322

Ссыльные скопцы, или бесславный конец "белых голубей" на якутской земле

Скопцов в 19 веке стали ссылать в Забайкалье и Якутскую область, чтобы сектанты, отрицавшие половые отношения и размножение, не могли вербовать в свои ряды все новых людей. Предполагалось, что скопцы не смогут заманить в свои сети якутов и казаков, имеющих другой менталитет. Активная борьба велась со скопчеством потому, что оно являлось одним из самых тяжелых последствий религиозного фанатизма – их постулат гласил о том, что человек должен быть подобен ангелу и должен стать бесполым существом. Для претворения этой идеи в жизнь проводился обряд "крещения" — мужчины подвергались кастрации, а женщин калечили, чтобы они стали неспособны к деторождению и кормлению детей. О жизни скопцов на якутской земле – в материале ИА YakutiaMedia.

Ссыльные скопцы, или бесславный конец "белых голубей" на якутской земле Скопцы, История, Якутия, Длиннопост

Скопцы – кто они?


Предшественниками скопцов была секта хлыстов, считавшая, что Бога нельзя беспокоить по мелочам, замаливая маленькие грехи. Хлысты учили, что чем больше грех, тем больше и искреннее раскаяние, поэтому они, прикрываясь своим учением, предавались всевозможным порокам от пьянства до "свального греха" (группового секса). Скопцы же были противоположностью хлыстов.


Основатель скопчества Кондратий Селиванов отошел от хлыстов и начал проповедовать прямо противоположные идеи: отречение от секса, курения, вина, танцев, игр (даже от шашек с шахматами). Постулат Селиванова гласил о том, что человек должен быть подобен ангелу и потому должен стать бесполым существом. Для претворения этой идеи в жизнь проводился обряд "крещения" — мужчинам удалялись половые органы, женщинам – соски (некоторые удаляли груди и большие и малые половые губы). В секту принимали целыми семьями — одновременно оскопляли и мужчин, и женщин, и детей. Эти семьи после посвящения не распадались, а образовывали хозяйственные ячейки, которые сами скопцы называли "гнездами". Появившаяся примерно в середине 18 века секта скопцов к началу века 19-го стала постепенно увеличиваться. К 1826 году насчитывалось уже около 10-15 тысяч скопцов, скопчих и скопчат.


Одним из первых бороться с этой сектой начал император Николай I, который велел массово арестовывать и высылать скопцов в Сибирь. Годных по здоровью сектантов зачисляли в солдаты и отправляли воевать на Кавказ. Секта была запрещена и предана проклятию, однако учение существовало еще очень долго. Живучесть секты объяснялась тем, что ее лидеры успешно заменяли скопцам житейские радости так называемыми "радениями". Начинались они с дружеского чаепития, переходящего в хоровое пение и кружение в хороводе в белых рубахах и при свечах. Темп задавался речитативным пением. Постепенно скопцы входили в транс, кружились отдельно, издавали бессвязные вопли, у иных начинались плач или истерика… Все это привлекало своей необычностью не только скопцов, но и просто любопытствующих. "Радения" были своеобразным наркотиком. Сосланные в Западную Сибирь скопцы ухитрялись вербовать своих последователей. Из-за этого правительство решило загнать их подальше — в Якутию и Забайкалье.


Первая партия сектантов в количестве 595 человек прибыла в Якутскую область в 1861 году. Сначала их селили небольшими группами по 10–15 человек среди якутов, но уже спустя год выделили для поселения специальные места. Число скопцов увеличивалось из года в год и в 1881 году достигло 1211 человек. В Якутской области они основали 12 крупных населенных пунктов под Олекминском — Спасское, Троицкое, Усть-Чаринское, под Якутском — Мархинское, Хатын-Аринское, Никольская слобода, Кильдямское, Маганское, Петропавловское и другие мелкие села.

Ссыльные скопцы, или бесславный конец "белых голубей" на якутской земле Скопцы, История, Якутия, Длиннопост

Большую роль в изучении истории Якутии сыграл Григорий Попов— один из первых профессиональных историков Якутии, принадлежавший к сословию священнослужителей.


В очерках по истории Якутии (Якутия в XIX — начале XX в) Попов писал:"Давно уже русское правительство обратило внимание на Якутский край как на место водворения сюда лиц, осужденных по религиозным делам…


…Скопцы — приверженцы этой религиозной секты, зародившейся в 1770-х годах в Орловской губернии, проповедовали идею греховности сожительства, отрицали браки, питали отвращение к детям и условием спасения души считали "борьбу с плотью" путем оскопления".


Вклад в земледелие


И до ссылки скопцы предавались воистину ударному капиталистическому труду, ну а здесь они развернулись по-настоящему. Они занимались земледелием и отличались исключительным трудолюбием. Составляя небольшую часть населения Якутской области, они стали крупными производителями хлеба. По архивным данным, в 1888 году на их долю приходилось 33% всего урожая зерновых. Огромный вклад скопцов в развитие земледелия отмечала и местная власть. В одном из архивных документов начала ХХ века сообщается: "Якуты соседних улусов приходят смотреть на сельские работы скопцов и даже нанимают их к себе для распашки в виде образца некоторой части своих полей".

Ссыльные скопцы, или бесславный конец "белых голубей" на якутской земле Скопцы, История, Якутия, Длиннопост

Например, мархинские скопцы в первые 12 лет расчистили около 1000 га земли. Урожайность их полей в 1,5-2 раза превышала урожайность в селениях Ленского тракта, а зарплата батрака была свыше 100 рублей в год. Скопцы выращивали в основном яровую рожь и пшеницу, применяя при этом сельскохозяйственные машины и передовые методы земледелия (удобрение полей, задержание влаги, улучшение семян путем отбора, выделение семенных участков). Также они выращивали арбузы, тыкву, разводили гусей, кур и уток.


Скопцам не удалось вовлечь в свою секту ни одного якута


Благодаря такому упорному труду скопцы накапливали весьма приличные сбережения. Деньги, которые были для скопцов важнейшим средством для защиты от враждебного окружения, не распылялись, а наоборот, концентрировались: когда одно "гнездо" вымирало, имущество переходило скопцам следующей волны. Подпольные счета и капиталы направлялись на вознаграждение людям, согласившимся на оскопление, а также на подкуп нужных чиновников.


Однако в Якутии скопцам не удалось привлечь в свою секту ни одного местного жителя. Объяснялось это не только стойкостью местных к их посулам, но и тем, что ушлые якутские чиновники заключили со скопческими старостами соглашение: "Вы не проводите "радений" — мы не отправляем вас в тундру". Попутно со скопцов была содрана внушительная взятка. Но зато скопцов поселили в наиболее благоприятных местах — возле Якутска, в Олекминском округе, близ Нюрбы и Вилюйска. Попытки проведения подпольных "радений" пресекались полицией безжалостно и жестко. Посему скопцы были вынуждены направить свою энергию исключительно на хозяйственные цели.

Скопческие селения в Олекминске и Мархе


По историческим данным, первая партия скопцов из 31 семьи прибыла в Олекминск в 1861 году из Туруханского края. Им выделили земли вдали от города, но они, дав взятку олекминскому комиссару в размере 40 тысяч золотом, основали Спасское селение поблизости. Центральная улица города Олекминска и ныне называется Спасской, поскольку здесь сохранились дома Спасского селения скопцов. Город и скопческое селение разделяла природная граница — река Алалайка. Угловой дом (рядом с СЭС) был лавкой купца (тоже из скопцов) Мигачева, о чем свидетельствует вывеска на доме.

Ссыльные скопцы, или бесславный конец "белых голубей" на якутской земле Скопцы, История, Якутия, Длиннопост

Дома имели своеобразную конструкцию и определенный архитектурный стиль. Более подробно их описание сделал академик, профессор архитектуры Хабаровского госуниверситета Николай Крадин в аннотированном каталоге "Памятники архитектуры Олекминска". В домах было много разных потайных засовов и проходов в кладовые и к соседям, заборы были высокими, чтобы скрывали жизнь обитателей от посторонних глаз и чтоб уберечься от "тати", т.е. воров.

Бесславный конец

Скопцы и в ссылке пытались возродить религиозное влияние секты. Полиция неоднократно пресекала попытки переправить в Якутию крупные суммы денег, иной раз до 600 тысяч рублей (для сравнения: зарплата рабочего достигала тогда 10-15 рублей в месяц). В 1881 году был арестован скопец Козьма Лысин, объявивший, что он является земным воплощением бога Саваофа. После этого происшествия религиозная активность скопцов окончательно затихла. Они стали превращаться в обычных крестьян, ведущих серую и скучную жизнь. Правда, в скопческих селах стали появляться дети ("урезанные" скопчихи тем не менее сохраняли способность к деторождению). Но оскоплять их уже не смели.


Последние оставшиеся в Якутии скопцы скончались в конце 30-х годов. От них остались только добротные дома в Мархе, Магане и Олекминске. Так довольно серо и уныло закончилась скопческая эпопея, когда-то начинавшаяся с красивой, но безумной сказки о том, что человек должен быть подобен ангелу.

Ссыльные скопцы, или бесславный конец "белых голубей" на якутской земле Скопцы, История, Якутия, Длиннопост

Взято отсюда: http://yakutiamedia.ru/news/457382/

Найдены возможные дубликаты

+43

Конечно. Если не фапать и не трахаться куча свободного времени освобождается.

раскрыть ветку 1
+4

а если еще и интернет отключить...

+66
Если убрать религию, то люди калечили себя, чтобы работать как черви-ударники в говне и черноземе и ... покружиться.
Еще и заранее зная, что их сошлют в не самый приятный климат, а кружиться запретят.

ТС, спасибо, было интересно почитать.
раскрыть ветку 11
+8
А идея высылать в Якутию больных на голову мне нравится. Список длинный.
раскрыть ветку 5
+11
Собирай вещи)
раскрыть ветку 2
+2
Якуты вам за это благодарны не будут 😊
раскрыть ветку 1
+2
Дак а Коммунизм как придумали??? Очень похоже. Целые пласты культуры присобачивали к безобидной социал-демократии. (Которая была обычной партией в Германии и других парламентах-странах, а в России было копированием опыта Германии) Кстати, в 19 веке в Англии был эксперимент. В одной земле проводили сектанские опыты. Вообщем, повышали уровень производительности, уменьшали уровень потребностей за счёт протестанской секты. Всё официально, с отчётами))

Если учесть сколько было нормальных социал-демократов, шпионов, агентов влияния... То уже не так весело )

Точно также. Возьмите американские безнес модели: собрания, отчёты, трениниги... Реально, секта :)


- Суровые годы уходят, за ними другие грядуууут!

- Опять поют?

раскрыть ветку 4
0
Создается секта, потребности членов которой фигачить на земле, отчекрыжить половые органы и покружиться (дервиши до сих пор кружатся без членовредительства), а их запрещают и наказывают. По мне, так они довольно удобные ребята.
раскрыть ветку 3
+20

"Скопцам не удалось вовлечь в свою секту ни одного якута" - как же я порадовался на этом моменте за братишек саха.

раскрыть ветку 2
+14

Ну дык! Это расовый перк - "Иммунитет к божественной магии".

раскрыть ветку 1
+3
Because magic is a heresy)
Иллюстрация к комментарию
+8

http://murders.ru/gnida_2_10_2003.html

Скопческая ересь.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
+3
Извиняюсь, а это мужчина или женщина?
раскрыть ветку 2
+1

Это мужчина. Женоподобным он стал вследствие нарушения гормонального баланса.

0

Это мужик. Оскоплёный.

+6

Они достойны коллективной премии Дарвина

+11

Скопцы, как они есть

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
0
Вася Ложкин?
раскрыть ветку 1
0

он самый

+3
Дибилы, @#$%&!
0

пф, да и хуй с ними, естественный отбор в действии. не силой же в секту тянут.

0
Ахах, вспомнилось в тему видео из другого поста: вырезанная сцена из Робокопа)) посмотрите не пожалеете))
https://m.youtube.com/watch?feature=youtu.be&v=qx2GuZMfNp8
раскрыть ветку 1
0
Пиздец хуйня какая
0
В Якутии рожь и пшеница растут? Арбузы?!
раскрыть ветку 1
+2
В зависимости от региона и сорта, да. Растут нормально. Помню в Мегино-Уангаласском выращивали арбузы ( не в теплице ) размером с футбольный мяч. Не помню сорт, но были вкусные
0

Ничего не написано про роль иностранных разведок. Всех сектантов в России денежно поддерживали шпионы :) Откуда бабло у товарищей сектантов? Ага, по копеечке скопили)) Нет, они получали и легализировали его в РИ. Потом получали комманды кому надо выдать.

Почему? Потому что была очень мракобесно-ненавистническая среда у них по отношению к основному русскому православному населению. Да, также всякие сектанты занимались разбоем карет, поездов и банков. Ахах, Дикий Запад, так сказать. Причём, с особой жестокость.

Так как СССР это тоже тот ещё проектик Запада + русофобия национальных меншиств, то понятна откуда любовь ко всяким сектантам. Обычный собор надо взорвать, а сектанты ради бога. Савва Морозов! Улицы, ЖЗЛ... Хотя на роже у него всё написано :) Такой браток-уголовник-сектант))


Сейчас стараются замазать их. Ретушировать :))

Со скопцами понятно, хуй отрезать - это выше человеческого понимания))) А вот с остальными дааааа, плак-плак-плак. (Не со всеми, но с многими)


Поэтому царя сослали не в Тулу, а к Старообрядцам и каторжанам :)))

0
Скопческие селения в Олекминске и Мархе

У меня бывшая из тех мест, а девичья фамилия - Мархинина o_O

раскрыть ветку 8
+6
Ну у скопцов априори не может быть детей, так что наверное она из другой секты)
раскрыть ветку 7
+6

В статье же написано - скопчихи не были стерилизованы, они могли рожать детей.

раскрыть ветку 4
+4

у женщин то могут, матку им же не вырезали. так что теоретически она может быть потомком тех самых скопцов)

+3

Надеюсь не из хлыстов :)

-35

"Подпольные счета и капиталы направлялись на вознаграждение людям, согласившимся на оскопление, а также на подкуп нужных чиновников."
Приблизительно так в наши дни множится община гомосексуалистов. Через подкупы, "радения" и пропаганду.

раскрыть ветку 19
+18

Гомосексуализмом люди занимаются для удовольствия, а тут наоборот, за Веру совершают подвиг.

раскрыть ветку 15
+14

Ну, подвигом бы я это не назвал, ибо эти убеждения идут вразрез с Библией:


"27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.


28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле." (Бытие, 1)

раскрыть ветку 4
0

Да то же самое удовольствие только через одно место.

-9
Да на здоровье. Я говорю про способы пополнения общины. Размножаться же они не могут, как и скопцы. Значит должны сманивать из гетеросексуальных семей.
Например взять административный ресурс. Когда в Хайфе мотоциклисты запросили демонстрацию против дорогих страховок, городские власти разрешили им проехаться один раз по окраинам города, где никто не видел. А ради ежегодной демонстрации гомосексуалистов на пол дня блокируют центральные улицы. Весь город ставят раком.
раскрыть ветку 8
ещё комментарии
+7
Ой да не трынди. Если я баба не хочу трахаться с другими бабами, меня к ним не тянет, не возбуждают они меня, ты мне хоть 100 мильонов дай, желание спать с ними не появится. Так что гомосексуализм ну вообще ни о чем приплел
+2
Всегда улыбаюсь с этого страха гомосексуализма. Будто эти крикуны сомневаются в своей ориентации и через пропаганду их вера будет наконец сломлена. Ну или через подкуп лол
+1

вообще-то от того, что вы денег человеку дадите, сексуально привлекать его свой пол не станет. Да и радения у геев - тоже очень странная идея)). А пропаганда гетеросексуальности в нашем мире из каждого утюга, но вот только геев меньше не становится.

-7

Хм. Нормальная идея куда деть геев!

раскрыть ветку 2
+3
Себе оставьте геев. В Якутию ненадо
0

а смысл?

ещё комментарии
Похожие посты
167

Якутский национальный костюм

Якутский национальный костюм Одежда, Длиннопост, Национальные костюмы, История, Исторический костюм, Якутия

Традиционный якутский костюм (якут. саха таҥаһа) — это национальный костюм якутов. В нём сочетаются культурные традиции разных народов, он приспособлен для полярного климата, что отражается как в крое одежды, так и в её оформлении.

Якутский национальный костюм Одежда, Длиннопост, Национальные костюмы, История, Исторический костюм, Якутия

Сложившаяся в ХΙΙΙ веке якутская одежда сочетает в себе множество разнородных элементов. Особенно ярко это проявляется в верхней одежде, где отмечается использование самых разных по фактуре и цвету материалов: разношерстый мех, сукно, жаккардовый шёлк, ровдуга, кожа. Костюм украшается орнаментальными вставками, бисером, металлическими украшениями и подвесками. Претерпевая различные трансформации и модификации, под влиянием происходящих исторических событий в социальной и культурной жизни этноса, народный костюм сохраняет древнейшие художественные традиции.

Якутский национальный костюм Одежда, Длиннопост, Национальные костюмы, История, Исторический костюм, Якутия

Якутская дохристианская одежда XVII-XVIII вв. изготавливалась в основном из природных натуральных материалов — кожи, замши, меха домашних животных, так как основным видом хозяйственной деятельности якутов, как тюркского народа, было табунное коневодство и разведение крупного рогатого скота. Шкуры пушных зверей использовались для дополнительного утепления в зимних изделиях, в основном, в качестве отделки. Меховые полосы в два ряда нашивались по краю борта, низу изделия и рукава — приём оформления, обусловленный, прежде всего, холодным климатом и перенятый у северных народов.

Якутский национальный костюм Одежда, Длиннопост, Национальные костюмы, История, Исторический костюм, Якутия

Привозные шёлковые, шерстяные ткани, полученные путём натурального обмена, применялись в качестве отделки, так как были дорогими. Китайская хлопчатобумажная ткань «дабы» шла на нательную одежду, но её могли позволить себе только богатые люди. Бедные же люди изготавливали нательные и летние изделия (рубахи, халатоподобную одежду) в основном из тонких замшевых кож.

Якутский национальный костюм Одежда, Длиннопост, Национальные костюмы, История, Исторический костюм, Якутия

У многих народов в основе покроя изделий лежит прямолинейный крой, как наиболее рациональный и часто обусловленный формой и размерами материала. Традиционный якутский крой в этом смысле не является исключением. Так, повседневные изделия в основном имеют прямокроеный стан и рукав. Женская одежда такого покроя, в отличие от мужской, декорируется или нашивками из прорезной кожи по кокетке или бисерными и меховыми полосами по краям борта и подола.

Якутский национальный костюм Одежда, Длиннопост, Национальные костюмы, История, Исторический костюм, Якутия

Нарядная, праздничная одежда якутов, как правило, имеет более сложный покрой — обычно стан делают расширенным к низу, рукава имеют сборку по окату. Такой рукав называют «бууктаах», то есть, формы «буф», якуты заимствовали его из русской городской одежды, также как и отложные воротники. Облегчённые кафтаны с асимметричной застёжкой, характерные для прибайкальских народов, носили зажиточные якуты. Пальто богато декорировалось по борту бисерной вышивкой, металлическими элементами и узкой полоской дорогого меха

Якутский национальный костюм Одежда, Длиннопост, Национальные костюмы, История, Исторический костюм, Якутия

Особый интерес с точки зрения заимствования культурных традиций костюмов других народов представляет халатообразное изделие из ткани дабы с цельнокроеными рукавами, которую носили женщины летом. Эти изделия сильно отличаются от перечисленных выше изделий своей конструктивной формой. Очевидно, крой перенятый у восточно-азиатских народов, не имел большого распространения и развития из-за нерационального расхода ткани

Якутский национальный костюм Одежда, Длиннопост, Национальные костюмы, История, Исторический костюм, Якутия

Наиболее распространенным и характерным для якутской одежды считается крой «оноолоох, бууктаах» — когда-то перенятый у русских военных и путешественников, но видоизменённый в соответствии с якутскими культурно-художественными традициями. Такие изделия обязательно имеют складки по боковым и среднему шву спинки («оноо») и рукав со сборкой по окату («буук»). Пальто такого покроя носили как мужчины, так и женщины. Различие проявлялось в декоративном оформлении. У мужчин пальто шили из кожи или ткани дабы. Пальто из ткани имело бархатный воротник и манжеты. Женские пальто такого покроя изготавливалось из меха или замши, в зависимости от сезонного назначения.

Якутский национальный костюм Одежда, Длиннопост, Национальные костюмы, История, Исторический костюм, Якутия

Варианты пальто из замши шили с декоративными вставками из сукна или шёлка. Если размер шкуры не позволял изготовить объёмную, удлинённую одежду, например зимнее пальто «сагынньях», комбинировали разные материалы — замшу, мех пушных зверей, ткани. Другая разновидность такого покроя называется «кытыылаах». Как вид верхней одежды он распространился значительно позже, с распространением мануфактурных тканей. Эти изделия отличались от «оноолоох» тем, что по краю борта, низа изделия и рукава нашивалась широкая двойная полоса из сукна. Такую одежду женщины носили в прохладные дни.

Якутский национальный костюм Одежда, Длиннопост, Национальные костюмы, История, Исторический костюм, Якутия

Наиболее древним считается крой одежды «таҥалай». Это изделие небольшого объёма, выполненное из ровдуги с меховой отделкой. Отличительные особенности этого изделия: меховая надставка в верхней части рукава; разрезы по боковым швам; декоративный элемент с металлическими подвесками на уровне талии по бокам. В разных вариациях подобное оформление присутствует во многих изделиях различного сезонного и функционального назначения. Наиболее ярким примером стиля «таҥалай» считается изделие с укороченным меховым рукавом, кокеткой, отлётным элементом по переду, богато декорированный бисером и металлической отделкой. По мнению некоторых исследователей, назначение одежды свадебное. Эти изделия бережно хранились, передавались по наследству, как большую ценность. Однако, этот крой в дальнейшем не получил развития. К началу XX века он практически исчез из употребления.

Якутский национальный костюм Одежда, Длиннопост, Национальные костюмы, История, Исторический костюм, Якутия

В дальнейшем на развитие традиционной якутской одежды повлияло распространение и широкое использование тканей. Этот фактор повлиял не только на крой одежды, но и на культуру одежды якутов в целом

Якутский национальный костюм Одежда, Длиннопост, Национальные костюмы, История, Исторический костюм, Якутия
Показать полностью 11
134

Официант с 35-летним стажем Виктор Приходько: «Моя работа делает меня счастливым»

Официант с 35-летним стажем Виктор Приходько: «Моя работа делает меня счастливым» Официант, Профессия, История, Якутия, Работа мечты, Длиннопост

Виктору Веремеевичу 58 лет, 35 из них он работает официантом. Это была его мечта и цель, которых он достиг, переехав с Украины в Якутск.


«Эта работа сложна в моральном и психологическом плане. Вы знаете, каждый гость имеет свой характер и к нему нужно найти свой подход. Без этого никак. Ты сам по себе должен быть психологом, — начал беседу Виктор Веремеевич. — Если у тебя есть такое качество, то хорошо. Если нет, будет тяжело. Тем не менее все приходит с годами, особенно если ты любишь свою работу. Для меня любить свою работу — это не только приходить рано, но и уважать своих гостей, невзирая на возраст, должность и статус. Если ты делишь людей на бедных и богатых, то лучше сразу уходить с этой работы».


Виктор Приходько признается: он всегда мечтал стать официантом. Вспоминает, как в 8 классе написал, что хочет стать эстрадным певцом или спортсменом. К слову, наш герой является кандидатом в мастера спорта по вольной борьбе до 57 кг. Однако в 9 классе его цели и мечты кардинально изменились — он захотел стать официантом. Вдохновился рассказами тети, которая в то время работала официантом и администратором в ресторане в Борисполе.


Виктор Веремеевич родом с Украины. Окончил Николаевское техническое училище, отучился на сборщика корпусов металлических судов. Отслужил 2 года в ЮГВ командиром танка в венгерском городе Дебрецен. После решил поступить в Высшую школу официантов в Киеве. В год там принимали из каждой области по 2 человека, конкурс был большой. В первый год, к сожалению, он не поступил и, чтобы не терять время, в 1983 году поехал с братом в Якутию, а точнее в Якутск. Как тогда говорили, «на Север за длинным рублем». Через год он планировал вернуться обратно и поступить в желаемую школу, но остался насовсем.


«Здесь я работал на различных стройках, но все равно хотел обучиться на официанта. Потом меня познакомили с директором Треста столовых и ресторанов Якутии Михаилом Каликиным. Он мне предложил работать мясником, но я отказался. Раньше мясо тушами возили! Представьте: туша и рядом я (смеется). Я сказал, что хочу работать официантом, и меня направили в ресторан авиапорта. Раньше официантов обучали. Так, я отучился в этом ресторане полгода и отлично сдал теорию и практику. Вы знаете, раньше и попасть в ресторан было очень тяжело. Можно сказать, что люди шли туда по призванию, а не как сейчас. Это небо и земля. За любое нарушение и жалобу могли уволить. Многое, конечно, зависит от учителя, от того, какие знания он тебе даст. Мой учитель говорил: „Не люби деньги, люби работу, учись работать, и деньги сами к тебе придут“. Это истина. У меня тоже было много учеников. Когда они приходят и спрашивают: как тут с чаевыми? Я сразу говорю: я с вами не сработаюсь. Ты еще не научился работать, а уже в карман заглядываешь. Это уже не официант. Мы работаем за зарплату. Главное в нашей работе, чтобы гости были довольны, чтобы они больше рассказывали о ресторане, о том, как здесь вкусно и как хорошо обслуживают. Это и есть наша работа. Однажды учитель мне сказал: „Я сделаю из тебя лучшего официанта города“. И через три или четыре года так и произошло: я занял первое место на городском конкурсе», — рассказывает он.


После победы в конкурсе Виктора начали приглашать на обслуживание зарубежных делегаций и гостей республики. Вместе со знаменитым якутским поваром Иннокентием Тарбаховым он обслужил и встретил четырех глав и президентов Якутии: Михаила Николаева, Вячеслава Штырова, Егора Борисова и Айсена Николаева. На вопрос, есть ли к таким клиентам особое отношение, Виктор Веремеевич отвечает отрицательно. Повторяет, что нельзя делить людей на бедных и богатых. Ему важен каждый гость.


«Когда приходят такие гости, не надо думать, что он президент. Он такой же человек, как и ты. Не надо на этом заострять внимание. Ведь ты не прыгнешь выше головы. На что способен, то и сделаешь. Люди любят говорить: „У нас будет важный гость! Надо встретить на высшем уровне!“ А остальных что? На низшем или как попало? Нельзя так говорить, особенно при молодежи. Это неправильно. Это ошибка руководителей».

Официант с 35-летним стажем Виктор Приходько: «Моя работа делает меня счастливым» Официант, Профессия, История, Якутия, Работа мечты, Длиннопост

За 35 лет трудового стажа в должности официанта наш герой проработал во многих ресторанах Якутска. В ресторане авиапорта, который потом переименовали в «Лайнер», он отработал 8 лет. Затем около трех лет трудился в знаменитом ресторане «Факел» в поселке Газовиков. Именно там он научился работать на банкетах. По тем временам это был самый шикарный ресторан, было аж 5 залов, отмечает собеседник. В середине 90-х ресторан обанкротился, и Виктор устроился в бар «Визит», после — в «Трактир Ямщика», прошел навигацию на теплоходе «Михаил Светлов». Потом была «Орхидея» на ДСК, 12 лет в «Онтарио», полтора года в «Заставе» и вот почти два года, как по приглашению директора Виктор Веремеевич работает в «Ренабо». За эти годы страна пережила разные времена. Вспомнить те же лихие 90-е. Однако ни бандитские посиделки и разборки, ни отсутствие зарплаты не смогли переломить его любовь к профессии.


«Я всегда любил и до сих пор люблю свою работу. Всегда иду как на праздник. Помнится, когда работал в авиапорту, сутки отработал, приехал домой и жду, когда же время быстренько пролетит, и снова на работу. Несмотря на тяжелые времена я никогда не бросал и не менял профессию. В 90-е, конечно, был беспредел, особенно в ресторанах. Некоторых людей я потом встречал, они мне говорили следующее: „Виктор, мы были такие дураки! Мы же могли тогда тебя пристрелить“. Раньше считалось, что таксисты и официанты — первые люди. Люди почему-то думали, что мы золотые горы здесь получали. На самом деле, денег не было», — рассказал он.


Сегодня ни один банкет не обходится без встреч со старыми знакомыми, продолжает он. Его до сих пор узнают и говорят, что он нисколько не изменился. Ему приятно слышать слова благодарности от гостей. А на негативные мнения по поводу его выбора профессии он не обращает внимания. «Человек не хочет развиваться и выбрал легкий путь». Именно так звучат частые слова осуждения.


«Я считаю, это их проблемы. Извините, но я выбрал эту профессию на всю жизнь. Я мог стать администратором или директором, но не стал. Потому что это не мое, не мой путь. Не подходит мне это. Мне это не нужно. Мне приятно встречать гостей, общаться с ними вот уже на протяжении 35 лет. Меня эта работа радует, делает счастливым. Если человек всю жизнь проработал инженером или учителем — это плохо? Или все выбиваются в директора? Странно спрашивать у людей: что же ты не растешь и не развиваешься? Не в этом дело. Если человек любит свою работу, он посвящает ей жизнь, верит в нее. Подобные слова я пропускаю мимо ушей. Я не обижаюсь на таких людей. Да и не положено это, особенно в нашей профессии. Какие только ситуации не бывают на работе! Каких только людей не встретишь! Надо к каждому найти подход, чтобы человек улыбнулся. Сколько человек я обслужил, посуды и тяжести перетаскал, бокалов протер! Но все равно люблю свою работу.


Печалит меня лишь одно — сегодня официант не считается профессией. Для многих это всего лишь временная подработка: пришел, подал, ушел, забыл. Ребята вроде учатся специально в колледжах. Не понимаю зачем, если нет желания работать. Если человеку интересна сама профессия, то я с удовольствием помогаю и обучаю. Я человек не грубый. Чем больше вопросов зададут, тем лучше. Если ты делаешь все самостоятельно, а потом за тобой надо переделывать, ты лучше десять раз спроси и сделай правильно. Я всегда подскажу и расскажу», — продолжает официант.


Виктор Веремеевич женат. Со своей женой Мариной Габышевой он познакомился на одном из приемов. Приехала делегация хора с острова Хоккайдо. Она тогда работала администратором обкомовской столовой. Он долго не мог подойти и познакомиться, но все же решился и пригласил в ресторан. С тех пор супруги в браке более 30 лет. Вырастили двоих сыновей, а сейчас являются бабушкой и дедушкой двух девочек. «Она мне никогда ни слова не сказала: почему ты сидишь в официантах? Наоборот, всегда поддерживает, относится к моему выбору с пониманием, душой и теплотой. Такого разговора у нас никогда не возникало. Конечно, временами были финансовые трудности, но это нам не помешало. Мы вырастили и воспитали достойных детей», — с гордостью отмечает он.


Виктор Веремеевич планирует работать официантом еще два года. Идти в администраторы или начальники он не хочет. Ему не раз предлагали открыть школу официантов, но он лишь подчеркивает: были бы финансы.


«Конечно, в силу возраста я уже устаю. По идее, у нас график два на два, но в горячую пору приходится работать даже шесть дней подряд. Приходишь в 11:00, уходишь в три часа ночи. Спишь часов пять или четыре. Тяжеловато бывает, но я не жалуюсь. Это же мой выбор. Сколько хватит сил, столько и поработаю. Вообще, в своей жизни я ни о чем не жалею. Я же приехал сюда всего лишь на год, а остался на всю жизнь. Мне здесь нравится. Помню, я в первый год сразу привык к зиме. Как-то уже и забыл о Высшей школе официантов. Главное для меня было стать официантом. Это была моя цель», — подытожил он.

Официант с 35-летним стажем Виктор Приходько: «Моя работа делает меня счастливым» Официант, Профессия, История, Якутия, Работа мечты, Длиннопост

Источник: news.ykt.ru

Показать полностью 2
323

Вестерн по-советски: как в 1943 году ловили банду Павлова, грабившую золотые прииски.

В далекой от фронта Якутии, с поправкой на советскую действительность, развернулся настоящий вестерн по-сибирски. Роль скальпорезов индейцев исполнили эвенки верхом на оленях.

Гонялись за ними не ковбои, а суровые бойцы НКВД. Да и бои гремели не в выжженной прерии, а в морозной и заснеженной Сибири.


Грабители золотых приисков


23 ноября 1942 года в Алданский отдел НКВД Якутии пришло пугающее для сибирской глуши известие. Два дня тому назад группа неизвестных напала на стойбище оленеводов, убила несколько человек и увела с собой 20 оленей. На следующее утро бандиты налетели на золотоносный участок Крутой, отобрали у населения все оружие и взяли в плен двух рабочих.


После обеда того же дня они на санях влетели в центр Хатырхайского прииска и попытались ворваться в местную контору, где хранилось добытое золото и деньги. Начальник прииска и его вооруженный отряд до наступления ночи отстреливался от налетчиков, но не пустил их в здание.

После этого бандиты разграбили продуктовый склад, застрелили женщину врача, подожгли здания поселка и ушли в тайгу. С собой они забрали 7 тонн муки и золота на 10 тысяч рублей.

Вестерн по-советски: как в 1943 году ловили банду Павлова, грабившую золотые прииски. Якутия, СССР, Великая Отечественная война, История, Длиннопост, Нквд

И до этих событий в Восточной Сибири бандитизм был на уровне. Сказывалось наличие золота, многочисленных зеков, его добывающих, и оружия. Даже у самого бедненького оленевода в чуме обязательно хранилась дедовское ружье с несколькими насечками на прикладе.


Сотрудников НКВД испугал масштаб мысли бандитов и то, что по рассказам очевидцев они принимали в свой отряд добровольцев из зеков и местных. Милиционеры сразу поняли, кто устроил войну в сибирской глуши. Это были бывшие колхозники-эвенки, ушедшие в тайгу.


Из колхозников в налетчики


В августе 1942 года в колхоз им. XVIII партконференции Томмотского района Алданского округа пришли известия о сложной ситуации на фронте. Большинство колхозников были эвенками и по своей простоте решили, что немцы скоро победят и, значит, большевикам конец. Бывшие кочевники начали забивать государственных оленей, которых это же государство у них раньше забрало. После дележа рогатого имущества колхозники стали массово уходить в тайгу.


Вместе с ними сбежал и председатель колхоза 50-летний эвенк Егор Павлов – член ВКП(б) и выпускник Якутской военной школы, в которой большевики готовили местный партийный актив. После месячной кочевки по тайге Павлов собрал банду из 8 человек и решил воевать против советской власти. Среди бандитов оказался и бывший офицер царской армии Горохов. Павлов не стал ждать немцев и начал войну с налета на прииски.

Вестерн по-советски: как в 1943 году ловили банду Павлова, грабившую золотые прииски. Якутия, СССР, Великая Отечественная война, История, Длиннопост, Нквд

Отряд рабоче-крестьянской милиции


После первых удачных акций отряд разросся до 20 человек. Для создания грозного имиджа вожак банды распустил слух, что под его началом полсотни бойцов, а для безлюдной тайги это была сила серьезная. Получив сведения о бандитах, бойцы НКВД начали охоту за «группой Павлова».


Поход в тайгу


Стоял сильный мороз, но банду решили громить, не дожидаясь весны. 24 ноября на поимку павловцев вышел сводный старшего лейтенанта госбезопасности Рыбина. Всего 22 бойца из числа местных милиционеров и сотрудников НКВД, передвигающихся, как и эвенки, в нартах, запряженных оленями. После пяти дней по заснеженной тайге они прибыли к прииску Хатырхай.


Здесь оперативники задержали эвенка по фамилии Прокопьев. Оказалось, что он был среди налетчиков, но из-за ранения отстал от банды и прятался в окрестностях поселка. Арестованный доложил, что 18 павловцев разбили чумы в верховьях реки Эппарах. Оставив 6 бойцов охранять прииск, Рыбин с отрядом пошел по следу.


Под вечер 1 декабря уставшие оперативники вышли прямо к лагерю эвенков, что было неожиданностью для обеих сторон. На ходу милиционеры спрыгивали с нарт и обстреливали лагерь. Полуголые эвенки палили в ответ. Завязалась короткая, но яростная перестрелка.

Вестерн по-советски: как в 1943 году ловили банду Павлова, грабившую золотые прииски. Якутия, СССР, Великая Отечественная война, История, Длиннопост, Нквд

Оленеводы убили двоих милиционеров и ранили Рыбина, после чего, побросав награбленное, разбежались по тайге. В оставленных чумах помимо оружия, золота и припасов оказались жены и дети бандитов.


НКВД идет по следу


Неделю эвенков гнали по сибирскому лесу, но 8 декабря они устроили засаду. Потеряв в перестрелки одного бойца, опергруппа повернула в сторону Хатырхая, где милиционеры начали аресты причастных к деятельности банды лиц. Со взятыми во время боя на реке эвенками под следствие попало 29 человек.


Помочь добить банду вызвались два охотника эвенка – Васильев и Федоров, которым налетчики доверяли. 5 февраля они договорились встретиться с бандитами в районе реки Амга. Здесь Павлов планировал собрать уцелевших сторонников и решить, что делать дальше. По этому поводу намечалась серьезная попойка.


В разгар гулянья НКВДисты, засевшие неподалеку одновременно атаковали все чумы эвенков. В перестрелки была убита жена Павлова, а сам вожак получил рану, но опять сбежал. По следам крови его, потерявшего сознание, нашли в тайге.


От полученных ран бывший председатель колхоза и грабитель скончался. Ночью с 5 на 6 февраля оперативники арестовали 12 эвенков. По решению суда три бандита расстреляли, остатки «армии Павлова», так и не дождавшись прихода немцев, отправились на каторжные работы.


http://back-in-ussr.com/2019/10/vestern-po-sovetski-kak-v-19...

Показать полностью 2
84

Чукотский Давид против имперского Голиафа.

Чукчи — самая древняя народность северо-востока Сибири. Их самоназвание (луораветлан) переводится как «истинные люди». Считая себя отпрысками женщины и кита, они верили, что настоящий человек должен жить лишь на побережье, а обитатели страны высокого солнца и больших деревьев — низшие существа. Многие учёные сравнивают этот народ с жителями средневековой Скандинавии, хотя в плане воинственности викинги сильно уступали обитателям Чукотки. Чукчи держали в страхе все соседние племена, и даже Российская империя не смогла их покорить.


Термин «чукчи» или «чаучи», т.е. «богатые оленями», вошёл в обиход после их первой войны с соседями. До этого чукчи жили исключительно за счёт морского промысла и охоты. Но в какой-то момент, возможно из-за сильных морозов, начался голод. Тогда «истинные люди» устремили свои взоры на «менее человечных» соседей — эвенов. Будучи отличными бойцами, они увели с собой множество пленных, которые обучили их искусству обращения с животными.

Чукотский Давид против имперского Голиафа. Чукча, Чукотка, История, Россия, Сибирь, Якутия, Длиннопост

Так чукчи и жили до прихода русских в XVII веке: кочевали вслед за стадами оленей и забирали у своих соседей скот, железо, женщин и всё, чего нельзя было добыть в родных землях.


Первая встреча русских с чукчами произошла летом 1642 года на реке Алазее. 15 казаков под предводительством атаманов Ивана Ерастова по прозвищу Вельков и Дмитрия Зыряна по прозвищу Ярило, столкнувшись с этим народом, объявили, что они теперь в подданстве царя Михаила Фёдоровича и, следовательно, должны платить ему дань. Реакция луораветланов описана в донесении царю: «Чюхчи в твоём государеве ясаке отказали и по обе стороны Алазейские реки обошли и учали нас… с обеих сторон стрелять…» По заверениям казаков, этот злой народец, не боясь ружейных залпов, пускал в них стрелы до самого вечера.

Бесстрашие чукчей не удивительно, ведь вся их жизнь была борьбой за выживание, и какая-то грохочущая палка просто не могла внушить им страх. Также, согласно исследованиям, этот народ спокойнее других относится к смерти.


Но и казаки были не из робкого десятка. Покорять Сибирь отправлялись отчаянные авантюристы, преступники и беглые каторжники — то есть люди, которым нечего было терять. Поэтому уходить из этих мест они и не думали, к тому же, здесь было то, что ценилось дороже золота и мехов — рыбий зуб (моржовый клык).


Броня чукотских воинов представляла собой ламинарный доспех из кожи тюленя-сивуча. Он закрывал тело от шеи до колен. Встречались образцы из костей и рогов оленя. Из кожи также делались щиты. Они имели форму крыльев и носились на спине. Главным оружием чукчей был лук. Их существовало три вида: длинный, до двух метров, средний, примерно 120 см, и малый, до метра. Чаще всего использовался универсальный средний вариант.


В качестве основного ударного оружия использовалось копьё. Также чукчи применяли пращу, болас и ножи из китового уса или кости. Металл к ним пришёл лишь с русскими экспедициями, однако торговать с чукчами изделиями из железа было строжайшим образом запрещено вплоть до конца XVIII века. Поэтому ножи и наконечники из железа они могли добыть лишь в набегах на соседние племена или казачьи остроги.

Чукотский Давид против имперского Голиафа. Чукча, Чукотка, История, Россия, Сибирь, Якутия, Длиннопост

Построенный в 1649 году Анадырский острог не усмирил чукчей. Они продолжали ходить рейдами через всю Чукотку до самой Якутии. Это способствовало тому, что многие юкагиры, эвены, эвенки и коряки сами бежали под защиту казаков, обещая платить любой ясак, лишь бы их спасли от напасти.


Однако первая экспедиция в Анадырь для усмирения немирных иноземцев была официально одобрена лишь весной 1727 года. Для дальнего похода набрали почти 600 человек. Помимо казаков и солдат, туда вошли каторжники, которым обещали помилование после возвращения. Вместе с людьми из Санкт-Петербурга вышел обоз с 11 пушками, четырьмя ручными мортирами, 150 гранатами и 400 мушкетами.


Главой экспедиции был назначен якутский атаман Афанасий Иванович Шестаков, но позже Сенат решил, что лучше доверить военное руководство капитану Тобольского драгунского полка Дмитрию Ивановичу Павлуцкому. Казачий атаман и дворянин литовского происхождения друг друга сразу невзлюбили. За те два года, что ушли на дорогу и сборы, они рассорились в пух и прах. Чтобы дело не дошло до кровопролития, было решено разделиться. Летом 1729 года из Якутска вышло два отряда: Павлуцкий пошёл через Колыму, а Шестаков со своими людьми — через Охотск.


В Охотске отряд Шестакова перезимовал, и в конце февраля 1730 года двинулся на север. Под началом атамана было 166 человек: 23 казака, 10 якутов, 52 коряка и 81 человек эвенов и эвенков. Планировалось перехватить чукчей, которые с весны по лето обычно совершали набеги на поселения коряков на побережье. Утром 13 марта экспедиция узнала о крупном отряде противника, орудующем в окрестностях. Шестаков бросился на поиски, но, не обнаружив следов, решил на ночь встать лагерем у реки Егача (Ягача). Он не знал, что чукчи давно заметили его и ждали подходящего момента.

Чукотский Давид против имперского Голиафа. Чукча, Чукотка, История, Россия, Сибирь, Якутия, Длиннопост

Утром атаману донесли, что на лагерь идёт примерно 500 чукчей. Потеряв часть войска ещё до боя, Шестаков не дрогнул и приказал готовиться к битве. Когда враг подошёл достаточно близко, казаки дали залп. Но чукчи продолжили наступать, не обращая внимания на потери. В ответ на второй залп в казаков полетел град стрел. Пока русские и якуты отражали удары копий, основные силы чукчей зашли с флангов. После того, как центр отразил удар, казаки дали залп по наступающему с флангов противнику. Но чукчи, перепрыгивая через трупы, набросились на казаков.


Когда побежали коряки и эвенки, Шестаков покинул своё укрытие и присоединился к казакам. Даже вонзившийся в шею костяной наконечник не смог убить рассвирепевшего Шестакова. Он выдернул стрелу и, прикончив ещё нескольких врагов, приказал своим людям отступать. Сам Шестаков прыгнул в стоявшие поблизости нарты, но конструкция оказалась ему незнакомой, поэтому управлять ими не получалось. Испуганный олень, не понимающий команд на незнакомом языке, понёс атамана прямо в гущу врагов. Там атаман и принял свою смерть.

Для чукчей битва при Егаче стала первой большой победой. Помимо полкового знамени, ценность которого они вряд ли понимали, им достались 12 фузей, три ружья, дюжина ручных гранат и столько же железных куяков и кольчуг.


О трагической судьбе экспедиции Шестакова находившийся в Нижнеколымском остроге Павлуцкий узнал лишь через три месяца. Он собрал своих людей и двинулся на Анадырь. Чтобы покрыть расстояние почти в 800 км, ему потребовалось два месяца. 3 сентября экспедиция вышла к острогу. Однако представшая перед ними картина шокировала. То, что считалось крепостью, оказалось частоколом с дозорной вышкой и десятком избушек, а гарнизон из пары десятков перепуганных казаков с весны не выходил за стены и жил впроголодь.


Павлуцкий разделил с ними свою провизию и начал укреплять острог. За зиму его люди возвели стены высотой в три метра, а также собрали пять башен. К весне укреплённое зимовье на острове превратилось в настоящую деревянную крепость, способную выдержать долгую осаду.

Чукотский Давид против имперского Голиафа. Чукча, Чукотка, История, Россия, Сибирь, Якутия, Длиннопост

В марте 1731 года с Камчатки прибыли припасы, и Павлуцкий решил — настало время мести. Он собрал самое большое войско из всех, что ранее вторгались на Чукотский полуостров.

Карательный отряд насчитывал 215 казаков и солдат, 160 коряков и 60 юкагиров.


Первых врагов они встретили через три месяца, в 700 километрах от острога. Это было ополчение вождя Наихню численностью в 1000 копий. Как ранее с Шестаковым, чукчи приметили противника раньше и напали в самый неудобный для Павлуцкого момент — во время переправы через реку. Возможно, чукчи и не планировали нападать, а лишь хотели напугать, но они уж точно не ожидали, что Павлуцкий бросится в холодную воду, криком увлекая остальных. Следуя за командиром, казаки и солдаты под градом стрел переходили реку. Выбираясь на берег, они начинали стрелять, отвлекая внимание чукчей. Когда весь отряд перешёл через ледяную воду, Павлуцкий приказал идти врукопашную. Бой продолжался до самого вечера. Облачённые в кольчугу и латы, казаки врубались в ряды чукотских воинов, размахивая клинками.


Чукчи упорно не хотели сдавать позиций, но они не любили сражаться ночью, поэтому к закату были вынуждены отступить. По подсчётам Павлуцкого в тот вечер погибло около 500 чукчей, а в его отряде не досчитались лишь восьмерых. Позже победители обнаружили неподалёку ещё несколько сотен трупов. Это были женщины и дети: их зарезали, чтобы облегчить упряжки и не отдавать врагу. Таков был древний обычай. Было и около сотни выживших, а также три сотни оленей — трофеи этой битвы.


Карательный поход капитана Павлуцкого продлился до конца октября 1731 года. За это время они прошли более 2000 километров по болотам и тундре. Множество раз отряд попадал в засады, но всякий раз выходил победителем. Считается, что за время похода были разорены десятки стойбищ и убиты около 1500 чукотских воинов. После этой экспедиции Павлуцкий получил от чукчей прозвище «Якунин» и стал самым главным антагонистом их легенд. Была в этом и доля уважения, так как кроме русских больше ни один народ не удостаивался чести стать частью луораветланской мифологии.

Чукотский Давид против имперского Голиафа. Чукча, Чукотка, История, Россия, Сибирь, Якутия, Длиннопост

К 1741 году стороны настолько измотали себя войной, что решили попробовать договориться. В 150 км вниз по течению от Анадыря была организована встреча казаков с самыми могучими тойонами Чукотки. Павлуцкий к тому времени получил чин майора и был назначен на должность воеводы Якутска, поэтому переговоры вёл сотник Василий Шипицын, назначенный на его место. Трое суток казаки и чукчи пытались наладить диалог, но их образы мышления слишком сильно различались. Чукчи не понимали, почему они должны что-то платить, казаки тоже были не лучшими дипломатами, и на четвёртый день переговоров просто перебили всех старейшин. Остальные чукчи бежали, но о мире больше не могло быть и речи.


2 февраля 1744 года из Анадырского острога вышло войско численностью в 407 солдат и казаков, 170 коряков, 67 юкагиров. Для перевозки людей и провианта было задействовано, по меньшей мере, 5000 оленей. Первое столкновение произошло спустя месяц блуждания по промёрзлой тундре.


Павлуцкий вырезал всех «немирных чюхч» на своём пути. Во время пыток пленные говорили об огромной армии, которая таится в этом регионе, но карательная экспедиция так и не смогла её обнаружить. Страдая от ужасных погодных условий, съев последних оленей, в конце сентября 1744 года отряд вернулся в Анадырь.


В марте 1746 года Павлуцкий собрал 400 человек (250 русских и 150 юкагиров) и вновь отправился на поиски большой армии. Однако из-за сильных снежных ураганов, длившихся порой целыми неделями, они смогли найти лишь одно небольшое поселение чукчей. Понимая, что тактика дальних карательных походов себя не оправдала, майор вернулся обратно.


В 1747 году поход не планировался, но то самое огромное войско само дало о себе знать. 12 марта в Анадырскую крепость пришло несколько израненных и перепуганных коряков. Они рассказали, что гнали оленей для русских, но на них напали. Чукчи убили их соплеменников и забрали все семь табунов. Павлуцкий в экстренном порядке собрал 80 казаков и 35 ясачных, и на следующее утро на упряжках они выехали в погоню. Следом за ними пешком шли 200 солдат и казаков под командованием Алексея Котковского.

Чукотский Давид против имперского Голиафа. Чукча, Чукотка, История, Россия, Сибирь, Якутия, Длиннопост

Павлуцкий настиг чукчей 14 марта в районе реки Орловой. Там, на возвышенности, стояло примерно 600 воинов. Павлуцкий устроив из нарт укрепления в тылу, приказал идти в атаку.

Когда чукчи ринулись с возвышенности на русских, те дали залп. Но чукчи знали слабые стороны огнестрельного оружия, поэтому упали на землю, едва казаки открыли огонь. Первый залп ушёл в никуда, а на второй уже не было времени. Быстро поднявшись с земли, чукчи лавиной обрушились на войско Павлуцкого. Бой был такой плотный, что, по воспоминаниям выживших, русские и чукчи, побросав ружья и копья, дрались на ножах и кулаках. Тем временем другая часть чукотского войска обошла сопку и ударила с флангов.


Согласно свидетельствам очевидцев, Павлуцкий, прикрывая отход своих людей, оказался один в окружении десятка врагов. До самой последней минуты его сабля рубила чукчей и отсекала наконечники их копий. Почти в упор они стреляли в него из луков, но прочный куяк, кольчуга и шлем сдерживали удары костяных наконечников. На израненного и вымотанного Павлуцкого набросили арканы и с трудом повалили на землю. Сразу несколько копий вонзились ему в шею. Оставшиеся в укреплении казаки, юкагиры и коряки были изранены и измотаны. Они считали, что уже обречены, и молили бога о быстрой смерти, как вдруг за их спинами раздались ружейные выстрелы — пришло подкрепление Котковского. Заметив новых врагов, чукчи бежали, прихватив с собой всех оленей, железные ножи, а также доспехи Якунина.


Из вышедших с Павлуцким 115 человек в живых осталось 62. Помимо майора погибло два казачьих сотника, в том числе и Кривогорницын, а также главы корякских родов. Несколько казаков попали в плен, и их дальнейшая судьба неизвестна. Скорее всего, они погибли мучительной смертью, так как обычно чукчи высверливали голову пленным с помощью каменного сверла.


После смерти Павлуцкого предпринималось ещё несколько попыток усмирения. Несмотря на то, что таких битв, как при Егаче или Орловой, больше не было, все экспедиции потерпели неудачу. В 1761 году комендантом Анадырской крепости стал Фёдор Христианович Плениснер. В Сибири этот представитель немецкого дворянства, согласно документам, оказался «за некоторую вину». Будучи человеком педантичным, вступив в новую должность, Плениснер решил провести ревизию и подсчитать расходы. Результаты шокировали всех. С момента возведения острога и по 1761 год на войну с чукчами правительство Российской Империи потратило 1 381 007 рублей 49 копеек, в то время как ясака в казну за всё это время поступило на сумму 29 152 рубля. Сенат, получив эти данные, распорядился — острог срыть, а чукчей оставить жить по своему разумению.


В конце концов, чукчи присягнули Российской империи, правда ясак платили только по желанию и исключительно в обмен на подарки, которые порой стоили больше самой дани. Зато Россия смогла закрепиться на Чукотском море и не дать сделать того же англичанам.


Автор Антон Ляпин.

https://warspot.ru/13311-chukotskiy-david-protiv-imperskogo-...

Показать полностью 5
171

Война на морозе позволяла им строить баррикады из трупов и навоза

Война на морозе позволяла им строить баррикады из трупов и навоза Гражданская война, Война, Ужасы войны, История, Красные и белые, Якутия, Дальний Восток, Длиннопост

О последних боях нашей большой гражданской войны, отгремевших 96 лет назад посреди заснеженной якутской тайги, даёт потрясающую картину той драмы роман Леонида Юзефовича «Зимняя дорога», когда морозной зимой 1923 года сошлись в смертельном поединке на подступах к Якутску белый генерал и красный анархист.

На призыв помочь антибольшевистским силам Якутии летом 1922 года откликнутся семь сотен офицеров под командованием Анатолия Пепеляева. В сентябре 1922 года вышедшие из Владивостока пароходы высадили отряд Пепеляева в порту Аян на побережье Охотского моря.


Из Аяна до Якутска 782 километра по прямой, но пешая тропа через горы и тайгу в два раза длиннее. Большинство отряда Пепеляева составляли опытные ветераны мировой и гражданской войн, прошедшие в минувших боях не одну тысячу вёрст.


Силы «красных» в Якутии незначительно превосходили «армию» Пепеляева в семь сотен бойцов. Однако к тому времени «белые» уже бежали из Приморья и Владивостока — на всей территории только что созданного СССР генерал Пепеляев остался последним активно действующим «белогвардейцем». И красный командир Иван Строд во главе маленького отряда в 40 бойцов повёз белому генералу ультиматум: «Откажитесь от бесполезной борьбы, сложите оружие.


Пока Иван Строд с предложением о капитуляции ищет в зимней тайге «армию» Пепеляева, та движется к Якутску сквозь снег и мороз, громя по пути отдельные отряды «красных». Даже узнав о падении «белого» Владивостока — весть об этом доходит в глухую тайгу с опозданием на несколько месяцев, генерал Пепеляев не собирается сдаваться.


По сути, случайно Строд оказывается в тылу Пепеляева. К тому времени у Строда две сотни бойцов: он собрал и самовольно подчинил себе остатки разбитых гарнизонов. Генерал Пепеляев не решается идти на штурм Якутска, имея за спиной такой крупный по меркам таёжной пустыни отряд. «Белые» поворачивают, чтобы сначала разбить силы Строда. Противники сталкиваются в 18 верстах от селения Амга у зимовья Сасыл-Сысыы, что в переводе с якутского означает — «Лисья поляна».


Бои, развернувшиеся тут в конце зимы 1923 года, станут последним крупным сражением гражданской войны.


«Мороз застучал в штаны…»


Все события приходятся на пик морозов в одном из самых холодных регионов нашей планеты. За всю историю человечества никто ещё не воевал при такой низкой температуре.


«Зима выдалась необыкновенно суровая даже для этих мест, — пишет Юзефович, — в первую декаду января 1923 года средняя температура составляла сорок семь целых девять десятых градуса мороза, во вторую — на два градуса ниже. Ночами ртутный столбик опускался до пятидесятивосьмиградусной отметки. В такие морозы останавливаются ручные часы, потому что в них замерзает смазка, и при полном безветрии, под ясным звёздным небом человек слышит таинственный тихий шум, похожий на плеск листвы или шорох пересыпаемого зерна — шуршат кристаллики льда, в которые мгновенно превращается влага выходящего с дыханием воздуха. Такой звук якуты называют „шёпотом звезд“ — поэтично и в то же время с чувством близости проступающих в этой космической стуже иных, нечеловеческих сфер бытия…»


Отмороженные носы, пальцы рук и ног, но главным образом обмороженные пенисы — одна из самых распространённых не боевых травм у обеих сторон. Люди сражались много недель посреди зимней тайги, и в силу физиологических потребностей от таких обморожений не всех спасала даже тёплая одежда.


«Мороз застучал в штаны, пришлось разрезать одно одеяло. Куски меха засовывали в ширинки», — вспоминает военный быт якутской зимы 1923 года один из участников боёв.


Неприступная крепость из навоза


Но любые тяготы походов меркли перед ужасом боёв в ледяной тайге. Промороженная земля не давала возможности рыть окопы, и, чтобы укрыться от вражеских пуль, сражавшиеся в зимней Якутии придумали укрепления из… навоза.


Книга Юзефовича хорошо описывает эту нигде больше не виданную особенность той войны: «Бруски замороженного конского и коровьего навоза — балбахи (балбах по-якутски „навоз“). Якуты копят их в течение года, а весной используют как удобрение… Балбаха представляет собой плиту длиной приблизительно 70 см, шириной и толщиной — 15−20. Пепеляев говорил, что пуля не пробивает две положенные рядом балбахи; по наблюдениям Строда, как раз два таких бруска пуля и пробивает, третий раскалывает, четвёртый остаётся неуязвимым. Разбить четыре слоя балбах можно лишь сосредоточенным пулемётным огнём».


Из таких «балбах» в пять-шесть слоёв строили невысокую стенку с бойницами, присыпая снегом и поливая водой. Суровые морозы давали стойкость цемента необычным укреплениям — и белые, и красные по привычке называли их «окопами».


Война на морозе дала ещё один страшный материал для строительства укреплений, когда спустя неделю пулемётный огонь разрушил в некоторых местах стенку из навоза. Иван Строд описывает это так:


«Нужно было как-то восстановить укрытие. Но чем? Никакого материала у нас нет. Спрашиваю: — Сколько во дворе имеется убитых? — Наших человек пятьдесят. А с белыми больше ста будет.


Выручили мёртвые. Мы решили из трупов убитых построить баррикады. Но для этого пришлось ждать ночи… Всю ночь исправляли красноармейцы разрушенные окопы. Подтаскивали замёрзшие, обледенелые трупы, примеряли, переворачивали, укладывали рядами, заменяли один труп


— Этот длинный — не подходит. Тащи покороче. Вот бери того — кажется, Фёдоров…"


За ночь проломы в навозных стенках заложили трупами друзей и врагов. Скованные морозом тела защищали от пуль. Война приобрела инфернальный оттенок: «Звякали пули о мерзлые тела, отрывали пальцы, куски мяса, попадали в голову. От удара пули голова раскалывалась, и внутри был виден серый окостеневший мозг. Труп вздрагивал, некоторые падали наземь. Их клали обратно…»


«Это не хорошо, братья…»


На фоне этого ужаса, особенно потрясает поведение сторон: враги, сцепившиеся в смертельной схватке на губительном морозе, необычайно рыцарственны и даже любезны друг с другом. Никто не расстреливает и не пытает пленных, что было нередким в гражданской войне. Подчёркнуто гуманное отношение к пленникам — это норма боёв в Якутии зимой 1923 года. К тому моменту Пепеляев и Строд, как и многие их соратники, сражаются непрерывно седьмой год, если считать от начала Первой мировой войны. Они не только устали от зверств, но и понимали, что любая немотивированная жестокость лишь усиливает сопротивление противника и отдаляет победу.


Стороны постоянно обращаются друг к другу с предложениями о капитуляции, чтобы прекратить кровопролитие. «Помните, что народ с нами, а не с генералами», — внушают красные. «Мы сюда пришли по зову населения. К сожалению, вы не считаетесь с мнением народа», — возражают белые. Это реальные сроки из записок, которыми враги обменивались в феврале 1923 года.


Измученные морозами, голодом и боями, противники общаются подчёркнуто вежливо, что на фоне укреплений из заледеневших трупов отдаёт чем-то запредельным. Перенося записки с предложениями о капитуляции, враги здороваются, пожимая друг другу руки. Когда первый раз красные парламентёры уходят, не попрощавшись рукопожатием, генерал Пепеляев обижается: «А что же вы руки не подали. Это не хорошо, братья».


Источник Дальний Восток

Смотрите также:

Позор и слава 13-го батальона: питались человеческим мясом, ожидая смерти

Показать полностью
120

Один день из жизни якутских оленеводов

В Момском улусе Якутии многие до сих пор живут традиционным хозяйством — оленеводством и коневодством. В период суровой зимы, когда температура опускается ниже 50 градусов мороза, оленеводы вынуждены жить вблизи своего стада, охраняя его от хищников.

Один день из жизни якутских оленеводов Оленевод, Якутия, История, Длиннопост

Это Ваня и он бригадир оленеводов. С напарником Мишей они всю зиму проводят возле стада в 1500 голов в месте, которого даже на карте не сыщешь. База оленеводов — это несколько простых домиков, сколоченных из досок, небольшая брезентовая палатка в форме шестигранника, длинный неуклюжий контейнер и старый грузовик «Урал», покрытый метровым слоем снега. Вокруг плотный лес и высокие вершины хребта Черского, огромная цепочка гор, ведущая далеко на север. До ближайшего поселения, национального села Сасыр, около 35 км или два-три часа на старом «Буране», до ближайшего крупного посёлка — более 300 км по зимнику, почти сутки пути. По местным меркам цивилизация рядом, но тут — как на другой планете.

Один день из жизни якутских оленеводов Оленевод, Якутия, История, Длиннопост

В доме оленеводов тепло, из двух небольших окон в помещение сочится блёклый свет, освещая густые облака сигаретного дыма, в центре — печка, сделанная из старой железной бочки.

Таёжный быт тяжёлый. Чтобы у вас была вода, нужно растопить лёд, накрошить длинным, похожим на наконечник копья, ножом огромные стеклообразные блоки, которые до этого нужно было заготовить и привезти сюда на стареньких снегоходах.


Чтобы выжить в 50-градусный мороз, нужно тепло. Чтобы поддерживать тепло в этих домах без теплоизоляции с жестяными печками, нужно очень много дров. Сухостой приходится искать в нескольких километрах от базы. Деревья нужно ещё распилить, привезти, заготовить, а зимой одной здоровой лиственницы (единственное дерево, что растёт вокруг) хватит всего на один день.

Один день из жизни якутских оленеводов Оленевод, Якутия, История, Длиннопост

Волки — наверное, главная проблема оленеводов. Они постоянно изводят стада оленей, гоняют их, едят, в период отёла могут растерзать до половины родившихся оленят. «Здорооооовые», — показывает Ваня, разводя руки в стороны. По его словам, тут для них идеальная местность: вокруг горы, вода, им есть где плодиться и где прятаться. Оленеводам остаётся лишь ежедневно караулить своё стадо и в случае беды уводить подальше.


Оленям также угрожают росомахи и медведи. И последние волнуют оленеводов больше всего, ведь с каждым годом их численность растёт, и в отличие от волков нападают они не только на рогатых, но и на людей.

Один день из жизни якутских оленеводов Оленевод, Якутия, История, Длиннопост

У большинства оленей в стаде нет рогов. С одного крупного оленя получается примерно 4 кг рогов, а в стаде их полторы тысячи. Главное, чтобы цена на рога держалась высокой, и за ней Ваня следит куда пристальнее, чем за курсом рубля. Он ездит в Якутск по два-три раза в год. Рога сдаёт в основном зимой, перед Новым годом.

Один день из жизни якутских оленеводов Оленевод, Якутия, История, Длиннопост

Оленеводы здесь используют «Бураны» советского типа с одной большой лыжей впереди. Они двухтактные и потребляют много топлива. Топливо для этих мест — серьёзная проблема. В Сасыре, единственном населённом пункте поблизости, заправки не существует, бензин привозят от случая к случаю, население закупает его и переливает в огромные канистры, делает запасы, которых должно хватить до следующего раза.


Снегоходы для оленеводов — необходимость, а не блажь. Проверка оленей, поездка за снаряжением и продуктами, охота на волков, заготовка льда и дров — всё это делается на «Буранах». Старая советская техника ломается, чинится, но на мой вопрос, почему они не купят себе что-то новое, Ваня отвечает, что только такие машины и годятся для их местности, а на условной «Ямахе» тут попросту не проедешь — здесь не тундра.

Один день из жизни якутских оленеводов Оленевод, Якутия, История, Длиннопост

В восемь вечера выходим на улицу, чтобы завести большой, тяжёлый генератор. Слышится мерное тарахтение, и вдруг, как по волшебству, включаются свет и телевизор. Электричество здесь дают по четыре часа в день — как раз посмотреть фильм и плавно провалиться в сон.

Ваня принимается переключать каналы в поисках фильмов, новости и обычные сериалы их мало интересуют.

— Раньше, когда кочевали, брали с собой антенну, а теперь у всех ноутбуки. Взрослые фильмы смотрят, дети в игры играют. Что у них там, «Варкрафт», «Дота», да? — задаётся вопросом Ваня, щёлкая каналы.

— «Бегущий по лабиринту» смотрел? Вышло продолжение, — спрашивает он вдруг.

Я развожу руками: «Не знаю, не смотрел».

— А у нас хочешь не хочешь летом посмотришь, — продолжает Ваня. — Хард-диск же есть? Я в город езжу, там покупаю, закачиваю фильмов до хрена, летом смотрим всё. — Он делает паузу, чтобы выругаться. — Надо было HD брать, а то смотреть нечего!


Полный текст на сайте https://dv.land

Показать полностью 5
250

Будни интернет-магазина косметики

Рассказывала моя начальница. Поехали они на выставку косметики, дело было в ноябре, в Нижнем Новгороде. Расставили все в павильончике, подбегает чрезвычайно активная тетенька и делает оптовый заказ на индийские лаки. Коробочка весом килограмм 15, стоимостью 70 000, вроде бы ничего необычного. Но в Якутию, вернее, в Якутскую область, в город Алексеевск. Город - населения наверно тысячи 2 , а мастер по женскому маникюру - все равно очень востребованный))) - говорит. Деньги есть - а тратить почти некуда, из "внешнего мира" пока довезут - десять раз передумаешь, за июль-август шибко тоже не напасешься, а салон полный всегда.
Ну, собрали ей коробочку, прошуршали по курьерским компаниям, а доставки в конкретно Алексеевск - нет! Тогда, в 2015, не сильно туда и возили. А если и возили - то дорого. А плюс в том, что косметика в осенние-зимние месяцы должна перевозиться на дальние расстояния в утепленных фурах/контейнерах. Так или иначе, +10 внутри. Иначе - замерзнет и разорвет флакон. Перевозчики хитрущие - обговаривают это, что мол де, страхуем, но если вы не соблюдаете правила упаковки - здесь мы умываем руки.

Пока доедет - уже декабрь, холодрыга в Якутии обеспечена. Позвонили клиентке - она хохочет. "Вы - говорит, - "в Якутск мне сбросьте коробчонку, я на снегоходе в Якутск только туда -обратно мотаюсь, даже по мелочам, в аптеку езжу))) Я ее прихвачу. Мы по льду только так туда-сюда ездим)".
Не хотелось показывать ей нашего невежества, но я лично, как человек взращенный в +45 летом, тихо охуевал))

Начальница моя, история ее, тега не будет)

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: