«Сумрачный советский гений и немецкие вундервафли» или как бездарно проср@ть время и ресурсы…

Автор: Даниил Орловский.

Здравия желаю, дорогой читатель, надеюсь ты уже заварил себе чай или кофе, потому что сегодня тебя ждут «гении военной мысли», «убер-вундер-супер-ваффен» и прочие страшные вещи — такое в сухомятку я бы не рекомендовал употреблять. Описаны будут не только советы и немцы, нас ждут и другие участники второй мировой. Как известно, начиная с 30-х годов области развития танков, самолётов и даже кораблей начинают быть «полем для экспериментов»: многобашенные танки; споры: «Бипланы или монопланы», «Авианосцы или Линкоры»; колёсно-гусеничные танки и т.д. Однако кроме всем известных советских Т-35, СМК, немецком Маусе и итальянских/японских танкеток были машины и пострашнее, о них мы и поговорим сегодня.

«Сумрачный советский гений и немецкие вундервафли» или как бездарно проср@ть время и ресурсы… Cat_cat, История, Война, Оружие, Авиация, Танки, Вторая мировая война, Длиннопост

Французская боевая дура Char 2C в руках немецких зольдатен


Споры в инженерных кругах и обстановка в начале 30-х


Ещё до «великой войны» проводились обсуждения идеи техники равной по мощности бронепоезду, но со свободой передвижения. Бронеавтомобили быстро показали свою несостоятельность — слабую броню и неэффективное вооружение. Усиление бронирования и вооружения значительно повышало вес автомобиля, что наряду с колесной подвеской и слабыми двигателями проходимость бронеавтомобилей сводило к нулю, поэтому в итоге пришли к гусеницам. Тогда начали эксперименты с размером и весом боевой машины, пробовали комбинировать гусеницы с колесами. Автор такой чудо-техники, как «Царь-танк» — Лебеденко — создал опытный экземпляр, но во время испытаний он застрял в первой же яме. От колёс отказываться не стали, просто отложили «до лучших времён».

И вот в конце 20-х годов танки начинают новый этап развития: везде начинают спорить о «полезности» многобашенных танков и об установке гусениц либо колёс. Мы-то с вами знаем, как лучше, а вот тогда было совсем не понятно, по итогу и получили британский Independent — советские Т-35 и СМК, французский B1 (хотя он был не так уж и плох в отличии от остальных) и много других «красавцев», которые печально показали себя на поле брани. Главные аргументы в пользу многобашенных танков были: возможность выполнять сразу несколько функций, таких как прикрытие союзной пехоты, прорыв укреплённой точки и подавление пехоты противника. Однако огромный вес, ужасная ходовая часть и отсутствие адекватной брони к 39-41 году выявило полную непригодность для боевых действий. По итогу всю тяжесть первых лет ВОВ пришлось нести КВ-1 и Т-34.

«Сумрачный советский гений и немецкие вундервафли» или как бездарно проср@ть время и ресурсы… Cat_cat, История, Война, Оружие, Авиация, Танки, Вторая мировая война, Длиннопост

Большинство танков данного типа тупо глохли на марше, особенно плохо себя показали Т-35 и Т-28 в зимней войне и в отступлении 1941 года.

«Сумрачный советский гений и немецкие вундервафли» или как бездарно проср@ть время и ресурсы… Cat_cat, История, Война, Оружие, Авиация, Танки, Вторая мировая война, Длиннопост

Брошенный Т-28

«Сумрачный советский гений и немецкие вундервафли» или как бездарно проср@ть время и ресурсы… Cat_cat, История, Война, Оружие, Авиация, Танки, Вторая мировая война, Длиннопост

Т-35 и дойчен зольдатен


В самолётостроении всё тоже было не гладко: КБ разных стран метались от биплана к моноплану. Итальянцы, например, считали, что будущее за бипланами. Для тех, кто не совсем понимает что такое «бипланы» и «монопланы» и какая между ними разница:


Биплан — самолёт с двумя крыльями, как правило, расположенными одно над другим. Такая конструкция позволяет получить большую площадь крыльев и подъёмную силу при меньшем размахе крыла, что очень важно при недостатке прочности. По сравнению с монопланом для взлета и посадки биплану требуется гораздо меньшая полоса (одна из причин почему бипланы дольше прослужили на флоте). Главным недостатком является повышенное аэродинамическое сопротивление. Изначально крылья изготавливались из дерева и обтягивались тканью, прочность таких крыльев не позволяла делать их слишком большими или же ставить слишком мощный мотор. Скорость биплана желала оставлять лучшего, хотя в виражах всё было не так плохо: многие первые монопланы были совершенно непригодны для виражного боя.

Так же бипланы были основными ветеранами Первой мировой.


Моноплан — самолёт имеющий одно крыло, в зависимости от местоположения крыла имел несколько классификаций: низкопланы (крыло в нижней половине фюзеляжа), среднепланы (в середине) и высокопланы (соответственно в верхней). Главными достоинствами монопланов стали такие качества, как прочность, которая была гораздо выше по сравнению с бипланом из-за металлических материалов, высокая скорость, низкое профильное сопротивление воздуху, больший обзор для пилота и увеличенная подъемная сила.

«Сумрачный советский гений и немецкие вундервафли» или как бездарно проср@ть время и ресурсы… Cat_cat, История, Война, Оружие, Авиация, Танки, Вторая мировая война, Длиннопост

Итальянский Fiat-falco-cr42 и немецкий Ju-87, более известный как «Штука»

«Сумрачный советский гений и немецкие вундервафли» или как бездарно проср@ть время и ресурсы… Cat_cat, История, Война, Оружие, Авиация, Танки, Вторая мировая война, Длиннопост

ЦИРК УРОДОВ ОТКРЫВАЕТСЯ


Дамы и господа! Мехводы и пилоты! Солдаты и офицеры! Вашему вниманию я представляю цирк уродов, название которому я ещё не придумал, жду ваши идеи в комментариях. А первым экспонатом станет итальянский красавец Stipa-Caproni, созданный в 32 году инженером Луиджи Стипа и компанией Società Caproni e Comitti.

«Сумрачный советский гений и немецкие вундервафли» или как бездарно проср@ть время и ресурсы… Cat_cat, История, Война, Оружие, Авиация, Танки, Вторая мировая война, Длиннопост

Когда я увидел его, у было только вопроса: «как?» и «нахрена?» И если на первый вопрос можно ответить, то со вторым уже возникают проблемы.


Стипа предложил ВВС Италии идею с использованием фюзеляжа-трубы для увеличения эффективности винтов, ВВС были заинтересованы и заказали прототип. Немного об устройстве: импеллер — это пропеллер, заключённый в кольцо для снижения энергетических потерь из-за перетекания воздуха на конце лопастей. Макаронники решили сделать импеллер-самолёт…

Ничего путного не вышло, хотя образец и прошел тестовые полёты. Конструкцию в процессе дорабатывали, но потом забросили. В 1933 году оригинал был разрезан на металл. Однако, в 1998 году австралийские парни решили сделать реплику этой летающей сардельки, и в 2001 они завершили работу с успехом.

Характеристики и возможности самолёта не очень удручали: максимальная скорость составляла 131км/ч, а продолжительность полёта и вовсе 40 минут.

По словам пилота-испытателя Доменико Антонини, самолёт очень даже хорош. Во‑первых, он был значительно мощнее, чем аналоги с точно таким же двигателем. Во‑вторых, труба-фюзеляж создавала дополнительную подъёмную силу. В-третьих, он был очень стабилен в полёте, только вот аэродинамическое сопротивление было слишком велико для такого самолёта.


Итальянцы будут частыми гостями в этом цикле, но дальше пойдёт их товарищ из Германии!

«Сумрачный советский гений и немецкие вундервафли» или как бездарно проср@ть время и ресурсы… Cat_cat, История, Война, Оружие, Авиация, Танки, Вторая мировая война, Длиннопост

Немецкий танк-бульдозер или таранный танк Rammtiger!

«Сумрачный советский гений и немецкие вундервафли» или как бездарно проср@ть время и ресурсы… Cat_cat, История, Война, Оружие, Авиация, Танки, Вторая мировая война, Длиннопост

Иной вариант машины.

«Сумрачный советский гений и немецкие вундервафли» или как бездарно проср@ть время и ресурсы… Cat_cat, История, Война, Оружие, Авиация, Танки, Вторая мировая война, Длиннопост

Фотожаба, но прикольная, пойдёт в архив.


Что же такое «танк-бульдозер» или «таранный танк»? По задумке — задачей таких боевых машин была сметать всё на своём пути: ломать преграды, завалы, сломанную технику и баррикады. Но и в бою они тоже могли себя проявить, используя обычную тактику «дуй на пролом, авось и сломаешь кого». Данная конструкция предназначалась для уничтожения машин противника исключительно путем их тарана и опрокидывания, чем и пользовались многие танкисты (первый случай танкового тарана был во время гражданской войны Испании, когда Т-26 пошел тараном на итальянский Ансальдо). Задачей экипажа являлся удар в борт танка противника, после чего последний, как правило, выходил из строя. Для усиления этого эффекта планировалось оснащать мощным кумулятивным снарядом контактного действия, крепившимся вблизи носовой оконечности танка на опоре. Сама же история проекта начинается весной 1941 года: в верхах принимается программа «Tigerprogram» по созданию тяжелого танка к середине 1942 года. Конкурировали между собой «Porsche» и «Henschel», компании должны были предоставить прототипы. На заседании, посвящённом перспективам проектирования и создания новых видов вооружения и техники, на котором лично присутствовал усатый австрийский художник, фирмам поручили создать новый прототип тяжелого танка. Началась гонка между Порше «P» и Хеншелем «H», таким образом мы получили 2 прототипа, сильно отличавшихся друг от друга (на первом фото, которое выше образец «P», в котором за основу была взята Пантера). В середине апреля 42-го танки прибывают в восточную Пруссию и совершают 11-ти километровый пробег до ставки австрийца. Оба прототипа часто ломались на протяжении всего участка пробега. На день рождения ветеринару Первой мировой «принесли» 2 игрушки: VK 4501(P) и VK 4501(H). Но сеньор Хилтер даже внимания не обратил на вариант H —потому что господин Порше был его любимчиком, и, кстати, очень зря, что не посмотрел…

Прототип «H» и «P» отличались довольно серьёзно друг от друга, у «H» было 24 катка по 3 в ряд, у Порше 6 катков опорного типа. У «P» башню сместили в носовую часть корпуса, что сильно нарушило распределение веса, силовая установка, размещенная в корме прототипа – 2 бензиновых двигателя с воздушным охлаждением. Вместо привычной коробки передач установили электрореостаты, с помощью которых происходила регулировка скорости хода. Двигатели бензинового типа оказались очень ненадежным решением для создания прототипа: они быстро ломались, требовали постоянного ремонта и легко воспламенялись. Используемая электросистема нуждалась в остро дефицитной меди (ближайшим источником была Финляндия). Главными минусами были: малая маневренность, неустойчивость на мягком грунте, несовершенная система управления, более длинный корпус в сравнение с конкурентом. Через месяц VK 4501 («H») принимают на вооружение и запускают производство. Данных об их использовании в ходе военных действий не имеется.


А вишенкой на сегодняшнем торте станет танковый крейсер Осокина!

«Сумрачный советский гений и немецкие вундервафли» или как бездарно проср@ть время и ресурсы… Cat_cat, История, Война, Оружие, Авиация, Танки, Вторая мировая война, Длиннопост

Во времена ВОВ многие инженеры создавали свои проекты, дабы помочь Родине победить. Одним из них был танковый крейсер. Можете ли вы представить, как он будет пересекать реки или хотя бы фронт? Вот и я нет.

«Сумрачный советский гений и немецкие вундервафли» или как бездарно проср@ть время и ресурсы… Cat_cat, История, Война, Оружие, Авиация, Танки, Вторая мировая война, Длиннопост
«Сумрачный советский гений и немецкие вундервафли» или как бездарно проср@ть время и ресурсы… Cat_cat, История, Война, Оружие, Авиация, Танки, Вторая мировая война, Длиннопост

Летом 1942 года в Наркомат Обороны поступило предложение от инженер-подполковника П.П. Осокина о создании танка-крейсера для РККА. Согласно схемам, проект предлагал строительство большой бронемашины характерного облика. Крупный образец должен был иметь сочлененную схему и собираться из ряда отдельных модулей. Одни составляющие предназначались для передвижения машины, тогда как наиболее крупный элемент являлся боевым отделением. «Танк-крейсер» мог иметь определенную унификацию с существующими образцами, но спецы из ГАБТУ не дали добро, проект был слишком затратным, имел минимальную мобильность и прекрасной мишенью для артиллерии или авиации врага. Да и опыт печально известных нам тяжелых многобашенных танков не хотелось повторять.


В передней и задней частях «крейсера» предусматривалось размещение четырех модулей, отвечавших за подвижность. Каждый из них фактически представлял собой самостоятельный средний танк с собственной силовой установкой, броневым корпусом и ходовой частью. Предполагаемая суммарная мощность машины была на уровне 6000 л.с. Броневые листы должны были иметь толщину 125-мм, корпус имел наклонные лобовые листы, вертикальные борта и горизонтальную крышу.


Этот «монстр», несущий 9 пушек и 14 пулеметов, мог вести огонь в любом направлении, как по наземным, так и по воздушным целям. Наличие ряда поворотных башен и башенок обеспечивало одновременный обстрел одних и тех же объектов из нескольких систем. Важной особенностью проекта было наличие развитого зенитного вооружения. Крупный танк с выдающейся огневой мощью рисковал стать приоритетной целью для вражеской авиации, и для борьбы с нею он получил отдельный набор пушек и пулеметов. Длина всего «танка-крейсера» в сборе составляла 21,5 м. Ширина – 9,7 м. Высота по верхним устройствам башни главного калибра – целых 4,3 м. Боевая масса, по расчетам конструктора, достигала 270 т. Управлять машиной и ее оружием должны были сразу 30 танкистов. Любопытно, что наличие крупных свободных объемов внутри корпуса позволяло танку брать на борт десант из нескольких десятков человек, и «танк-крейсер» мог бы перевозить их под защитой брони, в отличии от своих собратьев.

Лично я очень скептически отношусь к данному проекту. Двигатели бы очень часто не выдерживали и происходила бы очевидная поломка, ни один мост бы не выдерживал бы такое чудовище, пришлось бы перевозить на специальных вагонах в разобранном виде. А потом ещё и собирать его…

Ну его к черту, пусть и дальше в архиве будет.


На сегодня всё, в следующей части я продолжу рассказывать о разных вундервафлях: о французской подлодке с артиллерией, японце с его флотом, немецком автомате для введения огня за углом и о многом другом. До новых встреч!


Источник: https://vk.com/wall-162479647_8140

Автор: Даниил Орловский. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_257748548

Личный хештег автора в ВК - #Орловский@catx2, а это наш Архив постов. Январь 2020

Лига историков

13.4K постов49.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения