Имхо, переход сталкера к концепции очень редких артефактов и детекторов не очень удачный. Гораздо приятнее смотрится концерт с артефактами разного уровня редкости и соответственно разной ценой, так как артефакты то на деле должны быть основной статьёй дохода обычного сталкера
скорее от "теней чернобыля" к аддонам и модам. В тенях - артефакты как камни валяются вдоль дороги, хватай голыми руками, в дополнениях - бери детектор и ползай в скоплениях аномалий, которые теперь в основном кучкуются в специальных локациях, а не рассыпаны по всей карте, как раньше
Вообще, если честно, не нравится подход в зп, где всего несколько артефактов на всей локе, но очень нравится артефактная экономика в nlc 7, где "кровей камня" и прочего ширпотреба достаточно, он идёт на бариер аптечек, патронов и прочего, а какие-нибудь пустышки и маятник и - дико редкая штука, которую порой легче сварить чем найти, и их уже можно сдать по циклическим заданиям на что-то очень ценное или уникальное.
А вот не всегда. В Зове Припяти забег по локациям с детектором в руках иногда давал арты вне аномалий. В ТЧ просто в самом механизме движка был офигенный разлет кусков из аномалий. Вот арты и разбрасывало по всей локации.