Страх, наивность, мягкотелость и система здравоохранения. История болезни (Часть 2).

Часть 1

http://pikabu.ru/story/strakh_naivnost_myagkotelost_i_sistem...


После отъезда в другой регион, я каждую неделю созванивался с бабушкой и мамой. Интересовался у обеих здоровьем бабушки. Бабушка не всегда говорила, как обстоят дела на самом деле, а мама отмечала, что дела идут с переменным успехом...

Через полгода взял отпуск и поехал домой. К моему приезду, бабушка решила сделать сюрприз - пришла пешком от своего дома, до дома, где я жил: то есть спустилась с 5-го этажа, прошла через полгорода (км 1,5 - 1,8), поднялась на четвертый этаж. Для меня это был вообщем-то сравнительно хороший показатель. Да и по приезду я заметил, что настроение у нее вообщем-то бодрое.

Во время отпуска я ходил к ней в гости, мы балакали, толковали о чем нибудь... Но чувства прежней легкости и беззаботности не было. Как-то раз бабушка опять пожаловалась на желудок (не так сильно как раньше - видимо из-за того, чтобы я опять не повел ее по врачам). Я опять повел ее по врачам. Терапевт снова назначила анализы крови, я настоял на ФГДС. Гемоглобин опять был низким, ФГДС могли сделать только через 2 недели (честно говоря, от таких очередей на такие важные и не часто и не всем подряд назначаемые диагностические процедуры я офигеваю).

Сделали ФГДС - в этот раз процедура прошла хуже, чем в прошлый раз. Я пришел за результатами к терапевту. Спросил, что с полипом-то можно делать (в инете прочитал, что с если их не удалять, то с высокой степенью вероятности перерождаются в злокачественную опухоль). На что терапевт что-то невнятно пробурчала, я только понял "ну а что вы хотели в таком возрасте, не операцию же проводить" (бабушке было 87). Опять был выписан сорбифер, на этот раз в ампулах (для уколов).

Как-то раз бабушка пожаловалась, что у нее проблемы со стулом. Опять к терапевту, опять анализы крови и направление к инфекционисту.

Честно говоря, я очень устал водить постоянно больную бабушку в поликлинику, стоять очередь, сдавать анализы и получать фигу в виде назначение сорбифера. Но выбора не было. Сдали кровь, пришел за результатами. Результаты предсказуемо плохие, на что терапевт задает вопрос, от которого я ***ел: а что вам сказал гематолог?  Я говорю, что вы так и не дали направление. Ответом было: а, да, забыла направление. Сказал дайте сейчас. Терапевт говорит надо дождаться результатов от инфекциониста. Для того, чтобы сдать анализы инфекционисту нужны две недели (не пить не каких лекарств, чтоб результаты были чистыми) + пока получим сами результаты.

Получили результаты от инфекциониста - дизбактериоз. Назначили лечение - 1 месяц. Потом повторная сдача. Я не знаю в честь чего, но в мою голову пришла мысль - что вот она причина низкого гемоглобина, - дизбактериоз, его вылечат и будет все ок. Уж очень хотелось верить.

Но отеки на ногах стали появляться вновь, и я опять приходил вечерами и втирал эффектум или троксевазин. К тому времени время моего отпуска подошло к концу, нужно было вылетать на работу.


Я раза 2-3 в неделю звонил домой, интересовался, как идут дела у бабушки. Но хороших новостей становилось все меньше. Звонить домой все больше не хотелось, чтобы не бороться с неприятным ожиданием нехороших новостей.

На работе я планировал взять отпуск, и во время отпуска поработать в другой организации, дабы немного подзаработать. Приближалось время отпуска, но новости становились все хуже и хуже.

В начале июня (2015) позвонила мама и сказала, что знакомые ей передали, что видели, как бабушка возле школы, как ее прохожие подняли и довели до дома. Сама бабушка маме об этом случае не сказала (а мне потом все говорила, кто-же маме мог рассказать). В середине июня, мне позвонила мама вся в слезах и сказала, что бабушка умирает... что бабушка позвонила маме и сказала, что ее утром вырвало не с того не с сего на пустой желудок. Я почему-то запаниковал, подумал, что бабушка умирает сейчас во время нашего разговора, говорил, что надо что-то делать вызывать скорую и т.д... Потом немного поостыл, позвонил бабушке, она быстро взяла трубку. Спросил, что у нее случилось. Бабушка спокойны-спокойным голосом рассказала что случилось, что сейчас чувствует себя лучше... Спросила, как у меня дела, когда приеду... Я сказал, что до НГ не приеду, так это был у меня второй отпуск и дорога до места проведения отпуска не оплачивалась... Бабушка сказала "ну, ладно, хотя бы звони почаще" (раньше она очень сильно настаивала, чтобы я приезжал как можно раньше). Поговорили мы с ней хорошо, но я не переставал удивляться ее спокойствию, отсутствию былой настойчивости и требовательности.

6 июля я вышел на новое место работы. 7 июля мне позвонила мама и сказала, что на узи брюшной полости нашли опухоль толстого кишечника - поперечно-ободочной кишки (так называемый "печеночный угол" - излюбленное место опухолей) 7 см. Мы догадывались, что это был рак.

На новом месте работе, я должен был проработать 1,5 месяца, но проработал 2 недели и улетел домой, - мама настаивала на моем скорейшем приезде, так как думала, что бабушке осталось несколько дней, может неделю. Я ехал с надеждой на то, что разрешат делать операцию и помочь в подготовке к операции.


Дома была гнетущая атмосфера. Было тяжело видеть бабушку и понимать, что ее скоро не станет. Кроме того, мы ей не говорили о ее диагнозе. И у нее было эйфорическое настроение (я знал, что у больных туберкулезом в последней стадии бывает такое, они ходят все счастливые, строят наполеоновские планы), и чем счастливее было ее лицо, тем тяжелее было мне.

Мы пошли к онкологу. Он посмотрел карточку, и почему-то решил, что это опухоль не кишечника, а яичников. И назначил осмотр гинеколога. Мы сходили к гинекологу, затем еще раз сделали узи, - диагноз подтвердился. Снова к онкологу. Тогда он назначил рентгенографию кишечника. Нам с мамой сначала отказали, сославшись на то, что нет бария. Мы купили барий. Было видно, что не хотят возиться (барий должны были вводить ректально). В итоге пришли к компромиссу - бабушка пьет барий днем, - делают рентген, пьет вечером - делают рентген, пьет барий утром - делают рентген, отдают результаты.

Бабушке эти поездки давались необычайно трудно (каждый раз спуститься и подняться на 5-й этаж, лифта нет), ей даже сидеть было тяжело.

Получили результат рентгенграфии, опять к онкологу. Он посмотрел, назначил анализ крови на онкомаркеры. Сдали кровь, результат просто идеальный... Но он переназначат не стал, - было итак видно, что не все нормально. Он выписал направление к хирургу-онкологу (в другой город, так как в нашем нет).


Необходимо сделать отступление, и сказать, что мы с мамой мучались, и не знали, стоит делать операцию или нет, у нас буквально разрывалась голова от этих противоположных мыслей. Я был скорее за операцию, - на мой взгляд, это хоть какой-то шанс (я где-то читал, что старых людей опухоль развивается медленнее, и что рак кишечника в отличие от рака желудка намного реже метастазирует), мама скорее против - операция тяжелая, даже если она ее переживет, то будет мучаться. Но мы оба твердо не знали как будет лучше. Терапевты - в районной поликлинике (та, которая "вела" бабушку с 13 года) и в платной, были против операции, мамины знакомые операционные медсестры - тоже говорили не стоит, что мы даже не представляем, что творится в операционных; родственники тех, кому сделали операцию и кто умер - тоже отговаривали; местный хирург сказал, что после наркоза у пожилых людей бывают нарушения с психикой.

Но в очереди к онкологу также были те, кто перенес операцию 3-5 лет назад. Мамина хорошая знакомая сказала, что срочно стоит делать операцию, что ей год назад сделали операцию на кишечнике и сейчас все нормально (в этом году (2016) в начале августа она умерла). К тому же онколог сказал, что можно попробовать.


Но кроме этого всего была еще одна проблема - уговорить бабушку на операцию и как-то суметь объяснить что это за операция и для чего она нужна, при этом обойти тему диагноза. Я обрабатывал тему операции потихоньку. Вначале говорил, что кишечник от старости стал хуже работать, и  надо сделать простую операцию. Говорил, что читал это многим помогает. Рассказывал, что ей сразу станет лучше и не надо будет пить лекарства. По мере того, как бабушка приходила к мнению, что можно и сделать операцию и что сейчас "новые технологии", я более правдоподобно преподносил информацию. Боли у бабушки усиливались, и как-то вечером, она сказала - "везите меня на операция, я не хочу жить". Я бабушке сказал все  как есть по поводу операции: операция тяжелая, сложная, из живота будет трубка калоприемник, возможны осложнения, возможно эту операцию она вообще не переживет. Но эта операция хоть какой-то шанс на нормальную жизнь. Мы с мамой бабушку вымыли, подготовили везти в больницу, позвонили врачам, предупредили, что приедем на прием. Утром (четверг) приходим к ней, а она отказывается ехать (боли стали слабее). Я расстроился, операция почему-то мне казалась выходом из ситуации... В понедельник мы все-таки поехали на консультацию по поводу операции.


Привезли мы бабушку к хирургу-онкологу. Ждали его возле кабинета в онкологическом отделении. Я был в ужасе от атмосферы царящей там: мимо нас плелись шатаясь и шоркая ногами худые бледно-желтые... живые мертвецы с потухшим взглядом. Я старался бабушку заговорить, чтобы она не поняла, где мы находимся, сам тоже старался не смотреть на этих людей... мне было плохо и страшно.

Врач вышел из кабинета и позвал нас к себе, чтобы осмотреть бабушку. Как только он взглянул на нее, у меня отчетливо пронеслась мысль, что операции не будет. К нему в кабинет зашли мама с бабушкой. У меня в голове крутились мысли, которые буквально разрывали меня на части: с одной стороны, не смотря на то, что я видел реакцию врача и что, скорее всего операции не будет, я все же хотел, чтобы операция была - было страшно думать, что бабушка будет медленно умирать и при этом мучаться (могла возникнуть непроходимость кишечника, метастазы и другие осложнения); с другой стороны, было мучительно осознавать, что вероятность неблагополучного исхода очень высока и в случае проведения операции бабушка умрет, - т.е. мы с мамой  станем причиной ускорения смерти бабушки... И чем дольше бабушка была в кабинете, тем сильнее мне не хотелось операции, у меня внутри все сжималось, я не хотел своими руками подводить бабушку к смерти...


Открылась дверь кабинета доктора, вышла бабушка с радостным лицом, за ней мама. Бабушку мы оставили в коридоре, с мамой зашли в кабинет. Хирург довольно жестко начал с того, что мы даже не сделали колоноскопию - уже хотя бы по этой причине об операции не может быть и речи (нам, даже никто и не предлагал ее делать; честно говоря, даже если б и предложили, я не знаю, стали бы мы ее делать - процедура очень мучительная для здоровых и молодых, как бы ее перенесла бы бабушка - даже неохота думать. Да и когда узнали о диагнозе, особого смысла делать уже не было). Также он сказал, что произошла уже декомпенсация всех органов и систем и наркоз просто убъет бабушку. Также он маме еще говорил, что хоть и возраст не является противопоказанием к операции,  но в основном операции делают до 80-ти лет. На вопрос мамы, сколько приблизительно бабушке осталось, хирург вполне логично и как-то протяжно ответил "а я не знаю".

Честно говоря, и я мама почувствовали сильное облегчение от того, что ушла эта неопределенность по поводу операции, мысли об этом отнимали у нас слишком много сил (хотя я тогда частенько думал, и даже сейчас иногда приходят мысли, - может стоило сделать операцию), - оставалось только смириться...

Это было 20 августа 2015 года.


Из больницы бабушка ехала в хорошем настроении, была довольна тем, что ей не надо делать операцию. По пути мы заехали в сбербанк, сделали бабушке карточку, - чтобы пенсию переводили на нее и мама могла снимать деньги без лишних юридических изысков.

Дома мы пили чай, обсуждали случаи из жизни. Я смотрел на бабушку и пытался поймать и запомнить каждый миг. Вечером, я остался ночевать у бабушки.

Утром, я собирал вещи. В этот день я вылетал на работу... Мы еще раз все обсудили всякие мелочи, и как бабушка будет себя вести: что будет слушаться маму и когда станет скучно или что-то непонятно звонить мне.


В моем поведении было что-то не то, что-то непривычное, бабушка мне сказала: "да езжай спокойно, не бойся, не помру, дождусь твоего приезда в следующий отпуск". Я уезжал и знал, это наши последние мгновения вместе и мы с ней больше никогда не увидимся...

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

процедура колоноскопия-ужасная,мне делали,это кошмар!

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ох уж эта колоноскопия. Уж сильно разнятся отзывы.

Автор поста оценил этот комментарий
Моей бабушке делали под общим наркозом.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку