Советы по подбору персонала. Личный опыт и наблюдения. [Тема комиссионного магазина]

Итак хочу поделиться опытом подбора персонала, подбором которого я занимался на протяжении почти 3 лет. В основном я подбирал продавцов-консультантов, кассиров, менеджеров по закупке техники и контент менеджера.


Открывал магазин я со своими "знакомыми", которые трудились в другом филиале этой же компании. Они были студентами и немного разбирались в железе.


Итак, подбор продавца.

Допустим вы нашли нескольких людей через поисковые хантинг сайты. Чем больше людей к вам придет тем лучше. Будет из чего выбрать.

Само собеседование - с чего начать. Отбросьте все анкеты и прочие талмуды с вопросами наподобие родился, крестился, женился и так далее. При выборе продавца обращайте внимание только на самые важные факторы, без которых НЕЛЬЗЯ брать человека на работу.

Продавец - должен быть ЭКСТРАВЕРТОМ, как это?! Он должен быть открыт к общению, он рассказывает о себе все подряд, его не заткнешь. Это его качество номер раз! Если человек интроверт, он стесняется отвечать на вопросы, говорит тихо, комканно, теряется в словах - всё! Он вам не подойдет.

Почему это важно на старте вашего бизнеса? Потому что только общительный человек сможет войти в контакт с покупателем магазина и "уболтать" его на покупку. Отсюда качество номер два - человек понимает что значит быть продавцом и какова основная роль продавца. Ну загнул скажете вы мне, что мы идиоты и не понимаем этого?! Вы то понимаете наверняка, а вот люди которые пришли к вам не всегда это понимают.

Как выяснить что человек понимает роль продавца в магазине? Спросить его! Спросите соискателя - как он видит свою работу у вас, какие он будет выполнять функции, каков результат его общения с клиентом. Если человек говорит: ну мне нравится техника, разбираться в ней, показывать ее - то это вовсе не означает что ему нравится продавать технику. Это тонкий момент, который нужно учитывать! Знать технику и желание с ней возиться вовсе не одно и тоже что разбираться в технике и уметь ее продавать. Ко мне приходили на работу технари, которые знали платы, контроллеры, разъемы, тех.данные и могли собрать и разобрать любой девайс прямо на коленке но они не могли продавать их. Просто стеснялись предлагать, стеснялись быть настойчивыми, стеснялись "впаривать" в хорошем смысле слова. Ведь продажи - это настойчивость, умение отстоять свое мнение, умение в куче минусов товара увидеть и показать плюсы клиенту, это умение закрывать каждую сделку если не на продажу, то хотя бы на крутую демонстрацию.

Итого: если у вас есть сотрудник, знающий технику но не умеющий ее продавать - он не продавец. Он может консультант но не продавец. А идеал розницы -это и продавец и консультант, 2 в 1.


Сценарий продажи таков:

- знакомство с клиентом, и его потребностями (какая проблема привела клиента к вам)

- демонстрация товара и его функций (какую проблему позволит товар решить)

- озвучивание решения проблемы при покупке этого товара (показываем + от покупки)

- озвучивание условий приобретения и гарантии (вид расчета, сроки гарантии, нюансы)

- отработка возражений (убираем сомнения в диалоге, без навязывания и споров)

- сделка (проговариваем снова решение проблемы, спрашиваем доволен ли покупатель)


Механика общения:

- Никогда не оправдываем товар, не защищаем какой он, только нейтральное описание

- никогда не начинаем сделку с цены или условий приобретения

- всегда даём товар в руки клиенту, даём потестировать под вашим присмотром

- всегда комментируем - спрашиваем, всё ли нравится, какие ощущения

- никогда не употребляем в общении слова: хороший, плохой (товар,качество и т.д)

- меньше всего оперируем заводскими терминами (камера 13мп, память 2гига и т.д)

- не говорим про скидки просто так или в начале общения (только при сливе клиента)

- никогда не впариваем дисконт карты ДО покупки товара, никогда!!

- никогда не общайтесь вдвоём с одним клиентом (2 продавца и 1 клиент, только тет-а-тет)


PS: нюансов много и зависят они от многих факторов, я привел пример для розницы - где вы играете на повышение имиджа и доверия в глазах покупателей.


Вот почему продавец должен быть технически подкован в продаваемой сфере и с желанием общаться, не забывая о том что результат любого общения это ПРОДАЖА!! В крайнем - повышение авторитета магазина в глазах клиента. Потому как экспертное общение запоминается и клиент вернется к вам в любом случае.


Подытожим о продавце:

- умение и желание общаться

- базовые знания продаваемого товара

- удовольствие от процесса продажи  

- понимание результата своей работы


И еще пару вербальных вещей на собеседовании:

- в разговоре соискатель смотрит вам в глаза а не бегает ими (все кто бегает с глазами при рассказе о себе или вашем рассказе сливаются в первый месяц. Такие люди не уверены в себе, в условиях работы, в выбранной компании, у них нет желания.)

- речь должна быть четкая, без запинания, без "ну, э, вот, короче" или блатного сленга!!

- человек не нахваливает себя по поводу и без, часто это враньё

- от человека не пахнет потом и у него нет щетины как у бездомного

- у человека нет "зоновских" наколок, не тату а именно наколок


Часто люди работают не на своем месте и сами об этом не догадываются и ваша цель на собеседовании дать себе ответ - а будет ли ваш кандидат на своем месте работая у вас.


Друзья, задавайте ваши вопросы в комментах и читайте внимательнее. Это мой пройденный опыт и мои ошибки, критику - уважаю, критиканство - нет! Буду рад вашим конструктивным комментариям!

Бизнес

2.4K постов32.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.