Стирлинг Мосс - последний из джентльменов

Спорт - это голы, очки и секунды, а также более сотни показателей продвинутой статистики, в общем - результат. Ради достижения этого самого результата многие не только вкладывают все физические силы и психологию, но и встают на путь нечестной борьбы. Все окупается - подлость, хамство, допинг, мухлеж, мошенничество, симуляции. Не окупается только честность, поэтому за ней и не гонятся. Тем более яркими становятся примеры спортсменов, которые не только не используют подковерные методы борьбы, но и ставят общечеловеческие ценности выше спортивных результатов. Именно таким стал прославленный гонщик Стирлинг Мосс.


Стирлинг Мосс родился 17 сентября 1929 года в Лондоне. Выбор рода занятий не стал сюрпризом, поскольку скорость - одна из частей ДНК семьи Моссов. Мама Стирлинга - наездница, а сестра впоследствии стала раллисткой. Отец, будучи стоматологом, чувствовал себя одиноко и мечтал, чтобы сын продолжил его дело, но не взлетело. Скорость была его страстью с самого детства. Стирлинг посещал конную секцию, а после Второй Мировой войны участвовал в лошадиных бегах. Однако, в 1947 году парень сел за руль автомобиля и понял, что поездки на лошади не могут дать столько адреналина, сколько поездка на 175 под капотом. Мосс переключился на более современные виды гонок.

Стирлинг Мосс - последний из джентльменов Cat_cat, История, Биография, Гонки, Автоспорт, Спорт, Формула 1, Длиннопост

Стирлинг Мосс


Сначала, как и все, он принимает участие в любительских гонках. Сначала это был отцовский BMW, затем Стерлинг накопил на собственный Jaguar XK120, на которой он выиграл престижную гонку Tourist Trophy. В 1951 году он переходит в Формулу-1. Изначально он договорился с Феррари, однако, уже приехав в Италию, услышал от Энцо Феррари, что гонщик для выступления уже есть. В общем итальянцы уже тогда исполняли итальянцев. Мосс обиделся, но не растерялся - для участия в гонках он покупает Maserati 250F, одну из быстрейших машин того времени.

Стирлинг Мосс - последний из джентльменов Cat_cat, История, Биография, Гонки, Автоспорт, Спорт, Формула 1, Длиннопост

Мосс за рулём Maserati 200F, 1952


Несмотря на то, что наравне со Стерлингом выступали заводские команды, конкурировать с которыми было заведомо сложнее, на одной из гонок Мосс поднимается за подиум, а затем мог вообще выиграть, но топливный бак оказался не таким крепким, как нервы Мосса. В 1955 году гонщика приглашают выступать в заводскую команду Мерседес, одного из лидеров серии. Пилот "серебряных стрел", как называли немецкую команду, аргентинец Хуан Мануэль Фанхио выиграл сезон, а Стирлинг стал вторым, при этом он выиграл домашний Гран-При Великобритании. После трагедии швейцарского гонщика Пьера Левега (82 жертвы) Мерседес ушли из гонок, а Стирлинг стал выступать за Мазерати. Ситуация повторилась и в 1956, и в следующем году. Фанхио - чемпион, Стирлинг - лучший из остальных. В 1956 года получилось особенно обидно. В последней гонке сезона Фанхио сошел, однако Питер Коллинз уступил ему свою машину, чтобы аргентинец смог финишировать (представьте такое сейчас, когда Алонсо уступает Хэмилтону машину). Набранных очков хватило для титула.

Стирлинг Мосс - последний из джентльменов Cat_cat, История, Биография, Гонки, Автоспорт, Спорт, Формула 1, Длиннопост

Хуан Мануэль Фанхио и Мосс


В 1958 году в составе команды Wanwall Стирлинг решил основательно побороться за титул. Желаете победить было настолько сильным, что когда Мосс узнал, что команда не поедет на первый этап в Аргентину, поехал туда лично, арендовал машину и.....выиграл на ней гонку! За этим последовали победы в Голландии, Германии и Марокко. Действительно, шансы выиграть чемпионат были невероятные.

Стирлинг Мосс - последний из джентльменов Cat_cat, История, Биография, Гонки, Автоспорт, Спорт, Формула 1, Длиннопост

Мосс за рулём Wanwall


Спойлер - в этот раз тоже не получилось, но зато именно тогда он окончательно стал легендой. Соперником в сражении за трофей стал соотечественник Майк Хоторн. У того была только одна победа против четырех у Мосса, однако разрыв был минимальным. Все должно было решиться на Гран-При Португалии. Майк Хоторн вылетел с трассы и заглох. Обычный человек кайфуя доедет до финиша в предвкушении аплодисментов публики. Но это слишком просто. Что же сделал Мосс? Он остановится рядом с Хоторном и посоветовал тому завести машину с толкача (!), после чего помогал ему толкать (!!). Майк финишировал на втором месте. При таком раскладе именно он становился чемпионом, но тут началось веселье. Толкая, Майк выехал на полотно трассы, а толкать машину непосредственно на трассе запрещено. За это полагался бан. Что же наш герой? Все верно! На заседании дисциплинарной комиссии Мосс сказал, что Хоторн толкал болид вне трассы, а следовательно, чист перед законом. В итоге Стирлинг, знающий регламент, смог убедить стюардов в невиновности оппонента. Те опешили, но аргументы засчитали, и в итоге Хоторн стал чемпионом, а Стирлинг опять вторым.

Стирлинг Мосс - последний из джентльменов Cat_cat, История, Биография, Гонки, Автоспорт, Спорт, Формула 1, Длиннопост

Мосс, Майк Хоторн и гонщик Харти Шелл. Последних двоих через год не станет.


Ох уж эта эпоха благородства! Таких примеров настоящей честности и джентльменства, fair play, как это называется в хоккее, сейчас уже и нет. Представьте подобную ситуацию в современных гонках, наполненных взаимными обвинениями и обилием теневой борьбы. Этот поступок сделал Стирлинга Мосса поистине легендарной персоной.

Стирлинг Мосс - последний из джентльменов Cat_cat, История, Биография, Гонки, Автоспорт, Спорт, Формула 1, Длиннопост

Ну какой англичанин без чая


Позже в интервью британец признается: «Представим, что я на полкруга опережаю ближайшего соперника, стоит вдавить педаль посильнее – и машина летит как снаряд, коробка передач может и поезд с места сдвинуть, бензина и масла более чем достаточно, а покрышки можно не щадить. Если я сам не сойду с трассы, никому за мной не угнаться, а если я приду первым, то стану чемпионом мира. Знаешь, что бы я сделал? Я бы свернул в бокс, заглушил двигатель, налил бы себе чашку чая и стал бы наблюдать с обочины за ходом гонки. Нет, я, правда, бы так и сделал. Почему? Пусть уж лучше я войду в историю, как гонщик, который ни разу не завоевал чемпионский титул, чем как «однажды выигравший чемпионат». Если бы тогда я победил – это все равно ничего бы не поменяло». И в этой цитате – весь Стирлинг Мосс, вся его сущность как пилота и как личности в первую очередь. Хоторн через полгода погиб, а Мосс продолжил выступать.

Стирлинг Мосс - последний из джентльменов Cat_cat, История, Биография, Гонки, Автоспорт, Спорт, Формула 1, Длиннопост

Мосса чествуют после победы на Гран-При Великобритании, 1961 год


После банкротства компании Wanwall Мосса звали в Феррари, однако, тот памятуя об обидах, отказался. До 1962 года он гонялся за компанию RBC Walker. За три сезона проведенных в команде Стирлинг провел 22 гонки чемпионата, 8 раз стартовал с поула, одержал 6 побед и трижды становился третьим в чемпионате. В начале сезона-62 Моссу было 32 года, он находился на пике карьеры и в тот момент никто не сомневался что у него еще будет масса возможностей побороться за чемпионский титул, но на внезачетной гонке в Гудвуде, гонщик попал в тяжелую аварию оказался в коме и был частично парализован. На восстановление после аварии ушло больше года. Но вернувшись в 63-м за руль машины на тестах, он понял что острота реакции потеряна навсегда, гоночная карьера была завершена.


Стирлинг Мосс был по-настоящему предан делу гонок. Он не ограничивал себя Формулой-1 и гонялся везде, где только можно. Вышеупомянутый Tourist Trophy он выигрывал семь раз! Также не его счету престижные победы в гонках на выносливость (12 часов Себринга) и даже раллийных этапах! Всего он выиграл более двухсот гонок в различных классах и зачётах.

Стирлинг Мосс - последний из джентльменов Cat_cat, История, Биография, Гонки, Автоспорт, Спорт, Формула 1, Длиннопост

Мосс устраняет неполадки в своем раллийном Aston Martin, Франция, 1959 год.


Как потом говорил сам Мосс, "Я ездил на самых различных машинах: малых Формулах, туристических, спортивных, Формуле-1, штурмовал мировые рекорды скорости и так далее. Для меня каждая машина особенная и в то же время похожая на все остальные. Если у нее четыре колеса, она может ехать вперед и назад, если на ней к тому же можно переключать передачи – прекрасно, я готов сесть за руль, если он у нее есть. А если в ней работает сцепление, и механик, которому я доверяю, говорит, что она не начнет рассыпаться прямо сейчас – еще лучше, я еду."

Стирлинг Мосс - последний из джентльменов Cat_cat, История, Биография, Гонки, Автоспорт, Спорт, Формула 1, Длиннопост

Мосс и не менее легендарный Джеймс Хант


Многие называют Стирлинга Мосса лучшим пилотом, который не становился чемпионом мира. Благодаря мастеровитому пилотажу, а также редкому благородству Мосс до сих пор считается одной из самых уважаемых персон в мире автоспорта.

Стирлинг Мосс - последний из джентльменов Cat_cat, История, Биография, Гонки, Автоспорт, Спорт, Формула 1, Длиннопост

В 1990-м Стирлинг Мосс был включен в международный зал славы автоспорта, в 2000-м был посвящен принцем Чарльзом в рыцари, а в 2010-м вновь побывал на подиуме Формулы-1, вручив приз за второе место Льюису Хэмилтону. Он до сих пор жив, между прочим. Многих чемпионов мира уже не помнят, а вот Мосса - помнят. И до сих пор в Великобритании, которая дала миру не одного чемпиона, лихачей сравнивают именно с сэром Стирлингом Моссом.

Стирлинг Мосс - последний из джентльменов Cat_cat, История, Биография, Гонки, Автоспорт, Спорт, Формула 1, Длиннопост

Легендарное аристократичное прошлое и триумфальное настоящее британского автоспорта - Стирлинг Мосс и шестикратный чемпион Формулы-1 Льюис Хэмилтон


Источник: https://vk.com/wall-162479647_110463

Автор: Михаил Павлов. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_265113520

Личный хештег автора в ВК - #Павлов@catx2, а это наше Оглавление Cat_Cat (31.12.2019)

Лига историков

13.5K постов50.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения