Сцены поединков на холодном оружии в кино и сериалах. Очень скучная предыстория

В данном посте мне захотелось рассмотреть классическое кинофехтование, как оно выглядело и к чему пришло. Боевики и всякий эшен пользовались популярностью всегда. Недаром даже Джеки Чан учился у мастеров комедийного боевика из старого Голливуда. Тут вам и Чаплин, и Ллойд, и Китон, но раз уж мы говорим о фехтовании, то надо вспоминать Дугласа Фернбекса и Эролла Флинна.  Однако их мы вспоминать не будем. Их поединки, лично мне показались скучными и недостаточно сильными в техническом плане.

Вместо этого вспомним лучшие образцы жанра

Знак Зорро 1940 год. Классическая классика. Оба противника умеют фехтовать, оба стоят в правильной фехтовальной стойке, двигаются быстро, движения сценические, крайне отточенные.

Отметим следующие моменты. И Тайрон Пауэр и Бэзил Рэтбоун фехтовать действительно умели. В начале поединка идут сразу два классных момента.

1) Капитан Эстебан защищает руку перчаткой с широким раструбом. Это совершенно привычное действие для кавалериста.

2) Снятый "в живую" эпизод со свечой. Задает настроение всей сцене.

Для киноманов. С началом поединка музыка исчезает и остается только звон клинков. Подчеркивает драматичность сцены. Также тут присутствует изящный обмен репликами, классическое "корпс а корпс" и диалог через скрещенные клинки - 2 минута 25 секунда .  Для гурманов, рекомендую пост Фехтование - основы, часть вторая  в нем чуть подробнее рассказывается о классическом фехтовании и терминологии.

В таких поединках всегда много того, что можно обозвать "парад - рипост", то есть один из фехтовальщиков берет защиту, отбивая удар и мгновенно наносит свой. Часто для того, чтобы не ранить актеров эта связка выполнялась либо на безопасном расстоянии, либо клинок в клинок без реальной угрозы.

В данной сцене такое тоже присутствует, но постановщики это ловко маскировали, часто проскальзывают моменты, когда противники используют связку - сбив клинка противника + атака корпуса, (какой нибудь гейский сноб применил бы термин "батман", но я не из таковых) самый яркий момент на 1 минуте 59 секунде.


Присутствуют, разумеется, финты и обманки. Оба противника постоянно раскручивают клинки и проводят связки ударов. На 3 ей минуте Ретбоун отбивает удар и сразу атакует корпус противника. Зорро не успевает подставить клинок, но успевает отклонить корпус.

И финал. Классическая обманка, Эстебан не успевает за клинком Зорро и погибает.


Вот, собственно, в таком ключе и фехтовали в "золотую эпоху".

Сирано Де Бержерак 1950 года. (По моему мнению лучшая постановка этого произведения вообще, Хосе Феррер сыграл замечательно).  Данный фрагмент показывает нам именно постановку боя  "один против нескольких". Постановщик еще не рискнул ставить героя спиной к части противников, поэтому все атакуют единым фронтом, мешая друг другу.  С 1 минуты , 59 секунды, в течение секунд 6 (шести) очень драматичная борьба героя с тремя противниками.


От драмы перейдем к чему то повеселее. Все знают, что лучший Д'артаньян это Боярский, но в свое время эту роль исполнял живая легенда Голливуда - Джинн Келли. Физической подготовке этого человека можно только позавидовать

Тут также прекрасно все. На второй минуте Джинн Келли действует так ловко, что Гонконгские каскадеры 80 х нервно курят. С точки зрения именно фехтования, тут ничего особенного нет, но это прекрасный образец именно трюкового кино. Внимательные киноманы, могут отметить для себя, что некоторые моменты ( подвешивание гвардейца на крюк (рога), на стене  и (или) избиение тех же гвардейцев скамьей, позднее перекочевало в советский фильм).


В ту же копилку можно отнести множество фильмов той прекрасной эпохи. Тут вам и  "Узник Зенды" и пародия не него в "Больших Гонках", в ту же копилку "Скарамуш", с совершенно очаровательным главным гадом, которого играет лучший  Андрей Болконский (в США) и супруг Обри Хепберн - Мел Феррер (на мой взгляд у него идеальная фигура для фехтовальщика, длинные руки и ноги) и т. д. и т. п.


Прошло время и это кинонаследие подверглось переосмыслению. С огромным уважением к первопроходцам отнеслись как в первой части "Пиратов Карибского Моря", так и в "Принцессе Невесте".  Вспоминая о последнем фильме, все любят много рассказывать о дуэли между Уэсли и Монтойей, но лучше мы посмотрим кое что другое

Очаровательный детский фильм. Никакого секса, одно насилие. Ладно к делу. Это один из тех поединков, где технические действия вообще не важны. Мендел Патинкин настолько прочувствованно произносит знаменитую фразу своего персонажа, что все остальное отходит на  второй план.  На 36 й секунде мы видим сцену, которая, в свое время, смотрелась аналогом знаменитого "да ну на х..." в "Очень страшном кино 2 ". 

Тут все подчиненно искренней жажде мести и ничего другого просто не остается. Залитый кровью Монтойя и его враг, отступающий под яростными ударами. Музыка сопровождает каждое действие, каждый удар.  Слова не нужны, остается только отступить в восхищении.


Пираты Карибского Моря. Джек Воробей против Уилла Тернера.

Что в этом поединке хорошо? Да все. Конечно, актерам не хватает скорости и мастерства того же Пауэра или Ретбоуна (ветерана ПМВ, кстати) из первого видео, но сцена все равно чудесная.

Герои просто сражаются,  а зритель понимает, что Джек, тот еще пройдоха, способный на нестандартные шаги, не всегда продумывающий последствия своих действий (сцена когда он выдирает клинок из перекрытия, упираясь ногами в балку), но всегда находящий выход из самых затруднительных положений. Он постоянно использует всякие подручные средства и непрерывно острит. При этом не лишен неких понятий о чести и не хочет убивать храброго юношу, вставшего у него на пути.  Тернер же храбр, страдает от неразделенной любви и не отступит даже пред лицом смерти. Все элементы "золотого века" на месте. Диалог через скрещенные клинки, трюки нереалистичные, но отлично смотрящиеся. И при этом сцена снята не просто так, а с конкретной целью раскрыть персонажей. Именно такие моменты и сделали первых "Пиратов... " великим фильмом.

Пост вышел скучноватым, но без него не будет понятно, что именно изменилось в постановке боевых сцен и что нового принесли "новые времена".

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
12
Автор поста оценил этот комментарий

Очаровательный детский фильм. Никакого секса, одно насилие.

Это прекрасно. Смеялся.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Я до сих пор жду от автора разбор сражения между отрядом Эддарда Старка и Мечом Зари

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку