ТА-57 или как в армии звонят друг другу. Часть 3: "Километры полёвки или как мы связь через себя проверяли"

Часть 1: "Начало службы на узле связи" — клик
Часть 2: "Сложности, с которыми пришлось столкнуться" — клик

Напомню, что летом 2019 года я начал служить в связисткой учебке, после окончания которой распределился в "боевую" войсковую часть, где впоследствии начал нести дежурства на местном узле связи в качестве телефониста. Дежурил я вот за этой бандурой под названием "коммутатор":

ТА-57 или как в армии звонят друг другу. Часть 3: "Километры полёвки или как мы связь через себя проверяли" Армия, Связь, Войска, Коммутатор, Та-57, Связисты, Служба, Служба в армии, Длиннопост

а 95% связи обеспечивалось посредством ТА-57

ТА-57 или как в армии звонят друг другу. Часть 3: "Километры полёвки или как мы связь через себя проверяли" Армия, Связь, Войска, Коммутатор, Та-57, Связисты, Служба, Служба в армии, Длиннопост

В предыдущих историях я рассказывал о том, в чем вообще мои дежурства заключались, сейчас же я хочу вспомнить некоторые интересные случаи, связанные со службой связистов в мирное время.

КИЛОМЕТРЫ ПОЛЁВКИ

Как я уже рассказывал в прошлых частях, начальником нашего узла связи был прапорщик. Настоящий Прапорщик, умещавший в себе абсолютно все стереотипы про это воинское звание.

Наша часть была полностью связисткая, то есть это не был какой-то отдельный небольшой взвод внутри крупной части, нет — часть полностью состояла из представителей военно-учетных специальностей связи. Именно поэтому по всей территории, а также частично за ее пределами валялось большое количество бесхозной и когда-то бывшей в употреблении полёвки, а если быть более точным — кабеля П-274.

В один прекрасный день наш Прапорщик, ведомый своими прапорскими инстинктами решил, что лишние запасы полёвки никогда лишними не будут. С тех пор каждый раз после того, как мы отдохнули (поспали с 9:00 до 12:00) после суточного дежурства, мы выходили на рейд по сбору брошенных кабелей по территории всей части. Была поставлена четкая задача — собрать катушку полёвки.

Наша команда из трех человек (я и еще двое парней из другой части узла) за месяц обошла всю часть вдоль и поперек и насобирала этой полёвки, наверное, километров двадцать. На картинке ниже микро-копия той катушки, что была у нас — её даже вдвоем можно было нести с трудом.

ТА-57 или как в армии звонят друг другу. Часть 3: "Километры полёвки или как мы связь через себя проверяли" Армия, Связь, Войска, Коммутатор, Та-57, Связисты, Служба, Служба в армии, Длиннопост

Казалось бы, задачка — ходи да ищи провода, да не тут-то было. Вся брошенная полёвка была сильно запутана, распутывание могло занять огромное количество времени. После того, как ты ее распутал, необходимо было убедиться в том, что на кабеле нет видимых повреждений. По-хорошему — каждый кусок необходимо было прозванивать, но, естественно, тапики нам никто не выделял, поэтому приходилось ограничиваться визуальным осмотром.

После этих процедур наступала самая сложная (для тех, кто вообще никогда этим не занимался) и важная — сращивание двух кусков провода. Это целое искусство воина-связиста, которому в соответствующих войсках даже посвящен отдельный норматив, выполняемый только посредством штык-ножа и изоленты. В нашем случае вместо штык-ножа были более приятные инструменты, например, кусачки-бокорезы, а вот с изолентой часто были напряги.

ТА-57 или как в армии звонят друг другу. Часть 3: "Километры полёвки или как мы связь через себя проверяли" Армия, Связь, Войска, Коммутатор, Та-57, Связисты, Служба, Служба в армии, Длиннопост

Устройство кабеля П-274 подробно изложено на картинке выше. При сращивании двух кабелей, необходимо было зачистить приблизительно по 10 сантиметров с каждого края, после чего осуществить ручное "соединение" стальных и медных жил: стальные завязать на узел, а медные обмотать вокруг них. В реальности это выглядело вот так:

ТА-57 или как в армии звонят друг другу. Часть 3: "Километры полёвки или как мы связь через себя проверяли" Армия, Связь, Войска, Коммутатор, Та-57, Связисты, Служба, Служба в армии, Длиннопост

Торчащие хвосты обрезаются, а место сращивания плотно обматывается изолентой.


Порой мы "читерили": например, бокорезами не всегда было удобно зачищать изоляцию, так как можно было переборщить, и вместе с изоляцией резануть и жилы, поэтому иногда мы пользовались зажигалкой — немножко плавим изоляцию, после чего она уже спокойно снимается пальцами. Однажды наш Прапор увидел этот читинг, после чего мы несколько дней избавлялись от изоляции кусачками для ногтей (спасибо, что не зубами).

Таким вот образом мы радовали нашего начальника узла связи, собрав всю существующую полёвку на свете. Как совсем скоро выяснилось — этим мы занимались не зря.

ПРИКАЗ КОМБАТА

Весна, недалеко от нашей части сформировали полигон, в котором проходили учения перед реальными полями.

Время около 6 утра, я досиживаю своё дежурство, и тут раздается звонок городского телефона. Он в принципе звонит крайне редко, а в такое время тем более, поэтому я, сильно недоумевая, взял трубку:

— С полигоном меня соедини.

В утреннем замешательстве я сначала не понял, кто это вообще такой, а потом до меня дошло, что звонит наш комбат, которого посредством коммутатора необходимо соединить с полигоном (я уже рассказывал, что в коммутаторе была такая фишка, позволяющая соединять звонки с городского телефона с абонентами коммутатора).

Я понимаю, что мы эту связь вообще не делали, так как полигон только открылся, но также понимаю, что донести эту новость в таком формате — значит быть вые*анным, однако мой мозг ничего не смог придумать, и я именно так ему и доложил, мол, связи нет, мы её не делали. На что он, на моё удивление, максимально спокойно ответил, что ему нужно, чтобы через полчаса связь была — и бросил трубку.


Через 5 минут городской телефон звонит снова, в этот раз слышу злобный и сонный голос нашего Прапорщика, который сказал будить вторую смену, а всей нашей сменой идти на решение проблемы. Также он сказал, что связь с полигном уже была проложена какой-то ротой, но, видимо, там что-то навернулось, так как с полигона до коммутатора сигнал не доходит, поэтому нужно просто проверить линию.

Подорвав своих напарников и призвав на узел спящую смену, мы направились в путь. От полигона до части было километра два, и мы действительно нашли полёвку, которая уходила куда-то в поля — именно о ней говорил наш Прапор. Необходимо было выяснить, на каком участке кабеля начинаются проблемы. Это сделать оказалось несложно — та рота, которой доверили это задание, не заморачивалась, и соединяла куски полёвки... скотчем. Обычным канцелярским скотчем, еле как перемотав жилы под ним.

Разорвав первое "профессиональное" сращивание, нам нужно было понять, что хотя бы до этого места вызов доходит. Но у нас не было ТА-57, посредством которого мы могли в этом убедиться, прозвонив линию. Так как время поджимало, а задачу нужно было выполнять, мы решили, что вместо тапиков для прозвона будем использовать собственные тела.


У меня был кнопочный телефон, я звонил другому телефонисту, который меня сменил и находился на коммутаторе, один из парней, который был со мной, замыкал на себе кабель, после чего я сообщал об этом телефонисту и он подавал вызов. Удар приходил неплохой — замкнувший на себе провод парень аж подпрыгивал, после чего мы быстро сращивали провод по-нормальному и шли дальше.

К нашему сожалению, дальше ситуация обстояла гораздо хуже — скотч был чуть ли не через каждые 20-30 метров, мы решили делать умнее и проверять линию с конца, но там вообще всё было мертвое, связь не проходила. Близилось время развода, и нам пришлось возвращаться.

Вернулись. Получили пи*ды от начальника узла, выслушали речь о том, какая ужасная рота, тянувшая кабель, параллельно отхватывая сладкие словечки и на себе, после чего получили приказ провести новую линию с помощью той полёвки, которую мы сами же собирали. Заодно проверим, сказал прапор, насколько вы качественно сращивали её.

Вот тут мы реально испугались. Вроде как мы всё делали нормально, но нас уже и так уничтожили и даже не за свою работу, а тут еще материализовалось то, за что мы когда-то отвечали. К счастью, в случае с нашей полёвкой всё прошло успешно, и уже к вечеру этого дня связь с полигоном была налажена. А ту полевку, что использовала рота, мы собрали, срастили и добавили в нашу катушку. Такая вот тройная работа. Полёвка мне до сих пор иногда снится.

Вот такие дела. Спасибо за прочтение! Если история зайдет, напишу что-нибудь еще — благо, историй со связью хватает.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

способ правильного сращивания полевика интересен

иногда приходилось его соединять (но не правильно) )

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Интересно то, что этому почти нигде не учат, хотя это основной необходимый момент для любого связиста, на какой бы передовой аппаратной он не работал. В учебке этого вкратце касались, но на практике ничего не давали, а в войсках наоборот — сразу дали на практике, ничего не объясняя))
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Прям в точку, меня вот в учебке обучали работе на проводную связь(здоровенная аппаратная на базе ЗиЛа с кунгом), в части по прибытию засунули на КШМ-ку во взвод ППУ. КШМ ка на базе БТР-60 модернизированного, я в неё залез в первый раз и опух, машинв была новая и станции там стояли уже цифровые, а я их в первый раз в жизни видел, пока разбирался успел изрядно втыков наполучать, все орут и нихера не объясняют)). Кстати с полёвкой набегался по полной, зато хоть что то похожее на реальную службу было, много полевых выездов и учений, как то обеспечивал связь начштабу бригады, было интересно послушать как управление подразделениями происходит. Вообще интересно было, могу пару фоток скинуть если интересно:).

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

конечно, это всегда интересно, так как от связистов в интернете мало что есть) только если это легальные фотки, а не внутренности какой-нибудь аппаратки, за которые и прилететь может :D

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да вряд ли что то секретное есть, радиостанции были Р-168-25, я потом их на выставке видел в Жуковском, разве что блок аппаратуры ЗАС..)) За камуфляж машины не судите строго, рисунок мой, покраска моя :D

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку