881

Старичок, который всех удивил

источник


Составлено по материалам сми, если есть уточнение или неточности - добавляйте или поправляйте.


25 ноября 1943 года недалеко от Мурманска шестнадцать штурмовиков Ил-2 из 46 штурмового авиационного полка ВВС Северного флота совместно с бомбардировщиками Пе-2 завязали над вражеской территорией воздушный бой с 25 истребителями Messerschmitt Bf.109.


Для командира Валентина Скопинцева это был всего лишь третий боевой вылет, а у стрелка Владимира Гуменного второй.

Ил-2 успел сбросить четыре стокилограммовые бомбы, подавив одну вражескую зенитку, когда 20-мм немецкая пушка с Мессершмидта пробила ему броню и попала в генератор. Самолет был обесточен и не мог управлять ни пушками, ни пулеметами и ему ничего не оставалось делать, как возвращаться на базу...


Посадив самолет на тонкий лёд озера Кривое, Валентин Скопинцев вытащил стрелка и потом еще три километра нес товарища до аэродрома.


Запись в летной книжке командира: "Самолет посажен на озеро, затонул, летчик получил легкое ранение головы".


Дети Скопинцева - Олег и Евгений пять лет назад вместе с поисковиками фонда "Крылатая память победы" исполнили мечту отца - после двух лет поисков нашли на дне озера подбитый самолет, который пролежал там 68 лет и почти полностью сохранился, покрывшись ржавчиной.

Сохранности Ила помог ил, в который он зарылся на глубине 22-25 метров, а также холодная вода северного озера. Хвостовая деревянная часть самолета была утрачена.

Реставрация Ил-2 проводилась ООО "Авиарестврация" на базе Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) им. С. А. Чаплыгина.

В 2015 году ОАК и компания "Ильюшин" договорились о финансировании большей части работ по реставрации Ил-2.

Работая по оригинальным схемам и чертежам, реставраторы старались вернуть самолету максимально точный облик военных лет.

Спектральный анализ. Тесты, испытания. Каждый сантиметр, способный держать нагрузку - пошел в дело. Ювелирная работа.

Даже силовой каркас – из 40-х. То, что сделали в новосибирской "Авиареставрации" - не делал еще никто в мире. Не из пяти самолетов собрать один, а восстановить подлинный, да еще чтобы летал!

Это уже второй штурмовик Ил-2, реставрируемый фондом. Всего за свою историю фонд отреставрировал около 20 боевых исторических самолетов, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

Сегодня в России всего 14 самолетов ВОВ, восстановленных и поставленных на крыло. Основную работу по восстановлению исторических машин ведут волонтеры. Большая часть их деятельности (групп по 15–20 человек) связана с простыми, но очень нужными для сохранения старых самолетов работами — помывке, покраске, ремонту лючков и обшивки. Выполняются и более сложные реставрационные работы по восстановлению утраченных элементов лайнеров. Часто в реставрационных работах участвуют конструкторы и сотрудники макетного цеха.

Двигатель АМ-38.

Директор "Авиареставрации" Владимир Бернс даёт гарантию Ил-2: начальный ресурс 800 часов, 1200 посадок и 20 лет эксплуатации.


Первый полет на восстановленном Ил-2 совершил 15 июня 2017 г. директор института СИбНИА Владимир Барсук на аэродроме Мочище.


Видео-сюжет об этом:

Ровно через месяц после первого "второго" полета самолет прибыл на МАКС-2017.

Ил-2 самый массовый самолет в истории авиации, их собирали круглосуточно, доводя выпуск до сотни в месяц.

Перед советскими штурмовиками стояла сверхзадача - чтобы прицелиться, надо снизиться, но тем проще врагу в тебя попасть. Попытки навесить защиту на самолет делали его тяжелым, неповоротливым и еще более уязвимым. Конструктор Ильюшин нашел решение, сделав корпус самолета из брони.

Именно этот самолет стал родным для самого массового рода войск – пехоты. И сам стал самым массовым (за годы войны промышленность выпустила 41 тысячу этих машин) и самым универсальным самолетом Великой Отечественной войны. Его использовали для уничтожения всевозможных наземных целей непосредственно на поле боя: танков, аэродромов, кораблей, артиллерии, железнодорожных составов и путей противника.

По рассказам конструкторов, при всех невысоких летно-технических характеристиках и не лучшей маневренности бронированный Ил-2 отличался особой живучестью. Он мог летать при таких повреждениях, от которых другие самолеты разваливались в воздухе.

За это его ненавидели немцы, прозвав "черной смертью" и любили советские солдаты, называя его "летающим танком". Немцкая пехота называла его "мясником" (Schlächter) или "мясорубкой" (Fleischwolf). А пилоты называли его «Betonflugzeug» — «бетонный самолёт».

Штурмовик летчика Валентина Скопинцева - сегодня единственный летающий ИЛ-2 в России. А из четырех десятков тысяч выпущенных Ил-2 единственный такой модификации (с прямым крылом).

При сухой системе масло заливать в баки 65 литр.

в картер мотора 16 литр. при не слитой системе

дозалить в баки до 55 литров по масломеру.


Эта надпись сразу исчезла после того, как Ил-2 подняли из воды. Обнаружили ее на случайных фотографиях, по которым удалось ее прочитать и вернуть на борт. Орфографическую ошибку, допущенную в 1943 году, решили оставить.

Будешь ты стрелком-радистом,

Хоть в душе пилот.

Станешь ты летать со свистом

Задом наперед.

(частушка времен ВОВ)

Соотношение убитых стрелков-радистов и летчиков во время войны - семь к одному, то есть на каждого погибшего летчика приходилось семь воздушных стрелков.Мало того, что стрелку-радисту необходимо было совмещать два дела - вести огонь и передавать сообщения, так и место его в самолете было самым уязвимым - вне бронекорпуса. Внутрь их посадили только на Ил-10 в 1944 году.


Одно место на изрешеченной броне восстанавливать не стали.

Советские архивы указывают на то, что всего во время Второй мировой войны было потеряно 11 тысяч Ил-2, хотя некоторые источники утверждают, что потери были в два раза больше. Штурмовики продолжали службу в составе ВВС в 1950-х годах, а многие из них были переданы таким странам как Монголия, Югославия и Польша. В НАТО им даже присвоили кодовые названия Bark и Вeast ("Лай" и "Зверь").

Почти любой американский или английский подросток вам с уверенностью скажет, что решающую роль в победе над фашизмом и немецкими люфтваффе сыграли ВВС их стран. Но все дело отнюдь не в пропагандистской машине США или Великобритании. К таким вещам школьники относятся достаточно прохладно. А дело в десятках или даже сотнях аэрошоу — больших и маленьких, регулярно приводящихся странами-победительницами.



"Когда ребенок видит в небе и на земле, скажем, самолеты Aircobra или Hurricane с отличительными знаками своей страны, элементарных вопросов к истории становится меньше",— говорит основатель фонда "Крылатая память Победы" Борис Осятинский.


У российских авиаторов есть идея собрать все ретро-самолёты и устроить ретро-парад.

Планируется, что Ил-2 будет демонстрироваться в воздухе на авиасалонах и авиационных праздниках в целях военно-патриотического воспитания молодежи, популяризации самолетов марки “Ил”, отечественной авиационной промышленности, ВКС Российской Федерации.

Любительское видео полета. звук мотора хороший, ровный..

Авиация и Техника

11.5K постов18.5K подписчика

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
11
Автор поста оценил этот комментарий
Просто офигенная идея с восстановлением техники времён ВОВ. Так обидно было читать справочники справочники: модель такая то, после войны поставлены на памятники, которве потом уничтожены и так далее. Понятное дело, что военное производство и качество не ахти, но ведь вся эта техника тоже воевала, а её просто на слом пустили
раскрыть ветку (19)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Идея конечно потрясающая. Как насмотришься америкосовские парады техники. Там и кобры, тандерболты, уайлдкэты, хэлкэты, корсары, мустанги, лайтнинги, томагавки, либерейторы, крепости, митчелы, бостоны, дантлесы, эвенджеры...даже спиты с харрикейнами и фоки с мессерами... Красотищааа. А звучат как? Фантастика. А у нас один Ил2. Да и что восстанавливать? Деревяннофанерные яшки и лавки? От них ничего не осталось. Я думаю реставрация в оригинал нынче к сожалению невозможна. А было бы замечательно наблюдать на параде пешки, илы и истребители серии Як и Ла, ТБ3 и Ил4...
раскрыть ветку (17)
6
Автор поста оценил этот комментарий

МиГ-3Р RA-1563G также был восстановлен в Новосибирске и принимал участие в летной программе МАКС-2015.

Иллюстрация к комментарию
0
Автор поста оценил этот комментарий
Они не только деревянные как бы были. Плюс после войны то можно было часть и из металла сделать для таких целей.
Ту же кобру кстати было бы неплохо прикупить, хоть и не наш самолёт, но воевал у нас. Как и Харрикейн
раскрыть ветку (15)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Не только. Но большинство истребителей. Более менее алюминиевые сплавы использовались на Як3 да Ла7. Металлическая обшивка носа да дюралюминиевые лонжероны в крыльях. На Яшке ещё стальной каркас. А так - дерево, фанера, полотно. Что недолговечно, имеет свойство гнить и коробиться. А Р-39 да. Неплохо. На таком летало много наших асов. Навскидку - Вадим Фадеев, братья Глинка, Андрей Клубов, Речкалов...ну и разумеется Покрышкин Александр Иванович, ''сотый'')
Зы Ещё можно Р-40 и А-20. Тоже неплохие вещи, поставлявшиеся по лэнд лизу.
раскрыть ветку (6)
0
Автор поста оценил этот комментарий
У них, вот насколько я помню, были варианты и из нормальных материалов сделаны. По принципу, а вдруг, не все, конечно.
Там же дерево от безысходности использовали: алюминия нет, каркас и стальных труб варили, вот и облегчали как могли.

Ещё из лизовских можно вспомнить Митчеллы и Каталины
раскрыть ветку (5)
0
Автор поста оценил этот комментарий
С добычей аллюминия в СССР кстати было неплохо. Но была острая нехватка металлорежущих и металлообрабатывающих станков и квалифицированных кадров для них. Выпускать полностью цельнометаллические истребители можно было, но это неизбежно привело бы к сыльному сокращению производства, что в условиях войны было катастрофично.
раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Да как-то не очень хорошо было насколько я помню. Счас лень по цифрам копаться, но немцам мы заметно уступали, а если ещё приплюсовать то, что немалая часть заводов находилась на западе. Опять же емнип, но в 41м из-за остановки заводов потеряли более 50% алюминия для промышленности, да и потом возобновляли с большим трудом
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Лэнд лиз? Более 300 тысяч тонн.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Я про собственное производство
0
Автор поста оценил этот комментарий

С добычей бокситов у нас было всё хорошо.

А вот с добычей алюминия из этих бокситов - всё плохо. Ибо этот процесс жрёт прорву электричества, с которым в СССР было туговато.

ДнепроГЭС как раз под алюминиевые заводы строился. И как раз он при оккупации фашистами Украины стал недоступен.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Есть еще И-15, И-153 и И-16 "на ходу". Правда у зарубежных коллекционеров. Но хотя бы на праздник пригласить можно.

раскрыть ветку (7)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Лучше бы свои были. Я молчу про разные редкие модификации и доверенные модели типа Р-5, но основные то должны быть. Это как Т-34, сушки и прочее
раскрыть ветку (6)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Где-то ТБ-1 видел в музее... Выглядит реально поднять его в воздух хотя бы на Элиссонах.

раскрыть ветку (5)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Хм. Это где интересно?
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот не помню. Помню только, что самолёты стоят под открытым небом круглогодично. Ну, по состоянию ТБ-хи видно было - весь выцвел.


А хотя стоп! Посмотрел сейчас - у ТБ-1 два мотора. Тот всё-таки имел четыре двигателя, как ТБ-3. Но не ТБ-3.


Нашёл! Всё-таки двухмоторный, и всё-таки ТБ-1. Почти. АНТ-4 в Ульяновском музее авиации.

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий
А форма носа какая была у него?
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Ага. Таки АНТ-4))
1
Автор поста оценил этот комментарий

Людям после войны мирную жизнь надо было строить, - пол страны в руинах, а не о заурядном для того времени металлоломе беспокоиться, который еще и денег на содержание требует. Это только через десятки лет такие боевые машины стали реликвией.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку