Сталинская архитектура.

Сталинская архитектура (сталинский ампир, сталинский неоренессанс), также называемая сталинской готикой или социалистическим классицизмом, – это термин, которым обозначают архитектуру Советского Союза под руководством Иосифа Сталина между 1933 годом, когда был официально утвержден проект Бориса Иофана для Дворца Советов, и 1955 годом, когда Никита Хрущев осудил «перегибы» последних десятилетий и распустил Всесоюзную академию архитектуры. Сталинская архитектура связана со школой социалистического реализма в искусстве и архитектуре.

Сталинская архитектура. Сталин, Архитектура, СССР, Длиннопост, Сталинская архитектура, Соцреализм, Строительство

Сталинская архитектура - гостиница Пекин, © mosarchinform.ru, фото 2008 г. Построена по проекту архитектора Дмитрия Чечулина в типичном сталинском стиле в 1949—1955 годах. Официально гостиница была открыта в 1956 году. Здание гостиницы является памятником архитектуры.


Что касается методов строительства, то в большинстве зданий под отделкой из мокрой штукатурки расположена простая кирпичная кладка. Исключением стали панельные дома Андрея Бурова из средних бетонных блоков (такие, как «Ажурный дом», 1939-41) и большие здания, такие как «Сталинские высотки», для строительства которых было необходимо использовать бетон. Кладка закономерно подразумевала узкие окна, в результате чего оставалась большая площадь стен, которые можно было украшать. Противопожарные терракотовые отделки были введены в начале 1950-х, хотя их редко использовали за пределами Москвы. Большинство кровель были из традиционных деревянных стропильных ферм, покрытых металлическими листами.


К 1948 году строительная технология усовершенствовалась – по крайней мере, в Москве – так как стали доступными более быстрые и дешевые процессы. Дома также стали более безопасными за счет устранения деревянных перекрытий и перегородок. Стандартизированные здания 1948-1955 годов обладали таким же качеством жилищного строительства, как и сталинская классика, они классифицируются как таковые агентами по недвижимости, но здания этих годов исключены из диапазона сталинской архитектуры. Идеологически они принадлежат к массовому жилью – промежуточной фазе перед появлением стандартизированных зданий эпохи Хрущева, известных как «хрущевки».

Сталинская архитектура. Сталин, Архитектура, СССР, Длиннопост, Сталинская архитектура, Соцреализм, Строительство

Хотя Сталин отказался от конструктивизма, процесс завершения конструктивистских зданий продолжался до 1930 года. Промышленное строительство, происходящее под руководством Альберта Кана, а затем Виктора Веснина, попало под влияние модернистских идей. Это было не столь важно для градостроительных планов Сталина, поэтому большинство промышленных зданий (за исключением таких мегапроектов, как Канал имени Москвы) не относится к сталинской архитектуре. Даже первая очередь Московского метро, завершенная в течение 1935 года, не была тщательно проверена Сталиным и поэтому попала под существенное влияние конструктивизма.


Таким образом, масштаб сталинской архитектуры, как правило, ограничен городскими общественными и жилыми зданиями хорошего и среднего качества, за исключением массового жилищного строительства, а также к ней относятся отдельные проекты в области инфраструктуры, такие как Канал имени Москвы, Волго-Донской канал и станции, построенные на последних этапах строительства Московского метрополитена.


В личных архитектурных предпочтениях Сталина и степени его собственного влияния огромную роль сыграли дедукция, догадки и бытовые мнения. Факты вмешательства или их упоминание в общественных советских документах в значительной степени касаются конкурса на строительство Дворца Советов 1931-1933 гг.

Сталинская архитектура. Сталин, Архитектура, СССР, Длиннопост, Сталинская архитектура, Соцреализм, Строительство

Текстильный институт (Москва), конструктивистское здание, завершенное в 1938 г. , автор: NVO

Сталинская архитектура. Сталин, Архитектура, СССР, Длиннопост, Сталинская архитектура, Соцреализм, Строительство

Театр Красной Армии в Москве, оформленный в форме советской красной звезды, автор: Sergei Dorokhovsky


Первые годы сталинской архитектуры характеризуются отдельными зданиями, или, в крайнем случае, проектами развития отдельных районов. Восстановить огромные районы Москвы оказалось гораздо сложнее, чем снести исторические районы. Три наиболее важных здания Москвы этого времени расположены на одной площади, все они были построены между 1931 и 1935 годами, но каждый проект развивался независимо, мало внимания уделялось общему ансамблю (см. кадры довоенных фильмов 1936 г., 1938 г., 1939 г.). Каждый проект установил свой вектор развития на следующие два десятилетия.


- Дом на Моховой по проекту Жолтовского, фантазия в стиле итальянского Возрождения, является прямым предшественником послевоенной роскоши экстерьеров (сталинского стиля Ампир). Тем не менее, его размер соответствует близлежащим зданиям XIX века.

Сталинская архитектура. Сталин, Архитектура, СССР, Длиннопост, Сталинская архитектура, Соцреализм, Строительство

- Гостиница «Москва» по проекту Алексея Щусева. Эта линия развития была редкостью для Москвы (башня на вершине зала имени Чайковского так и не была завершена), но подобные грандиозные сооружения были построены в Баку и в Киеве. Тонкие римские арки балконов «Москвы» были распространены по всей стране в 1930-е годы. После войны они сохранялись в южных городах, но исчезли в Москве.

Сталинская архитектура. Сталин, Архитектура, СССР, Длиннопост, Сталинская архитектура, Соцреализм, Строительство

В июле 1935 года правительство оценило результаты и, наконец, издало указ о генплане Москвы. В этот План, в частности, были включены идеи Сталина по развитию города:

- Новое развитие должно происходить с помощью целых ансамблей, а не отдельных зданий.

- Размер городского квартала должен увеличиться с нынешних 1,5-2 га до 9-15 га.

- Новостройки должны быть ограничены по плотности населения до 400 человек на 1 га.

- Здания должны быть не менее 6 этажей в высоту; 7-10-14 этажные здания на главных улицах.

- Набережные – это важнейшие улицы, они отведены для первоклассного жилья и административных зданий.

Эти правила фактически наложили запрет на недорогое массовое строительство в старом городе и на «важнейших» улицах, а также на строительство домов для одной семьи. Недорогое строительство развивалось в отдаленных районах, но большая часть средств была направлены в новые, дорогие проекты «ансамблей», где фасады и величие ценились больше, чем потребности перенаселенных городов.


В конце 1930-х годов у строительной отрасли уже было достаточно опыта, чтобы построить большие, многоблочные городские здания – хотя все они были только в Москве. Три наиболее важных проекта Москвы:

- Улица Горького (Тверская), где Аркадий Мордвинов испытал так называемый «потоковый метод» одновременно управления строительными участками на различных стадиях завершения. С 1937 по 1939 год Мордвинов завершил восстановление центральной части улицы Горького до Бульварного кольца (с некоторыми исключениями, такими как главное здание Моссовета).

Сталинская архитектура. Сталин, Архитектура, СССР, Длиннопост, Сталинская архитектура, Соцреализм, Строительство

- Дорогомилово (включая часть современного Кутузовского проспекта). В отличие от равномерных плотных рядов зданий улицы Горького, на Дорогомиловской дороге располагались очень разные здания с широкими пространствами между ними. Здесь была экспериментальная площадка для Бурова, Розенфельда и других молодых архитекторов. Эти здания были не столь тщательно продуманными, как на Тверской, их деревянные перекрытия и перегородки, а также мокрая штукатурка во внешней отделке в конечном итоге привели к повышению затрат на обслуживание. Тем не менее, именно здесь был в значительной степени развиты каноны «сталинского ампира».

- Большая Калужская (сейчас Ленинский проспект), а также проектирование подобных стандартных зданий шириной с квартал к востоку от парка Горького.

Сталинская архитектура. Сталин, Архитектура, СССР, Длиннопост, Сталинская архитектура, Соцреализм, Строительство

Первый этап строительства Московского метрополитена (1931-1935) начинался как строительство обычного городского инженерного сооружения. Велась обширная пропаганда, связанная с его строительством, но само метро не воспринималось в качестве средства пропаганды. В отличие от других проектов, Московский метрополитен не был метрополитеном имени Сталина. Старые архитекторы избегали участия в комиссиях по метро. Отношение изменилось, когда в 1935 году начался второй этап работы. На этот раз метро было политическим заявлением, и на него выделялось намного больше финансов. На втором этапе создаются такие разные примеры сталинского стиля, как станция Маяковская (1938), Электрозаводская и Партизанская (1944).

Сталинская архитектура. Сталин, Архитектура, СССР, Длиннопост, Сталинская архитектура, Соцреализм, Строительство

Городской архитектурный ансамбль «Праспект Незалежнасці» (белор. «Проспект Независимости») в Минске является примером комплексного подхода к организации окружающей среды города с помощью гармоничного сочетания его архитектурных памятников, планировочной структуры, ландшафта и природных или искусственных зеленых насаждений. Ансамбль был построен в течение пятнадцати лет после Второй мировой войны. Его длина составляет 2900 метров. Ширина дороги, включая тротуары, варьируется от 42 до 48 метров.

Сталинская архитектура. Сталин, Архитектура, СССР, Длиннопост, Сталинская архитектура, Соцреализм, Строительство

Работа над генеральным планом бывшей Советской улицы началась в 1944 году, вскоре после освобождения Минска от немецко-фашистских войск. Основные архитекторы из Москвы и Минска работали над этим проектом. В 1947 году по итогам конкурса был выбран проект, разработанный под руководством академика архитектуры М. Парусникова.


План строительства ансамбля проспекта Независимости является ярким примером. Макет принимал во внимание основные особенности градостроительного ансамбля – длину фасадов зданий, их силуэты, основные границы и общий архитектурный шаблон. Комплексный план строительства был основан на компромиссе инновационных идей и классической архитектуры. Сохранившиеся довоенные здания и парковые зоны были включены в архитектурный ансамбль.


После освобождения Киева улицы и площади города были очищены от развалин. В символичный день (в ознаменование плана Барбаросса по нападению Германии на СССР) 22 июня 1944 года городской Совет организовал конкурс для архитекторов из Киева, а также из других городов Республики и Союза по разработке нового проекта полной реконструкции центральной части города.

Сталинская архитектура. Сталин, Архитектура, СССР, Длиннопост, Сталинская архитектура, Соцреализм, Строительство

Национальные республики СССР имели право разрабатывать свои собственные сталинистские стили, с большей или меньшей свободой. Когда местных сил было недостаточно, привлекались русские архитекторы (Щусев спроектировал театр в восточном стиле в Ташкенте и др.). Александр Таманян, назначенный главным архитектором Еревана, в значительной степени был ответственен за разнообразие армянской сталинской архитектуры. Сталинскую архитектуру, примерно с 1948 по 1956 годы, брали на вооружение «народные демократии» послевоенного Восточного блока, как правило, после победы над внутренней модернистской оппозицией. Это иногда приводило к определенным местным влияниям, хотя нередко рассматривалось как советский импорт.

Сталинская архитектура. Сталин, Архитектура, СССР, Длиннопост, Сталинская архитектура, Соцреализм, Строительство

Баку. Общежитие Медицинского института


Дворец культуры в Варшаве по проекту Льва Руднева, названный «подарком от советского народа», был, пожалуй, самым спорным проектом из импортированной сталинской архитектуры. Эта огромная по размеру высокая башня, которая по-прежнему является четвертым по величине зданием в Европейском Союзе, возвышается над городом. Однако более раним примером неоклассицизма был большой бульвар МДМ, который был разработан параллельно с точной реконструкцией старого центра города. МДМ был типичной сталинской магистралью со щедро расширенной улицей, о которой часто говорили, что она предназначена для передвижения танков. Запланированный город Нова Хута за пределами Кракова был также спроектирован в сталинском стиле в конце 1940-х годов.

Сталинская архитектура. Сталин, Архитектура, СССР, Длиннопост, Сталинская архитектура, Соцреализм, Строительство

Варшавский Дворец культуры, получившей название «подарок от советского народа» является, пожалуй, самым спорным из импорта сталинской архитектуры


После победы Советского Союза в Берлине были построены различные грандиозные военные памятники, в том числе один в Тиргартене и другой, более крупный в Трептове. Первым крупным сталинским зданием в Германии было советское посольство на Унтер-ден-Линден. Его первоначально осмеяли модернисты, такие как Герман Хенсельманн, и примерно до 1948 года градостроительное планирование Восточного Берлина (под руководством Ханса Шаруна) не было модернистским, как и в квартирах галерейного типа, составлявших первую часть запланированной Шталиналлее (Аллеи Сталина). Однако правительство осудило эти эксперименты и приняло русский стиль, и оставшаяся часть Шталиналлее была разработана Хенсельманном и бывшими модернистами, такими как Ричард Паулик в том стиле, который неуважительно назвали Zuckerbäckerstil («стиль свадебного торта»). Похожие, хотя и менее грандиозные памятники были созданы в других городах, таких как Лейпциг, Дрезден, Магдебург, Росток или в новом городе Сталинштадт.

Сталинская архитектура. Сталин, Архитектура, СССР, Длиннопост, Сталинская архитектура, Соцреализм, Строительство

Штраусберг Плац, Берлин


Румыния, Болгария, Чехословакия, Венгрия и Латвия


Центральные здания, построенные в сталинской манере, также включали в себя Casa Scânteii («Дом искры») в Румынии и комплекс Ларго в Софии, Болгария. Все это были проекты, созданные до 1953 года, даже если некоторые из них были закончены после смерти Сталина. Меньше примеров было в Чехословакии, хотя модернистские архитекторы и теоретики, такие как Карел Тейге подвергались критике при проектировании статуй Сталина, одна из самых грандиозных из которых была расположена в Праге. В Венгрии сталинский стиль был использован для нового города Сталинварош и многих других жилищных, административных и инфраструктурных проектов 1950-х годов. Как и в СССР, модернизм вернулся в большинство стран Восточной Европы после середины 1950-х годов, хотя были и исключения в самых авторитарных режимах: огромный Дворец парламента в Бухаресте является очень поздним примером неоклассицизма, его начали строить только в 1984 году и завершили в 1990 году вскоре после падения режима Николае Чаушеску в 1989 году. В Латвии есть здание Латвийской Академии наук в Риге, также известное как «Торт ко дню рождения Сталина».

Сталинская архитектура. Сталин, Архитектура, СССР, Длиннопост, Сталинская архитектура, Соцреализм, Строительство

Бывший Дом Партии, София, Болгария, фото: Nenko Lazarov


http://www.mosarchinform.ru/architecture/p2_articleid/12257


https://visualhistory.livejournal.com/1452653.html


https://nord-ursus.livejournal.com/13826.html

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
31
Автор поста оценил этот комментарий

Конструктивизм – это ужас, а вот у товарища Сталина был вкус.

раскрыть ветку (22)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Конструктивизм 30-х - охуенен. Стильный, функциональный, работает до сих пор.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Что вы имеете в виду под "работает до сих пор"? Дома не падают или Вы имели в иду саму концепцию?

17
Автор поста оценил этот комментарий
Конструктивизм – это ужас

Конструктивизм ставил во главу человека и его потребности, все архитектурные приемы в конструктивизме обусловлены созданием комфортной жизни и работы человека. Например, ленточное остекление в жилых домах позволяет делать лестницы хорошо освещенными, изначально грамотное проектирование здания под конкретную деятельность позволяет эксплуатировать его более эффективно.

Сталинский ампир (хоть это и не ампир) только давит человека, как бы говоря ему - смотри, какой ты, человек, ничтожный перед мощью государственной машины. Конструктивизм же говорит об ином - смотри, что может сделать человек, и как он может это сделать - эффективно, продуманно, с удобством. Советский конструктивизм самобытен - это практически единственный (не считая храмового зодчества) аутентичный вклад российского, советского архитектурного дела в мировую архитектуру.

раскрыть ветку (18)
22
Автор поста оценил этот комментарий

"Сталинский ампир (хоть это и не ампир) только давит человека, как бы говоря ему - смотри, какой ты, человек, ничтожный перед мощью государственной машины."

Господи, где вы этой херни начитались.

Следуя такой логике, жители Нью-йорка уже которое поколение живут "раздавленными мощью государственной машины".

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Вы путаете сразу два архитектурных стиля - монументальную архитектуру тоталитарного периода и интернациональный стиль. В тоталитарной архитектуре на первое место выделен масштаб, помпезность и декор, который пропитан идеологией - как, например, звезда на шпиле жилого дома на Котельнической. В интернациональном же стиле идеология отсутствует - там вообще как таковой декор отсутствует - это чистая поверхность фасада, отсутствие декора и свободная планировка.

Жители Нью-Йорка не живут раздавленные мощью государственной машины - потому что в зданиях интернационального стиля отсутствует идеология.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
22
Автор поста оценил этот комментарий

Конструктивизм, каким он был в реальности, ставил во главу исключительно дешевизну и скорость.
Поэтому ленточное остекление зимой превращает лестничный марш в филиал Антарктиды, сквозь тонкие стены слышно скрип койки под сношающимися соседями, а на кухне одновременно помещаются только два человека и холодильник. Вишенкой на торте решение отказаться от лифтов в домах ниже шести этажей. Очень гуманистично, очень комфортно!

раскрыть ветку (1)
10
Автор поста оценил этот комментарий
Конструктивизм, каким он был в реальности, ставил во главу исключительно дешевизну и скорость.

Вы приписываете проблемы отдельных конкретных зданий сразу всем зданиям в этом архитектурном стиле. Более того - вы смешали все в кучу . Проблемы, которые вы описали - плохая звукоизоляция вследствие использования панелек и и отсутствие лифта выше шести этажей - характеры для советского модернизма времен Хрущева и последующих правителей СССР, конструктивизм же процветал в СССР в 30-х годах. Не было тогда такого широкого использования панелек - потому что отсутствовала инфраструктура, не было тогда еще домостроительных комбинатов, благодаря которым удалось Сибирь за полярным кругом и даже на Шпицбергене панельки возвести.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Скорее, не человека, а муравья, ибо личность – ничто, а коллектив – всё.


Конструктивизм самобытен, да; но как же он отвратителен.

раскрыть ветку (13)
7
Автор поста оценил этот комментарий

"Личность - ничто, коллектив - все"

Тот же пример, Нью-Йорк 30-50х, тоже ампир, тоже т.н. монументальность, там архитектура тоже направлена на подавление личности? Не плодите сущностей.

Конструктивизм СССР после 50х - это уход в экономию и массовость в ущерб культуре, эстетикие т.д., доведенный почти до крайности.

раскрыть ветку (12)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Конструктивизм СССР после 50х

Конструктивизм и функционализм - течения первой половины (даже трети) XX века. Когда речь заходит о зданиях и "что посмотреть", а я советую пройтись по конструктивистским зданиям, я почему-то постоянно слышу от людей про "не люблю новодел"))

2
Автор поста оценил этот комментарий
Конструктивизм СССР после 50х - это уход в экономию и массовость в ущерб культуре, эстетикие т.д., доведенный почти до крайности.

После 50-х не было конструктивизма в СССР - был советский модернизм, это другое.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Тот же пример, Нью-Йорк 30-50х, тоже ампир, тоже т.н. монументальность

Что за бред, вы вообще понимаете, что такое ампир? Ампир - это триумфальные арки, облицовка камнем, использование ордера, позолота и так далее. Сталинский ампир - это не ампир, это тоталитарная архитектура - когда архитектура служила рупором идеологии.Тут и осевая симметрия, и использование дорогостоящих материалов в отделке, и воссозданные ордера.

В архитектуре Нью-Йорка, а конкретно - в интернациональном стиле идеологии как таковой нет - негде ее было использовать, потому что архитектура там была максимально обезличена - еще раз повторюсь, отсутствие декора, простые линии, ленточное остекление. Идеологию там было попросту негде использовать.

Первые три изображения - основные характерные черты архитектуры тоталитарного периода, последние два - интернациональный стиль.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий

Между имперской архитектурой, первой фазой которой является сталинский ампир и конструктивизмом есть определённая разница.


Имперская архитектура не посягает на личность, она только демонстрирует/задаёт масштаб.


Конструктивизм — чисто машинная вещь, её цель — низвести индивидуальность до нуля, до винтика в механизме.

раскрыть ветку (8)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Конструктивизм — чисто машинная вещь, её цель — низвести индивидуальность до нуля, до винтика в механизме.

Тогда почему наиболее известные примеры конструктивизма помимо жилых домов - это культурные образовательные центры, развивающие индивидуальность человека, как, например, клуб имени Русакова или театр оперы и балета?


И даже более того - дома-коммуны и фабрики-кухни, которые создавались с целью освободить женщину (не только ее - и остальных жителей) от бытового рабства и дать ей возможности для обучения, развития и комфортной жизни?


Имперская архитектура не посягает на личность, она только демонстрирует/задаёт масштаб.

Идеология всегда посягает на личность человека.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Конструктивизм помогал в выращивании определённого типа человека.

Некоторые разновидности искусства в этом смысле безопасны ))


Зайдём с другой стороны.


Вообразите готический собор и что-нибудь конструктивистское.


На собор даже смотреть неприятно, это же не для людей, а для каких-то бездушных роботов, напрочь лишённых не только чувств, но даже эмоций.


А вот конструктивизм — другое дело! Эти мощные кубы, эти клеточки окон, эти прямые углы! Как это возвышает и греет душу!


Или я что-то перепутал? Да, не, бред какой-то.

Так всё и есть, просто нужно больше бетонных кубов.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Вы почему-то ставите знак равенства между этими двумя своими фразами:
>> Конструктивизм — чисто машинная вещь, её цель — низвести индивидуальность до нуля, до винтика в механизме.
>> Конструктивизм помогал в выращивании определённого типа человека.


"Выращивать новый тип человека" и "низвести индивидуальность" - это совсем не одно и тоже.

Правительство СССР в первые годы своего существования стремилось создать опустевшую за время Революции и Гражданской войны прослойку интеллигенции. Весь этот метрострой, всякие всесоюзные слеты авиаторов, НИИ, социалистический язык - это про "в едином порыве", а не про "низвести индивидуальность". А для этой новой интеллигенции требовалось новое функциональное пространство, не отрывающее человека позолотой, своими вензелями, колоннами и ангелочками от реальности. Этим пространством и стал конструктивизм.


Мне кажется, лучше всего это ощущение передал словами Платонов в "Счастливой Москве":

"Каждое утро, просыпаясь, Москва Честнова долго смотрела на солнечный свет в окне и говорила в своем помышлении: «Это будущее время настает», и вставала в счастливой безотчетности, которая зависела, вероятно, не от сознания, а от сердечной силы и здоровья."


Что далее на практике стало и с конструктивизмом, и с интеллигенцией, и с порывом - всем известно и это отдельный разговор, как любая империя возвращается на путь возвеличивания государства над человеком (в том числе и через архитектуру).

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Никакого противоречия в моих фразах нет. Даже муравьи не появляются вдруг, а некоторое время растут/развиваются. Здесь то же самое.


"Выращивать новый тип человека, лишённого индивидуальности", если уж на то пошло.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

За уточнение спасибо, только я говорил не о противоречии, а о том, что знак равенства между этими фразами однозначно поставить нельзя. Как в Алисе: «вижу, что ем» и «ем, что вижу»)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Конечно, нельзя, —  как и между любыми двумя фазами одного процесса.

Автор поста оценил этот комментарий

"Конструктивизм плохой, потому что он не похож на готический собор и не греет мне душу".

Так и запишем.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

А Вам конструктивизм душу греет? А палочки Кандинского?

Просто интересно.

5
Автор поста оценил этот комментарий

Кому как, в повседневности мне конструктивизм симпатичнее. А где нибудь на площадях и центре города ампир выглядит шикарно, особенно как доминанта района.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку