Странная японская деревня, где людей меньше чем...
Представьте себя в поездке по Японии. Да, да, у нас опять рубрика «странные места на Земле». Итак, Страна восходящего солнца. Если говорить конкретно, то добро пожаловать на Сикоку. Это самый маленький из четырёх главных островов Японии и наиболее «сельский» и пасторальный. Едете вы себе спокойно по дороге, позади осталось с десяток небольших деревушек, и всё, что отложилось в вашей памяти о них, так это безлюдность и запустение, незаметно пробивающееся в каждом уголке. Да, прогресс и урбанизация совершенно не щадят эти поселения. Молодёжь уезжает в большие города за удобствами и деньгами, а старое поколение, «привязанное» к этим местам традициями и воспоминаниями — недолговечно. Некому больше обрабатывать поля, ухаживать за домами и убирать природный мусор. Вот и плодятся пустые хижины и безлюдные улицы вдоль всей трассы. С такими грустными мыслями вы въезжаете в деревню Нагоро. И с удивлением обнаруживаете, что оно, в отличие от других поселений, буквально заполнено людьми. После всего, что вы видели раньше — такое многолюдье выглядит крайне странно. На полях можно заметить работающих людей, возле школы детишки ждут начала занятий, на берегу торчат удочки рыбаков, электрики на столбе чинят проводку, а в сельский магазинчик даже небольшая очередь стоит. Но как только вы останавливаетесь и приглядываетесь ко всем этим фигурам повнимательнее, обнаруживается пугающее и непонятное обстоятельство. Оказываются, что это не люди, а…
Вот они!
Куклы, точнее, какаси («пугало» по-японски, не путать с героем «Наруто»). Но только одеты и выглядят они точь-в-точь как живые люди. И стратегически расположены в тех местах, где обычно протекают важные деревенские события. Ну и позы у них вполне привычные для любого сельского жителя. Куклы стоят, опираясь на лопату в огородах, ждут автобус на остановках, сидят на скамейках возле домов, что-то выбирают на прилавках вдоль трассы. В этой деревеньке огромное множество кукол. И создал их всего один человек — художница Аяно Цукими. Когда-то давно, она повторила путь многих жителей деревень острова Сикоку — вместе со своей семьёй уехала из родного края в мегаполис — Осаку. Там у них началась обычная городская жизнь, главная героиня принялась осваивать гончарное мастерство и прочие искусства. Но в 2002 году родителей вновь потянуло к земле и Аяно, как послушная дочь, вернулась вместе с ними. К этому времени деревенька уже начала постепенно захиревать, но Родина есть Родина. Надо было ухаживать за огородом, ремонтировать домик и налаживать свой быт. Первого какаси Аяно сделала для выполнения его прямых обязанностей — отпугивать надоедливых птиц от огорода. Оно было таким реалистичным, что с ним здоровались прохожие. Потом последовало ещё несколько пугал — Аяно просто понравилось это занятие. А затем, произошло грустное событие — скончалась соседка, которая жила в доме через дорогу. Аяно, скучая без ежеутренних диалогов с ней, сделала какаси по её образу. Такая же поза, одежда и даже поставила её в том самом месте, где они обычно встречались каждое утро. Просто, для того чтобы с ней можно было поздороваться при выходе из дома. Времена шли, всё больше людей умирало или покидало деревню. А Аяно продолжила создавать фигуры. Как она говорила, что делает это для того, чтобы просто помнить обо всех своих соседях. Словно они никуда не исчезали и продолжали жить рядом.
Сама Аяно. Ей сейчас больше 70-и и она практически самая младшая в этой деревне.
За все эти годы, количество кукольного населения деревни увеличилось до трёх сотен, а вот число живых людей всё так же неизбежно понижалось. В сентябре 2019 года в ней проживало всего 25 человек. И что характерно, они совершенно не были против такой деятельности их соседки. Многие даже активно помогают Аяно в её работе по «заселению». А она с радостью делится секретами своего искусства, давая мастер-классы всем желающим. В том числе и тем, кто в качестве туристов посещали это поселение. Когда закрыли сельскую школу, а оставшихся детей перевели на учёбу в другой район, многие из них сделали свои копии и поместили в классы, где они когда-то учились.
В школе идут вечные занятия.
На создание одной куклы у Аяно уходит примерно три дня. Одежду для них ей вначале поставляли жители деревни и потом к ним присоединились поклонники её «творчества» из других городов Японии. Многие из кукол уже «перерождались» несколько раз. Всё-таки нахождение на открытом воздухе губительно для ткани и газет, из которых они сделаны. По словам самой Аяно, за всё это время она сделала уже в районе тысячи какаси. Каждого из них Аяно заносит в особый журнал, который доступен для любого посетителя деревни (на фото ниже страница из него). Там есть фотография «жителя» и описана биография его прототипа. Как говорит, Аяно — чтобы ничего и никто не был забыт. Вскоре эта деревня стала довольно популярным местом среди туристов. Настолько, что первое воскресенье каждого октября проводится фестиваль. С угощениями, знакомством с новыми пугалами и мастер-классами (в последние два года они были отменены). Каждый год в деревню приезжает 3 тысячи туристов. Многие из них приезжат уже не первый год. И судя по реакции Аяно и многих других жителей, никто из них не против такого внимания со стороны остального мира. Им просто приятно общаться с новыми людьми и видеть незнакомые лица в своей родной деревне, где уже давно не было гостей.
Страница из журнала. Это мэр, если что.
Так что, крипово это или, наоборот, мило, решать исключительно вам. Мнение самих посетителей этого странного места слишком уж разнятся. Кто-то говорит, что не хотели бы оказаться в темноте в этой деревне, даже зная про особенности её обитателей. Ну а другие, утверждают, что куклы детей, которые сидят за школьными партами перед доской с надписью: «Тёма урока: как я провёл каникулы», смогли глубоко тронуть их сердце. Как и надпись в городском журнале «Мы не простые пугала. У каждого из нас есть своё имя, характер и жизненная биография, описанные в этом журнале».