Сравнение супергаубицы всея руси Б-4 и простой фашистской 21 cm Mrs 18.

Намедни попался занимательный пост про убергаубицу "карельский скульптор", "сталинская кувалда" Б-4 (https://pikabu.ru/story/203_mm_yarosti_kak_kuvalda_stalina_s...) и решил сравнить с её аналогом - 211-мм гаубицей 21 cm Mrs 18.

Сравнение супергаубицы всея руси Б-4 и простой фашистской 21 cm Mrs 18. Артиллерия, Тяжёлая артиллерия, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, История, Длиннопост

1:

Цытата: «Несмотря на то, что орудие было создано, фактически, в очень сжатые сроки, оно получилось весьма удачным." Что хотят этим намекнуть ? Что у конкурентов, сроки от начала заказа до постройки в разы выше ? смотрим Википедию:


Б-4:  "11 декабря 1926 года на заседании Арткома вынесено решение: «Поручить КБ Арткома в 46 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…» там же: Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 г.

Итого: 5 лет


Mrs 18: "В 1933 г. концерн «Крупп» предоставил проект нового орудия калибра 210 мм, отличавшегося, прежде всего, значительно более длинным стволом (31 калибр). В 1936 г. систему приняли на вооружение как  21 cm Mrs 18.  см. http://www.e-reading.club/chapter.php/1006372/62/Shirokorad_...

Итого: 3 (три) года.

1-0 в пользу Mrs 18 выходит оно сделано не в "сжатые" а очень даже "сжатые" сроки.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2:

уничтожение танка Тигр прямой наводкой (соответственно через ствол).

не знаю на сколько это возможно попасть в движующуюся мишень с такой бандуры, которая краном заряжается. но попадание гарантировано уничтожает танк. И зачем-то там же приведено фото с сорванной башней танка "Тигр" и двумя солдатами армии США. К сожалению фото уничтоженного "Тигра" гаубицей Б-4 "пока" нет.

попадание 113 кг. снаряда от Mrs 18 сделает тоже самое и с ИС-2

1-1

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3:

Лафет

"Особенностью гаубицы является лафет с гусеничным ходом. Удачная конструкция этого лафета, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности. Использование этого унифицированного лафета позволило также ускорить разработку и внедрение в производство новых орудий большой мощности. (всего то двух 152 и 280мм)"


Настолько удачная, что в 1955 году, их зачем-то переделали на колёсный ход

Цытата: https://topwar.ru/10490-duel-bolshoy-moschnosti.html

Гусеничные лафеты и ствольные повозки на гусеничном ходу  обладали ужасной проходимостью. В гололедицу повозку лафета или ствольную повозку приходилось тянуть двум «Коминтернам» (самые мощные советские тягачи). Итого на систему – четыре «Коминтерна».


"...Но в те годы ни одни колёса не могли выдержать силу отдачи при стрельбе полным зарядом. Сделать поддон и эффективные сошники, как в 21-см германской мортире, не догадались. И тогда "УМНЫЕ" головы решили заменить колёсный ход гусеничным, не подумав ни о весе системы, ни – главное – о её проходимости. В итоге эксплуатация орудий триплекса даже в мирное время превратилась в непрерывную «войну» с его ходовой частью."



1-0  В пользу фашистской артсистемы.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4:

Тип заряжания

У mrs.18 раздельно-гильзовое заряжание , а у Б-4 - картузное. Следовательно, скорострельность "немки" была ощутимо выше.

Тут следует сделать небольшое отступление. В нашем ГАУ периодически возникала эпидемия картузомании, т. е. патологической страсти к картузному заряжанию. Ютландский бой, когда британские линейные крейсера один за другим взлетали на воздух из-за возгорания тряпочных картузов, а на германских кораблях, получивших наиболее тяжёлые повреждения, заряды в гильзах упорно не желали воспламеняться, не пошёл впрок. Введение картузов усложняет заряжание орудий, хранение боеприпасов и создает серьёзные проблемы с обтюрацией пороховых газов. Преимуществом картузного заряжания можно считать сравнительно небольшой выигрыш в стоимости выстрела. В 1938—1940 гг. крохоборы из ГАУ попытались ввести картузное заряжание в 152-мм гаубице-пушке МЛ-20, в гаубице Д-1 и других системах. Было изготовлено с десяток опытных систем, израсходованы большие средства, но в результате от этой затеи отказались.


1-0 В пользу фашистской артсистемы.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

З.Ы.

В августе 1944 года в составе артиллерии РВГК были сформированы два артиллерийских дивизиона особой мощности. В каждом из них было на вооружении по четыре 211-мм трофейные мортиры (21 cm Mrs.18). В отличие от наших 203-мм гаубиц они имели не гусеничный, а колёсный ход и были гораздо мобильнее. Впрочем, лучшей оценкой 21-см мортиры служит то, что наши генералы относили её к системам особой мощности, а Б-4 - к системам большой мощности. Кроме того, Mrs.18 в боевом положении была намного легче Б-4.



Находившийся на вооружении Красной Армии триплекс в составе 203-мм гаубицы Б-4, 152-мм пушки Бр-2 и 280-мм мортиры Бр-5 был конструктивно выполнен крайне неудачно, что подтвердилось в ходе Финской и Великой Отечественной войн.


...В то же время немцы запустили в крупносерийное производство дуплекс в составе 21-см мортиры обр. 18 и 17-см пушки. Всего было выпущено 711 мортир и 338 пушек. Мортира стреляла снарядом массой 113 кг на дальность 16,7 км, а пушка — снарядом весом 68 кг на дальность 29,6 км. В 1940 г. немцы начали производить 24-см пушку обр. 3, которая стреляла снарядом весом 151,4 кг на 37,5 км. Причём все эти системы были достаточно мобильны. Они стреляли с грунта, для них не нужно было рыть котлованы. В походном положении орудия перевозились на колёсных повозках, скорость буксировки их по шоссе достигала 30 км/ч и более.

похоже что Mrs 18 ничем не хуже Б-4, а может... даже лучше ?

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий
Немцы очень хороши в разработке техники.
ещё комментарии
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку