Старт 1963 - Советский микроавтобус
"Старт" — автомобиль, занимающий одно из самых высоких мест в пантеоне советской автомобильной истории. Машина-символ технологического прорыва, машина, созданная страной, запустившей человека в космос, и первый и уникальный в своём роде автомобиль — это всё он.
Микроавтобусы "Старт" были выпущены небольшой партией Северодонецкой авторемонтной базой (САРБ) треста автотранспортных предприятий Минтяжстроя УССР. В ту пору советская власть активно продвигала идею применения пластиков во всех возможных отраслях, а с другой стороны — регион изобиловал предприятиями химпрома, выпускавшими стекловолокно, эпоксидную смолу и так далее, в том числе — для нужд оборонки.
История "Старта" началась с прицепа-дачи, созданного конструкторами САРБ. После успеха с ней, там решили пойти дальше, и создать стеклопластиковый автомобиль, который сконструировали совместно с приглашёнными выпускниками Харьковского автомобильно-дорожного института Я. Балясным и Б. Крутенко.
Автором, как сказали бы в наши дни, дизайна "Старта" стал художник-конструктор Юрий Андрос — сначала он слепил гипсовый макет 1:10, а после — гипсовый макет микроавтобуса в натуральную величину. По гипсовому макету дизайн машины согласовали с руководством, и — процесс пошёл
Вокруг гипсового макета была выклеена контрформа, внутри которой вручную выклеивали кузовные элементы "Старта" по отдельности. Такую тяжёлую и трудоёмкую работу доверяли только женщинам.
Для большей прочности в будущий кузов вклеивались деревянные закладные элементы, обклеенные эпоксидной смолой: они придавали кузову дополнительную жёсткость. Деревянные закладные же стали проклятием микроавтобуса: "Старт" не ржавел, но деревянные элементы с годами теряли форму, надламывались от тряски, и набухали от влаги, делая кузов стеклопластикового "Старта" расползающимся бочонком.
С другой стороны, такая технология совершенно не подразумевала массового производства — поэтому планы по постановке "Старта-1963" в серию в любом случае остались бы лишь планами. Сложная и трудоёмкая технология не позволяла делать такие стеклопластиковые кузова быстро, помногу, а главное — качественно. "Старт-1963" получился эдакой "серийной самоделкой", или наоборот — "самоделкой", которая в силу недоразумения стала серийной.
Развернуть массовое производство "Стартов" силами северодонецкой авторемонтной базы так и не удалось, поэтому с 1966 года в качестве эксперимента изготовление кузовов «Стартов» методом цельного формования организовали на Северодонецком заводе стеклопластиков. По отрывочным данным, на "Стеклопластике" кузов "Старта" выклеивали не внутри контрформы, а наоборот, поверх деревянной "болванки" снаружи.
Окончательную сборку таких кузовов вели в Луганске, на Луганском автосборочном заводе. Некоторые источники называют луганские "Старты" микроавтобусами "Донбасс", но это наименование — ошибочно. "Старт" из Луганска отличался как рядом внешних мелочей — в первую очередь, богатым хромом на передке — так и технологией производства.
Помимо Северодонецкой автобазы (> 50 машин) и Луганского автосборочного завода (22 машины) "Старт-1963" выпускался ремзаводом в Коростени (тираж неизвестен). Всего с 1963 по 1968 год всеми заводами изготовлено менее ста "Стартов-1963".
Помимо модели "Старт-1963", последний производитель, ремзавод в Коростени, планировал выпускать обновлённый "Старт-1968". Были ли воплощены эти планы в жизнь — науке пока неизвестно.