СП-6 Логика-4. Следопыт

Так как у меня есть подписчики, а посты всё ещё в плюсе, продолжаю выкладку своей "Стратегической психологии". Напоминаю, что текст не является научной работой. Однако, считаю его полезным чтением для выхода из депрессии.


Четвёртая Логика (Л-4) – набор ментальных стратегий, отвечающий за восприятие сенсорно очевидных фактов и отделение их от субъективных искажений. Далее станет более ясно, что я только что сказал. Работу по выходу из депрессии удобно начинать (по возможности) с восстановления Л-4, чтобы у клиента была какая-то база для критического и объективного взгляда на себя, окружающий мир и собственную проблему (депрессию, например). Хорошая Л-4 является основой критического мышления, которое противостоит иллюзиям, заблуждениям и связанных с ними искажённой картиной мира, противостоит страхам и панике. Здоровая Л-4 является хорошей базой для успешной терапевтической работы в дальнейшем. У меня была клиентка, которая каждый раз на пустом месте выдумывала новую проблему (вдруг у неё паразиты, вдруг именно с ней терапия не сработает, вдруг я на неё обижусь и подобная ересь). Мне приходилось постоянно приводить её рабочее состояние для решения основных проблем. Мы проработали её Логику, и она перестала отвлекаться на чепуху.


Человек в целом старается избегать мыслительной нагрузки. Это объяснимо, так как мышление требует много самодисциплины, временных и энергетических затрат. Я понимаю, что восприятие данного текста не является развлечением, а часть про Л-4 особенно трудна. Однако отсутствие критичности оставляет человека уязвимым на самом фундаментальном уровне. Наивный человек становится жертвой обмана и манипуляций со стороны других и также может стать жертвой игр собственного разума. Одна моя клиентка, постоянно прокручивала в голове безумные негативные сценарии того, что с ней может случиться плохого, и затем впадала в настоящую панику по этому поводу. Положение усугублялось её богатым воображением и знанием моего мобильного телефона. Я объяснил ей, что с ней происходит, и дал ей посмотреть замечательный мультфильм Роберта Саакянца 1979 года «Кикос» (героини мультфильма впали в отчаяние, вообразив, что у младшей сестры мог бы родиться сын Кикос, который мог бы упасть в колодец). Мы вместе посмеялись над наивностью героинь мультфильма, и её отпустило.


Логика-4 у Афанасьева называется «Школяр». Это негативный аспект Четвёртой Логики. Школяр – собирательный образ (архетип) человека с проблемной Четвёртой Логикой. Он рассеян, реактивен (не действует сам, а только реагирует), ментально ленив, наивен, полон необоснованного самомнения, и его легко обмануть. Хорошей иллюстрацией Школяра является Буратино (отлично воплощённый в отечественном фильме «Приключения Буратино» 1975 года).

Чтобы выйти на архетип здоровой Л-4, необходимо определить качества, которых не хватает Школяру. Это усидчивость, ум, трезвость и критичное и добросовестное отношение к информации.


Образцом для Л-4 мог бы стать архетип Учёного, но он слишком академичен (имеет преимущественно теоретическую направленность) для практичной четвёртой Логики. Мне видится некий полевой исследователь, наподобие геолога или археолога, в штормовке, шляпе, с бородой и хитрым прищуром, трезвый и невозмутимый, как Дон Хуан Матус из книг Кастанеды.

Базовым качеством позитивной Л-4 является наблюдательность – способность целенаправленно подмечать и вычленять в вещах или явлениях признаки и черты важные, интересные или ценные с какой-либо точки зрения. Наблюдательность также значит любознательность, постоянное стремление узнавать новые факты и подробности. Так позитивным аспектом Л-4 стал архетип (собирательный образ) Следопыта. Задача Следопыта – отличать информацию от дезинформации, опираться на сенсорно очевидные факты (факты, которые можно наблюдать непосредственно, самостоятельно) для совершения последующих неоспоримых выводов.


Другими словами, Л-4 (Следопыт) позволяет нам отделить реалии, сенсорно очевидные факты (которые мы воспринимаем непосредственно нашими органами чувств) от иллюзий (то, что существует только в воображении). Когда я ещё начинал изучать НЛП, у меня был знакомый по психологическим курсам, молодой человек, который пытался при помощи разнообразных психотехник прыгнуть выше головы, стать суперменом. Помимо овладения тайнами подсознания он желал стать продвинутым соблазнителем. Масла в огонь подливала его сестра, которая удивлялось, что вот у неё огромная куча поклонников, а у него нет девушки. Тогда он провёл своего рода ритуал, психологическую технику «договор с дьяволом», где «дьявол» «дал ему власть переносить его фантазии в реальный мир». Мне он описывал это так: «Я представляю, например, что стена жидкая, и я могу погрузить в неё руку, я это пробую, и у меня это реально получается». Как я понял, парень сломал себе стратегию реальности (о ней – далее). Его проделки, к счастью, кончились всего лишь месяцем лечения в психоневрологическом диспансере.


Прошу заметить, когда я говорю о Логике-4, речь идёт не о каком-то мировоззрении (типа сенсуализма или позитивизма), а лишь о бытовой стратегии адекватности, которая просто позволяет успешно действовать в жизни частной и общественной. Вот тот пакет стратегий, которые, на мой взгляд, составляют костяк Логики-4. Я постараюсь излагать доступно, но предупреждаю, тема Логики сложна для восприятия. Специально запоминать стратегии не нужно, достаточно понимать.


Картирование глупости

Стратегия реальности

Стратегия детекции речевой неопределённости

Стратегия индуктивных умозаключений

Стратегия запоминания

Стратегия самообучения

Стратегия защиты логической реальности


P.S. Я сбился с графика выкладки. Простите. Видимо не получится выкладывать по графику.