, которые находятся в море восточнее Филиппин с целью атаковать наши десантные силы, ведущие бои за овладение Сайпаном. Задача Оперативного Соединения 58 — прикрыть эти силы и помешать атаке…
Вечером 17 июня подводная лодка «Кавэлла» сообщила об обнаружении флота Одзавы. Спрюэнс с этой информацией решил ничего не делать, рассудив, что японцам жизненно важно сохранить Сайпан, решив в данном случае играть от обороны и предоставить право атаковать Одзаве.
В период ожидания противника Митчер по распоряжению Спрюэнса оставался на прикрывающей позиции у Марианских островов и плацдарма на Сайпане. С рассветом его корабли несколько отходили к западу, а ночью возвращались обратно, чтобы в темноте не пропустить силы японцев. 18 июня 58-е оперативное соединение взяло курс на запад, прощупывая путь с помощью самолетов-разведчиков. Палубные самолеты ничего не нашли. С наступлением ночи, не получив о противнике никаких новых разведывательных данных, Митчер приказал 58-му оперативному соединению, находившемуся в 270 милях к юго-западу от Сайпана, лечь на обратный курс и идти на восток.
Через два часа он получил из Перл-Харбора данные радиопеленгования, говорившие о том, что силы японцев находятся в 355 милях к юго-западу от его позиции. Митчер хотел атаковать японцев рано утром следующего дня, но, согласно данным радиопеленгования, он мог нанести удар и в оставшиеся часы 18 июня. Следовало лишь несколько выдвинуться на запад. Ждать до рассвета было неблагоразумно, так как японские самолеты вынудили бы его авианосцы все время разворачиваться против устойчивого восточного ветра, что было неудобно. Целый час Спрюэнс обсуждал предложение Митчера у себя в штабе и после полуночи отказался от него.
Спрюэнс не меньше Митчера хотел потопить авианосцы противника, но его главная задача состояла в том, чтобы захватить Сайпан и закрепиться на нём. Все остальное следовало подчинить этой первостепенной цели. В этих условиях 58-е оперативное соединение можно было использовать главным образом как силы прикрытия с задачей защитить плацдарм и десантные силы на Сайпане. На рассвете 19 июня 58-е оперативное соединение находилось в 90 милях к юго-западу от Сайпана и в 80 милях к северо-западу от Гуама.
Вечером 18 июня Первый мобильный флот прибыл к месту проведения операции. Одзава вёл девять авианосцев. Количество самолетов на ангарных палубах превышало численность времен атаки на Перл-Харбор. Однако американцы могли противопоставить этой силе значительно большую силу. Спрюэнс превосходил Мобильный флот по всем классам боевых кораблей, за исключением тяжелых крейсеров. Митчер мог выставить пятнадцать авианосцев. шесть из них принадлежали к новейшему типу «Эссекс», а седьмой «Энтерпрайз» — был своеобразным непотопляемым талисманом 58 соединения. По штатному расписанию соединение должно было насчитывать 1060 самолетов против 427 японских.
Одзава учел опыт Мидуэя и прекрасно организовал разведку. 19 июня в 4:45, за два часа до рассвета, в воздух были подняты 16 гидропланов с линкоров и крейсеров. Затем в течение 45 минут еще две волны из 24 палубных и 3 катапультных самолетов ушли на восток. При Мидуэе было поднято всего 7 самолетов разведки. В 7:30 гидросамолет первой волны сообщил, что видит неприятельские авианосцы. Одзава дождался подтверждения поступившей информации и только тогда дал команду на взлет. Если бы Одзава знал, что 58-е оперативное соединение уже нейтрализовало японскую авиацию на Марианских островах, сократив ее численность до 30 самолетов, он, вероятно, не был бы так уверен в успешном исходе предстоящего сражения. За первый день Одзава послал 4 волны авиации на корабли американцев.
Самолеты первой волны перестраивались в 70 милях от 58-го оперативного соединения. Американские посты наведения истребителей дали своим самолетам направление на противника. Набрав большую высоту, они внезапно спикировали на перестраивающиеся японские самолеты и сбили около 25 машин. Несколько японских самолетов проникли к американским кораблям артиллерийской поддержки, но были уничтожены снарядами с радиовзрывателями. Одна японская бомба упала близко от крейсера «Миннеаполис», другая попала в «Саут Дакоту», вызвав многочисленные мелкие повреждения. Только 27 японских самолетов вернулись на свои авианосцы. Из американских самолетов не вернулся только один.
Самолеты второй волны, насчитывавшей 128 машин из состава главных сил Одзавы, были встречены истребителями на расстоянии 50 миль, и около половины из них было уничтожено. Соединение кораблей артиллерийской поддержки нанесло значительные потери оставшимся самолетам. Только 31 японскому самолету из этой волны удалось вернуться на свои корабли.
Из 47 самолетов, участвовавших в третьем налете, большинство не смогло найти 58-е оперативное соединение. Эта группа не причинила американцам никакого вреда, но сама потеряла семь самолетов.
Для последнего налета Одзава поднял 82 самолета, которые разделились на несколько групп. Одна была перехвачена далеко от места боя и уничтожена наполовину. Другая дошла до американских авианосцев и нанесла им незначительные повреждения, но сама была уничтожена почти полностью. Третья взяла курс на Гуам, беспорядочно сбросив свои бомбы. Здесь их обнаружили истребители, которые в коротком бою сбили 30 машин. 19 оставшихся японских самолетов разбились при попытке приземлиться на взлетно-посадочные полосы Гуама. Только 10 самолетов, принимавших участие в последнем налете, вернулись на свои авианосцы.
Во время этого восьмичасового разгрома воздушных сил японского флота на японские корабли обрушились и другие беды. Две американские подводные лодки проскользнули мимо ненадежного охранения главных сил противника и атаковали его тяжелые авианосцы. Подводная лодка «Альбакор» выпустила торпеду по флагманскому кораблю «Тайхо», а через три часа подводная лодка «Кавэлла» атаковала тремя торпедами авианосец «Сёкаку» (он ещё в налете на Перл-Харбор участвовал). Из пробитых топливных цистерн хлынула легковоспламеняющаяся неочищенная нефть, которую японцы использовали от недостатка горючего. На кораблях начались пожары. Аварийные команды мужественно боролись с огнем, но они не имели средств для действий в такой обстановке. В середине дня оба авианосца взорвались и затонули, унеся с собой сотни людей. Среди оставшихся в живых были Одзава и его штаб, которые перешли с тонувшего «Тайхо» на крейсер, а затем на авианосец «Дзуйкаку».
Авианосец «Сёкаку» или «Парящий Журавль»
День склонялся к вечеру, а ни один американский самолет еще не обнаружил японских кораблей. Митчер не имел никаких сведений о местонахождении сил Одзавы с тех пор, как подводная лодка «Кавэлла» сообщила о своей атаке авианосца «Сёкаку». Наконец в 16.00 следующего дня один из самолетов-разведчиков обнаружил оперативный флот, который якобы шел курсом на запад и находился в 220 милях к северо-западу от 58-го оперативного соединения, то есть за пределами радиуса действия американских палубных самолетов. Митчер знал, что если он нанесет удар в тот же вечер и с такого большого расстояния, то летчикам придется возвращаться уже в темноте и осуществлять ночную посадку, к которой они не были подготовлены. И все-таки иного выбора не было, и он приказал поднять самолеты.
В первой атаке участвовали 85 истребителей, 77 пикирующих бомбардировщиков и 54 торпедоносца. В 16:30 они были уже в воздухе. После этого 58-е оперативное соединение развернулось и взяло прежний курс на противника, чтобы сократить расстояние возвращающимся самолетам. И тогда произошло непоправимое. Оказалось, что летчик самолета-разведчика, который доложил о местоположении японского флота, ошибся. Из его повторного донесения следовало, что противник находится на 60 миль дальше. Митчер, обдумав положение, решил не отзывать первую группу и отменил вторую волну атаки.
Перед самым заходом солнца летчики 58-го оперативного соединения заметили японские нефтеналивные суда. Несколько самолетов атаковали их и потопили два танкера, а остальные последовали за авианосными группами противника. Рассредоточившись веером, американские бомбардировщики атаковали и подожгли авианосцы «Тиёда» и «Дзуйкаку»; при этом были повреждены линейный корабль и крейсер. Несколько самолетов-торпедоносцев «Авенджер» сумели с небольшой высоты сбросить торпеды на авианосец «Хиё». Объятый пламенем, поврежденный внутренними взрывами, «Хиё» медленно затонул.
Японские зенитные орудия и истребители сбили 20 американских самолетов, но потери японцев были еще тяжелее. К вечеру 20 июня у Одзавы осталось всего лишь 35 палубных самолетов.
После удачного боя 80 американских самолетов утонули или разбились при посадке из-за нехватки горючего либо неблагоприятных ночных условий посадки. В 22:32, закончив прием самолетов, 58-е оперативное соединение взяло курс к месту боя. В течение ночи и следующего дня корабли соединения подобрали многих летчиков. Из 209 летчиков, участвовавших в воздушной атаке кораблей японского флота 20 июня, не было спасено только 49.
Японцами были потеряны флагманский авианосец «Тайхо» (1650 человек экипажа погибли), авианосцы «Сёкаку» и «Хиё» (на последнем погибли 250 человек), а также два танкера. Тяжелые повреждения получили авианосцы «Дзуйкаку» , «Дзуньё», «Рюйхо» , «Чиёда» и линкор «Харуна».
Схема боя.
20 июня в 20:46 адмирал Тойода приказал отходить к Окинаве. Одзава медлил с выполнением этого распоряжения только до полуночи. За 2 дня сражения армия США потеряла 130 самолётов и 76 членов экипажей. Мобильный флот потерял 426 самолётов, при этом почти все пилоты погибли. Если при Мидуэе японский флот получил невосполнимые потери, то в битве за Сайпан уже палубная авиация получила такой урон, от которого не смогла оправиться.
Завершающая стадия штурма. Крупнейшая «банзай-атака» в истории
После поражения Одзавы судьба Сайпана была решена. Американцы методично продвигались всё дальше. Пехота буквально выжигала каждую дыру огнеметами. Остров остался без помощи и без снабжения. Положение оборонявшихся было безнадежным. Но, гарнизон Сайпана не имел право сдаваться. Сайто призвал всех японцев сражаться насмерть, до последнего человека. Сайто организовал линию обороны на горе Тапочау в горной местности Сайпана. Там было множество пещер, которые использовали японские солдаты. Они прятались в них в течение дня, а ночью нападали на американские войска. Но, время шло и все понимали, что это долго продолжаться не может. Сайто тоже понимал, что конец близок. 6 июля Сайто издал свой последний приказ.
Мы должны воспользоваться возможностью проявить подлинно японское мужество. Я поведу в наступление тех, кто в строю, чтобы нанести еще один удар американским дьяволам, и оставлю свои кости в земле Сайпана, как бастион на Тихом океане… Сейчас я молюсь вместе с вами о бессмертии для Императора и благополучии нашей страны, далее я иду в наступление, чтобы найти врага. Следуйте за мной!
Из текста последнего приказа генерала Сайто.
Однако, Сайто был настолько не здоров, что так и не пошел вперед вместе со своими солдатами в их последнюю атаку. Вместо этого он и Нагумо проследовали к соседней пещере с двумя штабными офицерами. Поклонившись друг другу и отвесив поклон в сторону родной земли и Императора, они совершили харакири, в то время как двое сопровождавших их офицеров застрелились. Пока двое японских командующих совершали самоубийство, около 4 000 остававшихся в строю солдат и офицеров готовились к последней атаке.
Пожалуй, следует отметить, что автор понимает под атакой стиля «банзай» в сухопутной войне. банзай атака — атака без какого-либо тактического плана, стратегической либо тактической надобности, направленная на причинение максимального ущерба неприятелю, не считаясь с потерями. Банзай атаку на Сайпане можно считать наиболее «каноничной». Все примеры, которые можно найти до этой атаки, были подчинены хоть какой-то причине и направлены на достижение какого-то тактического результата. То, что произошло на Сайпане, было подчинено только желанию японских солдат умереть и забрать с собой побольше янки.
В предрассветные часы 7 июля все способные держать в руках оружие японские солдаты и моряки собрались на северной оконечности острова близ деревни Макунша. Среди них были раненые, даже люди на костылях. Все, кто не способен был идти, были застрелены своими братьями по оружию еще в госпитале. У некоторых были только ножи или штыки, прикрученные к длинным шестам. Солдаты пили саке, чтобы поднять боевой дух, и готовились к крупнейшей за всю историю войны на Тихом океане банзай атаке. Японцы разделились на три группы. Одна пошла в атаку на позиции третьего батальона 105-го полка, занимавшего позиции на возвышенности, тогда как остальные нацелились на широкий просвет между первым и вторым батальонами этого полка.
Они шли и шли вперед. Не имело значения, что ты уложил одного: еще пятеро занимали его место…
Из воспоминаний майора Эдварда МакКарти, командира второго батальона 105-го полка.
Примерный вид того, что происходило.
Изначально атака шла успешно. Японцам удалось прорвать линию обороны 105-го полка. Но 105-й полк задержал японцев и дал время шестому и восьмому полкам морпехов выйти на позиции и атаковать, чтобы поддержать оказавшихся в тяжелом положении морских и армейских пехотинцев. Вскоре напор японцев стих, но 105-й пехотный полк понес тяжелейшие потери. В этом бою, продолжавшемся около 15 часов, было убито более 4 300 японцев.
На севере острова, случилось то, что оставило крайне тяжелое впечатление у морпехов. Часть гражданского населения, которую японские военные убедили в том, что американцы будут на них отыгрываться, стали бросаться с береговых обрывов в океан. Их было так много, что американцы вскоре стали называть такие места утёсами самоубийц. Матери прыгали вниз с детьми в руках. Целые семьи кончали жизнь самоубийством, подрывая себя гранатами. Женщины разбивали головы младенцев о камни. Вот что вспоминал об этом морпех Милтон Дэмбакер: «моя часть отправилась на север незадолго до того, как остров был полностью захвачен. Где-то на двадцатый день исход сражения был ясен, и мы уже могли видеть гражданских японцев, бросавшихся вниз со скальных обрывов. Думаю, они наслушались дикой пропаганды о том, как мы будем обращаться с ними, когда победим, и решили расстаться с жизнью».
Американские переводчики использовали мегафоны, пытаясь убедить гражданское население в том, что ему ничего не грозит. Тем временем японские снайперы стреляли в тех, кто медлил, стоя на краю утёса, не решаясь броситься вниз. Сотни трупов в полосе прибоя и у подножия скал представляли из себя ужасающее зрелище. Никто не знает, сколько людей умертвили себя таким образом, но позднее было подсчитано, что во время сражения погибло около 15 000 мирных жителей.
Зачистка острова продолжалась еще несколько дней. Большая часть японцев, засевших в пещерах, была уничтожена. Сопротивление к 9 июля было подавлено, и Сайпан был объявлен безопасной зоной, однако стычки с небольшими группами японцев и стрелками-одиночками продолжались до 10 августа. Штурм обошёлся США в 3 тысячи убитых и 10 тысяч раненых. Из 30 тысяч защитников Сайпана уцелеть удалось лишь 921 солдату.
Последствия атаки. Американцы роют братские могилы для японских солдат.
Проигранная битва авианосцев и падение Сайпана стали ударом для японского правительства и японского народа. Сайпан не был территорией, захваченной в ходе войны. Этот остров являлся частью довоенной империи. Японцы получили новый сильнейший удар, когда 48 тяжелых бомбардировщиков В-29 «Сверхкрепость» бомбили сталелитейный центр Явата на юго-западе Японии. Бомбардировщики, причинили мало вреда, но сам факт налета, первого со времен рейда Хэлси-Дулиттла в апреле 1942 года, оказал большое психологическое воздействие на японское верховное командование и на народ. Захват Сайпана и создание там аэродромов ставили большую часть Японии под угрозу налётов В-29. После морского сражения, пока еще шли бои на Сайпане, часть японских официальных лиц начала искать пути дипломатического завершения войны. 18 июля, в день, когда в Японии было официально объявлено о падении Сайпана, правительство Хидэки Тодзио ушло в отставку. Потеря Сайпана и отставка Тодзио оказали большое влияние на среднего японца, ведь ему продолжали втолковывать, что каждый бой, каждое самое мелкое столкновение завершаются победой японцев.
А на сегодня всё!
Автор: Алан Цаликов.
Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_306791
Пост с навигацией по Коту
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
При переводе делайте пометку "С Пикабу от ...", чтобы мы понимали, на что перевод. Спасибо!
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Не забываем, что недавно закончилась Реконкиста и открытие Нового Света. Гумилев сказал бы высокая пассионарность. Элиты не успели охаметь и обнаглеть.
Была отличная обратная связь - хорошие солдаты - честная оплата - победа - призовые - хорошие заработки привлекают много кандидатов - можно выбирать лучших и выгонять тех кто плохо себя показал. Добавляем адекватных командиров и католическую веру и получаем Шайтан-машину.
http://absurdopedia.net/wiki/Котолицизм же
"Боже кота храни" гимном было.
кОта-лЕ-цЫзьм
Solo tras de muertos capitularemos!
Ну ващет не искали ландскнехты контрактов. Могли стать бандитами у раубриттера, да. Но ландскнехт идет под знамена императора по первому зову гауптмана и полковников, а пока нет войны сидит на попе ровно и строгает детей
Что швейцарская пехота тех времен могла только "тупо" идти вперед, стоять стеной или пятится - "немного" не соответствует действительности.
Как как "Котоличеством" и сделали, котиками и личами.
https://youtu.be/blrxTwYNuck
Приветствую! Проблема появилась после обновления приложения?
Баг заведен, исправим.
Такая проблема встречается когда у пользователя тег "Жесть" занесен в игнор-лист