СССР 1988. Кордовая модель - макет самолета на шнурах-кордах с маленьким, авиамодельным двигателем внутреннего сгорания.

СССР 1988. Кордовая модель - макет самолета на шнурах-кордах с маленьким, авиамодельным двигателем внутреннего сгорания. СССР, Самоделки, Самолет, Кордовый бой

Два человека стоят на поле, круги их моделей пересекаются, а к самолетам прикреплена бумажная лента. Задача срезать винтом своей машины ленту противника, у кого после боя она короче тот и проиграл.

В школу пришел пожилой мужичок с намечающейся лысиной, ему, наверное, было лет 35. И предложил всем желающим вступить в кружки на базе нашего дома Юных Техников. Гагариным у нас уже никто не болел, но самолеты и авиамодели будоражили сильно. Я к тому моменту имел штук 30 пластиковых моделей самолетов и в ближайшую субботу резвым сайгаком прискакал в ДЮТ.

Выяснилось, что Авиамодельный полон на 120%, но вот в автомодельном недобор.

Хоть я был приписан к автомоделям, но ходил обтирать стены в авиамодельный. Там я и познакомился со стариком Костей. Ему было целых 27 лет. Он был электрик на заводе и очень богат. На тот момент он потратил на свою модель больше ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ!

Костя строил кордовую модель «Дракон».

Про Дракона надо рассказать отдельно. В обычных самолетах нервюры крыла дублируются несколько раз. Вплоть до того, что по одному лекалу можно выточить 90% крыльев. Но Дракон был особым самолетом. В нем не было даже двух одинаковых частей. Каждую надо рассчитывать и вытачивать отдельно.

И поскольку Дракон был не обычным самолетом, а на тросиках, то у него были асимметричные крылья и корпус. Эта модель заняла на чемпионате мира кучу наград и Костя нацелился взять что-то подобное. Он выписал бальсу из Африки. Её нельзя было выписать меньше кубометра, и потому его заказ обошелся в 650 рублей. Зарплата моего отца, ИТР высшей категории в горячем цехе, была в районе 200.

Получив дерево Костя начал искать нормальное двигло для Модели.

Для моделей самолетов все ребята пользовались советским двигателем МК-17 за 12 рублей 50 копеек. Очень недешёвый агрегат, но Константин пошел другим путём. Он выписал что-то из Англии за 450 рублей. Описывать быстро, а шли эти покупки ему по полгода, возможно были и бюрократические тонкости, но он нас в них не посвящал.

На сборку и выточку модели он потратил 11 месяцев. Практически каждый день он приходил и 2-4 часа строгал, точил, взвешивал и полировал, добиваясь идеала. Злился, если запарывал элемент, но на следующий день приносил новый кусок дерева и спокойно и методично доводил его до абсолюта.

Наконец наступил день Чемпионата. Мы ожидали нечто попугаисто-крутое с крестами-звездами и черепами. Но Дракон нас поразил – Константин разве что покрыл его тончайшим слоем лака: всё для веса, всё для победы.

Площадка была огорожена сеткой и первым делом шли пристрелочные выступления без противника – надо показать на своей модели фигуры высшего пилотажа, учитываются скорость исполнения и мастерство пилота.

Старик вышел в центр. Мотор привычно зажужжал (это маленькие моторы, у них звук не напоминает автомобильное Р-РРРРР, а скорее з-ззззз). Пошёл разгон и вдруг ПЫМЦ-Ц. Корды порвались и самолет искрой исчез в небесах. Мы стояли как пыльным мешком оглоушенные, Костя просто застыл. Толпой мы ломанулись к нему с единственным вопросом: ну как так?

Выяснилось, что он не поверил прилагающийся ТТХ для двигателя, и решил дать на разгон-форсаж не 3 секунды, а 7. Тросы оторвались на 5-й секунде. На соревнования мы наплевали – эти летающие доски (много раз уже чиненые) мы видели и раньше.

Поиски вели в радиусе 2-х километров, понимая, что асимметрия крыльев могла занести куда угодно. Первые 2 дня очень усиленно, потом уже мимоходом. Но всё же около недели мы питали надежды, а Костя действительно превратился в старика, глубокие морщины и потухший взгляд.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

..не шнур, а струна, и круги не пересекаются, а два человека стоят в центре одного круга. На соревнования делали по десятку самолётов на лицо, так как били их нещадно, так что котолампа.

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Мы не делали по 10 моделей - просто не хватало ни времени, ни возможностей, ни движков. И стояли не в центре одного круга, как сейчас ребята стоят, а просто было перекрытие кругов. В данном случае прошу принять на слово - условия и возможности изменились. Модель была одна, выстраданная. И на ней больше просто летали по кругу, чем выставляли против кого-то на бой - она-ж сломается!

Сейчас их изначально продают несколько штук, и все сбалансированны, одинаковы.... Многое изменилось.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да как же рубить ленты то?) Это же догнать надо, а не врезаться? А делали десятками, потому что конструкция элементарная, материала мизер, всё настроено. И пара моторов, на мк 17 только воздушные змеи запускать, калилки были типа ЦСТКАМ-2,5, а из дизелей КМД-2,5.. Они тоже стоили совсем недорого.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Сейчас все пришли к некоему стандарту, у меня не хватило возможности найти Дракон в чертежах (а я его очень неплохо помню). Вот есть сейчас модели асимметричные? Нету. А в мою бытность модель запускать, это как ведро с водой раскручивать. Мы откланялись в обратную сторону, мы тянули её, это было сложно, у нас были ручки для двух рук - иначе фиг удержишь.

Я не претендую на историка - мне было 12+-1 год. Минут 8 гоняешь по кругу и потом мокрый как мышь.

1
Автор поста оценил этот комментарий
У нас были не струны, а корды. И по десятку моделей ни как. 2-3 бойцовые и 1 пилотажка
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Здесь пошла тема - я помню 3 корды, а мне все говорят за 2. На 3-ей была "педаль газа". Я несу бред, или ты тоже помнишь это? А как "сажают" нынешние модели?

Автор поста оценил этот комментарий

Корд по определению струна, просто длинная. Качество металла и диаметр один в один.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я не утверждаю ничего - не я был на месте Старика, я был первым подбежавшим. Передаю его мямли после потери модели. У него была кнопка газа. Возможно даже с мощностью, а может нет - столько лет прошло. Я уже старше его тогдашнего на 15 лет.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку