СП-13. Л-4. Языковая неопределённость (4)
Продолжение главы Стратегия детекции языковой неопределённости.
Средства художественной выразительности языка.
Средства художественной выразительности языка. Тема лингвистической неопределённости сложна и неисчерпаема. Помимо Милтон-модели источником языковой неопределённости могут быть средства художественной выразительности. К факторам, усиливающим языковую неопределённость можно отнести всё богатство литературных приёмов и риторических фигур (тропов): гиперболы, литоты, метонимии, синекдохи, анафоры, эпифоры, сотни их. Художественные тропы несут в себе сильную эмоциональную составляющую, то есть создают, приводят эмоцию или ощущение (может быть, вопреки или вместо сенсорно очевидных фактов). Приводить их все здесь я не буду – хотя данная глава и не является исчерпывающей, она и так перегружена. Разберём лишь несколько тропов в качестве характерных приёмов, на которых можно проследить, как люди едят слова. Само выражение «люди едят слова» является тропом (метафорой).
• Метафора – художественный троп. Слово произошло от греческого «доставка», «перевозка» (на борту у греческих грузовиков написано «метафора»). По сути метафора – сравнение. Метафора помогает понять что-то новое на примере чего-то старого. Но зачастую люди «едят слова», и принимают метафору за сенсорно очевидную информацию. Одна моя знакомая пожаловалась на тревожность в последнее время. У неё изменились привычные семейные обстоятельства, и она стала нервной и стала плохо спать. Но вспомнив, что я некоторым образом психолог-любитель, она заметила, что не хотела бы, чтобы кто-то копался у неё в мозгах (это выглядело, как намёк). Я хотел ответить, что проводить диагностику с целью выяснения структуры внутриличностного конфликта для последующего конструктивного решения ради улучшения самочувствия клиента не значит «копаться в мозгах», есть разница между работой психотерапевта и нейрохирурга или патологоанатома. Но промолчал (как умный кролик). Метафора может являться и опущением (метафора умалчивает о конкретных деталях), и обобщением (концентрирует опыт), и искажением (проводит аналогию). Главное, мы должны помнить, что метафора не должна пониматься дословно (не «есть слова»).
Метафора может выражаться через глагол. Ты меня достал. Бошка раскалывается. Проблемы навалились. Прилагательное. Боевое НЛП. Сочная женщина. Существительное. Тебе опять этот козёл звонил?
Художественная метафора часто встречается в виде словосочетания существительных в именительном и родительном падежах. Серп молодой луны. Головы кочан. Тяжесть бытия.
• Выбор слова из синонимического ряда. Одно и тоже явление можно назвать разными словами, и от выбора конкретного слова будет зависеть впечатление, которое это слово окажет на слушателя. Каждое слово обладает сопутствующим значением (коннотацией). Сравните ряд. Ты меня удивил. Ты меня разочаровал. Ты меня убил. Чувствуете, как нарастает эмоциональный накал? А подкопаться тяжело (я же просто сказал, что ты начинаешь).
• Все остальные художественные тропы я разбирать не буду, иначе это глава никогда не кончится. Проблемка. Проблемище. Торжество справедливости. Кровавый диктат. Ракета, рокоча раструбом труб. Часто клиенты на психологических сессиях используют художественные тропы, метафоры, чтобы описать свои проблемы. Так мы говорим о Настойчивости, Депрессии, Коричневой части и т.п., что для постороннего наблюдателя покажется полным бредом, но для участников психологической сессии является кратким и удобным обозначением проблемной стратегии или её аспекта. То есть средства языковой неопределённости – оружие обоюдоострое. Они с одной стороны помогают понять друг друга, а с другой стороны могут запутать и увести в сторону. Всё написанное выше было написано с целью улучшить понимание того, когда мы едим слова, а когда говорим о сенсорно очевидных фактах (СОФ).
Важнейшим фактором, маскирующим отсутствие СОФ в высказывании, является уклонение в эмоции. Так эмоции могут подменять собою СОФ (субъективные переживания вместо сенсорно очевидных фактов). Особенно действенны негодование и жалость. Сами мы не местные. Приехали на лечение. Отстали от поезда. Деньги на билеты украли. Кругом одни негодяи. Как можно радоваться девятого мая, ведь погибло столько людей? Матерная речь резко усиливает эмоциональный фон, особенно негативный. Анекдот. Человек сходил на курсы «Жизнь без мата». Его спрашивают: «Ну как?» «Я раздосадован и взвинчен. Оставьте меня». Чрезмерная эмоциональность в подаче информации – показатель манипуляции, отхода от СОФ. С другой стороны, живым людям никто не может запретить чувствовать. С ещё одной стороны, необходимо отделять СОФ от личных переживаний, даже если вы раздосадованы. Об эмоциях подробнее – в главе Эмоция-4.