Ссыльные скопцы, или бесславный конец "белых голубей" на якутской земле

Скопцов в 19 веке стали ссылать в Забайкалье и Якутскую область, чтобы сектанты, отрицавшие половые отношения и размножение, не могли вербовать в свои ряды все новых людей. Предполагалось, что скопцы не смогут заманить в свои сети якутов и казаков, имеющих другой менталитет. Активная борьба велась со скопчеством потому, что оно являлось одним из самых тяжелых последствий религиозного фанатизма – их постулат гласил о том, что человек должен быть подобен ангелу и должен стать бесполым существом. Для претворения этой идеи в жизнь проводился обряд "крещения" — мужчины подвергались кастрации, а женщин калечили, чтобы они стали неспособны к деторождению и кормлению детей. О жизни скопцов на якутской земле – в материале ИА YakutiaMedia.

Ссыльные скопцы, или бесславный конец "белых голубей" на якутской земле Скопцы, История, Якутия, Длиннопост

Скопцы – кто они?


Предшественниками скопцов была секта хлыстов, считавшая, что Бога нельзя беспокоить по мелочам, замаливая маленькие грехи. Хлысты учили, что чем больше грех, тем больше и искреннее раскаяние, поэтому они, прикрываясь своим учением, предавались всевозможным порокам от пьянства до "свального греха" (группового секса). Скопцы же были противоположностью хлыстов.


Основатель скопчества Кондратий Селиванов отошел от хлыстов и начал проповедовать прямо противоположные идеи: отречение от секса, курения, вина, танцев, игр (даже от шашек с шахматами). Постулат Селиванова гласил о том, что человек должен быть подобен ангелу и потому должен стать бесполым существом. Для претворения этой идеи в жизнь проводился обряд "крещения" — мужчинам удалялись половые органы, женщинам – соски (некоторые удаляли груди и большие и малые половые губы). В секту принимали целыми семьями — одновременно оскопляли и мужчин, и женщин, и детей. Эти семьи после посвящения не распадались, а образовывали хозяйственные ячейки, которые сами скопцы называли "гнездами". Появившаяся примерно в середине 18 века секта скопцов к началу века 19-го стала постепенно увеличиваться. К 1826 году насчитывалось уже около 10-15 тысяч скопцов, скопчих и скопчат.


Одним из первых бороться с этой сектой начал император Николай I, который велел массово арестовывать и высылать скопцов в Сибирь. Годных по здоровью сектантов зачисляли в солдаты и отправляли воевать на Кавказ. Секта была запрещена и предана проклятию, однако учение существовало еще очень долго. Живучесть секты объяснялась тем, что ее лидеры успешно заменяли скопцам житейские радости так называемыми "радениями". Начинались они с дружеского чаепития, переходящего в хоровое пение и кружение в хороводе в белых рубахах и при свечах. Темп задавался речитативным пением. Постепенно скопцы входили в транс, кружились отдельно, издавали бессвязные вопли, у иных начинались плач или истерика… Все это привлекало своей необычностью не только скопцов, но и просто любопытствующих. "Радения" были своеобразным наркотиком. Сосланные в Западную Сибирь скопцы ухитрялись вербовать своих последователей. Из-за этого правительство решило загнать их подальше — в Якутию и Забайкалье.


Первая партия сектантов в количестве 595 человек прибыла в Якутскую область в 1861 году. Сначала их селили небольшими группами по 10–15 человек среди якутов, но уже спустя год выделили для поселения специальные места. Число скопцов увеличивалось из года в год и в 1881 году достигло 1211 человек. В Якутской области они основали 12 крупных населенных пунктов под Олекминском — Спасское, Троицкое, Усть-Чаринское, под Якутском — Мархинское, Хатын-Аринское, Никольская слобода, Кильдямское, Маганское, Петропавловское и другие мелкие села.

Ссыльные скопцы, или бесславный конец "белых голубей" на якутской земле Скопцы, История, Якутия, Длиннопост

Большую роль в изучении истории Якутии сыграл Григорий Попов— один из первых профессиональных историков Якутии, принадлежавший к сословию священнослужителей.


В очерках по истории Якутии (Якутия в XIX — начале XX в) Попов писал:"Давно уже русское правительство обратило внимание на Якутский край как на место водворения сюда лиц, осужденных по религиозным делам…


…Скопцы — приверженцы этой религиозной секты, зародившейся в 1770-х годах в Орловской губернии, проповедовали идею греховности сожительства, отрицали браки, питали отвращение к детям и условием спасения души считали "борьбу с плотью" путем оскопления".


Вклад в земледелие


И до ссылки скопцы предавались воистину ударному капиталистическому труду, ну а здесь они развернулись по-настоящему. Они занимались земледелием и отличались исключительным трудолюбием. Составляя небольшую часть населения Якутской области, они стали крупными производителями хлеба. По архивным данным, в 1888 году на их долю приходилось 33% всего урожая зерновых. Огромный вклад скопцов в развитие земледелия отмечала и местная власть. В одном из архивных документов начала ХХ века сообщается: "Якуты соседних улусов приходят смотреть на сельские работы скопцов и даже нанимают их к себе для распашки в виде образца некоторой части своих полей".

Ссыльные скопцы, или бесславный конец "белых голубей" на якутской земле Скопцы, История, Якутия, Длиннопост

Например, мархинские скопцы в первые 12 лет расчистили около 1000 га земли. Урожайность их полей в 1,5-2 раза превышала урожайность в селениях Ленского тракта, а зарплата батрака была свыше 100 рублей в год. Скопцы выращивали в основном яровую рожь и пшеницу, применяя при этом сельскохозяйственные машины и передовые методы земледелия (удобрение полей, задержание влаги, улучшение семян путем отбора, выделение семенных участков). Также они выращивали арбузы, тыкву, разводили гусей, кур и уток.


Скопцам не удалось вовлечь в свою секту ни одного якута


Благодаря такому упорному труду скопцы накапливали весьма приличные сбережения. Деньги, которые были для скопцов важнейшим средством для защиты от враждебного окружения, не распылялись, а наоборот, концентрировались: когда одно "гнездо" вымирало, имущество переходило скопцам следующей волны. Подпольные счета и капиталы направлялись на вознаграждение людям, согласившимся на оскопление, а также на подкуп нужных чиновников.


Однако в Якутии скопцам не удалось привлечь в свою секту ни одного местного жителя. Объяснялось это не только стойкостью местных к их посулам, но и тем, что ушлые якутские чиновники заключили со скопческими старостами соглашение: "Вы не проводите "радений" — мы не отправляем вас в тундру". Попутно со скопцов была содрана внушительная взятка. Но зато скопцов поселили в наиболее благоприятных местах — возле Якутска, в Олекминском округе, близ Нюрбы и Вилюйска. Попытки проведения подпольных "радений" пресекались полицией безжалостно и жестко. Посему скопцы были вынуждены направить свою энергию исключительно на хозяйственные цели.

Скопческие селения в Олекминске и Мархе


По историческим данным, первая партия скопцов из 31 семьи прибыла в Олекминск в 1861 году из Туруханского края. Им выделили земли вдали от города, но они, дав взятку олекминскому комиссару в размере 40 тысяч золотом, основали Спасское селение поблизости. Центральная улица города Олекминска и ныне называется Спасской, поскольку здесь сохранились дома Спасского селения скопцов. Город и скопческое селение разделяла природная граница — река Алалайка. Угловой дом (рядом с СЭС) был лавкой купца (тоже из скопцов) Мигачева, о чем свидетельствует вывеска на доме.

Ссыльные скопцы, или бесславный конец "белых голубей" на якутской земле Скопцы, История, Якутия, Длиннопост

Дома имели своеобразную конструкцию и определенный архитектурный стиль. Более подробно их описание сделал академик, профессор архитектуры Хабаровского госуниверситета Николай Крадин в аннотированном каталоге "Памятники архитектуры Олекминска". В домах было много разных потайных засовов и проходов в кладовые и к соседям, заборы были высокими, чтобы скрывали жизнь обитателей от посторонних глаз и чтоб уберечься от "тати", т.е. воров.

Бесславный конец

Скопцы и в ссылке пытались возродить религиозное влияние секты. Полиция неоднократно пресекала попытки переправить в Якутию крупные суммы денег, иной раз до 600 тысяч рублей (для сравнения: зарплата рабочего достигала тогда 10-15 рублей в месяц). В 1881 году был арестован скопец Козьма Лысин, объявивший, что он является земным воплощением бога Саваофа. После этого происшествия религиозная активность скопцов окончательно затихла. Они стали превращаться в обычных крестьян, ведущих серую и скучную жизнь. Правда, в скопческих селах стали появляться дети ("урезанные" скопчихи тем не менее сохраняли способность к деторождению). Но оскоплять их уже не смели.


Последние оставшиеся в Якутии скопцы скончались в конце 30-х годов. От них остались только добротные дома в Мархе, Магане и Олекминске. Так довольно серо и уныло закончилась скопческая эпопея, когда-то начинавшаяся с красивой, но безумной сказки о том, что человек должен быть подобен ангелу.

Ссыльные скопцы, или бесславный конец "белых голубей" на якутской земле Скопцы, История, Якутия, Длиннопост

Взято отсюда: http://yakutiamedia.ru/news/457382/

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
76
Автор поста оценил этот комментарий
Если убрать религию, то люди калечили себя, чтобы работать как черви-ударники в говне и черноземе и ... покружиться.
Еще и заранее зная, что их сошлют в не самый приятный климат, а кружиться запретят.

ТС, спасибо, было интересно почитать.
раскрыть ветку (12)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Дак а Коммунизм как придумали??? Очень похоже. Целые пласты культуры присобачивали к безобидной социал-демократии. (Которая была обычной партией в Германии и других парламентах-странах, а в России было копированием опыта Германии) Кстати, в 19 веке в Англии был эксперимент. В одной земле проводили сектанские опыты. Вообщем, повышали уровень производительности, уменьшали уровень потребностей за счёт протестанской секты. Всё официально, с отчётами))

Если учесть сколько было нормальных социал-демократов, шпионов, агентов влияния... То уже не так весело )

Точно также. Возьмите американские безнес модели: собрания, отчёты, трениниги... Реально, секта :)


- Суровые годы уходят, за ними другие грядуууут!

- Опять поют?

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Создается секта, потребности членов которой фигачить на земле, отчекрыжить половые органы и покружиться (дервиши до сих пор кружатся без членовредительства), а их запрещают и наказывают. По мне, так они довольно удобные ребята.
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Кому удобные? Англичанам во власти РФ, которые ждут появления роботов? Этим удобные :)

Гитлеру удобные: "Иван, отрезай пиписька!" :)))

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Любой действующей власти, разве это не очевидно?
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

У тебя мышление УЖЕ 2017 года. Раньше люди были более ценными ресурсом)

Если не вводить инопланетян или глобалистов (с их планами по уменьшению неизветсно чего), то обычно все заинтересованы в колличестве людей.

Автор поста оценил этот комментарий

Коммунизм - от лат. Община.

До сих пор коммунизм существует в семье: от каждого по возможности, каждому по потребности.

Коммунисты - это те, кто всё человечество считает своей семьёй, а весь мир - своим домом.

Общинная система была разрушена системой денег, а сейчас деньги разрушают и семьи. Иуды внушают: люби себя, наплюй на всех и в жизни ждёт тебя успех!

Но это подлая идеология превосходства привела к тому, что люди грызутся друг с другом за выживание, а иуды разделяют и властвуют.

Солидарность всегда эффективней конкуренции.

13
Автор поста оценил этот комментарий
А идея высылать в Якутию больных на голову мне нравится. Список длинный.
раскрыть ветку (5)
15
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Собирай вещи)
раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Нехер! В чём есть, в том пущай едет!
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Идет
6
Автор поста оценил этот комментарий
Якуты вам за это благодарны не будут 😊
раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Можно к Тувинцам тогда, вот там рай для психбольных :))
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку