Старушка.
Рига, вообще не мой город. Ну в каком плане не мой?! Я сам из крохотного городка на берегу моря. Вот там действительно всё моё. А Рига - столица. Да я естественно много там бывал и даже жил 6 лет, но она так и осталась в моей памяти столицей. Большим городом с целым муравейником людей, с театрами, широкими улицами и грузными сталинскими домами на центральных улицах. Спальные районы как будто сделаны из спичечных коробков. Там эти многоэтажки стоят одна за другой в хаотичном порядке, правда у них есть особенность - в каждом районе они чуть по-другому окрашены. Может это уже не заметно, а раньше по оттенку было понятно Иманта это или Плявниеки, Пурвциемс или Зепчик.
Мы как люди с периферии в основном шоркались по самому центру. Центральный универмаг, Центральный рынок, Центральный вокзал... Это всё было в пятнадцати минутах ходьбы друг от друга. Лет, наверное с 13 я начал ездить к брату в Ригу. Он там жил в общаге-малосемейке. Общаги - это такая особая жизнь, совершенно не похожая на жизнь людей в "спичечных коробках". Тут была общая кухня, где все постоянно пересекались и эти пересечения нередко заканчивались разводами с одними и свадьбами с другими.
Мы редко когда выбирались куда-то, поэтому Рига тех лет для меня была вот такой коридорной с постоянным запахом перегара. Но, не смотря на все эти нюансы того времени и тех обстоятельств, у меня были свои излюбленные места. Посещал я их по дороге к брату, когда выходил из поезда.
Ну рынок безусловно. Это надо сказать была жемчужина советского масштаба. Во-первых он действительно огромный и находился в паре минут от вокзала, поэтому там всегда было много приезжих. А там где приезжие, всегда деньги, а где деньги - там и товар. Как тогда говорили, если сильно захотеть, тогда там на рынке можно было купить всё и это было во многом правдой. Там крутилась форца, которая продавала одежду и пластинки западных звёзд по бешеным ценам. Там всегда был свежий рижский хлеб, а это отдельная песня. Там был мясной павильон, где крестьяне продавали свежее мясо, и любимый мной, всем сердцем - копчёный карбонад. Его давали попробовать и я безусловно этим пользовался. Был там и целый павильон-музей. Я никогда особо не любил рыбу, но выглядело это просто фантастически. Я туда всегда заходил поглазеть. Там было это филе скумбрии холодного и горячего копчения развёрнутое книжкой. Я в последствии оказавшись в море делал её сам. Но там и тогда от неё пахло так, что при всей нелюбви её очень хотелось съесть глазами. Несколько видов камбалы. Особенно впечатляла "Каменка". Отдел красной рыбы, как по мне, Лувр - заведение очень средненькое в сравнении.
Там от маленькой речной форели, по ранжиру дальше лежали таймень, морская форель, лосось (настоящий, а не этот вот норвежский). Это всё было в огромный количествах и главное поделено на секции свежей рыбы, свежесолёной-малосольной, потом уже лежали филейки по полметра размером пряного посола с травами и приправами. Дальше копчёный лосось переходил уже к копчёному угрю, а это уже стоило таких денег, что точно только на посмотреть.
Осетровые, конечно, но они были мороженые, а мы тут избалованные так что смотрелись они угрюмо. Ну и балык, бесконечные нити с вяленой вимбой и лещём, в общем слюни рисковали там вытечь полностью. Там я собственно и перекусывал с очень деловым видом, пробуя мясо у каждой хозяйки. Кружечкой рассола капустного запил и можно двигать дальше.
Дальше уже была культурная страничка. Старая Рига, в народе всегда ласково называлась "Старушка". "Пойдём в старушку кофе попьём", что 30 лет назад, что сейчас ответ однозначно - да. Старой она называется неслучайно - городу худо-бедно 800 лет. Там тоже была своя особая атмосфера всегда. Там всегда пахло свежемолотым кофе. Там всегда играла музыка. Там всегда было людно. И на всё это с высока смотрели старинные соборы Домский и собор Перта со знаменитым петухом. Я же любил поглазеть на актёров у театра русской драмы, которые выходили покурить и о чём-то там разговаривали таком возвышенном. Я всегда заходил в магазин музыкальных инструментов и наслаждался этой удивительной какофонией звуков разных инструментов. Кто-то наигрывал что-то джазовое на фортепиано, кто-то экстремально лохматый в уголке играл Deep Purple и вдруг в это во всё врезался звук контрабаса или какая-нибудь девчонка с косичками в столе Пеппи начинала заунывно играть что-нибудь тоненькое на скрипке. Я там мог сидеть часами. Это были мои звуки и запахи старой Риги, которые я любил.
Но, я понимал что рано или поздно начнут волноваться, нехотя выходил и шагал по старинной брусчатке мимо Университета на мостовую. Я люблю мосты. Это наверное Питерское. Каждое же лето там в течении 15 лет. И вот выходишь из этой древности и по каменному мосту пешком через Даугаву. Там обязательно застряну, потому что идёт какой-нибудь пароходик, и надо дождаться когда он выплывет прямо подо мной и я махну ему рукой, а он сипло так мне гуднёт в ответ. А после моста уже смысла садится в транспорт нет. Пока дождёшься так проще дойти до общаги дворами. Кстати, дворы по ту сторону реки чем-то напоминают питерские. Красивые снаружи и совершенно заброшенные, затёртые, пошарпанные внутри. Вот по ним, я постепенно выходил из раннего средневековья в железобетонную реальность. Так уж совпало, что сегодня Девятое Мая - и первым знаком того, что я уже подхожу, был памятник освободителям Риги. Он высоченный и видно его издалека. А там за ним, мало кто из приезжих знает - есть совершенно бесподобный парк Аркадия. Он тоже старинный и там кое-где была видна старая кладка, какие-то остовы кованных мостиков через канальчики. Там много крохотных ручейков и водопадиков и много много деревьев. Это такой настоящий живой оазис совсем рядом с пыльными дорогами и скучными серыми домами.
Современная Рига уже мегаполис. Огромное количество машин, толчея, пробки и из машин и из людей, торговые центры, театры, музеи, магазины, всё вперемешку и всего много. Всё ярко звенящее, насыщенное красками и эмоциями, живое. Не зря я назвал город муравейником вначале. Но, что остаётся неизменным, так эта та самая "Старушка". Там и 30 лет спустя пахнет свежим кофе и выпечкой. Да там нет того магазина, но музыканты играют на улицах, создавая точно тот же эффект - от гармони к гитаре, от хриплого пения, до фальцета студентов Оперы. И как и 800 лет назад за всем наблюдает позолоченный петух со своей самой высокой точки старого города - шпиля собора святого Петра.
Тот самый мост с видом на Церковь Петра.
Улочки, запахи, брусчатка, настроение...
Четыре павильона рынка. Рыбный справа.)
Ну и петух на башне.