521

Судья КC вынес вердикт российскому образованию

Судья Конституционного суда (КС) РФ Константин Арановский заявил о недоверии к дипломам российских вузов и в целом жестко раскритиковал систему российского высшего образования. Такие заявления “Ъ” обнаружил в «особом мнении» судьи по одному из свежих решений КС. Константин Арановский считает, что «бессчетные средства», потраченные на образовательные реформы, стоило использовать «на достойную оплату преподавательского труда». Также судья упрекает ректоров российских вузов за то, что они отказались от «самоуправления и академической свободы» и в результате «обслуживают систему, которая выдает разрешения на профессию». “Ъ” подробно пересказывает размышления Константина Арановского и публикует комментарии к ним от участников образовательного сообщества.


На мысли о состоянии российской системы образования судью Арановского натолкнула жалоба, поданная в КС бывшим предпринимателем Михаилом Чайковским. В 2015 году господин Чайковский обратился в воронежский центр занятости населения за помощью в трудоустройстве. Однако чиновники отказались признать его безработным и назначить пособие: мужчина принес паспорт и трудовую книжку, а центр занятости потребовал справку «о среднем заработке с последнего места работы» и «документ, удостоверяющий квалификацию». Оба требования мужчина успешно оспорил в судебном порядке. В 2015 году КС согласился, что в случае «длительного перерыва в трудовой деятельности» гражданин может быть признан безработным и без справки «с последнего места работы». А на прошлой неделе КС снова поддержал господина Чайковского, заявив, что отсутствие диплома или других «документов о квалификации» не должно ограничивать «право граждан на защиту от безработицы».


Дополнительно судья КС Константин Арановский выступил с «особым мнением»  — так называют заявление, в котором член судейской коллегии может высказать личную позицию по рассмотренному делу. В начале документа господин Арановский рассуждает, можно ли доверять диплому российского вуза, и приходит к выводу, что «профессиональное образование» не в состоянии «уверенно гарантировать квалификацию обладателей дипломов». Более того, судья допускает, что решение КС могло быть другим, «имей образовательные документы иную репутацию, чем теперь».


Он добавляет, что в системе образования «столько динамики, что нельзя рассчитывать на стабильное качество образовательного продукта». В качестве примера господин Арановский приводит инициативу: пересмотр правил аккредитации вузов с последующим распределением их на три категории. «Тогда бы, конечно, вузы снизили издержки… при сокращении штата преподавателей,— предположил судья.— Такие начинания неизменно пользуются поддержкой в административном сословии и среди активистов, они постоянно там зреют и получают иногда реализацию. Не все, однако, видят в них прогресс просвещения». Судья напоминает также, что «не все считают полезным внедрение болонской системы». Он приходит к выводу, что «бессчетные ресурсы», потраченные на проведение образовательных реформ, «можно было израсходовать во благо науке и на достойную оплату преподавательского труда».


«Улучшения в образовании длятся лет тридцать, а результаты их все еще спорны, так что теперь, когда столько истрачено, а доверия дипломам не прибавилось, нет причин полагаться впредь на министерские решения, инициативу ректоратов и на энтузиазм активистов,— заявил судья Конституционного суда.— Не исключено, что придется теперь подождать, пока дипломы большинства вузов и техникумов (лицеев, колледжей и др.) станут убедительными».


«Система платит скудно, если преподаватель не получит в ее управленческом секторе оплачиваемую роль администратора, исполнителя или активиста-энтузиаста,— уверен судья Арановский.— Иногда же она позволяет преподавателю немного прирастить бедный свой заработок, но не за работу, а за хорошую статистику и отчетность, за демонстрацию компетентностного подхода вместо академических методов, за соискание грантов и за рейтинги, мониторинги с графиками и за все остальное, что дорого службам ректората и ведомства. Преподавателю нужно для этого воспитать в себе навыки и умения писать резюме и заявки, размещать их по фондам и ведомствам, оформлять аккредитации, формировать индексы цитирования. В такой обстановке ценят не преподавание и не учебу, а учебно-методические комплексы, которые нужны не студентам и педагогам, а службам, чтобы те хорошо себя чувствовали и оставались при важном деле на выгодных позициях».


«Субординация и отчетность под началом администраторов угнетают преподавание и науку, когда вузы уступают свое самоуправление, академическую свободу, стиль и обслуживают систему, которая выдает разрешения на профессию,— говорит судья КС.


источник: https://www.kommersant.ru/doc/4125068

Дубликаты не найдены

+52

Высшее образование к сожалению лишь одна большая показуха. Преподаватели делают вид что учат, студенты делают вид что учатся.  За исключением парочки вузов.

Знал бы я это, скажем в 10 классе, усиленно учил бы инглиш да поступал бы в иностранный вуз.

раскрыть ветку 17
+16
Хорошо быть судьёй кс.. Особый статус, всякие привиллегии, можно писать свое мнение и оно станет правдой. Он бы лучше падла не о последствиях писал, а о причине, конкретно о чиновниках которые до этого довели
раскрыть ветку 8
+21
Вполне обоснованное мнение. Человек грамотный, имеющий очень высокую квалификацию и профессионализм. Почему падла?
раскрыть ветку 4
+4
Божечки, неужели признают госстатистику фарсом во плоти.
+7

Но он же не следователь...

0
И мы все знаем имя этого человека. Или всей сотни-двух.
+1
А для простоты надо быть всего лишь сыном депутата, чтобы учиться за границей.
раскрыть ветку 1
0

Ну не то чтобы, но... если у вас доход 100 тыщ рублей на семью в месяц, то учеба за границей - вообще не вариант, да

+1
Зависит не столько от вуза , сколько от факультета , учусь в универе , так где то такса есть , учить не нужно , на моем факультете имеют без смазки , и если не хочешь вылететь , нужно предметы знать
0

На самом деле получить хорошее образование можно практически в любом ВУЗе, разница лишь в системе мотиваций вашей лично и ВУЗа. Я знаю некоторые ВУЗы, в которых можно два года закрывать долги, а есть те, в которых крайний срок середина следующего семестра, иначе академ или досвидос. Учебный методический материал везде +\- одинаковый. Конечно, имея должный уровень хитрожопости, можно и в топовом ВУЗе выйти с дипломом нихера не зная, и не платив при этом за него.

В общем о чем это я - самое главное, это понимать зачем ты пошел в универ.

раскрыть ветку 1
+1

А если преподы лекции бубнят себе под нос, на практических занятиях только доклады студентов? Кроме того процветает коррупция, можно как купить ответы к компьютерным тестам так и не сдать экзамен не заплатив.  Как вам такое в одном из топовых вузов Поволжья?

0
Да ты что?! Не поверишь, но так везде и всегда было. Исключения составляют медицинские образовательные учреждения и авиаучилища. А тут прям Америку открыли... По поводу обучения - ну а вы что хотели, моим преподавателям, которые учили меня основном инженерным предметам, всем больше 70 лет, а других нет. Нового ничего нет, поэтому мы учим то, что учили 30 лет назад, а потом приходим на производство и в темпе вальса адаптируемся. И это нормально, так всегда было. А рот открывать как этот Арановский любой может, юрфак много ума не надо закончить...
-1
Выучил? Поступил в ин. Вуз?
раскрыть ветку 1
0

Честно говоря, поступить за рубеж вообще не сложно

+16

То чувство, когда ты член Конституционного суда и можешь написать свой коммент не где нибудь, а прямо в вердикте. Хотя собственно рассматриваемое дело к всему изложенному относится крайне косвенно, если относится вообще.

раскрыть ветку 2
+7

Скорее, когда после суда подрабатываешь на юрфаке, а завкаф лишил премии за не оформленные вовремя РПД )

раскрыть ветку 1
+2

Вот вот, больше похоже!))) Но вот по всем аспектам прямо в точку! Методички, нужно делать новые методички каждый год! Нет, каждый месяц!!!! Отлично! Это напоминает армию, где солдат заставляют делать бессмысленные вещи, чтобы они не «простаивали».

Кстати, данные нововведения актуальны для многих: врачи, учителя, даже низшие чиновники!

+12

В Конституции есть указания только на бесплатность образования, но нет ни слова о его качестве. Получается, что качественное образование Государство и не гарантирует.


По сути он-то сказал всё правильно. Наличие или отсутствие диплома российского вуза не означает ничего. Фактически это обычное мошенничество, преподаватель ставит подпись в зачётку или диплом, заверяя этой подписью объём и качество знаний у студента, но не несёт абсолютно никакой ответственности, если эти знания отсутствуют. Ни он, ни ВУЗ, вообще никто. В любой аналогичной ситуации, если услуга оплачена, но не получена следует суд и возмещение затрат.

раскрыть ветку 7
+1
услуга оплачена, но не получена

Если часы начитаны согласно программе, какие вопросы? Уровень знаний зависит как от обучающего, так и от обучаемого.

раскрыть ветку 5
+6

Получение уровня знаний действительно зависит от обучаемого, а вот оценка уровня знаний и достоверность этой оценки никак не зависит и является полной ответственностью обучающего.

Именно поэтому напротив каждой оценки ставит свою подпись конкретный преподаватель, а не сам студент себе оценки проставляет. И дипломы печатают на госзнаке с защитой от подделок. Потому что это не кусок бумажки, а реальный документ, и ответственные за фальсификацию данных в этом документе должны преследоваться законом.


По сути преподаватели, которые выдают дипломы студентам не освоившим объём знаний согласно программе, занимаются мошенничеством. С нанесением весьма конкретных убытков, в том числе и финансовых. Если студент перестал осваивать программу, начиная, например со второго курса, а его дотянули до защиты. Это означает что несколько лет из бюджета на его фиктивное обучение продолжали выделяться реальные деньги. И счёт там может идти на миллионы, на особо крупный размер вполне тянет. Обычное мошенничество, за которое нужно сажать в тюрьму.

раскрыть ветку 4
-2
В Конституции есть указания только на бесплатность образования, но нет ни слова о его качестве. Получается, что качественное образование Государство и не гарантирует.

В конституции зато есть много других пунктов, связанных не только с образованием.

Но лично я их исполнения со стороны государства не наблюдаю.


Да и вообще. Перепиши завтра конституцию - кто-то что-то против скажет? Я вот сомневаюсь.


Вы как хотите, а я в change.org верю больше.

+4

Образование - самое бардачное ведомство в стране. За ним идет здравоохранение.  И никому не нужно наводить там порядок. Потому что власть не пользуется Россией, и ее образованием в частности.

+4

а зачем платить преподавателям?

Надо, чтобы у ректора была дача на берегу, у заместителей - тоже неподалёку.

Чтобы аффилированные люди копипастили методички, получая за 2 недели полугодовую зарплату.

Чтобы в холле висел телевизор, на котором сменяются 3 картинки, а доски падали прямо в аудитории.

Чтобы финансировать сомнительные исследования сына тёти мужа троюродной племянницы двоюродного дедушки, над которыми смеются даже британские учёные.

Чтобы ездить всем административным составом в командировку куда-нибудь в Дубровник.

А образование? Преподаватели и так найдутся. За 15к и 300 студентов на семинарах в неделю. Мел дешёвый, а доски ещё с 88 года вполне себе висят.

+7

Да, этот судья прав. Именно поэтому у нас в особом почете судьи с дипломами Тбилисского государственного университета.

+3
Ну, и чё? Я пока тут сижу, за всё это время (на ресурсе) заебало сотрясение воздуха. Все пиздят (кому где нужно ударение составьте) и никто ничего не делает.
раскрыть ветку 4
+7

А ресурс для того и создан, если глобально посмотреть. Предлагаешь заткнуться и безропотно делать, что скажут сверху? Или я неправильно понял?

+2

А что предполагается сделать? Ну вот чуваки собрались, съездили по куче городов РФ, поговорили с кучей учеников/учителей и чиновников, сняли док фильм (https://youtu.be/pyVtH_trR_k) о ситуации в образовании. Ученики/родители/учителя - говорят, мол, жопа, чиновники говорят - нам норм.


Все. Что вы предлагаете? Критиковать чиновников, мол вы не правильно руководите? Они в курсе, ответ министра образования в фильме есть. Во вторых, "вы что хотите как на Украине?".

Формировать альтернативные государственной системе образования, собственную систему обучения детей? Чтобы этим заниматься нужны деньги. Денег у населения нет.(пруф 1: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/11/23/66655... ) (пруф 2 https://tvk6.ru/publications/news/44981/ )

раскрыть ветку 1
-1
Лол, а ничего, что есть хорошие вузы(и их не мало)? Сколько раз за свое обучение вы сталкивались с вопросами коррупции? Я не сталкивался, например и уровнем знаний доволен.

Откуда берутся призеры международных олимпиад, если ситуация такая, какой её описывают тут комментаторы?

Про техническое оснащение и вовсе молчу, сейчас любой вуз имеет компьютеры и минимальное оборудование, необходимое для изучения предметов, и это не говоря о мастадонтах, в которых есть вообще любое оборудование. И давайте на чистоту - именно в них и учатся достаточно способные люди.
+1

Чтоб решить проблему, надо ее осознать и сформулировать.

+1

А с чего началось дело? Чувака без высшего образования (или с никуда не годящимся дипломом), отказали признать безработным?

раскрыть ветку 1
0

Да, примерно так

+1

такими темпами судья КС Арановский дойдет до того что увидит тотальное нарушение конституции государством по отношению к своим гражданам. Расшатывает скрепы шельмец

0

Очередная душеспасительная проповедь с срывом покровов, хотя учитывая, что Конституция у нас сама приближается к филькиной грамоте,  требовать от КС хотя следить за нерушимостью ее пунктов, а не открывать глаза в духе ютуб блогеров, думаю бессмысленно.

Грубо говоря, чья бы корова мычала!

0

У нас в стране ходит судья с купленным дипломом, а он печется о плохом образовании. Образование в вузах плохое? Может стоит начать со школ и для начала не навязывать уроки религии, или учителям поднять оплату и пригласить квалифицировапный персонал, гдядишь и образование сразу подпрыгнет.

0
К сожалению, все статусные и разрешительные бумажки у нас продаются.
Начиная с диагностической карты, заканчивая депутатской коркой. Дипломы где-то посередине.
раскрыть ветку 3
0

Мне тут на техосмотре выявили нерабочий тормоз на заднем правом колесе. Все те пару дней, пока я ездил на СТО его чинить, потом возвращался на техосмотр, где успешно прошёл стенд и получил карту, раз 7 от разных людей услышал, что маюсь хернёй, что надо было просто купить диагностическую карту и не сношать себе мозг. Аргументы были от "задние тормоза не роляют, забей" до "тебя разводят на ремонт".  Жесть, какое говно у людей в головах.

раскрыть ветку 2
+2

Людям, что сами осуществляют тех. обслуживание своих автомобилей, действительно подобные мероприятия не интересны. Кончилась страховка - купил техосмотр и полис в одном месте, поехал дальше. Быстро и наверняка.


Кто тормоза прокачать или суппорт поменять не хочет/не может/вовсе не обнаруживает неисправность - тем да, регулярный осмотр полезен.

+1

Заезжал на одну СТО, показал дисбаланс тормозов, до этого туда заехал товарищ, с новыми суппортами и дисками, тоже показал дисбаланс тормозов, на ту же сторону....

0
Подумал "причём тут судья Контр Страйка" сначала..
0

Грефа на него нет

раскрыть ветку 1
0

Герман "Где-карту-открывали-туда-и-идите" Греф всё больше напоминает Рогозина в Роскосмосе в последнее время. Сложно его воспринимать всерьёз

-3

Ну так то он прав. Только медвед и вся его кодла считают иначе. Как - видно по тотальному пиздецу в науке и образовании. Оптимизаторы всех мастей усердно оптимизируют все, до чего дотянутся, хорошие преподы и учёные "ушли в бизнес", а на качество и репутацию всем давно пофиг.

раскрыть ветку 4
+2
Только медвед и вся его кодла считают иначе.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
-1

Бедный Путин. Как у него от бессилия руки не опустились? Работаешь, работаешь, а медвед и вся его кодла всё портят. Ещё эти американцы и проклятые школьники Навального пакостят! Человечище прямо. Всё против него, и депутаты эти злые, но ведь нет, не сдаётся - идёт вперёд и наносит стране пользу!

раскрыть ветку 2
-5

Высшее образование необходимо для того , чтобы человек умел договариваться грамотно, дать ,взять денюжки. Заводить знакомства, потому что в будущем как мы видим однокурссники начинают работать  вместе , управлять страной , пилить бюджет

-6

Секрет хорошего специалиста известен издавна, получив общую школьную теорию, устроиться к хорошему мастеру подмастерьем. Больше и лучше уже никто не даст, дальше только практика и самообразование.

раскрыть ветку 16
+7

Это справедливо только для рабочих профессий, и то не для всех. К врачу-самоучке (желательно, к хирургу) хотите попасть? Или пользоваться результатами труда такого архитектора?

ещё комментарии
+1

Мастера должны работать в школе, а не после школы. Учебное заведение существует для получения конкретных и необходимых знаний, а не всякой посторонней фикции.

В медицинских вузах преподают практикующие врачи, больницы при многих вузах считаются одними из лучших лечебных заведений. В театральных вузах тоже почему-то преподают народные и заслуженные артисты (Табаков, Гафт). А например в технических вузах, почему-то преподают доценты, кандидаты и прочие ботаны, ни одного инженера на весь вуз выпускающий инженеров. Вся биография: учился, защитился, преподаёт. Конечно они говорят, что главное "научиться учится", что они ещё могут сказать ни дня ни проработав на производстве?

раскрыть ветку 6
0
А например в технических вузах, почему-то преподают доценты, кандидаты и прочие ботаны, ни одного инженера на весь вуз выпускающий инженеров. Вся биография: учился, защитился, преподаёт.

Это вырожденный случай, с этим надо бороться. Могу сказать, что у меня преподавало большое количество практиков, я и сам не преподаванием основные деньги зарабатываю (хотя и доцент и к.т.н.)

раскрыть ветку 4
-3

"Не умеет играть в футбол? Ну хорошо, будет тренером."

ещё комментарии
Похожие посты
Похожие посты не найдены. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: