Столярные курсы для новичков. Занятие №3

Вводная: Отправилась учиться на столярные курсы. Подумалось, что отчёт о том, что на них происходит, может быть кому-то интересен. Опыта в столярке ноль.

Столярные курсы для новичков. Занятие №1

Столярные курсы для новичков. Занятие №2

Сразу скажу, что мозг у меня - не компьютер, что-то я могла не запомнить, что-то - запомнить неточно, что-то гуглю постфактум и иногда ошибаюсь - это всё не со зла, и 99% - что это мне не на занятии неправильно сказали, а что я напутала.

Тема третьего занятия (16.09) - сверление древесины.

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Для начала нам показали несколько интересных музейных экспонатов - немецкий сверлильный станок, вроде бы довоенный ещё:

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

И... я даже не знаю, как это чудо назвать - но выглядит внушительно (коловорот на столе перед преподом тоже внушает):

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

После небольшого экскурса в историю возвращаемся обратно в 21й (ну как минимум, в 20й):

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

После небольшого рассказа об обычных свёрлах (никакой Америки я тут не открою) рассказ перешёл к более специфичным для столярки: коронкам (зелёные на верхнем фото), сверлу Форстнера, сверло под конфирмат, сверло под зенковку, зенкер.

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Сверло Форстнера выпиливает круглые отверстия заданного диаметра. Основная разница между сверлами Форстнера и коронками - коронка выпиливает "периметр" окружности, оставляя центр нетронутым (т.е. коронкой можно получить как деталь с круглым отверстием - так и круглую шайбу, например, колёсико для деревянной машинки). Сверло Форстнера срезает дерево внутри отверстия в опилки. Но зато даёт более ровный, гладкий край без зазубрин.

Сверло под конфирмат делает отверстие, более широкое сверху - чтобы туда заходила верхушка конфирмата. Сверло с зенкером работает похоже, но сверху оставляет конусовидное отверстие, чтобы красиво утопить шляпку самореза.  Также конфирмат или шуруп можно утопить ещё глубже. Зачем это нужно? Чтобы заглушить отверстие пробкой, это выглядит в итоге пипец аккуратно Делается это при помощи совсем уж пафосных ребят - пробочных свёрел. Их в школе не было, воспользуюсь гуглом :) Вот так выглядит работа сверла под конфирмат, сверла с зенковкой и пробочного сверла (слева направо):

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Зенкер делает такую же верхушку, какую делает сверло с зенкером - но только её (т.е. сначала делается отверстие сверлом, потом сверху выпиливаются конусы зенкером).

Дальше теория закончилась, возвращаемся к коробочке, которую я начала делать на занятии №2. В четырёх заготовках фрезером выпиливается канавка, в которую будет вставляться фанерное днище:

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

И тут происходит проблема - я роняю одну боковинку - и тоненькая плашка под фрезерованной канавкой отламывается. Ну, заодно научусь склеивать :) Клеем ПВА приклеиваю её обратно, зажимаю между двумя кусками фанеры и сжимаю струбциной. Прямо на одном из кусков фанеры пишу время, когда соединила детали (прям как на медицинском жгуте =)). Для такой небольшой детальки достаточно часа, поэтому в 19:50 с этой деталью можно будет продолжать работать.

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Пока что на другой боковинке делаю отверстия под шканты. Разметка делается при помощи рейсмуса - он имеет выдвигающиеся шпильки (или одну шпильку) с острием, которое и чертит метки. Шпильки фиксируются на нужном расстоянии от колодки, потом эта колодка прижимается к грани, параллельно которой должна идти разметка, и острия отчерчивают полосу параллельную нужной грани, на том расстоянии, на которое вы выдвинули шпильку. Вот фотка ровно такого рейсмуса, который у нас в школе:

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Т.к. на этом рейсмусе нет линейки на шпильках - приходится отмерять вручную. Конечно, удобнее было бы, если бы линейка была прямо на шпильках - но имеем то, что имеем. Одну шпильку я выдвинула на 1см, втрорую - на 2см.

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Дальше прижимаю рейсмус колодкой к нужной грани, и, наклонив его, острием процарапываю линию (должна быть прямая... но опять-таки - имеем то, что имеем, не зря тег рукожоп). Видно, конечно, очень плохо - постаралась выкрутить контраст как могла. Продольная насечка на расстоянии 1см:

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Поперечные насечки на расстоянии 2см от каждого края (верхнего и нижнего):

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

В местах пересечений делаю дырки шилом:

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Дальше нужно выпилить отверстия под шканты. Чем ровнее будет угол 90° - тем ровнее соберётся коробочка. Поэтому с помощью струбцин фиксирую заготовку - сначала к столу фиксирую двумя струбцинами брусок 10*10см, потом ещё двумя струбцинами фиксирую заготовку к бруску (когда фиксируем заготовку горизонтально - то она сразу струбцинами может быть прижата к столу - но вертикально так особо не зафиксируешь, приходится делать импровизированные тиски):

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Дальше нужно выровнять заготовку как можно ровнее, чтобы верхняя грань стала ровненько по уровню. Собственно, уровнем (на комбинированном угольнике) я для этого и воспользовалась (фотка уже подготовки другого торца, забыла сфотать первый):

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

И пришло время того самого кондуктора. Кондуктор выставлен так, чтобы база была на расстоянии 1см от отверстий (помните - именно на расстоянии 1см от края были сделаны отметки под шканты?) Высота шканта - 2.5см. В торцевой части шкант заглубляем на 1.5см, с другой стороны остаётся 1см (т.к. толщина заготовки всего 2см, соответственно, не стоит её долбить глубже, чем на 1см. А в торцевой части для шканта гораздо больше места, там можно и на 1.5см).

Кондуктор прижимается к заготовке, на сверле делается отметка бумажным скотчем так, чтобы сверло выходило с обратной стороны кондуктора на 1.5см, и погнали.

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Высверлила торцевые отверстия с обеих сторон - дальше нужно их переложить на боковые поверхности длинных сторон. Как я и рассказала в предыдущем посте - в отверстия вставляются перекладные центры. Берётся соответствующая вторая заготовка, прижимается к первой. Важно как можно точнее выровнять их, прежде чем прижимать, а то получится как у меня, когда переложила не очень ровно и едва собралась коробочка.

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Сделала все эти операции со всеми сторонами - засверлила отверстия для шкантов в обеих боковинках, переложила все отверстия на длинные стороны, засверлила отверстия по переложенным меткам. Также выпилила из фанеры дно. Дальше момент истины - вставляем шканты в отверстия, дно - в пазы, и пытаемся собрать. Ну вроде собрался Вольтрон:

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Собрала? Отлично. Теперь разбирай обратно :) Внутренние поверхности нужно зашлифовать, т.к. на собранной это будет делать неудобно. Для фиксации заготовки, чтобы было проще шлифовать, в стол просто всверлила две планочки под углом 90°, заготовку кладу на стол и бруском с наждачкой шлифую поверхность. За счёт всверленных планок она не ездит по столу. Так делаю со всеми заготовками, включая дно.

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Дальше идёт этап склеивания. Берётся клей ПВА, по капле капается в каждое отверстие. Берётся шкант, и вкручивающими движениями закручивается в отверстие до упора. Лишний выступивший клей потом убирается просто пальцами (на фото как раз сфотала соседа, пока препод объяснял, как это делается).

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Потом берётся примыкающая заготовка. На неё клей наносится тонкой полосой от отверстия к отверстию плюс по капле в каждое отверстие, и пальцем размазывается в наружнюю сторону. Именно в наружнюю - т.к. её потом мы всё равно будем обрабатывать после склейки. А если лишний клей проступит с внутренней стороны коробки - его вчистую убрать будет сложнее. Фото (гусары, молчать!):

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Таким образом собираются все стороны (дно просто вставила, не вклеивая). И коробка зажимается струбцинами и оставляется склеиваться.

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

У меня ещё проект попроще, а вот у "соседа по парте" струбцин немного больше:

Столярные курсы для новичков. Занятие №3 Столярка, Курсы, Рукоделие с процессом, Рукожоп, Длиннопост

Коробку оставила склеиваться, на следующем занятии буду её шлифовать, красить и что там ещё понадобится.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Кучу лет назад в школе на уроках труда тоже все это проходили.

Не знал что такие курсы существуют.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Пацаны проходили, да. Я уже на эту тему печалилась - что парни хотя бы в школе хотя бы ручной инструмент уже в руках держали.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

я печалюсь,что у нас в школе не было уроков готовки и шитья

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Согласна, имхо, всем будет лучше, если всех равномерно обучат азам во всех бытово-хозяйственных темах  - как вкрутить саморез, как приготовить яичницу и как пришить пуговицу. Это было бы реально полезно.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А кто же тогда будет смотреть блогеров которые снимают 40-минутные видосы как омлет пожарить, или стримят жарку блинов???)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку