Ссыльные скопцы, или бесславный конец "белых голубей" на якутской земле

Скопцов в 19 веке стали ссылать в Забайкалье и Якутскую область, чтобы сектанты, отрицавшие половые отношения и размножение, не могли вербовать в свои ряды все новых людей. Предполагалось, что скопцы не смогут заманить в свои сети якутов и казаков, имеющих другой менталитет. Активная борьба велась со скопчеством потому, что оно являлось одним из самых тяжелых последствий религиозного фанатизма – их постулат гласил о том, что человек должен быть подобен ангелу и должен стать бесполым существом. Для претворения этой идеи в жизнь проводился обряд "крещения" — мужчины подвергались кастрации, а женщин калечили, чтобы они стали неспособны к деторождению и кормлению детей. О жизни скопцов на якутской земле – в материале ИА YakutiaMedia.

Ссыльные скопцы, или бесславный конец "белых голубей" на якутской земле Скопцы, История, Якутия, Длиннопост

Скопцы – кто они?


Предшественниками скопцов была секта хлыстов, считавшая, что Бога нельзя беспокоить по мелочам, замаливая маленькие грехи. Хлысты учили, что чем больше грех, тем больше и искреннее раскаяние, поэтому они, прикрываясь своим учением, предавались всевозможным порокам от пьянства до "свального греха" (группового секса). Скопцы же были противоположностью хлыстов.


Основатель скопчества Кондратий Селиванов отошел от хлыстов и начал проповедовать прямо противоположные идеи: отречение от секса, курения, вина, танцев, игр (даже от шашек с шахматами). Постулат Селиванова гласил о том, что человек должен быть подобен ангелу и потому должен стать бесполым существом. Для претворения этой идеи в жизнь проводился обряд "крещения" — мужчинам удалялись половые органы, женщинам – соски (некоторые удаляли груди и большие и малые половые губы). В секту принимали целыми семьями — одновременно оскопляли и мужчин, и женщин, и детей. Эти семьи после посвящения не распадались, а образовывали хозяйственные ячейки, которые сами скопцы называли "гнездами". Появившаяся примерно в середине 18 века секта скопцов к началу века 19-го стала постепенно увеличиваться. К 1826 году насчитывалось уже около 10-15 тысяч скопцов, скопчих и скопчат.


Одним из первых бороться с этой сектой начал император Николай I, который велел массово арестовывать и высылать скопцов в Сибирь. Годных по здоровью сектантов зачисляли в солдаты и отправляли воевать на Кавказ. Секта была запрещена и предана проклятию, однако учение существовало еще очень долго. Живучесть секты объяснялась тем, что ее лидеры успешно заменяли скопцам житейские радости так называемыми "радениями". Начинались они с дружеского чаепития, переходящего в хоровое пение и кружение в хороводе в белых рубахах и при свечах. Темп задавался речитативным пением. Постепенно скопцы входили в транс, кружились отдельно, издавали бессвязные вопли, у иных начинались плач или истерика… Все это привлекало своей необычностью не только скопцов, но и просто любопытствующих. "Радения" были своеобразным наркотиком. Сосланные в Западную Сибирь скопцы ухитрялись вербовать своих последователей. Из-за этого правительство решило загнать их подальше — в Якутию и Забайкалье.


Первая партия сектантов в количестве 595 человек прибыла в Якутскую область в 1861 году. Сначала их селили небольшими группами по 10–15 человек среди якутов, но уже спустя год выделили для поселения специальные места. Число скопцов увеличивалось из года в год и в 1881 году достигло 1211 человек. В Якутской области они основали 12 крупных населенных пунктов под Олекминском — Спасское, Троицкое, Усть-Чаринское, под Якутском — Мархинское, Хатын-Аринское, Никольская слобода, Кильдямское, Маганское, Петропавловское и другие мелкие села.

Ссыльные скопцы, или бесславный конец "белых голубей" на якутской земле Скопцы, История, Якутия, Длиннопост

Большую роль в изучении истории Якутии сыграл Григорий Попов— один из первых профессиональных историков Якутии, принадлежавший к сословию священнослужителей.


В очерках по истории Якутии (Якутия в XIX — начале XX в) Попов писал:"Давно уже русское правительство обратило внимание на Якутский край как на место водворения сюда лиц, осужденных по религиозным делам…


…Скопцы — приверженцы этой религиозной секты, зародившейся в 1770-х годах в Орловской губернии, проповедовали идею греховности сожительства, отрицали браки, питали отвращение к детям и условием спасения души считали "борьбу с плотью" путем оскопления".


Вклад в земледелие


И до ссылки скопцы предавались воистину ударному капиталистическому труду, ну а здесь они развернулись по-настоящему. Они занимались земледелием и отличались исключительным трудолюбием. Составляя небольшую часть населения Якутской области, они стали крупными производителями хлеба. По архивным данным, в 1888 году на их долю приходилось 33% всего урожая зерновых. Огромный вклад скопцов в развитие земледелия отмечала и местная власть. В одном из архивных документов начала ХХ века сообщается: "Якуты соседних улусов приходят смотреть на сельские работы скопцов и даже нанимают их к себе для распашки в виде образца некоторой части своих полей".

Ссыльные скопцы, или бесславный конец "белых голубей" на якутской земле Скопцы, История, Якутия, Длиннопост

Например, мархинские скопцы в первые 12 лет расчистили около 1000 га земли. Урожайность их полей в 1,5-2 раза превышала урожайность в селениях Ленского тракта, а зарплата батрака была свыше 100 рублей в год. Скопцы выращивали в основном яровую рожь и пшеницу, применяя при этом сельскохозяйственные машины и передовые методы земледелия (удобрение полей, задержание влаги, улучшение семян путем отбора, выделение семенных участков). Также они выращивали арбузы, тыкву, разводили гусей, кур и уток.


Скопцам не удалось вовлечь в свою секту ни одного якута


Благодаря такому упорному труду скопцы накапливали весьма приличные сбережения. Деньги, которые были для скопцов важнейшим средством для защиты от враждебного окружения, не распылялись, а наоборот, концентрировались: когда одно "гнездо" вымирало, имущество переходило скопцам следующей волны. Подпольные счета и капиталы направлялись на вознаграждение людям, согласившимся на оскопление, а также на подкуп нужных чиновников.


Однако в Якутии скопцам не удалось привлечь в свою секту ни одного местного жителя. Объяснялось это не только стойкостью местных к их посулам, но и тем, что ушлые якутские чиновники заключили со скопческими старостами соглашение: "Вы не проводите "радений" — мы не отправляем вас в тундру". Попутно со скопцов была содрана внушительная взятка. Но зато скопцов поселили в наиболее благоприятных местах — возле Якутска, в Олекминском округе, близ Нюрбы и Вилюйска. Попытки проведения подпольных "радений" пресекались полицией безжалостно и жестко. Посему скопцы были вынуждены направить свою энергию исключительно на хозяйственные цели.

Скопческие селения в Олекминске и Мархе


По историческим данным, первая партия скопцов из 31 семьи прибыла в Олекминск в 1861 году из Туруханского края. Им выделили земли вдали от города, но они, дав взятку олекминскому комиссару в размере 40 тысяч золотом, основали Спасское селение поблизости. Центральная улица города Олекминска и ныне называется Спасской, поскольку здесь сохранились дома Спасского селения скопцов. Город и скопческое селение разделяла природная граница — река Алалайка. Угловой дом (рядом с СЭС) был лавкой купца (тоже из скопцов) Мигачева, о чем свидетельствует вывеска на доме.

Ссыльные скопцы, или бесславный конец "белых голубей" на якутской земле Скопцы, История, Якутия, Длиннопост

Дома имели своеобразную конструкцию и определенный архитектурный стиль. Более подробно их описание сделал академик, профессор архитектуры Хабаровского госуниверситета Николай Крадин в аннотированном каталоге "Памятники архитектуры Олекминска". В домах было много разных потайных засовов и проходов в кладовые и к соседям, заборы были высокими, чтобы скрывали жизнь обитателей от посторонних глаз и чтоб уберечься от "тати", т.е. воров.

Бесславный конец

Скопцы и в ссылке пытались возродить религиозное влияние секты. Полиция неоднократно пресекала попытки переправить в Якутию крупные суммы денег, иной раз до 600 тысяч рублей (для сравнения: зарплата рабочего достигала тогда 10-15 рублей в месяц). В 1881 году был арестован скопец Козьма Лысин, объявивший, что он является земным воплощением бога Саваофа. После этого происшествия религиозная активность скопцов окончательно затихла. Они стали превращаться в обычных крестьян, ведущих серую и скучную жизнь. Правда, в скопческих селах стали появляться дети ("урезанные" скопчихи тем не менее сохраняли способность к деторождению). Но оскоплять их уже не смели.


Последние оставшиеся в Якутии скопцы скончались в конце 30-х годов. От них остались только добротные дома в Мархе, Магане и Олекминске. Так довольно серо и уныло закончилась скопческая эпопея, когда-то начинавшаяся с красивой, но безумной сказки о том, что человек должен быть подобен ангелу.

Ссыльные скопцы, или бесславный конец "белых голубей" на якутской земле Скопцы, История, Якутия, Длиннопост

Взято отсюда: http://yakutiamedia.ru/news/457382/

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий
Скопческие селения в Олекминске и Мархе

У меня бывшая из тех мест, а девичья фамилия - Мархинина o_O

раскрыть ветку (8)
10
Автор поста оценил этот комментарий
Ну у скопцов априори не может быть детей, так что наверное она из другой секты)
раскрыть ветку (7)
9
Автор поста оценил этот комментарий

В статье же написано - скопчихи не были стерилизованы, они могли рожать детей.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Так ёпа мать, если баба залетит, её же сразу исключат из организации, как поправшую каноны, значит она уже не будет скобчихой когда родит.
раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Это происходило, судя по всему, в те времена, когда скопцов было уже не очень много. Секта деградировала, беднела и на традиции становилось наплевать. К тому же, не забывайте про детей, которых оскопляли родители, хотя их явно никто не спрашивал. У мужчин пути назад уже не было, а вот женщины при всём том, что с ними сделали, всё ещё могли сказать "Знаете, я тут подумала, и поняла, что всё это чушь. Auf Wiedersehen"

1
Автор поста оценил этот комментарий
А вот кто их трахал? Соски отрезаны, а то и сиськи, половые губы тоже, бррррр
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Это север, там никто не рассматривал. А бабы без сосков и сейчас имеются - после мастектомии. И норм, есть у них секс.

6
Автор поста оценил этот комментарий

у женщин то могут, матку им же не вырезали. так что теоретически она может быть потомком тех самых скопцов)

5
Автор поста оценил этот комментарий

Надеюсь не из хлыстов :)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку