Советник монгольских ханов

Советник монгольских ханов Монголы, Чингисхан, Китай, История, Империя, Война, Длиннопост

Известно, что для того, чтобы сохранить и преумножить завоеванные территории, Чингисхан ассимилировал их культурные и технологические обычаи, особенно если они превосходили его собственные. Все руководители назначались только на основе их способностей, а карьерный рост в армии основывался на способностях и доказуемых результатах.Чингисхан сознательно выбирал советников с самыми разными религиозными традициями. Одним из самых известных советников Чингисхана и государственных деятелей Монгольской империи является представитель племени киданей Елюй Чуцай (1189-1243). Неизвестно подлинное его имя, остались лишь прозвища: Елюй Чуцай («ученый Елюй (родовое имя правителей Ляо)»), или как звал его Чингисхан - Урт Сахалт («длинная борода»), или как звали его монголы – Чуу Мэргэн («мудрый Чуу»), свои поэтические произведения он подписывал как Чжань-жань цзюй-ши («отшельник Чжань-жань»).

Кидани — кочевые монгольские племена, в древности населявшие территорию современной Внутренней Монголии, Монголии и Маньчжурии. Академик В.В. Бартольд относил киданей к «тунгусскому происхождению с примесью некоторых монгольских элементов»

Ляо или по-монгольски Хятан — государство киданей, которое занимало просторы Северо-Восточного Китая с момента основания киданьской государственности племенным вождём Абаоцзи (Амбагай) в 907 году до мятежа чжурчжэней в 1125 году. Столицы — Шанцзин (верховная, ныне Хуэйнинфу), Ляоян (восточная), Датун (западная), Наньцзин (южная, в районе современного Пекина). Протянувшись от Японского моря до Восточного Туркестана, империя Ляо стала наиболее могущественной державой Восточной Азии. Это сказалось на том, что историческое название Китая в славянской и западной (Cathay) традициях восходит именно к этнониму «кидани».

Однако потом кидани проиграли своим соседям – чжурчженям (предкам маньчжур), и те сменили их в гегемонии над северным Китаем. Род правителей Елюй утратил свой привилегированный статус, и Елюи  стали чиновниками на службе чжурчженьской Золотой империи – Цзинь.

В 1212 году, после вхождения войск Чингисхана на территорию империи Цзинь, кидане присоединились к монголам.

Отец Елюй Чуцая - Елюй Люй, потомок основателя Ляо Елюя Амбагая (Абаоцзи), будучи чиновником и учёным, занимал при дворе цзиньских императоров высокие посты (замминистра в госдепартаменте). Матерью будущего административного гения была третья жена Елюй Люя китаянка Ши, дочь известного ученого Ян Таня. Она состояла наставницей при дворе Цзинь и дала сыну хорошее образование.

Когда Чингисхан первый раз увидел наследника прежней киданьской династии Елюй-Чуцая (1189–1243) весной 1218 года, он был поражен: его высокий рост, длинная борода и зычный голос очень понравились монгольскому завоевателю.

Чингисхан, старавшийся использовать вражду киданей и китайцев с чжурчженями, не случайно обратил внимание на родственника императоров Ляо. Однако Елюй Чуцай был по воспитанию китайским чиновником-конфуцианцем и на слова Чингисхана «Цзинь и Ляо — извечные враги. Мы отомстили им за тебя!» ответил: «Мои отец и дед, дав клятву в верности, служили им. Разве можно враждовать с государями, будучи их подданными?!» Тем не менее, хан оценил такой ответ и оставил Елюй Чуцая при себе. Тот стал известен среди монголов как Урту сахал («Длинная борода») и стал выдающимся государственным деятелем Монгольской империи. Помимо политической деятельности, Елюй Чуцай известен как ученый, врач, поэт, музыкант, историк, философ, буддист и конфуцианец.

Елюй Чуцай консультировал Чингисхана, основываясь на наблюдениях за светилами, помогал выбирать время и место закладки столицы – Каракорума, начала и окончания военных кампаний, составлял монгольский календарь, писал и переводил книги, чертил карты, открывал школы и академии (истории, медицины, астрологии), оставил после себя множество рукописных творений по истории, астрологии, медицине и земледелию.


Джон Мэн охарактеризовал его так: «Дело его всей жизни – помочь Небесам, остановившим свой выбор на данном правителе, преобразовать варварство и невежество в добродетель и мудрость».

Елюй Чуцай наставлял государя: «Хотя мы империю получили, сидя на лошади, но управлять ею, сидя на лошади, невозможно» Н.Я. Бичурин констатирует: «Елюй Чуцай имел высочайшее дарование и далеко превосходил прочих… В распоряжениях правительства можно приметить две или три десятых доли его трудов; и если бы не было тогда Елюй Чуцая, то неизвестно, что бы последовало с родом человеческим». Надо помнить, что Чингисхан и Угедэй серьезно задумывались о том, чтобы полностью истребить китайцев и заступничество Елюй Чуцая помогло изменить их планы.

Советник монгольских ханов Монголы, Чингисхан, Китай, История, Империя, Война, Длиннопост

К числу выдающихся новаторских идей Елюй Чуцая принадлежат:

– впервые в мире ввёл в торговый оборот бумажные деньги: «Во второй месяц (1236 г.) монголы в первый раз ввели ассигнации, названные Цзяо-чао». По представлению Елюй Чуцая, их выпущено на 10 тысяч малых слитков (на 50 тысяч унций серебра)

– разработал и внедрил в государственном масштабе подати и пошлины: сколько собирать с крестьян в зависимости от качества и количества обрабатываемых земель;

– произвёл перепись населения, по которой оказалось 1 040 000 семейств или домов (включая империю Цзинь);

– утвердил порядок развоза государственных указов по всей Империи (почтовая служба);

– широко и повсеместно привлекал к государственной службе грамотных и умных граждан;

– организовал школы для сыновей китайских и монгольских чиновников;

– учреждено Историческое общество.

В 1231 году Елюй Чуцай создал и возглавил высший гражданский административный орган - чжуншушэн («дворцовый секретариат»), которому подчинялись 6 ведомств (чинов, налогов, ритуалов, судебное, общественных работ и военное). В провинциях были учреждены местные секретариаты (син-чжуншушэн). В 1237 году Елюй Чуцай добился согласия на привлечение к службе 4030 китайских сановников и восстановил экзаменационную систему для отбора на чиновничьи должности.

Так благодаря привлечению к управлению Елюй Чуцая и других учёных монголы превратились из грабителей в правителей.


При Угедэе, сыне Чингисхана, китаец фактически управлял империей, и ему удалось отобрать у монгольских военачальников прерогативу наложения наказаний, назначения судей и сбора налогов на нужды казначейства. Его сообразительность и невозмутимое мужество нравились завоевателям-язычникам, а он знал, как на них влиять. Угедэй злоупотреблял вином, а у Елюй Чуцая был резон желать, чтобы он жил как можно дольше. Возражения никак не действовали на хана, и китаец принес ему железную вазу, в которой некоторое время хранилось вино. От вина края сосуда заржавели.

«Если вино, – сказал он, – так разъело железо, суди сам, что оно сделало с твоим кишечником».

Угедэй был потрясен этой наглядной демонстрацией и стал меньше пить, но все же пьянство стало истинной причиной его смерти.

Во 2-й половине 1230-х годов раздача Угедэем под давлением монгольской знати значительной части территории и населения Северного Китая в уделы (фэнь да) своим родичам и военной верхушке фактически подорвала систему управления, созданную Елюем Чуцаем.

Вдовствующая регентша Турачина (Дорэгэне), не найдя поддержки у Чуцая в передаче престола ее сыну Гуюку (в нарушение завещания Угэдэя в пользу внука Ширамуна), передала бразды правления в госдепартаменте своему ставленнику - бухарскому купцу Абдурахману (он помогал ей покупать голоса членов Золотого рода на курултае).


Полагая, что он накопил огромные богатства за свою жизнь на службе у ханов, некоторые монгольские военачальники обыскали его резиденцию. Они не нашли никаких других сокровищ, кроме  коллекции музыкальных инструментов, рукописей, карт, дощечек и камней, с вырезанными на них какими-то надписями.Отставка, несправедливые обвинения, душевные страдания за державу, а также смерть второй жены Цишуй (мать и первая жена Лян погибли в Китае еще в 1232 г. во время штурма монголами южной столицы империи Цзинь), подорвали здоровье канцлера. 9 (2) июня 1243 г. он умер в Каракоруме. Весьма вероятно, что он был отравлен ханшей Турачиной, часто использовавшей яды в политической борьбе.

В 1261 г. прах Елюй Чуцая был перезахоронен его младшим сыном Елюй Чжу (вице-канцлером хана Хубилая) на горе долголетия в парке при императорском дворце в Ханбалыке (Пекин).

В честь канцлера там был построен храм, в котором стояли мраморные статуи его и жены.

В 1751 г. по повелению императора Китая Цянь Луня (завоевавшего Джунгарию и Кашгарию)  на его могиле сооружен новый храм и поставлен каменный памятник с надписью.

Англичанин Джон Мэн даёт перевод этой надписи: «Хотя мы родились в разных династиях, я уважаю его за ясность перед своим императором. Я сам император, надеюсь, мои министры берут с него пример».  Несмотря на разрушение в 1860 году англо-французскими войсками Старого Летнего дворца (Юаньминъюань), этот памятник сохранился по сей день.

Лига историков

13.5K постов50.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения