-2

SpaceX назвала имя первого пассажира, который отправится к Луне

SpaceX назвала имя первого пассажира, который отправится к Луне Илон Маск, Луна, Космос, Ракета, Новости, Видео

Компания SpaceX сообщила, что первым космическим туристом, который отправится в полет вокруг Луны, станет японский миллиардер Юсаку Маезава, основатель крупнейшего японского онлайн-магазина одежды Zozotown и меценат. Об этом пишет The Verge.


С собой на борт он обещает взять 6-8 деятелей искусства со всего мира, чтобы превратить всю поездку в арт-проект под названием #dearMoon. Он надеется, что после такого опыта они смогут создать настоящие шедевры."Что было бы, если бы Пикассо слетал на Луну? Или Энди Уорхол, Майкл Джексон, Джон Леннон? А как насчет Коко Шанель?", — сказал Маезава.


По словам Маезавы, он пока не определился с кандидатурами своих спутников, но это будут представители разных видов искусства — живописи, фотографии, музыки, кино, моды и т.д.


Для них полет будет бесплатным — за все уже заплатил миллиардер. Сумма сделки не раскрывается. По данным Forbes, состояние 42-летнего Юсаку Маезавы оценивается в $2,9 миллиардов.


Полет должен состояться в 2023 году на многоразовой ракете BFR, которая в будущем будет использоваться и для марсианской миссии. Испытания ракеты начнутся в следующем году.



Твитер Маезавы


[https://mobile.twitter.com/yousuck2020?ref_src=twsrc%5Etfw%7...]

Дубликаты не найдены

+1

Но нужно добавить креатива, типа так

+1

А пассажиру обещали что он вернется на Землю? Или только отправят....

раскрыть ветку 1
0

я б на его месте поостерегся сразу всё оплатить. Хоть как-то гарантировать себе обратный билет.

0

- Ты не полетишь на Луну, - сказал Знайка. - Там такие не нужны

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+1
Иллюстрация к комментарию
-1
Пизда тому япошку
0

Заберите Медведева.

раскрыть ветку 2
0
Мы скинемся чтоб ещё пол думы забрали и не возвращались
раскрыть ветку 1
-1
Иллюстрация к комментарию
-7

Мндя... Нет, поймите меня правильно: слетать к Луне (Марсу, Венере и прочее) - мечта любого нормального человека. Но!

Когда тебя запускает в космос распиаренный менеджер, который в сущности ничего инновационного, прорывного не сделал - 90% вероятности, что это билет в один конец.

раскрыть ветку 10
+2
Статистика запусков SpaceX даёт немного другие цифры.
ещё комментарии
0

Никто запускать не будет эту ракету, за 4 года или ишак или султан того

раскрыть ветку 1
0

Думаю, ты прав

ещё комментарии
-2

Что то слабо верится в осуществимость данного проекта в указанный срок. Нет не то что это в обще осуществимо тут думаю проблем нет. Но сроки... Ракета еще даже не начала строиться а уже конец 2018 года. А ракеты даже уже серийные по отлаженной технологии имеют цикл производства порядка года. А тут произвести, оттестировать, совершить на ней несколько орбитальных полетов в автоматическом режиме, затем с людьми на борту. И все это за 4 года? Или они пошлют людей на первой ракете без тестов?

раскрыть ветку 14
+4
Хватит делать заявления не проверив информацию, практически под каждым постом такие люди найдутся. Тестовая модель BFR уже находится в производстве, новый двигатель успешно прошёл испытания, а завод для серийного производства и частный космодром уже в процессе строительства.
раскрыть ветку 6
+1

Тестовая модель не есть окончательная ракета. можете дать ссылку на строительство первого рабочего экземпляра? Пока что из того что показано в эфире это место строительства завода которое Маск презентовал в апреле 2018 года.Успешно прошли испытания на Земле и в единичном экземпляре а не рабочий тест полета

раскрыть ветку 5
+1
А ракеты даже уже серийные по отлаженной технологии имеют цикл производства порядка года.

Falcon 9 - с начала производства до выезда с завода первой ступени  - 3 месяца.

Более того, за счет конвейера, производится сразу несколько - при максимальной загрузке - раз в 2 недели могут выкатывать новую первую ступень. (Вторые ступени строятся параллельно, там ещё выше скорость и плотность производства).

Поэтому  - да, есть те, у кого производственный цикл - год. А есть и те, у кого производственный цикл - 3 месяца.

раскрыть ветку 5
0

Цикл это не просто одна ступень это весь комплекс от куска железа до установки на стартовый стол.

раскрыть ветку 4
0
…совершить на ней несколько орбитальных полетов в автоматическом режиме, затем с людьми на борту.

Намекаешь, что вместо черепашек с обезьянками на борту будут японцы? Берегут природу самураи.

-3

Было. Никто никуда не полетит

раскрыть ветку 35
+2

Пруфы?

раскрыть ветку 34
-1

Пруфы на что?

раскрыть ветку 33
Похожие посты
277

Режиссер  "Грани будущего " снимет новый фильм с Томом Крузом в космосе

Режиссер  "Грани будущего " снимет новый фильм с Томом Крузом в космосе Том Круз, Даг Лайман, Илон Маск, Космос, Съемки, Фильмы, Голливуд, Миссия невыполнима

Даг Лайман ("Грань будущего") назначен на должность режиссера нового приключенческого фильма, главную роль в котором исполнит Том Круз. Как сообщает интернет-издание Deadline, частично съемки этого фильма проведут в космосе. Как сообщают источники портала, сейчас режиссер и Круз совместно работают над первым вариантом сценария картины. Также нет никакой информации относительно сюжета картины. По данным Deadline, старт работ над данным проектом может быть начат "в ближайшем будущем".

Но прежде чем это произойдет, режиссер и актер завершат свои предыдущие проекты, работа над которыми была остановлена по причине пандемии коронавирусной инфекции. На данный момент Том Круз снимается в седьмой части франшизы "Миссия: невыполнима". Работа над фильмом прервалась в марте 2020 года из-за карантинных ограничений. Относительно Лаймана, то он сейчас выступает как режиссер картины "Поступь хаоса". И первый и второй фильм должны появиться в прокате в следующем году.


Отметим, что Том Круз известен в Голливуде тем, что стремится выполнять самые опасные трюки самостоятельно, без помощи дублеров. В своих последних  фильмах он демонстрировал столь впечатляющие трюки, что в Сети стала популярной шутка о том, что актеру уже нечем будет удивить своих поклонников, кроме полета в космос. Вполне возможно, что Круз воспринял ее со всей серьезностью. Проект будет реализован при участии компании Илона Маска SpaceX и американского космического агентства NASA.


https://casp-news.ru

312

Ставка на Луну

10 апреля 1964 года 20-летний британский любитель научной фантастики Дэвид Трелфолл (David Threlfall) сделал первую ставку в своей жизни: 10 фунтов стерлингов (чуть меньше недельной зарплаты) на то, что сделанное в 1961 году историческое предсказание президента США Джона Ф. Кеннеди о полёте человека на Луну («до истечения этого десятилетия...») сбудется. Букмекерская контора William Hill принимала ставку 1000 к 1 «если до января 1971 года любой мужчина, женщина или ребёнок любой земной нации высадится на Луну или любую другую планету, звезду или небесное тело, находящееся на сопоставимом расстоянии от Земли».

Ставка на Луну Пари, Ставки, Луна, Выигрыш, Космос

Как только СМИ узнали об этой необычной ставке, лунные ставки стали невероятно популярными в Великобритании, где букмекерские конторы регулярно принимают ставки на всё – от результатов выборов до погоды завтрашнего дня. К концу года выплаты упали до 100 к 1 (для космической программы СССР) и до 150 к 1 (для США), и по мере успешного выполнения миссий величина ставок падала. После беспилотной посадки Luna 9 в апреле 1966 года на Луну принимались ставки 8:1, а к июню, когда вылетел Gemini 9 – 7:4.

Ставка на Луну Пари, Ставки, Луна, Выигрыш, Космос

21 июля 1969 года ставка Дэвида Трелфолла «1000 к 1» окупилась, превратив его в знаменитость на первых полосах газет. По пути в Лондонскую телевизионную студию он смотрел прямую трансляцию посадки на Луну. После того, как модуль приземлился, но ещё до знаменитого первого шага Нила Армстронга («Этого уже достаточно для нас», сказал представитель Hill), ему был вручен чек на 10 000 фунтов стерлингов (эквивалентно около четверти миллиона долларов сегодня).

Дэвид Трелфолл купил роскошный спортивный автомобиль и погиб в автомобильной катастрофе в ноябе 1970 года.

Показать полностью 1
84

Луноход для поиска воды в тёмных кратерах будет получать энергию от лазерного луча

Европейские инженеры предложили решение, которое поможет роверу не остаться без энергии в вечной тьме полярных кратеров Луны, где есть надежда найти воду. Луноход будет запитан от лазерного луча, следующего за ним с сантиметровой точностью.

Луноход для поиска воды в тёмных кратерах будет получать энергию от лазерного луча Луноход, Луна, Космос, Esa, Длиннопост

Напомним, что, по данным орбитальных аппаратов, в полярных кратерах Луны есть лёд. Он сохраняется там, поскольку лучи низкого приполярного солнца никогда не заглядывают в эти кратеры.


Было бы соблазнительно отправить туда ровер, чтобы убедиться в наличии льда на месте. Но очевидно, что солнечные батареи не будут работать в темноте. Как же обеспечить аппарат энергией?

Напрашивается решение использовать распад радиоактивных элементов. Подобным источником питания снабжён, например, марсоход Curiosity.


Но подобная установка вырабатывает больше тепла, чем электричества. Ровер может настолько прогреться, что попросту испарит тот самый лёд, который собирался исследовать.

Поэтому специалисты из Италии и Румынии предложили иное решение. Их проект, разработанный по контракту с Европейским космическим агентством, называется PHILIP. Это аббревиатура от словосочетания "Powering rovers by High Intensity Laser Induction on Planets", то есть "Питание роверов с помощью лазерной индукции высокой интенсивности на [других] планетах".

Луноход для поиска воды в тёмных кратерах будет получать энергию от лазерного луча Луноход, Луна, Космос, Esa, Длиннопост

Ровер будет получать энергию от лазерного луча с базовой станции

Предполагается, что луноход и неподвижная базовая станция прилунятся там, где нет недостатка в солнечном свете. Затем в дело вступит инфракрасный лазер мощностью 500 ватт. Он будет облучать фотоэлемент на борту 250-килограммового ровера. Система наведения поможет лучу следовать за аппаратом с точностью до сантиметров.


По расчётам разработчиков, подобная схема позволит луноходу удаляться от базовой станции на 15 километров и преодолевать спуски с уклоном до десяти градусов.


Этот же лазерный луч может служить и каналом связи для зонда. Для этого достаточно оснастить его "умным" отражателем, посылающим часть лазерного излучения обратно в виде закодированного сообщения.


Впрочем, полагаться только на эту связь было бы опрометчиво. Ведь PHILIP может всё-таки потерять базовую станцию из виду, и ему срочно придётся исправлять положение, пока не сели аккумуляторы. Чтобы подать аппарату сигнал на коррекцию курса в такой ситуации, пригодилась бы радиосвязь.

Луноход для поиска воды в тёмных кратерах будет получать энергию от лазерного луча Луноход, Луна, Космос, Esa, Длиннопост

Предполагаемое место посадки ровера и три кратера, которые он может исследовать

Авторы проекта уже выбрали подходящее место посадки. Это район кратера Шеклтон на самом Южном полюсе Луны. Солнце здесь почти никогда не заходит. Из этой точки луноход мог бы спуститься в три небольших затенённых кратера, находящиеся на расстоянии 4,6, 5,7 и 7,1 километра.


Разработчики готовы к изготовлению и испытанию прототипа ровера. Вопрос в том, одобрит ли ЕSА это начинание.

автор статьи Анатолий Глянцев / источник  / esa

Показать полностью 2
106

Разработаны новые шины для будущих лунных и марсианских роверов

Инженеры из Исследовательского центра Гленна работают над созданием шин нового типа, которые в будущем можно использовать на роверах на других телах в Солнечной системе, на Луне и Марсе.

Планируется, что будущие миссии станут более сложными, потребуют новых подходов к архитектуре роботизированных роверов. Поэтому им потребуются и новые элементы, в частности, колеса. Разработанная инженерами шина создана с использованием сплавов с памятью формы. Шины, изготовленные из такого материала, который меняет форму в зависимости от рельефа, обладают повышенной долговечностью, проходимостью и гораздо более легкие, чем современные жесткие колеса. Они могут преодолевать рельеф разной степени сложности без риска повредиться.

Разработаны новые шины для будущих лунных и марсианских роверов Марсоход, NASA, Луна, Марс, Шины, Космос

Изначально прототип такой шины Spring Tire был разработан из сетки стальных небольших пружин, которые приспосабливались к рельефу. Затем обычная сталь была заменена небольшими пружинами из сплава с памятью формы, что повысило проходимость таких колес и устойчивость к экстремальным условиям Марса. В настоящее время инженеры совершенствуют обработку материалов с памятью формы и готовят шины к испытаниям в Лаборатории имитации лунных операций.

Разработаны новые шины для будущих лунных и марсианских роверов Марсоход, NASA, Луна, Марс, Шины, Космос

Первые тесты показали, что колеса с такими шинами более чем удовлетворяют всем тяговым характеристикам, кроме того, они позволяют конструировать роверы с четырьмя колесами, а не с шестью, как это делается сейчас. Такие шины дают больше гибкости при проектировании и преимущества при работе. Интересно, что инженеры намерены свою технологию использовать и на Земле, разработав шины из такого материала для автомобилей и военной техники.

источник / nasa

Показать полностью 1
80

В США подготовили новый договор о добыче ресурсов на Луне без России

СМИ узнали о подготовке администрацией президента США Дональда Трампа нового международного договора о добыче ископаемых на Луне под названием Artemis Accords, который не подразумевает российского участия.


Агентство Reuters со ссылкой на осведомленные источники сообщает, что основная цель нового соглашения о Луне — это создание международной коалиции стран во главе с США для совместного коммерческого освоения спутника. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) при этом отводится роль руководящего и направляющего органа.

В США подготовили новый договор о добыче ресурсов на Луне без России Политика, США, Дональд Трамп, Космос, Луна, Россия, Ridus, NASA, Длиннопост

Чтобы привлечь иностранцев к освоению Луны, в проекте соглашения закрепят право собственности на добытые ресурсы за участвующими в проекте компаниями. Artemis Accords также предполагает создание «зон безопасности» вокруг будущих лунных баз с целью «предотвращения ущерба или вмешательства со стороны конкурирующих стран или компаний, работающих в непосредственной близости».


«Идея заключается в том, что если вы собираетесь приблизиться к месту, где кто-либо ведет работу, но вокруг него установлена зона безопасности, то вам нужно заранее связаться, проконсультироваться и выяснить, как вы можете сделать это безопасно для всех», — пояснил журналистам источник.


Приглашение участвовать в американском проекте освоения Луны получат Канада, Япония, государства Евросоюза, а также ОАЭ. Участие России в Artemis Accords не предусмотренно, по крайней мере на начальном этапе.

В США подготовили новый договор о добыче ресурсов на Луне без России Политика, США, Дональд Трамп, Космос, Луна, Россия, Ridus, NASA, Длиннопост

Напомним, в начале апреля Трамп подписал указ о государственной поддержке коммерческого освоения ресурсов Луны и других небесных тел, который подразумевает окончательный отказ Соединенных Штатов от соблюдения Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах («Соглашения о Луне») 1979 года.


«Американцы должны иметь право вести коммерческое исследование, добычу и использование ресурсов в космическом пространстве в соответствии с применимым законодательством. Космическое пространство является юридически и физически уникальной областью человеческой деятельности, и Соединенные Штаты не рассматривают его как глобальное всеобщее достояние», — сказано в указе американского лидера.


Соглашение о Луне было принято резолюцией Генассамблеи ООН в декабре 1979 года. В этом документе спутник Земли объявляется достоянием всего человечества. Также там сказано, что исследование и использование Луны должно осуществляться только в мирных целях и в интересах всех стран мира в соответствии с международным правом. Соглашение исключает претензии со стороны любого государства на распространение своего суверенитета на какое-либо небесное тело.


Соглашение вступило в силу только для нескольких ратифицировавших его государств, причем среди них нет ни одного члена «Большой семерки», постоянного члена Совета Безопасности ООН или государства, обладающего сколько-нибудь серьезной космической программой.

Еще в 2011 году NASA в специальном докладе выразило озабоченность вопросами защиты имущества на Луне. Документ носил название «Рекомендации для организаций, ведущих деятельность в космосе: как защитить и сохранить историческую и научную ценности принадлежащих правительству США лунных объектов» и регламентировал деятельность государств и коммерческих организаций при высадке на земном спутнике с целью не допустить ущерба американской собственности.


В 2019 году Трамп потребовал «любой ценой» отправить американцев на Луну в течение ближайших пяти лет. После этого NASA объявило о космической программе «Артемида», состоящей из двух этапов — высадки экипажа с первой женщиной на Луне и полетов на спутник с созданием на нем основательной инфраструктуры.


В Роскосмосе планы США по добыче ресурсов на Луне называют проявлением агрессии и попыткой захвата территории. «Попытки экспроприации космического пространства и агрессивные планы по фактическому захвату территорий других планет едва ли настраивают страны на плодотворное сотрудничество. В истории уже были примеры, когда одна страна решила начать захватывать территории в своих интересах — все помнят, что из этого вышло», — заявил заместитель генерального директора Роскосмоса по международному сотрудничеству Сергей Савельев.


Ранее «Ридус» рассказывал о планах США и России по освоению Южного полюса Луны.

Сергей Болотов, журналист «Ридуса»

Источник:


https://www.ridus.ru/news/326501

Показать полностью 1
73

NASA оценило проект SpaceX по доставке людей на Луну как инновационный, но рискованный

Привет всем подписчикам сообщества SpaceX! 30 апреля Национальное управление США по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) назвало три компании — SpaceX, Blue Origin и Dynetics, которым может быть поручено создание лунного посадочного модуля для высадки американских астронавтов на поверхность Луны в рамках программы Artemis.

NASA оценило проект SpaceX по доставке людей на Луну как инновационный, но рискованный SpaceX, Artemis, NASA, Луна, Starship, Космос

Что примечательно, проект компании Илона Маска получил у NASA самую низкую оценку с управленческим и техническим рейтингами «Удовлетворительно». Blue Origin получила технический рейтинг «Удовлетворительно» и управленческий рейтинг «Очень хорошо», в то время как Dynetics получила технический и управленческий рейтинги «Очень хорошо».


Отмечено, что у предложения SpaceX по использованию космического многоразового корабля Starship для высадки на Луну имеется ряд сильных сторон. Как отметило NASA в документе, касающемся выбора победителей конкурса Human Landing Services (HLS), предлагаемая система «соответствует или превышает все пороговые значения, указанные агентством в требованиях для производительности и функциональности». Проект также соответствует долгосрочным планам NASA по проведению лунной разведки, так как обеспечивает устойчивость и возможность более длительного нахождения на поверхности Луны.

«Благодаря немедленному включению этих возможностей в данный проект, предложение SpaceX обеспечивает значительную гибкость при проектировании миссии и значительно сокращает время и затраты, связанные с переходом к устойчивой фазе операций миссии», — сообщается в документе NASA.


Вместе с тем агентство отметило высокий риск того, что SpaceX не уложится в указанные сроки. Тем более что уже есть опыт с отставанием компании от графика подготовки пилотируемого космического корабля Crew Dragon и сверхтяжёлой ракеты Falcon Heavy.


В феврале следующего года NASA должно решить, какой из трёх компаний будет доверено участие в лунной программе Artemis.


источник 3dnews / spacenews

Показать полностью
163

Луна, 4 мая 2020 года, 21:18

Луна, 4 мая 2020 года, 21:18 Луна, Астрономия, Астрофото, Космос, Starhunter, Анапа, Анападвор

Оборудование:

-телескоп-астрограф Meade 70 мм Quadruplet APO

-монтировка Meade LX85

-линза Барлоу Sky-Watcher 2х с Т-адаптером

-красный светофильтр НПЗ 1.25″

-камера QHY5III178m (3056х2048@47fps).

Обработка: сложение 100 кадров из 2854 и деконволюция в Autostakkert, панорама из двух кадров (Microsoft ICE).

Место съемки: Анапа, двор.

Снимок в полном размере - по ссылке.

76

Какая ракета-носитель нужна России?

В космонавтике с самого ее начала есть проблема дороговизны вывода полезной нагрузки на заданную орбиту. Я ее называю кризисом серийного производства.


Предупреждение: я не стремлюсь унизить или возвысить какие-либо страны. Я сейчас не являюсь работником в космической отрасли, а значит могу ошибаться в каких либо вопросах космонавтики. Мои расчеты несут довольно прикидочный характер и могут значительно отличаться от реальной картины. Прошу отнестись с пониманием.


Если бы ракеты производились массово, цена пуска упала бы на порядок, а если прибавить многоразовость, то на 1 - 2 порядка. Суть кризиса в том, что все попытки перейти на следующий этап, не увенчались успехом.

Главная проблема не в самих технологиях, а в отсутствии такого большого спроса на космические запуски, по этому любой "шаг в сторону" от традиционных ракет считался очень экономически рискованным, пока Space-X не взяла на себя инициативу.

Чтобы ответить на вопрос в заголовке, нужно проанализировать уже существующие проекты:

Примеры некоторых проектов, которые должны были сделать космос доступнее

Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост

Проект космического одноступенчатого самолета Star-Raker от Rockwell International. Имеет 10 водородных воздушно-реактивных двигателей и 3 кислородно-водородных ракетных двигателя.

Предполагалось что его можно будет обслуживать в аэропортах и что будет производиться повторный взлет спустя несколько дней после посадки. По замыслу разработчиков, он обслуживал бы космическую солнечную электростанцию, и массово возил людей в космос.

Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост

Но постепенно популярность идеи такой станции упала, и связанные с ними проекты.

Вообще, подобных самолетных проектов 20 века, сотни, и все они имели одну суть: пытались получить спрос на пилотируемые космические или межконтинентальные пассажирские полеты, выйти за счет этого на массовость, и дешево возить грузы в космос.


Самолетная конструкция всеми представлялась как будущее космических полетов, потому что у нее было множество преимуществ:

1. Меньшие тепловые нагрузки при посадке.

2. Меньшие перегрузки при посадке.

3. Возможность совершения посадки без включения двигателей.

4. Преобразование кинетической энергии при посадке в работу аэродинамических сил для повышения дальности полета.

5. Возможность использования существующей аэродромной инфраструктуры.


Но существовал вполне обоснованный риск, что техника подходящая и для аэропорта, и выполняющая полеты в космос, и между континентами, была бы не эффективна во всем = не нужна вообще никому.


Решение одних проблем давало 2 новые, например:

Проблема сложности обслуживания многоступенчатых систем. Одной ступенью выйти на орбиту с грузом можно используя водород (если из распространенных топлив). Но водород как мы знаем, совершенно неплотный и имеет очень низкую температуру кипения. Чтобы сделать достаточно легкий водородный бак, нужны годы развития технологий в этом направлении, и высокая себестоимость самолета. Сам водород - одно из самых (если не самое) дорогое горючее в космонавтике.

Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост

Представим что мы хотим использовать существующие аэропорты. Чтобы использовать аэропорт не только при посадке, но и при взлете, взлет желательно осуществлять в соответствии с местными нормами шума и безопасности, то есть горизонтально, и используя воздушно-реактивные двигатели. Мы полностью загружены топливом, соответственно нам нужно очень много тяги и массы крыльев, чтобы взлететь, а значит нужна большая масса двигателей. Можно уменьшить стартовую массу за счет загрузки окислителя в воздухе от самолета заправщика или прямо из воздуха.

Тут получаются или ограничения связанные с характеристиками самолета-заправщика (Black Horse), либо повышенный расход водорода на сжижение кислорода из воздуха и усложнение и без того сложной техники (Skylon). Итого не совсем очевидные преимущества.

Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост

Black Horse (что интересно, - окислитель H2O2)

Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост

Skylon


Можно еще вспомнить классическое использование воздуха для сгорания на как можно большем диапазоне скоростей. Экономия топлива есть? Да. Но возникает большое аэродинамическое сопротивление, большие и продолжительные тепловые нагрузки. Добавить к этому необходимость в тяжелой и сложной многорежимной двигательной установке, и снова получаем сочетание минусов ради одного плюса.


Подобные логические цепочки можно встретить очень часто, и аспектов и проектов огромное количество, по этому далее я рассмотрю те проекты, которые по моему мнению приблизились к разгадке этой многоразовой головоломки. Ну или как минимум очень интересные.


Несколько инженеров NASA, которые хорошо понимали недостатки системы Space Shuttle, вели свой неофициальный проект Advent (с 1998 года). В последствии они создали свою фирму Advent Launch Services (ALS) и участовали в конкурсе Ansari X Prize (2005 г.). По условиям конкурса, участники должны осуществить 2 пуска суборбитального корабля за 2 недели.

Проект предусматривал в первую очередь создание одноступенчатого суборбитального самолета. Применение титана в конструкции должно было позволить ему взлетать с воды и садиться на воду (например, на удобном расстоянии от крупных прибрежных городов). Так же большая экономическая эффективность достигалась применением дешевого, эффективного, но на тот момент непопулярного метана в качестве горючего. За счет применения экранного эффекта при посадке, и вертикального взлета, достигается существенная экономия массы на крыльях и системах посадки, ступень могла самостоятельно вернуться на место запуска используя небольшой расход топлива.

Применив опыт суборбитального самолета, они планировали сделать ракету пакетной 2-х ступенчатой, постепенно увеличивать их размеры (2 ступень - аналогичная) вплоть до создания полностью многоразового тяжелого носителя. Последнее что о них я нашел, - они провели испытание прототипа двигателя, и на этом, увы, история закончилась.

Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост

Advent


Другая очень интересная идея, совместить многоразовость и увеличить серийность используя несколько одинаковых самолетов (возьмем этот метод на вооружение):

Multi-Unit Space Transport And Recovery Device Concept

Проект Британского шаттла середины 1960-ых годов. Проект похоронило сложное с технической точки зрения решение перекачивать топливо между ступенями для повышения эффективности, и нежелание правительства Британии развивать свою космонавтику.

Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост

Из более современного, мне понравился DLR Spaceliner

DLR Spaceliner - современный проект пакетного двухступенчатого космического самолета. Он принципиально сильно не отличается от типичных проектов 20 века, но является более проработанным и учитывает современные европейские технологии. Взлетает вертикально (необходимость в больших крыльях отпадает). На участке работы первой ступени, часть топлива подается в двигатели второй ступени, что дает повышенную эффективность запуска в пакетной схеме (как и в проекте выше). Главное применение, - межконтинентальные пассажирские полеты.

Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост

Если сравнивать с обычной ракетой, большая дальность полета достигается за счет ныряний в атмосферу:

Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост
Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост
Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост

Капсула, оснащенная твердотопливными двигателями и парашютами рассчитана на спасение пассажиров на любом участке полета. Вместо нее можно разместить разгонный блок и полезную нагрузку.

Это к слову о том, какую систему спасения можно было бы поставить в Starship. Я считаю что от нее отказываться не стоит в ближайшие десятилетия.

На основе похожих технологий, в Европе было множество идей касательно крылатых ускорителей, однако на сегодняшний день они отстали от метанового "тренда". Хоть и применение водорода дало бы Европе возможность использования технологий ракеты Ариан, но вместе с тем уже не самую актуальную на сегодняшний день полезную нагрузку. При тех же габаритах, в водородную ступень помещается меньше топлива, хотя процент массы полезной нагрузки у него может быть выше.

В многоразовых ускорителях применение водорода является очень спорным, еще поскольку цена их запуска в еще большей степени будет зависеть от цены водорода.

Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост
Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост

Учитывая что при взлете с космодрома Куру, эти ступени оказываются посреди океана, возникает вопрос, как их вернуть. Есть предложение буксировать их самолетом, что так же является очень спорным, потому что значительно усложняет эксплуатацию.

Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост

Близится новая Эра колонизации Луны и Марса. Государственные программы в этом направлении дадут (или можно сказать, уже дают) необходимый толчок к началу развития принципиально нового рынка, - рынка массовых космических полетов для колонизации Луны и Марса.

В этих условиях принципиально новая космическая техника уже без всяких сомнений, оправдает себя, так что пришло время создавать новую ракету-носитель.

Starship

Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост

Самая приемлемая ракета-носитель для начала космической экспансии США.

1. Пусковая установка находится по близости от места сборки.

2. Обе ступени умеют возвращаться к месту старта с помощью реактивной посадки. Их тут же готовят к следующему пуску.

3. Дешевое метановое топливо.

4. Заложенная универсальность и возможность заправки в космосе от других ракет, позволяют этому же космическому кораблю осуществлять миссии как на орбиту Земли, так и на поверхность Луны или на Марса.

5. Эффективные ракетные двигатели.

Итого мы имеем высокое массовое совершенство, относительно низкую себестоимость корабля, большую полезную нагрузку (100 - 150 т на НОО), а в перспективе массовое производство, прямо как у самолетов.

Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост

Моя идея

Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост

Одна из главных проблем в Российской космонавтике, - зависимость от габаритов железнодорожных вагонов. Было бы очень хорошо производить ракету в промышленно-развитом, европейском регионе, но вместе с тем и больших размеров для высокой массовой эффективности. Если собирать целиком здесь, то даже перевозка воздушным транспортом не спасет, потому что масса даже пустой ракеты становится неподъемной для грузового самолета. Морская транспортировка затруднена ограничениями каналов, замерзанием рек, и является очень продолжительной по времени.

По этому я выбрал практически единственное решение - большой двухступенчатый космический самолет. Чтобы он смог использовать существующие аэропорты, я предположил что его длина и ширина не должны превышать габариты Ан-124. Если отталкиваться от габаритов, то нужное количество водорода может дать слишком низкую полезную нагрузку, и неприятно отразиться на стоимости пуска. Самым оптимальным топливом я посчитал Метан + Кислород.


Чтобы конструкция космических самолетов была схожей, устойчивой к нагрузкам, и проще собираемой, я выбрал так же как и британцы, схему - пакет (когда происходит боковое разделение ступеней). Картинка из интернета для привлечения внимания:

Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост

Почему просто не скопировать Starship?

Даже если бы аналог ракеты Starship добрался до космодрома Восточный, вернуть первую ступень на космодром было бы довольно трудно.

Варианты:

1. По Российским узким низкокачественным горным дорогам.

2. По замерзающим морским путям.

3. Соорудив в глуши еще один космодром, чтобы отправить ракету назад, и тратиться на его обслуживание.

4. Потратить значительную часть топлива чтобы ступень самостоятельно вернулась на место запуска над городами.

Взяв за основу анализ аэродинамических (габаритных) и массовых характеристик проектов самолетных ускорителей Европы, и удельные импульсы Метана в России, я нашел все параметры моего гипотетического ускорителя.

Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост

VTHL - вертикальный взлет, горизонтальная посадка.

VTVL - вертикальный взлет, вертикальная посадка.

Inert Mass index - отношение массы после окончания работы к массе топлива

Structural index - масса пустого к массе топлива.

Inert Mass index - ключевая цифра для расчетов. Моему варианту, на диаграмме соответствует 0.11, но так как я хотел чтобы он не просто планировал, а имел свои воздушно-реактивные двигатели, я взял с запасом, 0.134.

Чтобы конструкция была максимально простой, но в то же время состояла из минимального числа максимально больших самолетов, я выбрал компоновочную схему Пакет (без передачи топлива между ними). Получается 3 самолета, но центральный будет иметь выдвижной головной обтекатель, меньшее число двигателей, но с большим удельным импульсом.

То есть 2 ступень будет напоминать Советский проект ГК-175 (другие названия: Ураган, Энергия-2)

Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост
Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост
Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост

ГК-175. Для иллюстрации я использовал свою сырую модель.

Выдвижной обтекатель позволяет увеличить длину топливных баков при ограничении максимальной длины самолета, значительно упрощает возвращение на Землю с точки зрения аэродинамики. Предполагаю, придется предусмотреть возможность возвращения людей и других грузов на Землю с использованием этого самолета, по этому конструкция обтекателя будет немного отличаться, и сэкономить на массе теплозащиты не получится.

Впрочем я до конца не уверен нужно ли делать такой обтекатель, или уменьшать сами баки в попытке "впихнуть" грузовой отсек.

У меня получились такие характеристики:

-Диаметр фюзеляжа (бака) 9.7 метров

-Масса боковых самолетов (пустая / полная) 230 т / 1938 т

-Масса центрального самолета 250 т / 1958 т

-Длина боковых самолетов 70 метров

-Стартовая масса всей системы 5834 т

Используя бесплатную программу Спутник http://traintospace.narod.ru/sputnik/sputnik-help.html я примерно определил полезную нагрузку и траекторию боковых самолетов:

Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост

Полезная нагрузка на НОО при старте с космодрома Восточный составила 130 т

Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост

Примерная траектория боковых самолетов (зеленая) и центрального самолета (красная)


Ближайший аэродром с достаточно широкой и длинной полосой - Дзёмги в городе Комсомольск-на-Амуре. После обслуживания и дозаправки, самолеты могут продолжить свой путь обратно на космодром Восточный, где тоже планируется построить хороший аэропорт:

Какая ракета-носитель нужна России? Космос, Космонавтика, Роскосмос, Starship, Ракета, Ракета-Носитель, Самолет, Россия, Длиннопост

Особенности старта с космодрома Восточный

В отличие от западных космодромов, космодром Восточный расположен не на берегу океана, что означает что самолету не обязательно сразу возвращаться на космодром, ведь недалеко от мест спуска существует сразу несколько крупных аэродромов. Использование воздушно-реактивных двигателей, увеличивает топливную эффективность возвращения. Положительный эффект от такого приема значительно компенсирует высокую широту России и низкую массовую эффективность самолетов в сравнении с ракетой аналогичных размеров (но это не точно). Таким образом самолетная система уменьшает влияние недостатков в расположении космодрома Восточный, и по максимуму использует его преимущества.


Преимущества по сравнению с существующими проектами многоразовых крылатых блоков в России:

1. Полная многоразовость.

2. Большие размеры = лучше массовая эффективность.

3. Применение для более актуальной полезной нагрузки (100+ тонн).

4. Унифицированная конструкция для центральной ступени и ускорителей.


Применение многоразовой ракеты-носителя

Вывод различных грузов и людей на орбиту Земли, обслуживание многоразовых буксиров. Создание дальнейших многоразовых систем (буксиров) для полета на Луну и на Марс потребует дополнительных усилий, но за счет применения лишь для определенных перелетов и орбит, они будут проще и эффективнее корабля Starship, ведь масса конструкции для полетов исключительно в космосе будет меньше, полетов с полупустыми баками не будет.

Один из вариантов применения таким образом: самолет выводит груз с метановым буксиром на низкую орбиту, те летят на окололунную станцию, где происходит передача груза либо на лендер, либо на буксир к Марсу и заправка Лунным кислородом. Когда буксир после заправки кислородом прилетит снова на орбиту Земли, его можно забрать на обслуживание на Землю, или заправить в космосе и отправить снова в полет.


Таким образом выстраивается эффективная транспортная система:


Земля - Низкая Околоземная Орбита

НОО - Окололунная орбита

Окололунная орбита - Луна/Марс/НОО


Моя группа ВКонтакте: https://vk.com/newexpanse


Спасибо за внимание, было бы интересно узнать ваше мнение в комментариях.

Показать полностью 24
51

НАСА выбрало конструкцию ракеты для запуска образцов грунта Марса на Землю

НАСА выбрало твердотопливную конструкцию мини-ракеты, предназначенной для доставки образцов марсианского грунта на Землю. Об этом 20 апреля сообщил портал Spaceflightnow.


Ракета, которая доставит образцы грунта с поверхности Марса на его орбиту, будет нести полезный груз в 15 кг. Инженеры из Центра космических полетов Маршалла НАСА в Хантсвилле, штат Алабама, пришли к выводу, что оптимальным образом с этой задачей справится двухступенчатая твердотопливная ракета.


Ранее НАСА также рассматривало возможность использования одноступенчатой гибридной двигательной установки, которая сжигала бы твердое топливо на основе воска с использованием жидкого окислителя. Такая схема рассматривалась из-за опасений того, что длительное пребывание в холоде негативно скажется на свойствах твердого топлива.

Однако результаты испытаний показали, что одноступенчатая гибридная двигательная установка не готова к использованию.


НАСА планирует закупить ракетные двигатели для аппарата у компании Northrop Grumman, которая поставляет твердотопливные ракетные двигатели для военных ракет и спутниковых пусковых установок.


Напомним, миссия по доставке образцов марсианского грунта на Землю запланирована на 2026 год. Двумя запусками с Земли НАСА и ЕКА отправят на Марс стационарную посадочную платформу, мобильный робот для получения образцов почвы, собранных марсоходом Perseverance НАСА, и орбитальный аппарат возврата образцов на Землю.


ИА Красная Весна

НАСА выбрало конструкцию ракеты для запуска образцов грунта Марса на Землю Космос, Марс, Грунт, Ракета, Длиннопост
НАСА выбрало конструкцию ракеты для запуска образцов грунта Марса на Землю Космос, Марс, Грунт, Ракета, Длиннопост
Показать полностью 2
33

Изготовление и эксплуатация германской баллистической ракеты ФАУ-2 — Vergeltungswaffe-2 (Часть 2)

Уникальное видео! Фау-2, V-2 — Vergeltungswaffe-2, оружие возмездия, другое название — А-4 — Aggregat-4 — первая в мире баллистическая ракета дальнего действия, разработанная немецким конструктором Вернером фон Брауном и принятая на вооружение вермахта нацисткой Германии в конце Второй мировой войны.

Сразу после капитуляции Германии завод «Миттельверк», находящийся в горах Тюрингии, где строили Фау-2, оказался под контролем войск союзников. Американцы вывезли около 100 тонн трофейного груза (ракеты, двигатели, запчасти). Главный конструктор Вернер фон Браун с группой ведущих сотрудников добровольно сдался американской стороне. Германские ракетчики были размещены в американской оккупационной зоне и получили предложение работать в США. Через два месяца в соответствии с международными соглашениями Тюрингия перешла под контроль СССР. Советскому Союзу досталось производство без технической документации, отдельные части ракет без чертежей и расчётов. Часть документации и разрозненные детали ракет позже обнаружились в разных местах на занятой территории. Командированными специалистами по собственной инициативе в Блайхероде был организован институт "Рабе", занимавшийся сбором и изучением наработок по ракетам.

Этот фильм рассказывает об этапах производства этой ракеты и методах её эксплуатации.

Первый пуск ракеты состоялся в марте 1942 года, а первый боевой пуск — 8 сентября 1944 года. Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225.

Ракета являлась одноступенчатой, имела жидкостный ракетный двигатель, запускалась вертикально, на активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, оснащённая программным механизмом и приборами для измерения скорости. Крейсерская скорость полёта — 1,65 км/с (5940 км/ч), дальность полёта достигала 320 км, высота траектории — 100 км. Боевая часть вмещала до 800 кг аммотола. Средняя стоимость — 119 600 рейхсмарок.

После войны являлась прототипом для разработки первых баллистических ракет в США, СССР и Великобритании.

95

S7 Space теряет своего главного разработчика - конструкторы ракеты для «Морского старта» решили уволиться

Оператор космодрома «Морской старт» S7 Space может остаться без разработчиков новой ракеты для своего проекта: главный конструктор по средствам выведения Игорь Радугин вместе с командой в конце апреля могут покинуть компанию, сообщили два источника в ракетно-космической отрасли.

«Игорь Сергеевич написал заявление несколько дней назад. Последний его рабочий день – 30 апреля», – сообщил источник РИА «Новости».

По словам другого собеседника, вместе с Радугиным из S7 Space собираются уйти сотрудники конструкторского бюро, которые проектировали новую ракету для «Морского старта».

Сам Радугин не подтвердил, но и не опроверг эту информацию. «Давайте подождем до конца месяца», – сказал он.

В 2014 году пусковую деятельность «Морского старта» приостановили, в сентябре 2016 года владельцем ракетно-космического комплекса стала группа компаний S7. «Морской старт» перебазировали из США в Россию.

В субботу Роскосмос сообщил, что производитель ракет ракетно-космический центр «Прогресс» должен дать оценку стоимости разработки, производства и затрат на подготовку к пуску ракеты «Союз-7» с «Морского старта».



https://vz.ru/news/2020/4/15/1034439.html
S7 Space теряет своего главного разработчика - конструкторы ракеты для «Морского старта» решили уволиться Роскосмос, S7 Space, Морской старт, Ракета, Частная космонавтика, Космос
266

Первый космический турист Маска начал искать партнершу для полета вокруг Луны

Японский миллиардер, который станет первым космическим туристом SpaceX, ищет незамужнюю женщину в возрасте от 20 лет и старше, которая должна быть «всегда позитивна». Полет запланирован на 2023 год, он продлится около недели.

Первый космический турист Маска начал искать партнершу для полета вокруг Луны SpaceX, Илон Маск, Ракета, Космос, Новости, Япония, Технологии, Луна

В своем Twitter мужчина разместил ссылку на японский стриминговый сервис Abema TV, который будет транслировать документальное шоу, посвященное процессу поиска. Там же можно подать заявку на участие. Отмечается, что претендентки, одинокие женщины в возрасте 20 лет и старше, должны интересоваться полетами в космос и иметь возможность участвовать в подготовке к ним. Также в требованиях указано, что кандидатки должны быть «всегда позитивны» и желать мира во всем мире.


Заявки на участие принимаются до 17 января, через полторы недели после этого Маэдзава начнет рассматривать кандидатуры. В феврале и марте миллиардер проведет встречи с потенциальными спутницами, а с окончательным выбором он определится к концу марта.

Маэдзаве 44 года. По словам бизнесмена, «одиночество и пустота постепенно одолевают» его, и он поставил перед собой цель «постоянно любить одну женщину». Он отметил, что хочет вместе с будущей партнершей «прокричать о любви и мире во всем мире из космоса».

Маэдзава в 1998 году основал крупнейший в Японии онлайн-магазин модной одежды Zozotown. В сентябре 2019 года стало известно, что он решил продать большую часть своей доли в магазине Yahoo Japan, сумма сделки составила $3,7 млрд. Forbes оценил состояние Маэдзавы в $2 млрд.


О том, что предприниматель станет первым космическим туристом SpaceX в полете вокруг Луны, глава компании Илон Маск объявил в сентябре 2018 года. Старт намечен на 2023 год. Компания отметила, что полет продлится около недели, его стоимость не уточнялась.


Подробнее на РБК:

https://www.rbc.ru/technology_and_media/13/01/2020/5e1c336a9...

P.S кто нибудь случайно не знает,почему Россия перестала возить туристов на МКС?

Показать полностью
223

Запланированные космические миссии в 2020 году

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

Год 2020 настал и космические агентства и аэрокосмические компании по всему миру готовятся провести его выполняя длинный список задач и разработок. Между Роскосмосом, НАСА, ЕКА, Китаем, SpaceX и другими существует достаточно грандиозных планов, чтобы произвести впечатление даже на самых искушенных космических энтузиастов.


Несмотря на то, что сложно кратко их обобщить, ожидается, что 2020 год станет годом, когда будут достигнуты несколько важных вех. Вот краткое изложение миссий, которые наверняка станут главными в 2020 году:


Артемида 1
Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

Прежде всего, к 2020 году НАСА сделает первый важный шаг на пути, который вернет их на Луну, иначе известный как проект Артемида. После многих лет подготовки, испытаний и неудачных задержек космическая система запуска (SLS) и многоцелевой корабль Orion (MPCV) вместе совершат свой первый полет.


Известная как Артемида 1 исследовательская миссия – 1 (EM-1) – эта миссия будет вторым запланированным полетом с участием капсулы Орион и первым отправлением космического корабля на Луну. Запуск состоится в ноябре 2020 года (возможно и раньше) со стартового комплекса 39B в Космическом центре им. Кеннеди во Флориде и, как ожидается, продлится три недели.


В течение этого времени Орион долетит до Луны, проведет в общей сложности 6 дней на ретроградной орбите, а затем вернется на Землю. Миссия проверит ключевые системы в корабле SLS и капсуле Orion, чтобы определить, готовы ли они выполнять миссии с экипажем в космосе и на лунной поверхности. Если все пойдет хорошо, за ним последует Артемида 2 – Исследовательская миссия 2 (EM-2), которая покажет как Орион с экипажем совершает путешествие вокруг Луны между 2022 и 2023 гг.


Чанъэ-5

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

В последнее время Китай добился значительных успехов в освоении космоса и имеет много впечатляющих планов на будущее. В 2020 году многие из этих планов будут реализованы или предпримут важные шаги в этом направлении. Прежде всего, это миссия Чанъэ-5 (Change-5), последняя часть Китайской программы исследования Луны , которая начнется где-то в следующем году.


Как и его предшественник, эта миссия будет состоять из лунного корабля и вездехода, который будет использовать различные инструменты для изучения поверхности. Это будет также первая китайская миссия по возврату образцов, которая будет отправлена на Луну, что сделает ее третьей страной, которая сделает это (после США и России). За ним последуют еще три миссии Чанъэ, каждая из которых призвана проложить путь к первой лунной миссии Китая с экипажем.


Hayabusa2 возвращается

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

В июне 2018 года миссия Hayabusa2 сблизилась с астероидом Рюгу, став второй миссией, отправленной JAXA к околоземному астероиду. Следуя по стопам своего предшественника (Хаябуса), миссия обследовала астероид с помощью серии роботизированных кораблей и собрала образцы с поверхности для возвращения на Землю.


В ноябре 2019 года миссия Hayabusa2 покинула орбиту вокруг Рюгу и начала свой путь к дому. В конце 2020 года она вернется на Землю с образцами с поверхности Рюгу, которые ученые проанализируют в надежде узнать больше о ранней истории Солнечной системы, которая может включать подробности о ее формировании и последующей эволюции.


Миссия на Марс ОАЭ

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

Все больше стран принимает участие в миссиях к Марсу. 2020 год станет годом, когда Объединенные Арабские Эмираты отправят на Марс миссию «Надежда на Марс» (роботизированный зонд). Это будет первая миссия на Марс любой арабской или мусульманской страны.


Как только он достигнет Марса, зонд изучит марсианскую атмосферу и предоставит подробную информацию о суточном климате, природе марсианской погоды в разных местах, сезонных циклах и крупных событиях, таких как пылевые бури. В конечном итоге зонд призван помочь пролить свет на постоянные вопросы об атмосфере Марса, например о том, как он теряет водород и кислород в космосе и почему он испытал такие драматические изменения климата в прошлом.


HX-1

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

Другой важной вехой, которая запланирована на 2020 год, является план Китая по развертыванию орбитального корабля и марсохода на Марс. Эта миссия, известная как глобальный орбитальный аппарат дистанционного зондирования Mars и малый вездеход (HX-1), планируется запустить в июле или августе 2020 года, который достигнет Марса в феврале 2021 года. Оказавшись там, он присоединится к своим спутникам НАСА и ЕКА для оценки окружающей среды и поиска доказательств прошлой и настоящей жизни.


Марс 2020

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

НАСА запускает следующую миссию в рамках своей программы исследования Марса в этом году. Это робот-исследователь, известный как марсоход Mars 2020 (официальное название все еще находится в процессе «осознания»), пойдет по стопам своей сестринской миссии Curiosity. Его основными целями будет сбор доказательств истории Марса и поиск доказательств прошлой (и, возможно, настоящей) жизни.


Запланированный запуск состоится 17 июля 2020 года, а марсоход сядет на Марсе 18 февраля 2021 года в кратере Езеро. В этом регионе находится дельта реки, которая, как считается, была создана проточной водой, богата глинами и минералами и считается идеальным местом для поиска окаменелых останков древней жизни.


Образцы, которые он соберет, будут помещены в контейнер для последующей и возможной перевозки будущей миссией с экипажем (все еще запланированной на 2030-е годы), на Землю для анализа. Ровер будет использовать многие из тех же компонентов, что и миссия Curiosity, но также будет нести новые инструменты, такие как керновая дрель и беспилотный вертолет.


OSIRIS-REX

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

Говоря о возвратах образцов – миссия NASA «OSIRIS-REx» (Origins Spectral Interpretation Resource Identification Security Regolith Explorer) приблизится к астероиду Бенну в июле 2020 года. Спускаясь на поверхность, космический корабль-робот соберет образцы реголита. Эти образцы будут возвращены на Землю к 2023 году для анализа.


Розалинда Франклин

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

ЕКА и Роскосмос планирует отправить еще одного исследователя-робота на Марс в следующем году в рамках программы ExoMars. Ранее известная как марсоход ExoMars 2020, эта миссия теперь известна как Розалинда Франклин – английский химик, чьи исследования произвели революцию в нашем понимании структуры молекул, вирусов и работы ДНК и РНК.


Это имя было выбрано, поскольку Розалинда Франклин (как Curiosity и Mars 2020) будет искать доказательства прошлой жизни на Марсе. Его запуск запланирован на июль 2020 года, и для его выхода на поверхность будут использоваться модуль-носитель ЕКА и российский корабль. Оказавшись там, спутник ЕКА (который прибыл на Марс в 2016 году) будет работать в качестве спутника-ретранслятора для ровера.


Тяньгун-3

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

В наступающем году Китай также планирует испытать новое поколение космических кораблей с экипажем, которые выведут своих тайконавтов на орбиту, на Луну и дальше. Они также планируют начать строительство крупной модульной космической станции в Китае (она же Tiangong-3), которая начнется с запуска модуля основной капсулы Тяньхэ (хотя возможно, что эта миссия будет отложена до 2021 года).


Космический интернет

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

2020 год также станет годом, когда спутниковые интернет-услуги станут реальностью. Уже приступив к развертыванию своей сети Starlink с запуском первых двух партий спутников в 2019 году, SpaceX планирует начать предлагать услуги широкополосной связи с запуском дополнительных 720 модернизированных спутников к концу 2020 года.


К концу 2020 года, OneWeb также надеются начать предлагать спутниковый интернет – услуги с развертыванием первых 300 спутников, которые составляют его созвездие. Планируется, что первая партия будет запущена в январе 2020 года и будет предлагать широкополосные услуги с низкой задержкой для США и их территорий. Ожидается, что к концу года созвездие OneWeb увеличится до 600 спутников.


Starship and Dragon 2

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

У Илона Маска и его коллег из SpaceX также есть смелые планы на 2020 год. В рамках программы НАСА по коммерческому развитию экипажей (CCD) компания планирует выполнить свои первые полеты с экипажем на космическом корабле Dragon 2. В сочетании с запуском SLS, это эффективно восстановит возможности полетов астронавтов в космос в США, которых у них не было с момента выхода в отставку программы космических челноков в 2011 году.

Запланированные космические миссии в 2020 году NASA, Роскосмос, Космос, SpaceX, Starship, Луна, Марс, Илон Маск, Длиннопост

К ноябрю SpaceX также надеется провести следующий этап испытаний с помощью системы запуска Starship и Super Heavy. Они будут состоять из высотных высокоскоростных полетов на корабле Mk. 2, испытания с участием первого созданного сверхтяжелого ускорителя.


Эти тесты позволят SpaceX и Starship / Super-Heavy выполнить первую лунную посадку к 2022 году, а к 2024 году отправить экипажи на поверхность Луны. Это будет важный шаг к реализации долгосрочной цели Илона Маска – отправить первых людей на Марс и создать там базу (что он надеется сделать до конца 2020-х годов).


Что же, посмотрим на эти на планы в новом году.


Источник

Показать полностью 12
518

Илон Маск назвал дату первого полета Starship

Напомним, что эта ракета предназначена для доставки пассажиров и грузов на Луну и Марс. В этом году Илон Маск занимался тестированием Starhopper — младшей версии Starship.

Илон Маск назвал дату первого полета Starship Илон Маск, SpaceX, Ракета, Космос, Новости, Starship, Технологии

Starhopper имеет несколько технических отличий от полноценной второй ступени Starship. Ее главные отличия — три двигателя Raptor вместо семи, меньшая высота корпуса при аналогичном девятиметровом диаметре.

Подготовив прототип, Илон Маск с уверенностью заявил, что первый полноценный тестовый полет корабля Starship состоится уже через 2—3 месяца.

Чуть больше месяца назад компания провела последние тестовые испытания топливного бака корабля. Во время эксперимента бак взорвался, когда криогенная жидкость начала заполнять топливные баки корабля. Как пояснили инженеры, это было ожидаемо, так как они проверяли максимальный уровень давления в системах.

Тем не менее работы над космическим кораблем ведутся ежедневно на протяжении последних нескольких месяцев.

На днях Илон Маск даже показал кадры, на которых видно, что работа над кораблем находится в завершающей стадии.

https://www.ridus.ru/news/316504

Показать полностью
230

Почему советская лунная программа потерпела неудачу?

Советский Союз, став первой страной, отправившей человека в космос, проиграл к концу 1960-х годов т.н. «лунную гонку», уступив пальму первенства американцам. В данной статье попробуем вкратце разобраться, почему советские космонавты так и не ступили на поверхность естественного спутника Земли.


Запуск первого искусственного спутника Земли и запуск первого человека в космос стали для США фактически настоящим потрясением, поставив в глазах всего мира вопрос – а, действительно ли Америка является лидером мирового технического и, скажем так, «цивилизационного” прогресса. Причём глубокоуязвлёнными почувствовали себя не только американские элиты, но и рядовые граждане.


В этих условиях, всего спустя полтора месяца после полёта Гагарина, президент Кеннеди объявил о старте амбициозной космической программы пилотируемого полёта на Луну. 12 сентября 1961 года Кеннеди обратился к нации, призвав любой ценой осуществить пилотируемый полёт к Луне, и призвав каждого гражданина внести свой посильный вклад в данную программу.


Собственно, это фактически первая и основная причина успеха американцев – их программа полёта к Луне стала единым “общенациональным порывом”, на которую не жалели ни сил, ни средств. В то же время, Советский Союз принял брошенный американцами вызов скорее “по инерции», как ответ на их лунную программу. Тем более, к тому моменту СССР доказал, что хотел и острой необходимости «быть первыми на Луне” у него уже не было. Собственно, изначально высадка на Луне не значилась в советской космической программе - на конец 1960 – начало 1970 планировалось строительство большой орбитальной станции и корабля для межпланетной экспедиции. Официально советская «Лунная программа” стартовала только в 1964 году.


Сам по себе проект полёта на Луну был невероятно дорогостоящим - в США по стоимости он был сопоставим с «ядерным проектом”, и Советский Союз, в отличие от американцев, не мог направить на свой «Лунный проект” де-факто неограниченное финансирование.


Ключевым моментом программы полёта к Луне, было создание сверхтяжёлой ракеты-носителя, который в состоянии разогнать корабль массой в несколько десятков тонн до второй космической скорости. В США начали создание ракет-носителей семейства «Сатурн”, “конечной” модификацией которых был легендарный «Сатурн-5” – трёхступенчатый «лунный” носитель, впервые запущенный 9 ноября 1967 года. Создавался «Сатурн” под руководством Вернера фон Брауна, в прошлом создавшим знаменитые баллистические ракеты «Фау-2”, пожалуй, наиболее яркого символа нацистcкого «Вундерваффе”.


“Сатурн-5” представлял собой огромную ракету высотой в 110 метров и наибольшей шириной в 10 метров. Стартовая масса ракеты была около 2950 тонн. На низкую околоземную орбиту (НОО) «Сатурн-5” мог вывести порядка 140 тонн полезной нагрузки, а вывести на траекторию к Луне – до 65 тонн полезной нагрузки (при полётах к Луне в эту массу входил корабль «Аполлон”, массой 46 тонн и третья ступень с остатками топлива).

Почему советская лунная программа потерпела неудачу? Cat_cat, История, Длиннопост, США, СССР, Космос, Луна, Ракета

Ракета-носитель «Сатурн-5» на стартовой площадке


Первая ступень ракеты состояла из 5 двигателей F-1, каждый из которых давал тягу в 690 тонн. Данные двигатели работали на керосине. Вторая ступень состояла из 5 водородных двигателей J-2 тягой в 91 тонну. Такой же двигатель был установлен и на третьей ступени, которая и выводила “Апполон” на траекторию к Луне. В качестве окислителя на обоих типах двигателей использовался кислород.

Почему советская лунная программа потерпела неудачу? Cat_cat, История, Длиннопост, США, СССР, Космос, Луна, Ракета

Вернер фон Браун на фоне двигателей первой ступени «Сатурна-5»


Создание «Сатурна-5” фактически представляет собой пример того, как нужно работать над подобными проектами беспрецедентной сложности. США удалось обеспечить слаженную работу гигантских корпораций, до этого жёстко конкурировавших между собой. Каждую из ступеней разрабатывала отдельная аэрокосмическая корпорация – Боинг”, «Норд Америкэн” и «Макдонелл-Дуглас”, бортовое радиоэлектронное и вычислительное оборудование создавала IBM, а двигатели – «Рокетдайн”.


В ходе работ по созданию «Сатурна” проводился колоссальный объём наземных испытаний. Все двигатели американской ракеты были многоразовыми и перед монтажом на ракету проходили двукратные огневые испытания, а потом испытывались проходила и собранная из них ступень. Большая часть прочих систем ракеты также проходила отработку на земле. Всё это потребовало строительства адски дорогостоящих стендовых комплексов.

Почему советская лунная программа потерпела неудачу? Cat_cat, История, Длиннопост, США, СССР, Космос, Луна, Ракета

Огневые испытания двигателя F-1 первой ступени РН «Сатурн-5»


В итоге, американцам удалось «без проволочек” успешно провести успешный запуск ракеты 9 ноября 1967 года, а менее чем через 2 года отправить к Луне «Аполлон-11”.


Тем временем в СССР…


В Советском Союзе работы по созданию сверхтяжёлой ракеты-носителя были начаты ещё в 1958 году. Как уже говорилось выше, изначально он создавался вовсе не для обеспечения полётов к Луне, а для строительства огромной орбитальной станции, а также для вывода на орбиту модулей т.н. межпланетного экспедиционного корабля. Что характерно, изначально планировалась даже оснащение перспективной ракеты ядерным ракетным двигателем (работы по созданию которого велись в СССР), в дополнение к «классическому”жидкостному ракетному. В 1961 году было решено всё же строить ракету на «классических” двигателях. Ещё год ушёл на то, что бы решить, какое именно КБ будет создавать ракету – в итоге им стало ОКБ-1 под руководством Сергея Королёва. Будущая ракета получила обозначение Н-1.

Почему советская лунная программа потерпела неудачу? Cat_cat, История, Длиннопост, США, СССР, Космос, Луна, Ракета

Ракета-носитель Н-1


После “официального” включения СССР в “Лунную гонку” параллельно велось создание и других проектов полёта к Луну. В частности, разработку свои сверхтяжёлых ракет-носителей вели ОКБ под руководством Владимира Челомея и Михаила Янгеля. Т.е. в определённый момент велось фактически 3 «лунных проекта”. При этом, в конкурирующих КБ Королёва и Челомея велось создание и своих кораблей и посадочных модулей для полёта на Луну.


Если американцы добились небывалой кооперации корпораций-конкурентов, то советский “лунный проект” лишь окончательно рассорил между собой конструкторов советской ракетной и космической техники и возглавляемые ими КБ. Королёв и Валентин Глушко, главный конструктор советских ракетных двигателей и так находились в весьма натянутых отношениях, но в ходе работ по «лунной ракете” окончательно разошлись “во взглядах» относительно силовой установки для данной ракеты. Глушко настаивал на создании двигателя, использующего в качестве топлива несимметричный диметилгидразин (т.н. “гептил”), который является крайне токсичным топливом, но имеет массу преимуществ, в частности высокую плотность, самовоспламеняемость, высокие энергетические характеристики, и обеспечивает достаточно простую конструкцию топливной аппаратуры. Королёв, напротив, настаивал на создании кислородно-керосинового двигателя, и в итоге убедил высшее руководство выбрать в качестве силовой установки «альтернативный” двигатель ОКБ Николая Кузнецова, притом что данное КБ до этого не имело опыта создания ракетных двигателей. КБ Глушко в итоге стало работать совместно с ОКБ Челомея.


Однако, вскоре после смещения Хрущёва ОКБ-52, возглавляемое Владимиром Челомеем, гениальным советским конструктором ракетной техники, было быстро «выдавлено” из “Лунной программы» силами ОКБ-1 Королёва, пользовавшимся лучшем расположением в «верхах”. В результате основные ресурсы, выделяемые для «лунной программы” оказались сосредоточенны в руках КБ Королёва.


Проблемы с Н-1 начались ещё на чёртёжной доске, и при её проектировании было допущено огромное количество ошибок. Более того, ракета изначально была рассчитана на выведение на низкую орбиту полезной нагрузки в 75 тонн при стартовой массе в 2200 тонн, что было недостаточно для полёта к Луне. В итоге, для полёта к Луне создавалась уже модифицированная ракета Н-1Ф с массой выводимой на НОО полезной нагрузки в 90 тонн. Но это было значительно меньше, чем у американского «Сатурна-5” и накладывало ограничения и на размеры и массу собственно «Лунного корабля”. Так, разработанный в КБ Королёва лунный корабль Л3 на базе «Союза”, был двухместным, в отличие от американского «Аполлона”, экипаж которого состоял из 3 человек. Лунный корабль, был и вовсе одноместным, кроме того, переход в него из «базового” корабля осуществлялся через выход в открытый космос.


Главной бедой Н-1, которая по сути её и погубила в итоге, стала двигательная установка. В ОКБ Кузнецова не удалось создать двигатель требуемой тяги для ракеты подобного класса. Из-за этого на первой ступени ракеты было установлено аж 30 (нет, это не опечатка. Тридцать!) двигателей НК-15, тягой в 154 тонны. На второй ступени находилось ещё 8 подобных двигателей. Уже этот факт наличия поистине гигантского количества двигателей (к слову, до сих пор непобитый «рекорд”), делал ракету чрезмерно сложной и ненадёжной. И если американские двигатели «Сатурна-5” были по сути многоразовыми и испытывались перед установкой на ракету, то для Н-1 такой возможности не было. Советские НК были по сути одноразовыми и можно лишь было выборочно «прожечь” несколько двигателей из партии. Кстати, ступеней у Н-1 было аж 5 (!). Крайне неудачной была и конструкция топливных баков. Ну в общем, в Н-1 было неудачно практически всё.

Почему советская лунная программа потерпела неудачу? Cat_cat, История, Длиннопост, США, СССР, Космос, Луна, Ракета

Н-1 на стартовой площадке

Почему советская лунная программа потерпела неудачу? Cat_cat, История, Длиннопост, США, СССР, Космос, Луна, Ракета

Н-1 в сборочном цеху


Указанные выше конструктивные решения дали быстро о себе знать. “Летающий склад двигателей” упорно не желал летать. Из-за невозможности адекватной отработки отдельных компонентов и блоков, пришлось испытывать сразу готовую ракету. Первый пуск Н-1 состоялся 21 февраля 1969 года и закончился провалом. Ракета продержалась в воздухе всего 69 секунд и погибла из-за неисправности силовой установки первой ступени. Второй пуск, состоялся 3 июня и завершился ещё более фатально. Фактически ракета погибла ещё при старте в результате взрыва одного из двигателей. При этом был практически полностью уничтожен стартовый стол. Проблема была явно слишком серьёзная, что не позволяло решить её в разумные сроки. На анализ причин катастрофы, доработку ракеты и строительство новой стартовой позиции ушло почти 2 год. К тому моменту лунная гонка Советским Союзом была полностью проиграна. Спустя 1,5 месяца после второго неудачного пуска к луне уже стартовал «Аполлон-11”.

Почему советская лунная программа потерпела неудачу? Cat_cat, История, Длиннопост, США, СССР, Космос, Луна, Ракета

Авария ракеты Н-1 в ходе второго испытательного пуска. Видно срабатывание системы аварийного спасения в верхней части ракеты. В качестве полезной нагрузки на ракету был установлен макет лунного корабля.


В 1971 и 1972 году были предприняты ещё два испытательных пуска Н-1, но они также закончились провалом и оба ещё на этапе работы первой ступени. Так что, весьма часто приводимый в «научно-популярной” литературе и различных докуметналках на соответствующую тематику аргумент о том, что «главной причиной провала советской лунной программы стала смерть Сергея Павловича Королёва” едва ли выглядит убедительно. В 1973 году был подготовлен 5-й запуск ракеты Н-1. К тому моменту двигатели Кузнецова уже стали “многоразовыми» и прошли успешные огневые испытания. Но пуск был отменён и остаётся только гадать, насколько он мог быть удачным. В общем, ракета Н-1 была слишком «порочна”, что и предопределило её печальный провал, как и всей советской лунной программы.


С точки зрения сегодняшнего дня (да и тогда это скорее всего тоже было очевидно) гораздо более перспективным выглядел проект сверхтяжёлой ракеты конструкции КБ Челомея, уже создавшего к тому моменту ракету УР-500, всем известный «Протон”, которая как и Королёвская «Семёрка” (пусть и многократно модернизированная) и сегодня доставляет грузы на орбиту. Челомей предложил “модульную” схему создания сверхтяжёлой ракеты, фактически уже применённую на «Протоне”. Подобный подход используется сейчас при создании американских ракет-носителей семейства “Falkon” и уже закрытой российской программы «Ангара”.

Почему советская лунная программа потерпела неудачу? Cat_cat, История, Длиннопост, США, СССР, Космос, Луна, Ракета

Предполагаемый вид ракеты УР-700


Для полётов к Луне Челомей разработал проект ракеты УР-700. Она представляла собой уже готовую УР-500 с прикрепляемыми по бокам блоками новой первой ступени. Каждый такой блок имел создаваемый в КБ Глушко двигатель РД-270 с тягой в 630 тонн (это более чем в 4 раза больше мощности двигателей, устанавливаемых на Н-1). Кроме того, блоки Челомеевской ракеты создавались на заводах-изготовителях и легко доставлялись на Байконур, где происходила лишь их стыковка. Для Н-1 же на Байконуре был возведён фактически целый завод, где происходила постройка блоков ракеты – из-за огромных размеров их попросту невозможно было доставить на место. Более простая ракета, создаваемая на основе уже хорошо отработанных и испытанных компонентов, очевидно, имела куда больше шансов на успех, нежели Н-1.

Почему советская лунная программа потерпела неудачу? Cat_cat, История, Длиннопост, США, СССР, Космос, Луна, Ракета

Слева направо — ракета-носитель Н-1, американская ракета-носитель «Сатурн-5» и ракета-носитель УР-700


Едва ли СССР мог обогнать США в «Лунной гонке” – у американцев был существенный гандикап по времени, фактически их программа началась на 2 года раньше, и это временное отставание СССР так и не смог отыграть, у них было фактически безлимитное финансирование и самое главное – «общенациональный порыв”. Но, кто знает, вполне возможно, что создавай «лунную ракету” КБ Челомея, на Луне сейчас, помимо американских, находились бы и советские посадочные модули.


После полёта «Аполлон-17” в 1972 году и закрытия программы американской «лунной программы” были прекращены и работы по советским сверхтяжёлым ракетам-носителям. К слову, уже модернизированный вариант Н-1 предполагалось использовать для сборки на орбите межпланетного корабля для полёта на Марс. Но о данном проекте будет отдельная заметка. Вскоре был окончательно отменён проект и межпланетной экспедиции. И виноваты тут уже не принципиально непреодолимые технические проблемы, и не «интриги” в «верхах”. Просто с 1973 года в космонавтике наступила уже другая эпоха. К слову, этот год стал кризисным как для американской, так и советской космонавтике.


Прошло время грандиозных проектов, создававшихся скорее по “идеологическим» соображениям. И СССР, и США уже доказали друг друг всё, что могли, и смысла тратить баснословные средства (для примера – один запуск «Сатурна-5” стоил в современном эквиваленте более миллиарда долларов) на грандиозные космические проекты, накладные даже для сверхдержавы уже не было. Проекты гигантских орбитальных станций и заводов, пилотируемых полётов к Марсу и пр. стали не нужны.


В условиях такого мощного мотивирующего фактора, как «системное” противостояние сверхдержав, освоение космоса очень сильно замедлилось. Полёты же на Луну так и по сей день наибольшим успехом человечества в освоении космоса, а ракета «Сатурн-5” так и остаётся памятником человеческому гению. Более мощной ракеты-носителя так и не удалось создать.


Источник: Сat_Cat. Автор: Павел Румянцев.

Личный хештег автора в ВК - #Румянцев@catx2

________________________

Оглавление Cat_Cat (02.12.2019)

Показать полностью 9
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: