Сравнение супергаубицы всея руси Б-4 и простой фашистской 21 cm Mrs 18.

Намедни попался занимательный пост про убергаубицу "карельский скульптор", "сталинская кувалда" Б-4 (https://pikabu.ru/story/203_mm_yarosti_kak_kuvalda_stalina_s...) и решил сравнить с её аналогом - 211-мм гаубицей 21 cm Mrs 18.

Сравнение супергаубицы всея руси Б-4 и простой фашистской 21 cm Mrs 18. Артиллерия, Тяжёлая артиллерия, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, История, Длиннопост

1:

Цытата: «Несмотря на то, что орудие было создано, фактически, в очень сжатые сроки, оно получилось весьма удачным." Что хотят этим намекнуть ? Что у конкурентов, сроки от начала заказа до постройки в разы выше ? смотрим Википедию:


Б-4:  "11 декабря 1926 года на заседании Арткома вынесено решение: «Поручить КБ Арткома в 46 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…» там же: Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 г.

Итого: 5 лет


Mrs 18: "В 1933 г. концерн «Крупп» предоставил проект нового орудия калибра 210 мм, отличавшегося, прежде всего, значительно более длинным стволом (31 калибр). В 1936 г. систему приняли на вооружение как  21 cm Mrs 18.  см. http://www.e-reading.club/chapter.php/1006372/62/Shirokorad_...

Итого: 3 (три) года.

1-0 в пользу Mrs 18 выходит оно сделано не в "сжатые" а очень даже "сжатые" сроки.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2:

уничтожение танка Тигр прямой наводкой (соответственно через ствол).

не знаю на сколько это возможно попасть в движующуюся мишень с такой бандуры, которая краном заряжается. но попадание гарантировано уничтожает танк. И зачем-то там же приведено фото с сорванной башней танка "Тигр" и двумя солдатами армии США. К сожалению фото уничтоженного "Тигра" гаубицей Б-4 "пока" нет.

попадание 113 кг. снаряда от Mrs 18 сделает тоже самое и с ИС-2

1-1

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3:

Лафет

"Особенностью гаубицы является лафет с гусеничным ходом. Удачная конструкция этого лафета, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности. Использование этого унифицированного лафета позволило также ускорить разработку и внедрение в производство новых орудий большой мощности. (всего то двух 152 и 280мм)"


Настолько удачная, что в 1955 году, их зачем-то переделали на колёсный ход

Цытата: https://topwar.ru/10490-duel-bolshoy-moschnosti.html

Гусеничные лафеты и ствольные повозки на гусеничном ходу  обладали ужасной проходимостью. В гололедицу повозку лафета или ствольную повозку приходилось тянуть двум «Коминтернам» (самые мощные советские тягачи). Итого на систему – четыре «Коминтерна».


"...Но в те годы ни одни колёса не могли выдержать силу отдачи при стрельбе полным зарядом. Сделать поддон и эффективные сошники, как в 21-см германской мортире, не догадались. И тогда "УМНЫЕ" головы решили заменить колёсный ход гусеничным, не подумав ни о весе системы, ни – главное – о её проходимости. В итоге эксплуатация орудий триплекса даже в мирное время превратилась в непрерывную «войну» с его ходовой частью."



1-0  В пользу фашистской артсистемы.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4:

Тип заряжания

У mrs.18 раздельно-гильзовое заряжание , а у Б-4 - картузное. Следовательно, скорострельность "немки" была ощутимо выше.

Тут следует сделать небольшое отступление. В нашем ГАУ периодически возникала эпидемия картузомании, т. е. патологической страсти к картузному заряжанию. Ютландский бой, когда британские линейные крейсера один за другим взлетали на воздух из-за возгорания тряпочных картузов, а на германских кораблях, получивших наиболее тяжёлые повреждения, заряды в гильзах упорно не желали воспламеняться, не пошёл впрок. Введение картузов усложняет заряжание орудий, хранение боеприпасов и создает серьёзные проблемы с обтюрацией пороховых газов. Преимуществом картузного заряжания можно считать сравнительно небольшой выигрыш в стоимости выстрела. В 1938—1940 гг. крохоборы из ГАУ попытались ввести картузное заряжание в 152-мм гаубице-пушке МЛ-20, в гаубице Д-1 и других системах. Было изготовлено с десяток опытных систем, израсходованы большие средства, но в результате от этой затеи отказались.


1-0 В пользу фашистской артсистемы.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

З.Ы.

В августе 1944 года в составе артиллерии РВГК были сформированы два артиллерийских дивизиона особой мощности. В каждом из них было на вооружении по четыре 211-мм трофейные мортиры (21 cm Mrs.18). В отличие от наших 203-мм гаубиц они имели не гусеничный, а колёсный ход и были гораздо мобильнее. Впрочем, лучшей оценкой 21-см мортиры служит то, что наши генералы относили её к системам особой мощности, а Б-4 - к системам большой мощности. Кроме того, Mrs.18 в боевом положении была намного легче Б-4.



Находившийся на вооружении Красной Армии триплекс в составе 203-мм гаубицы Б-4, 152-мм пушки Бр-2 и 280-мм мортиры Бр-5 был конструктивно выполнен крайне неудачно, что подтвердилось в ходе Финской и Великой Отечественной войн.


...В то же время немцы запустили в крупносерийное производство дуплекс в составе 21-см мортиры обр. 18 и 17-см пушки. Всего было выпущено 711 мортир и 338 пушек. Мортира стреляла снарядом массой 113 кг на дальность 16,7 км, а пушка — снарядом весом 68 кг на дальность 29,6 км. В 1940 г. немцы начали производить 24-см пушку обр. 3, которая стреляла снарядом весом 151,4 кг на 37,5 км. Причём все эти системы были достаточно мобильны. Они стреляли с грунта, для них не нужно было рыть котлованы. В походном положении орудия перевозились на колёсных повозках, скорость буксировки их по шоссе достигала 30 км/ч и более.

похоже что Mrs 18 ничем не хуже Б-4, а может... даже лучше ?

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
11
Автор поста оценил этот комментарий

У автора херово с математикой.

У него всегда 1-0 в пользу немецкой пушки.

Кое-что этому недалёкому придётся разжевать.

1. Мобильную Артиллерию больших калибров разрабатывать начал только СССР при коммунистах. При "хрусте французской булки" - даже мыслей о них не было. За 5 лет пройти путь, который многие проходили не один десяток лет это охеренный результат. Немцы строя свою пушку опирались на тяжёлые орудия ещё с 1 мировой войны, и для производства этой - просто переделали старую мортиру, приспосабливая под уже существующие заряды. Вермахт в 36м это не Вермахт в 41-м. Да и на начало войны, до тигров и пантер вместо танков они клепали банки для блицкрига.

2. Картузное заряжание повышает шанс выстрелить. Казённая часть намного менее критична к загрязнению. Гильзы у немцев стоили как самолёт и при осечке или заклинах ту самую гаубицу немилосердно открывали кувалдой.

3. Да и срать на скорострельность. Орудия большой

Мощности вообще не рассчитаны на скоростную стрельбу. От слова совсем. Номинальное время на остывание ствола нужно, чистка казенника после каждого выстрела. Это не 152мм орудие.

4. Лафеты тоже проектировали не идиоты, а конструкторы, согласно техническому заданию. Если на начало войны доктрина СССР была одна, то к 1945 это была вообще другая доктрина, на основании которой изменялось и вооружение. Колесный ход потребовался только тогда когда было согласовано мобильное действие артбригад особой мощности. Что дальше?


5. При всей своей технической задроченности - немцы тяжело делали самозарядки. Их г41 и г43 редкое барахло. Их мп-38/40 вообще оружие больше для танкиста, чем для пехотинца. И я говорю как стрелявший со всего этого. Мне есть с чем сравнивать и на основании чего делать выводы. Я не пересмотревший канала "звезда". Немцы создали отличный пулемет МГ-42. И собственно по стрелковке это всё. Надежного оружия им не хватало. При чем не хватало значительно. "Великая армия" не гнушалась и на ППШ делать адаптеры под магазин МП, и новый ствол, так как штамповать мп40 уже сил не было, а по характеристикам он явно уступал ППШ.


И да. Советское образование было лучшим. На нем выросло не одно поколение конструкторов с большой буквы.


УЧИ МАТЧАСТЬ.

раскрыть ветку (7)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Справедливости ради стоит добавить, что на Обуховском заводе было еще при царе-батюшке освоено производство больших калибров. Железнодорожная артиллерийская установка с таким стволом прослужила аж до нашего времени и была снята с вооружения в 90-х годах.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Мобильной артиллерии при царе не производилось.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Морские орудия - куда уж мобильней? :)

Важно, что существовала отечественная технология изготовления пушечных стволов больших калибров. Изготовить ствол калибром 150 мм несколько проще, чем 300 мм, да и поставить его на шасси - тоже. Другое дело, что возить такие орудия по российским дорогам, на конной тяге... ну вы поняли. Не зря ведь появилась доктрина неких "универсальных частей", вооруженных унифицированным орудием. Великие князья, которых модно сейчас ругать с высоты дивана, тоже не совсем идиоты были. Трехдюймовка Шнайдера, принятая на вооружение, конечно не решала абсолютно всех задач, но ее хотя бы можно было таскать с собой куда угодно, хоть по целине.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Под мобильным - понимается оружие которое можно перевозить не смотря на отсутствие путей для перевозки. Т.е. все типы дорог. Доктрина РИА времён русско-японской и первой мировой мобильное применение тяжёлой артиллерии не предусматривала.

Позиционные войны и маневры частей РИА поддерживались (увы, очень мало и редко) артиллерией большой и особой мощности стационарного базирования. Не беру в расчет 102 и 152 мм орудия, так как их, не смотря на вес 2.5-3 тонны, с натяжкой можно считать мобильной артиллерией.


По выпуску. Производство 152мм орудий и 330мм - технически мало отличается в плане технических операций. Другое дело, что особенно в годы 1 мировой, требовалось применение тяжёлой противоказематной артиллерии.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

оружие которое можно перевозить не смотря на отсутствие путей для перевозки

А что, в море внезапно появились специальные пути для перевозки? :)))

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Само по себе море - уже отличный путь для перевозки. И не только море. Реки так же являются водными Путями ;)

1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так же не интересно=) Взял и по полочкам разложил. Думаешь это хоть что-то поменяет в голове и пОциента?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку