22

Совершено нападение на военную базу Турции в Сирии

Турецкая военная база в Сирии подверглась атаке, 11 октября сообщает источник ИА Красная Весна в Сирии.

Нападение было совершено на военную базу на юге города Аазаз в провинции Алеппо. Атаковали базу солдаты Сирийских демократических сил (СДС).

В свою очередь, в районе Ад-Дарбасия в провинции Хасака турецкие войска нанесли удар по штабу СДС. Погиб официальный представитель СДС Джейфан Ибрахим Джифо.

Также турецкими военными был взят город Рас Аль-Айн на севере Ракки.

Напомним, 9 октября Турция начала операцию «Источник мира» в Сирии, начав зачистку северо-востока Сирии от курдских формирований. Войска курдов были названы президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом террористами.

В этот же день стало известно, что от действий Турции в Сирии погибло пятеро мирных жителей, при этом десятки мирных жителей пострадали.

Отметим, что курдские отряды народной самообороны, против которых Анкара начала боевые действия, входят в состав Демократических сил Сирии, вооруженного объединения, цель которого — борьба с «Исламским государством» (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

Источник

Дубликаты не найдены

+1

Турецкая база? В Сирии? Турецкая? Курды террористы воют с ИГИЛ, а кто тогда ИГИЛ? И почему курды воют на стороне оф.правительства. И как оф.правительство допутило турков, которые воюет с ним. Что за мыльная опера

+1

Мы все хотим мира! И зарежем любого, кто посмеет нам перечить. )

+1
Кровавая война за источник мира.
0

последний абзац просто пушка

0

Турки никогда мне не были друзьями!Да?

0
Очень похоже на нападение поляков на радиостанцию в 39-ом...
0
Да и хер с ним
0

и что?

в смысле, за кого болеть? я уже запутался, Эрдоган друг или хитрый враг? а курды?
раскрыть ветку 7
+1

У туркишей свои счёты с курдами, вот и всё, курдов поддерживают пиндосы, а турция фактически с пиндосами в одном альянсе, но это не мешает им всех слать нах. Еще курды претендуют на свое государство на территории турции и сирии.

0

ставь на красное шансы 50\50

.

там очередной танкер ракетами обстреляли ..и нет виноватых

-1

Эрдоган друг курдским врагам Хамаса, который финансирует Игил, но свояк у Эрдогана заправляет элитной коптильней под Раккой, так что имеет свой интерес.

Так что лучше болей за Локомотив.

раскрыть ветку 4
0

А локомотив это кто, Сирия?

раскрыть ветку 3
-2
А ещё город АЗАЗАЗАЗАЗАЗАЗ!!!!!!111 Я ебанутый
раскрыть ветку 1
-1

@moderator, оскорбление пользователя

Похожие посты
171

Первая воздушная война Европы

Автор: Павел Заикин.

Предупреждение @Cat.Cat: автор не гнушается использовать луркояз и довольно вольным языком описывает события. Материал интересный. Читать на свой страх и риск.

Балканы издавна именуют "пороховой бочкой Европы". Потому неудивительно, что там порой происходит всякая дичь. Лётчики-пешеходы и их никуда не годные самолёты в другой стране. Воздушное снабжение города, осаждаемого своими же войсками. ВВС, состоящие из одного аэроплана. Всё это - реалии Первой Балканской войны... А ведь до того Европа не знала войны в воздухе!


К началу Первой Балканской три тамошних страны имели какие-никакие национальные ВВС – Турция, Болгария, и Греция. Причём лидерами были, как ни странно, подданные царя Фердинанда.


Ещё до Первой Русской революции семь болгар проходили стажировку в питерском Учебном воздухоплавательном парке. В 1906 году они вошли во вновь организованное «баллонное отделение», ради которого правительство расщедрилось на покупку во Франции аэростата. Через пару лет из российских материалов был построен второй, уже своими болгарскими силами. Ну а к 1912 году бедросовичи разжились целым одним летабельным аэропланом. Это был моноплан «Блерио», одноместный разведчик, способный развивать запредельную по тем временам скорость – 56 миль в час, т.е. около 90 км/ч.

Первая воздушная война Европы Cat_cat, Война, Турция, Болгария, Греция, Авиация, Длиннопост

«Блерио-XI» считался одним из лучших аэропланов своего времени, но был очень чувствителен к боковому ветру при взлёте и посадке.


Однако, едва черногорцы (а они-то тут при чём?) пересекли турецкую границу, Фердинанд кинул клич, и под болгарский триколор потянулись десятки добровольцев, в первую очередь из России. Первый отряд русских авиаторов-добровольцев имел наличного состава 10 человек, двое из которых ранее даже поднимались в воздух, а из пяти имевшихся у них аэропланов не мог летать только один – весьма солидные силы на тот момент!

Первая воздушная война Европы Cat_cat, Война, Турция, Болгария, Греция, Авиация, Длиннопост

Болгарский царь Фердинанд с супругой. Оба немцы.


Греки пошли другим путём. Ещё в 1911 году правительство поручило формирование своих ВВС французским профессионалам. Спецы фирм «Фарман» и «Ньюпор» (лидеры мирового авиапрома на тот момент) за малый прайс быстренько натаскали своих подопечных, и уже 8 февраля 1912 года первый греческий авиатор прокатил с ветерком премьер-министра, умудрившись вернуть его землю целым и невредимым.


Хитроумные эллины тут же решили организовать у себя морскую авиацию, для чего поставили несколько «Фарманов» и «Блерио» на поплавки. Несмотря на то, что самые неудачливые и криворукие тут же начали биться, к началу октября было объявлено, что Первая Рота лётчиков в составе четырёх пилотов, десятка механиков и, по разным данным, от одного до четырёх аэропланов, вполне себе боеготова.

Первая воздушная война Европы Cat_cat, Война, Турция, Болгария, Греция, Авиация, Длиннопост

Примерно так и выглядели первые гидропланы. На снимке — поплавковый "Анри Фарман 14»


А что же турки?


Эти ребята к началу войны против кяфиров, хотя и заявляли о наличии собственной авиации, не имели ни одного лётчика. Впрочем, они пытались. Едва полыхнуло, всех курсантов, обучавшихся за рубежом, призвали под бунчук и направили в Салоники, где ещё только предстояло построить полноценный аэродром.


Интересный факт. В 1911 году Стамбул посетил «покоритель Ла Манша» Лую Блерио — авиатор, инженер и предприниматель. Его полёты произвели такое впечатление на турок, что будущих пилотов они отправляли учиться исключительно во Францию.


Считается, что первыми воздушными разведчиками той войны были аэронавты, т.е. наблюдатели на воздушных шарах. Это не совсем так, ибо разведывательные полёты греческие лётчики начали ещё до начала активных боевых действий. Уже 5 и 6 октября лейтенант Камперос наносит визиты вежливости в расположения турецких приграничных частей, причём на второй день полётов – с «подарками» в виде ручных гранат. Нервы не подвели османов, и аэроплан Кампероса был после этого поставлен на ремонт, т.к. летать с десятком пробоин в нежных перкалевых плоскостях – смерти подобно.


Не то, чтобы турки были такими элитными зенитчиками. Просто, завидев вальяжно проплывающего «икара» (а максимальная скорость ранних модификаций аэроплана «Анри Фарман VII» не превышала 85 км/ч) на высоте в сотню сажен, они начинали лупить по нему из всего, что могло стрелять. При таком раскладе статистика важнее баллистики.


Другие пилоты поддержали почин. В результате, к 11 октября, когда Камперос снова поднял свою машину в воздух, остальные греческие аэропланы для полётов не годились.


Интересный факт. Турки были первыми, кто на своей шкуре познал страх и ненависть подвергнутых воздушной бомбардировке. 1 ноября 1911 года итальянский мл. лейтенант Джулио Кавотти сбросил 4 ручные гранаты на турецкие позиции в двух африканских оазисах. До того никто ничего подобного не делал.


Болгары в первые дни боевых действий могли взлететь исключительно при помощи взрывной волны от турецкого снаряда. Погода была нелётной, и лишь 15 октября на рабочую высоту выплыл аэростат «София-1». Сложно сказать, на что надеялся его экипаж. Имея из оптики только пару слабеньких биноклей и вооружившись единственной паршивой камерой, реквизированной в каком-то фотоателье, добыть ценные сведения о расположении и передвижениях противника – задача нетривиальная.

Первая воздушная война Европы Cat_cat, Война, Турция, Болгария, Греция, Авиация, Длиннопост

Воздушный шар «София-1». По этому кадру можно судить о мастерстве болгарских фотографов, «приписанных» к аэростатам.


Видимость была настолько плохой, что турки открыли огонь по наблюдателям лишь на следующий день. По баллону не попали, а вот наземных смс-джанов таки проредили. Да-да, связь с землёй болгарские аэронавты поддерживали при помощи матюков и записок, привязанных к камням, которые разносились курьерами по штабам. И никаких этих ваших телефонов.


Авиаторы оказались более удачливыми. Уже 16 октября распогодилось, и поручик Милков провёл разведку турецких артиллерийских позиций. Высота в 400 метров оказалась недосягаемой для допотопных винтовок «снайдер» и «пибоди», которыми были вооружены турки. Однако такой «мирный» исход был скорее исключением, и из следующих вылетов братушки редко возвращались без пробоин. Уже 19 числа огнём с земли сбит в своём первом боевом вылете поручик Топракчиев.

Первая воздушная война Европы Cat_cat, Война, Турция, Болгария, Греция, Авиация, Длиннопост

Лётчики Первого авиаотряда Болгарии на фоне аэроплана «Альбатрос» германской постройки. За штурвалом — командир отряда Радул Милков. 16 ноября 1912 г.


Чем же занимались в это время соколы султана? Неужели же на сухую топтали землю Македонии в ожидании ремув-кебаб?


Не совсем так.


Незадолго до начала войны турки купили во Франции пару аэропланов. И так уж вышло, что кривые руки турецких механиков не позволили в полной мере использовать их положительные качества (хотя бы — саму возможность отрываться от земли). Ещё несколько машин, заказанных уже после начала боевых действий, «застряли» в дороге. До самой сдачи Салоник грекам турецкие авиаторы в основном занимались тем, что курили кальяны по кофейням и тискали бачей. Когда же бойцы принца Константина к ним постучали, они внезапно спохватились и в чём были – в том и уплыли в Стамбул. Лишь только один наблюдатель сдался в плен. Говорят, что его настоящее имя было не Абдулла, а Авдий, и обрезан он был ещё до перехода в ислам… Поди знай.

Первая воздушная война Европы Cat_cat, Война, Турция, Болгария, Греция, Авиация, Длиннопост

Аэроплан «Депердюссен». Турки заказали во Франции две машины этой марки.


Интересный факт. Бачи — несовершеннолетние юноши, вовлечённые в индустрию «бачебазства» — подростковой проституции. Ещё относительно недавно это явление было широко распространено в мусульманских странах.


После освобождения Салоник греки стали перебрасывать войска на Эпирский фронт. Здесь, на аэродроме Превеза были сосредоточены главные силы греческих ВВС – один старый и три свежесобранных «фармана». Они внесли значительный вклад в освобождение Янины, столицы Эпира. Эти аэропланы, количество которых вскоре было доведено до шести, стали «глазами» греческой армии в боях против противника, имевшего первоначально значительный численный перевес.


Но авиаторы выступали не только в роли разведчиков. Осуществлялись бомбовые налёты на турецкие позиции, разбрасывались листовки. Наконец, была налажена доставка по воздуху прессы, медикаментов и, в отдельных случаях, даже продовольствия для жителей! Это первый в истории опыт снабжения осаждённого города при помощи авиации. Вы скажете: «Но ведь они же его и осаждали…»


Ну вот как-то так.


Эффектную точку в операции по освобождению эпирской столицы поставил пилот Адамидис. Будучи местным, он отлично знал здесь каждую кочку. 6 марта 1913 года ему удалось посадить свой «Фарман» прямо в центре города ещё до того, как турецкий командующий Эсат-паша капитулировал.

Первая воздушная война Европы Cat_cat, Война, Турция, Болгария, Греция, Авиация, Длиннопост

Почтовая карточка с портретом Адамидиса и изображением его аэроплана.


Это был не единственный громкий успех греческих лётчиков. На рассвете 24 января с акватории острова Мудрос поднялся гидроплан, известный под личным именем «Наутилус». Спустя два с половиной часа он вернулся, и мичман Аристидис вручил командующему греческим флотом кроки расположения вражеской эскадры. Лейтенант Мутусис, пилотировавший машину в этом сложном рейде, доложил, что бросил четыре гранаты, которые разорвались на расстоянии в один кабельтов от турецкого флагмана. Так впервые в мире была произведена разведка над морем.


Интересный факт. Задолго до Первой Балканской в разных странах отрабатывались приёмы атаки кораблей при помощи аэропланов. Тем не менее, первыми, кому удалось-таки попасть бомбой в корабль противника, были пилот Попкрыстев и наблюдатель Сабели. 26 января 1913, через два дня после знакового полёта «Наутилуса», они смогли поразить турецкий броненосец «Хайреддин Барбароса». Правда, корабль не получил каких-либо значимых повреждений.


Вернёмся же к нашим болгарам. В их рядах можно во множестве заметить не слишком-то характерные для южных славян фамилии: Коровкин, Тарасов, Колчин… Всё это – добровольцы и наёмники, во множестве явившиеся на помощь «братушкам». И болгары их радушно принимали. Тем более, что русские лётчики частенько прибывали с собственными аэропланами! А ведь были ещё англичане, французы, немцы… Впрочем, немцы – это, скорее, у турок. И – да, в этом случае правильно говорить именно о наёмниках.


В чём разница? Наёмник требует регулярного жЫрного вознаграждения, доброволец же может пользоваться обычным офицерским или даже солдатским довольствием, а то и вовсе какое-то время кормиться за свой счёт. Наёмник может взять и перелететь к тому, кто больше платит (такие случаи в ходе Первой Балканской бывали), а доброволец таки идейный. Ну и наёмник – это профессионал, а доброволец – как получится.

Первая воздушная война Европы Cat_cat, Война, Турция, Болгария, Греция, Авиация, Длиннопост

Аэроплан «Анри Фарман 7» и его экипаж. Наблюдатель сидит за спиной пилота верхом на бензобаке и постепенно седеет, ожидая вылета — он-то ничем не пристёгнут.


В общем, к концу войны болгары располагали более чем тремя десятками аэропланов. Однако действительно «болгарскими» были лишь шесть из них.


Все русские лётчики-добровольцы по окончании войны были награждены медалями «За военные заслуги» разных степеней. И таки было за что! В первом в истории групповом авианалёте, когда бомбардировке была подвергнута станция Караагач, участвовал русский пилот Николай Костин на своём «Фармане». Второе авиационное отделение, наполовину состоящее из русских, вообще оказывается самым эффективным в болгарской авиации и выполняет задания непосредственно Главного штаба. Каждый шестой боевой вылет болгарских аэропланов был совершён пилотом из России.


Интересный факт. Николай Костин, участник первого группового авианалёта, во время одного из последующих вылетов заблудился и попал в плен. Вскоре мировая дипломатия обогатилась практикой освобождения «нейтральных» лётчиков.

Первая воздушная война Европы Cat_cat, Война, Турция, Болгария, Греция, Авиация, Длиннопост

Русский авиатор Николай Костин в приятной компании.


Уже в ходе войны формируется единственный сербский авиаотряд. Среди его «основоположников» числятся лётчик-доброволец Александр Агафонов и механик Владимир Савельев (впоследствии – авиаконструктор). Они в самом начале войны перегнали в Белград купленный специально для сербской армии биплан «Дукс». Именно им достались турецкие аэропланы, так и не попавшие в Салоники. Правда, толку от этих слабосильных неустойчивых машин было немного.

Первая воздушная война Европы Cat_cat, Война, Турция, Болгария, Греция, Авиация, Длиннопост

А.Агафонов и В.Савельев возле захваченного сербами турецкого аэроплана французской постройки.


Кроме того, к отряду был прикомандирован и Александр Васильев, шеф-пилот начальника Генштаба Сербии Радомира Путника. Будучи выпускником школы Блерио, Васильев незадолго до того установил несколько авиационных рекордов, как российских, так и международных. Он также получил приз за то, что на одном из авиационных фестивалей удачно попал макетом бомбы в силуэт корабля, изображённый на лётном поле. Серьёзное достижение по тем временам! Правда, нанести бомбовый удар по реальному кораблю ему так и не пришлось.


После окончания войны русские пилоты и механики, бряцая медальками, укатили по домам. Поэтому, когда грянула Вторая Балканская, успехи болгарской авиации были куда скромнее. А потом пришла Мировая война, в которой болгары выступили в качестве врагов России. Но это уже совсем другая история…

Первая воздушная война Европы Cat_cat, Война, Турция, Болгария, Греция, Авиация, Длиннопост

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_13038

Автор: Павел Заикин.

Живой список постов, разбитый по эпохам


А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс Деньги: 410016237363870

Сбер: 4274 3200 5285 2137

Тут можно почитать подробнее

При переводе делайте пометку "С Пикабу от ...", чтобы мы понимали, на что перевод. Спасибо!

Показать полностью 10
41

Армяне с турками подрались во Франции

Представители армянской диаспоры решили провести акцию в поддержку Армении в нагорно-карабахском конфликте. Туда же пришли представители турецкой диаспоры. Слово за слово и в ход пошли кулаки

via

145

Эрдоган обвинил Россию в нападении на учебный лагерь оппозиции в Сирии

Эрдоган обвинил Россию в нападении на учебный лагерь оппозиции в Сирии Турция, Реджеп Эрдоган, Сирия, Вкс, Россия, Лагерь, Учеба, Политика

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил Россию в нападении на учебный лагерь сирийской оппозиции в провинции Идлиб. Его слова в среду, 28 октября, приводит РИА Новости.

По словам турецкого лидера, подобные действия российской стороны свидетельствуют о нежелании Москвы сохранять «устойчивый мир и спокойствие» в регионе.

Как отмечается, на самом деле речь идет об ударе по лагерю подготовки террористов в сирийской провинции Идлиб, который Воздушно-космические силы (ВКС) России нанесли 26 октября. Сообщалось, что целью атаки стал тренировочный лагерь протурецкой группировки «Фейлак аш-Шам» близ города Харема примерно в девяти километрах от границы с Турцией. По данным Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека (SOHR), в результате авиаударов были уничтожены как минимум 78 боевиков, еще около 90 были ранены.

При этом ряд СМИ, в том числе газета The New York Times, заявили, что жертвами атаки российских ВКС также стали десятки мирных жителей. Постпред Германии при ООН Кристоф Хойсген отметил, что, если сообщения о причастности Москвы окажутся правдой, это станет «еще одним нарушением международного права». В ответ постпред России при ООН Василий Небензя обвинил подобные издания в публикации фейков и посоветовал своим коллегам их не читать.

https://lenta.ru/news/2020/10/28/lager/

140

Новый удар российских ВКС в Сирии уничтожил 78 поддерживаемых Турцией боевиков

Воздушно-космические силы (ВКС) России нанесли удар по лагерю подготовки террористов в сирийской провинции Идлиб. Об этом в понедельник, 26 октября, сообщает Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека (SOHR).


Атаке подвергся тренировочный лагерь протурецкой группировки «Фейлак аш-Шам», который располагался близ города Харема примерно в девяти километрах от границы с Турцией. По данным организации, в результате авиаударов были уничтожены как минимум 78 боевиков, еще около 90 были ранены.


При этом число ликвидированных джихадистов может вырасти, поскольку многие раненые находятся в тяжелом состоянии. Кроме того, некоторые тела могут до сих пор находиться под завалами.


Как уточнил Telegram-канал «Военный обозреватель», российские ВКС нанесли свой удар в момент, когда террористы отрабатывали построение.


Ранее в октябре ВКС России уже неоднократно атаковали позиции боевиков в Сирии. 20 октября боевые самолеты нанесли удары по объектам террористов в районе Джебель аз-Завия на юге Идлиба, а 15 октября — по тренировочному лагерю в районе сирийского населенного пункта Джиср-эш-Шугур.


Отсюда: https://lenta.ru/news/2020/10/26/idlib/

97

Иран включился в борьбу за Южный Кавказ

Иран включился в борьбу за Южный Кавказ Иран, Россия, Политика, Армения, Азербайджан, Война, Турция, Кавказ, Длиннопост

Политическое противостояние вокруг войны в Карабахе приняло неожиданный оборот: со словами поддержки в адрес Азербайджана выступил Иран. Прежде в Тегеране поддерживали армян и неприязненно относились к Баку. Но теперь режим аятолл мыслит себя как новая шиитская империя, что неизбежно влечет за собой борьбу за Южный Кавказ с Россией и Турцией.
«Армения должна вернуть Азербайджану территорию Нагорного Карабаха». В этих словах Али Велаяти, советника по международным делам высшего руководителя Ирана (рахбара), нет ничего необычного только на первый взгляд.

Да, персы и азербайджанцы – шииты, при этом в Иране проживают миллионы азербайджанцев, один из которых – тот самый рахбар, духовный лидер Исламской республики Али Хаменеи. Всего этого вроде бы достаточно, чтобы поддержать соседа, но в том-то и дело, что прежде в Иране симпатизировали армянам, а в рамках текущего конфликта до его территории периодически долетают шальные азербайджанские снаряды.

Более того, существует подозрение, что смертельный враг Исламской Республики Израиль вооружает Азербайджан не против Армении, а против самого Ирана. Там знают, что в Баку с подозрением относятся к режиму аятолл, воспринимая его как источник экстремистских настроений.
Словом, чтобы Иран встал на азербайджанскую сторону, должно было произойти что-то значительное. Например, значительный рост имперских настроений среди иранской элиты, и без погружения в историю сразу трех империй в этом не разобраться.

Азадистан и другие

Территория современного Азербайджана долгие годы была одним из яблок раздора как раз таки для трех империй – Российской, Османской и Персидской, но последняя фактически вышла из борьбы после пятой по счету войны с русскими. В 1828 году при деятельном участии классика отечественной литературы Александра Грибоедова был подписан Туркманчайский договор, по которому Петербургу достались территории современной Армении, а земли азербайджанцев были разделены между двумя державами.

Сейчас азербайджанцев в Иране вдвое больше, чем в самом Азербайджане – до 20 миллионов человек, то есть до четверти населения Исламской Республики. В четырех ее северных провинциях они по-прежнему составляют большинство.
Граница, проведенная эдак «по живому», не могла не спровоцировать ирреденты – движения за воссоединение. Со своей стороны персы эту ирреденту подстегивали, поскольку относились к азербайджанцам как к подданным второго сорта из-за их культурной и языковой инаковости.
Полыхнуло тогда же, когда и во всей Европе – в Первую мировую войну. Пока Российская и Османская империя вели бои за Азербайджан, на севере персидской державы набирал силу тюркский сепаратизм. Сил не хватило – государство Азадистан просуществовало всего три месяца, после чего шах, избавившись от угрозы со стороны Советов и жестоко покарав мятежников, решил сплавить персов, азербайджанцев, курдов и прочих в единую иранскую нацию. На практике это вылилось в искоренение азербайджанского языка везде, куда доставали немногочисленные тогда чиновники.

Возможно, со временем репрессивные практики увенчались бы успехом, но в 1945 году СССР высадил на севере Ирана десант из советской азербайджанской интеллигенции, которая стала возвращать население к культурно-языковым основам.
Советские войска в регионе появились за четыре года до этого вместе с союзными им британскими. Шах Пехлеви провозгласил нейтралитет во Второй мировой войне, но при этом вел дела с Гитлером и во многом ему симпатизировал. После нападения Германии на СССР и создания антигитлеровской коалиции исходящие из этого риски сочли неприемлемыми – союзникам был нужен контроль за Северным Ираном для обеспечения Советского Союза нефтью и по линии ленд-лиза (в итоге через иранский коридор прошла треть от общего объема западной помощи).

Сталин приказал отступать

В ходе советско-британской операции «Согласие» часть Ирана была оккупирована, что впоследствии создало условия для объединения всех азербайджанцев в границах СССР. По прямому приказу Сталина на севере персидского государства была провозглашена Демократическая Республика Азербайджан – ее-то и окормляли советские специалисты, пока советские военнослужащие охраняли это коммунистическое гособразование от персов.

Плану помешало сопротивление американцев, британцев и французов. Это был один из первых серьезных конфликтов между ними и Сталиным, положивший начало холодной войне. После достаточно короткой дипломатической схватки советский генералиссимус уступил – войска из Ирана вывели, азербайджанскую интеллигенцию эвакуировали, а многих из тех, кто остался, репрессировал шах. Борьбой с одной лишь азербайджанской национальной идеей он при этом не ограничился и принялся за «обиранивание» тюркского меньшинства с удвоенной энергией.

Неудивительно, что впоследствии азербайджанцы почти единодушно поддержали Исламскую революцию и приняли в ней самое активное участие благодаря великому аятолле Мохаммаду Шариатмадари – сподвижнику Хомейни и азербайджанцу по происхождению. Сам он рассчитывал, что новая власть предоставит азербайджанцам культурную автономию, но этого не произошло: рахбар продолжил политику шаха по централизации страны, кроваво подавив восстания разочарованных меньшинств, в первую очередь курдов и белуджи.

Азербайджанцы тоже пытались протестовать – и тоже были биты. Опасаясь больших жертв, Шариатмадари призвал их к смирению, что, наряду со статусом великого аятоллы, спасло ему жизнь – впоследствии он умер как пленник в собственном доме, а национальное движение иранских тюрок стало угасать. Не решившись на федерализацию страны и осознавая сепаратистскую угрозу, новые власти, тем не менее, приветствовали допуск национальных меньшинств к «социальным лифтам» и вернули им большинство культурно-языковых прав, включая прессу на родном языке.

В 1981 году премьер-министром Ирана стал азербайджанец Мир-Хосейн Мусави, пробывший на этом посту восемь лет. Его отставке предшествовала смерть Хомейни и провозглашение нового высшего руководителя – Али Хаменеи, еще одного этнического азербайджанца. Ситуацию можно сравнить с избранием чернокожего Обамы президентом США. Как известно, расизм в Америке от этого не исчез, то же можно сказать и про Иран – пренебрежительное отношение к тем азербайджанцам, которые предпочитают свой язык и культуру персидским, в стране осталось.

Пятнадцать и пять лет назад в Исламской Республике вспыхнули массовые протесты азербайджанцев. Поводом к ним послужили хамские выходки строго подцензурных властям СМИ. В одном случае карикатурист сравнил азербайджанцев с тараканами, имея в виду «мусорный» статус их языка.
Другой скандал вызвал комедийный скетч, в котором семья азербайджанцев перепутала зубные щетки с туалетными ершиками.
Оба восстания не обошлись без жертв и репрессий, но хамов-провокаторов власти наказывали не менее жестко, чем митингующих.

Стоит признать, что в ходе тех событий сепаратистские призывы практически не звучали – была обида, но не было политического вызова. Что, впрочем, не означает, что подобных настроений в Иранском Азербайджане нет совсем, благо их есть кому раздувать.
Вашингтон явно рассматривает азербайджанцев как возможную «пятую колонну» и источник внутренней нестабильности в Иране. Ранее Госдеп неоднократно критиковал Тегеран за ущемление прав азербайджанцев, а лидер сепаратистского Движения национального пробуждения Южного Азербайджана Махмудали Чехраганлы бежал от властей не куда-нибудь, а именно в США.

Шиитам тоже нужна империя

В общем, несмотря на происхождение рахбара, у иранцев нет политических причин симпатизировать Азербайджану, напротив, есть весомые резоны этого не делать, что и проявилось в период первой войны за Нагорный Карабах.

Сперва Тегеран действительно попытался втянуть постсоветский Азербайджан в свою зону влияния и поощрял культурный обмен с ним, но быстро испугался и заморозил почти все программы по сотрудничеству. Из-за длительного пребывания в составе СССР азербайджанцы казались аятоллам слишком светскими и свободомыслящими – они могли «развратить» иранских соплеменников.

Кстати, многие иранские азербайджанцы с этим согласны. В их отношении к северным соседям прослеживается брезгливая снисходительность как к заблудшим, недостаточно духовным и культурно обогащенным личностям.
Еще более значимой угрозой казался массовый патриотический подъем в Азербайджане из-за борьбы за Карабах – он мог перекинуться на север Ирана и распалить национальную гордость местного населения. В итоге после некоторых колебаний Тегеран поддержал Армению и закрыл въезд для азербайджанских беженцев.

Но теперь в настроениях аятолл что-то изменилось. Что именно?
Советник рахбара по международным делам – это значительная должность. Али Велаяти не стал бы говорить того, чего не согласовал с высшим руководителем. Но обратить внимание нужно на другое: не остановившись на поддержке территориальной целостности соседа, Велаяти упрекнул Анкару за разжигание военного конфликта и предложил помощь Тегерана как миротворца и посредника.
Это как будто отсылает к тем временам, когда Персидская и Османская империя боролись друг с другом за Баку. Турецкого лидера Реджепа Эрдогана действительно считают главным закоперщиком новой войны на Южном Кавказе, но за ее счет он решает в основном внутриполитические проблемы.

Иран же в данной ситуации может мыслить шире и исходить из взятой на себя миссии лидера и защитника всего шиитского мира. Азербайджан однозначно воспринимается им как часть оного, а Эрдоган этому миру – враг, что наглядно проявилось в Сирии, где иранцам, в отличие от турок, удалось достигнуть значительных успехов, усилить влияние и распалить амбиции.

Только ленивый не назвал текущую войну за Карабах свидетельством попыток воссоздания новой Османской империи. Она же может пробудить еще одну державу из прошлого – Персидскую, уже закаленную дипломатическим и военным противостоянием с турками в САР. Пока что в Тегеране призывают к миру, но сторону в конфликте там все-таки сменили, что свидетельствует о переосознании персами себя как чего-то большого и амбициозного – настолько, чтобы отныне не бояться азербайджанского сепаратизма и активно включаться в борьбу за Южный Кавказ, основательно позабытую за 150 лет.
Линь

Показать полностью
284

Эрдоган призвал Азербайджан продолжить наступление

Эрдоган призвал Азербайджан продолжить наступление Политика, Новости, Армения, Азербайджан, Турция, Нагорный Карабах, Война

Anadolu Agency/Pool/AP

Турецкий лидер Тайип Эрдоган выразил надежду, что надеется на продолжение наступления азербайджанской армии и «освобождение» Карабаха.


«Азербайджан уже освободил большую территорию. Надеюсь, он продолжит свою борьбу, пока не освободит свои все свои земли в Карабахе», – приводит его слова РИА «Новости».


По словам Эрдогана, армия Азербайджана за последние несколько дней «освободила от армянской оккупации» большую территорию в Нагорном Карабахе, передает агентство «Анадолу».


Он подчеркнул, что Турция была и будет на стороне Баку.



https://m.vz.ru/news/2020/10/2/1063371.html

124

Бекаа-82, часть 3. Величайшая битва после Кореи

Автор: Артём Наливайко.

В предыдущих сериях:

Бекаа-82. Часть 1. История

Бекаа-82. Часть 2. Судный день сирийских ПВО

Бекаа-82, часть 3. Величайшая битва после Кореи Cat_cat, История, Израиль, Сирия, Война, Авиация, Евреи, Арабы, Длиннопост
Итак, 9 июня всего за час “Феда” пала. Сирийцы отправились зализывать раны - и думать, что в сложившейся ситуации делать. Надежды на новый “зонтик ПВО” не было - очевидно, что израильтяне размолотят любое сирийское ПВО вне зависимости от его состава. Правда, "отложенные" в начале войны 5 дивизионов “Квадратов” в Бекаа все-же ввели, но “Фантомы” добили их утром следующего дня, ровно тем же способом, что и предыдущие. Спровоцировали облучить радаром демонстративную группу - подавили помехами - выбили станции управления управляемым бомбами и добили пусковые. После этого сирийцы вывели уцелевшие комплексы из Ливана и больше не рисковали ими.


Приблизительно через час после первого удара по сирийской ПВО 9 июня, лавина из сотни “Фантомов” и “Кфиров” под прикрытием F-15 и F-16 вернулась в Бекаа, и приступила к нанесению ударов по сирийским войскам. “Скайхоки” были задействованы достаточно эпизодически - как правило в роли самолета непосредственной поддержки наземных войск они действовали существенно западнее, главным образом - против целей ООП. Тем более, что целям в городской застройке они могли работать существенно лучше, чем любой другой самолет.


Было понятно, что главные события происходят не в воздухе, а на земле. И, собственно, ключевая цель авиации - максимально упростить задачу своим наземным войскам и усложнить - чужим. Сирийское командование на земле действовало грамотно - понимая, что остановить наступление израильтян нереально, они постарались максимально его замедлить - до тех пор, пока под давлением ООН не будет подписано мирное соглашение. Всем было понятно, что прекращение огня - вопрос считанных дней. И обе стороны стремились по максимуму их использовать.

Бекаа-82, часть 3. Величайшая битва после Кореи Cat_cat, История, Израиль, Сирия, Война, Авиация, Евреи, Арабы, Длиннопост

Итак, основой сирийской наземной тактики были засады и минирование. Израильтяне же в это время занимались в основном тем, что стояли в пробках. А ввиду редкостной паршивости тамошних дорог и большого объема техники, отправленной в Ливан, дороги там стояли хуже, чем Проспект Мира утром. А стоящая техника - это что? Это идеальная мишень! Соответственно и была поставлена задача сирийцам - атаковать движущиеся на марше колонны (на самом деле стоящие в глухих пробках колонны), места сосредоточения техники, места отдыха, части технического обеспечения и так далее.


Тут у сирийцев встал вопрос, где брать целеуказание? Разведка работала ужасно, сирийские самолеты над Ливаном летали нечасто и тяжело - приходилось ориентироваться на микст агентурной разведки (!) и информации от сирийских же частей в Ливане. С авианаводчиками тоже не сложилось - если у израильтян огромное количество пехотных офицеров прошло соответствующий курс, то у сирийцев грамотных в этом людей практически не было. В итоге, проблему наведения на цель сирийцы так и не решили. В отличие от них, у израильтян такой проблемы не было - время пребывания над целью для них ограничивалось лишь запасом топлива и скоростью прибытия следующего звена. То есть у них всегда была возможность сделать лишний круг над целью, точно ее идентифицировать, получить информацию с земли и неторопясь отбомбиться. Ну, если хватало топлива.


Зато специализированных бомбовозов у сирийцев было множество - старший брат поставил им несколько эскадрилий МиГ-23БН и СУ-22 (экспортных СУ-17). По своим ударным возможностям, эти самолеты были достаточно близки к “Фантомам” - правда летчики Фантомов при необходимости могли за себя постоять гораздо лучше, сказывалась совершенно иная подготовка пилотов. Сирийские пилоты бомбардировочных эскадрилий практически не учились вести воздушный бой, так что разница сказалась быстро.


Итак, наступило 10 июня. Война с Израилем стала реальностью, а ее первый день - катастрофой. Пути к отступлению не было.


Для сирийцев стало очевидным, что их тактика предыдущего дня не работает - МиГ-23 не смогли навязать бой новым израильским самолетам, и понесли тяжелые потери. Становилось понятно, что если они продолжат терять самолеты с той же скоростью, 17-я авиабригада (наиболее боеспособное соединение ВВС, вооруженное истребителями МиГ-23 МФ и крутейшим Владимиром Бабичем в качестве советника) очень скоро утратит боеспособность. А потому теперь задача ведения воздушного боя возлагалась в первую очередь на эскадрильи МиГ-21.

Они пришли к тактике, поразительно похожей на израильскую - оснащенные радаром МиГ-23 следуют на некотором удалении от ударной группы МиГ-21 и обеспечивают их информацией. 21-е сковывают израильский заслон боем (читать “жертвуют собой”), 23-и наносят атакуют израильские “Фантомы” и “Кфиры” ракетами с РЛГСН с дистанции 10-20 километров. В это время ударные МиГ-23БН и Су-22 на малой высоте прорываются к израильским танковым группам и атакуют их, ослабляя давление на сирийскую группировку на земле.


Звучит суицидальненько? Да так оно и было!


Сирийцы предполагали, что МиГ-23 обнаружат израильтян, ждущих в засаде за хребтом. Фактически, засады обнаруживали другим “гениальным” способом - если связь с летящей впереди группой МиГ-21 прерывалась - значит в этом районе израильтяне точно были.


В общем, сирийцы бросили в самоубийственную атаку то ли две, то ли три авиабригады МиГ-21. Отчасти их тактика удалась - в хаосе воздушных боев многим “ударникам” удалось на малых высотах прорваться в Ливан. Теперь им предстояла не менее сложная задача - обнаружить израильские танковые колонны и отбомбиться по ним. Желательно - с первого раза, второй заход на цель в таких условиях часто становился для сирийского летчика последним.


До некоторой степени, такая тактика была успешна. Первая волна сирийцев потеряла “всего” 7 МиГ-21 и один МиГ-23МФ. Израильтяне вынуждены были “разрываться” на прикрытие наземных частей и ударной авиации - они просто не успевали «перерабатывать» — сбивать сирийцев с той скоростью, с которой они появлялись. Всего в тот день МиГ-23БН выполнили порядка 50 вылетов, еще около 50 пришлось на “Газели”, 8-10 - на Су-22м2. Остальные - около 80 вылетов - пришлись на истребители МиГ-21 и МиГ-23. Чтобы понимать порядок цифр для сравнения - с июня по август 82-го года израильская авиация больше 3000 вылетов. За 5,5 дней войны единственная эскадрилья F-15 совершила 316 вылетов - в общем, интенсивность использования авиации у сирийцев и израильтян была несопоставима.


Всего за 10 июня сирийцы потеряли 25-29 самолетов. Вообще, тут есть интересный момент. Практически во всех случаях сирийцы отмечают, что их летчики не замечали угрозу и не успевали маневрировать, несмотря на наличие в их самолетов системы предупреждения об облучении радаром. Это объясняется достаточно просто - несмотря на наличие радара, пилоты F-16 зачастую не пользовались им, а искали противника визуально, глазами - или при помощи “Хокая”. После чего использовали ракеты или пушку. Совершенно типичный пример - в описании одного из израильских летчиков (Рафи Берковича, которого тот день в итоге сделал бригадным генералом)

“Я был в звене Цвики Вереда в тот день. Третьим номером был Элиэзер Шкеди, будущий командующий ВВС. Четвертым - Саша Левин из школы ВВС. Мы патрулировали на высоте 16 000 футов, двигаясь в район озера Карун, когда я внезапно увидел пару МиГов под нами. Я спикировал к ним и сбил обоих ракетами. Я думаю, что до последнего момента они не знали о моем присутствии, по крайней мере ведущий точно не знал, а ведомый попытался резко сбросить скорость. Тут я понял, что там же оказалась еще пара самолетов - это были МиГ-21, и я был в “сэндвиче” между ними. МиГ, находившийся передо мной, начал маневрировать с большой перегрузкой - я последовал за ним. Я приблизился к нему, и с расстояния около 250 метров сбил очередью из пушки. Весь бой занял у меня около 45 секунд. Второй МиГ тоже был сбит - Сашей Левиным”.

Что касается Су-22, то единственный вылет эти самолеты, принадлежащие 34-й авиабригаде ВВС САР совершили как раз 10 июня. И с ними связана вот какая история. Их целью (как утверждают сирийцы) был штаб (командный пункт) израильской группировки в Южном Ливане, местонахождения которого было ранее вскрыто радиотехнической разведкой. Вылетело 10 самолетов, на цель зашли 8 - есть мнение, что первые два осуществляли разведку цели. Дальше начинаются версии. По наиболее правдоподобной, сирийские летчики двигались вытянутой колонной, и отбомбиться успела только первая пара - остальные самолеты были сбиты подоспевшими F-16. По другой версии, на счету “Нетцев” только 4 22-х, остальные погибли из-за близкого разрыва бомб ведущего самолета. Как такое возможно - я не очень представляю. Сирийские источники дают несколько другую картину - самолеты шли в очень плотном строю на предельно малой высоте. Работали с первого захода, без разведки, под прикрытием МиГ-21. Ведущего восьмерки сбили еще над Джабль Барухом ПЗРК “Ред Ай”, остальные самолеты были атакованы F-16 на подходе к цели. После попадания “Сайдвиндера” в один из самолетов, тот взорвался, и 500-килограммовые бомбы на нем сдетонировали - что привело к гибели еще трех машин. В общем, комбо. В итоге, 34-я эскадрилья (которой принадлежали Су-22) потеряла 70% своих самолетов за один вылет и больше в войне не участвовала.


В результате налета, сирийцы записали себе “в актив” зам. начальника Генштаба Йекутиэля Адама, нескольких офицеров и комбрига Голани. Адам действительно погиб - вот только не в результате налета, а при других обстоятельствах. Его джип с охраной из бойцов “Шальдаг” попал под артобстрел, генерал решил переждать его в здании - как выяснилось, здание зачищено не было. В итоге, Адам нос к носу столкнулся с палестинским боевиком, прятавшемся в том же доме. Палестинец успел выстрелить первым. Через несколько секунд его расстреляла охрана, на было уже поздно …


По кому на самом деле отбомбились сирийцы? Не думаю, что мы когда-то это узнаем.

Наибольшего эффекта достигли сирийские “Газели” - они изрядно навели шороху, подбили несколько танков - более того, именно они сумели достаточно существенно задержать продвижение израильтян. Дошло до того, что израильские танкисты несколько раз открывали огонь по своим вертолетом - так сильно “Газели” действовали им на нервы.


10-го же июня произошел еще один трагический для израильтян инцидент - четверка “Фантомов” по ошибке накрыла остановившуюся колонну 90-й танковой дивизии. Причина банальна - “Фантомы” имели очень ограниченный остаток топлива и не смогли договориться с авианаводчиком относительно точки удара. Ну, то есть и те и другие были уверены, что смогли … в итоге, ошибка составила порядка 5 километров (!), летчики перепутали “привязку” к высотам и с восхитительной точностью накрыли своих. В итоге погибло 25 израильтян - больше половины потерь дивизии за войну. Кстати, штурман “Фантома” заметил ошибку и неоднократно сообщал о ней пилоту - опытнейшему летчику, ветерану Войны Судного дня, участнику боя над Офирой. После того дня они прекратили всяческое общение.


В тот же день случилось еще одно примечательное событие - израильтяне во второй раз оказались в шаге от боевой потери F-15. Первый случай произошел предыдущим вечером. Наблюдая за тем, как падает сбитый им МиГ-21, Ронэн Шапиро (сын знаменитого летчика-испытателя Дани Шапиро) потерял контроль над обстановкой вокруг и что более важно, свое главное преимущество - скорость. А через несколько секунд ракета, выпущенная незамеченно подкравшимся МиГ-21 взорвалась в его правом двигателе - Ронэн чудом сумел довести искалеченный самолет до авиабазы Тель-Ноф, где его уже ждал папа, чтобы высказать ему всё, что он думает о его способностях боевого летчика. C Дани и его сыновьями вообще связано много забавных историй - например, старший (Ронэн) впервые оказался за штурвалом “Миража” в 5 (!) лет, в 10 - летал с отцом в “спарке”. В общем, папа очень хотел, чтобы сын унаследовал его профессию … Кстати, в Ливанской войне участвовали и старший Шапиро, и оба его сына - Дани был пилотом “Дакоты”, Ронэн - F-15, Одед - “Кфира”.

Бекаа-82, часть 3. Величайшая битва после Кореи Cat_cat, История, Израиль, Сирия, Война, Авиация, Евреи, Арабы, Длиннопост

Дани и Ронэн


Так вот, 10-го июня же один из F-15 (пилот - Мики Лев, через год будет сбит над Ливаном прямым попаданием зенитного снаряда) крайне неудачно пролетел через облако обломков сбитого им МиГ-21 и получил некоторые повреждения - впрочем, тоже не смертельные, но поволноваться пришлось.


11-го июня сирийцы повторили попытку прорваться к израильским ударникам - и снова неудачно. Большинство было сбито F-15 и F-16. В одном из случаев их перехватил экипаж “Фантома”, патрулировавашего в составе смешанного звена с F-15. В итоге, подполковник Пери Бен-Ами стал последним асом “Фантома” в истории (к тому моменту у него были 4 победы в 73-м - 3 вертолета Ми-8 в первый день войны и МиГ-21). Он был уникальным снайпером даже по понятиям ХельХа Авир — его описывали как летчика, который может стрелять из встроенной пушки «Вулкан" очередями по 8 снарядов, и все шесть положить в летящий над самой землёй вертолёт. Вообще, с ним была связана другая уникальная история. Дело в том, что за несколько лет до описываемых событий у него диагностировали рак. Фактически, Бен-Ами летал со второй стадией. Именно эта болезнь и стала причиной его смерти в 88-м году.

Бекаа-82, часть 3. Величайшая битва после Кореи Cat_cat, История, Израиль, Сирия, Война, Авиация, Евреи, Арабы, Длиннопост

Бен-Ами Пери


Начиная с 9-го июня количество вылетов сирийцев пошло на спад - не совсем понятно, то ли они не хотели рисковать самолетами, то ли не могли поднять в воздух больше. Моральное состояние сирийских летчиков было близким к катастрофе - да это и не удивительно. Когда вы видите, как взлетает эскадрилья - возвращается звено, взлетает восьмерка - возвращается пара, вы всерьез задумаетесь о своих шанса дожить до конца дня. До конца войны израильтяне потерь не понесли. Однако последующие дни они были - 13-го июня, через два дня после начала войны, 2 ракетами С-75 был сбит “Кфир” С.2 из состава воздушной разведки. Эта потеря не имеет отношения к Ливану - целью израильтян был Тартус. В итоге пилот катапультировался при заходе на посадку. 24 июля в долине Бекаа комплексом “Ока” (или “Квадратом”) был сбит RF-4(E) Гиля Фогеля и Аарона Каца. Основной причиной считается расслабленность пилота - он посчитал, что сирийцы уже разбиты и не представляют никакой опасности, за что и поплатился. В итоге он вернулся домой в 74-м, а оператор, опытнейший Аарон Кац, погиб при катапультировании.


11-го июня война (по крайней мере, ее первая стадия) закончилась. Конфликт вспыхнул еще несколько раз с новой силой, в основном - по причине острого желания израильтян добраться таки до трассы Бейрут-Дамаск. Впереди было много всего - Сабра и Шатила, эвакуация ООП, взрывы казарм миротоворцев ... но пока - война закончилась.


Единственной потерей боевых реактивных самолетов стал "Скайхок" Аарона Ахиаза, сбитый палестинцами в первый день войны. Некоторое количество самолетов получило повреждения - в основном от осколков зенитных снарядов и ПЗРК. Сирийцы утверждают, что ими сбито от 20 до 70 израильских самолетов - правда, они не показали ни пленных, ни тел, ни частей сбитых самолетов. Все известные изображения, которые выдают за них - либо датируются 73-м годом, либо к Ливану отношения не имеют, либо сделаны в графическом редакторе.


Потери сирийцев неизвестны - израильтяне претендуют на 80-85 сбитых за войну. Скорее всего, эта цифра несколько завышена, но вряд-ли существенно. Все-таки средства объективного контроля относительно 73-го года ушли далеко вперед.


13 июня случилось невероятное - сирийцам наконец удалось сбить один израильский самолет. Причем даже не над Ливаном - "Кфир" из эскорта фоторазведки был сбит над Латакией. "Квадратом" сбили? Щас - отличился расчет "С-75". Поврежденный самолет пытались сначала посадить с Хайфе, потом в Рамат-Давиде, в итоге при заходе на посадку он стал неуправляемым и пилот катапультировался практически над полосой.


24-го июля сирийцы сбили "Квадратом" "Фантом" фоторазведки - его пилот расслабился и обнаглел вкрай, нарушив полетное задание и в итоге нарвался на засаду - штурман погиб, а пилот попал в плен и в итоге был обменян на пару сотен боевиков.


В ноябре 83-го комэск эскадрильи Кфиров Мики Лев был сбит над Бейрутом - в тот же день его вернули израильтянам. Этот "Кфир" стал последним израильским самолетом, потерянным после воздействия противника.


Война окончилась. От ее результатов офигели все.


В рунете есть два совершенно странных противоположных мнения о результатах Ливанской войны. Согласно одному из них, Израиль одержал величайшую победу, уничтожив сотни советских советников и опозорив советскую армию лично - к сожалению, при чем здесь вообще советская армия, не уточняется. Некоторые авторы идут дальше и ухитряются связать разгром сирийцев в 82-м году и перестройку в СССР - якобы израильская победа показала бесперспективность советского политического строя. Какая здесь связь - сложно представить, спросите у фанатов РЕН-ТВ и “военной тайны”, они специалисты по таким вещам.


Другие утверждения не особо лучше - отдельные товарищи (в основном “советской закалки”) из года в год цитируют газету “Правда”, утверждая, что коварные ЕРЖ скрывают потери десятков самолетов, а от полного разгрома на земле их спасло только вмешательство американской дипломатии - сирийские танки под руководством мудрых советников были готовы загнать сионистскую гадину практически за Можай, в смысле за Негев.


Разумеется, и те и другие крайности выглядят достаточно забавно. Военная победа Израиля была совершенно закономерна - точно так же, как закономерно его итоговое политическое поражение. Для того, чтобы действительно победить, израильтянам нужно было получить в Ливане не полоску земли, а полноценное дружественное правительство - что в условиях Ближнего Востока нереально. Можно было поддерживать Хаддада, Жмайелей и маронитов, да кого угодно - но никто в арабском мире в здравом уме не пошел бы на открытый союз с евреями - особенно в стране, большинство населения которой составляют мусульмане.


В конце концов, даже нишу сбежавших в Тунис арафатовцев очень быстро заняла другая террористическая организация - шиитская “Хезболла”, причем в отличие от ООП, эти ребята организовывали теракты вообще против всех - например, похитили нескольких и убили одного сотрудника советского посольства. Про знаменитые взрывы казарм морпехов можно и не вспоминать.


Ливан был большой пороховой бочкой - и рано или поздно случилась бы Сабра и Шатила - или что-то подобное. К чести израильского общества, трагедия в палестинском анклаве вызвала шквал обвинений в адрес армии и требования разобраться в причинах - на акцию протеста, требующую разобраться в возможной причастности армии к убийству боевиками-маронитами (!) палестинцев (!!) вышло 10% взрослого населения Израиля (!!!). По-сути, в тот момент в глазах общества война была проиграна. В прессе все чаще звучали рассуждения о "колониальной" природе Ливанской войны и пожелания отправить Арика и Бегина в отставку, и кризис внешний сменился кризисом внутренним.


Могли ли сирийцы остановить израильтян? Да - если бы в сирийских танках сидели советские солдаты. Противостоять же израильтянам в воздухе на той технике, которую поставил арабам СССР, было нереально даже для светловолосых друзей с Севера.


Как восприняли события 6-го июня 82-го года в разных странах?


Для Израиля результат превзошел вообще все ожидания. До начала войны ожидались потери - ВВС предполагали “разменять” 1 самолет на 1 батарею ЗРК. Летчики об этом знали - и не сказать, что это знание доставляло им радость. Ко всеобщему удивлению, операция закончилась вообще без потерь. Это был реванш за 73-й год. Для ВВС - своего рода очищение от позора паники первых дней той войны и доказательство того, что они снова могут все - эдакий несокрушимый “меч Давида”.


Сирийцы так и не поняли, что произошло. Они заявили, что сбили десятки “сионистских агрессоров” - я, честно, не знаю, верили они в это утверждение или просто не могли признать очевидного. В первое верится больше.


Но в локальные разборки израильтян и сирийцев были вовлечены два куда более интересных участника - сверхдержавы и лидеры своих военных блоков. СССР и США.


В Союзе как всегда заявили, что советское оружие показало себя достойно. Проблема была в том, что в СССР, в отличие от сирийцев, ОЧЕНЬ хорошо поняли, что произошло, и чем это грозит в будущем. А потому едва ли не сразу в Сирию направились многочисленные комиссии - разбирать, собирать, анализировать. А главное - понять, могут ли подобную операцию провести американцы - уже в Европе против советов. И - разработать меры противодействия. Разбирали очень подробно - вскоре большое внимание операции уделяли даже в училищах транспортной и военно-транспортной авиации.


В советской “открытой” печати было несколько интересных статей. В первую очередь - в 83-м году, в сентябрьском и октябрьском номерах “авиации и космонавтики” вышла статья подполковника Дуброва, “Авиация в ливанском конфликте”. Несмотря на наличие ритуальных штампов в духе “разбойничьего нападения израильской военщины” и “сионистских захватчиков”, она представляет собой на удивление хороший и внятный для своего времени “разбор полетов” - даже если закрыть глаза на ряд досадных ошибок (ну не мог человек в 83-м году знать все то, что знаем мы нынешние) - можно сделать вывод, что в СССР в общем уделяли очень большое внимание той операции.


Для СССР было несколько открытий - в первую очередь, сам тот факт, что операция была проведена под управлением “в реальном времени”. Нам еще предстояло научиться так работать. Кстати, американцам - тоже.


Во-вторых, использование “Хокая” - его разбирала отдельная комиссия. Я не уверен, поняли ли в СССР сразу тот факт, что самолет работал даже не столько командным пунктом, а скорее “глазами” истребительной авиации - принятие решений зачастую выносилось на находящихся в воздухе командиров эскадрилий или отдельных летчиков. Для советской авиации с ее традиционной привязкой к командам с земли нежелательностью проявления инициативы это было чем-то совсем новым.


В-третьих, пересмотр роли истребительной авиации. В Союзе отмечали уход от управления истребителями с земли и непосредственного сопровождения ударной авиации в пользу мобильного заслона и большей тактической свободы.


В общем, в СССР посмотрели, сделали выводы в меру своего понимания происходящего и способности к изменениям.


А что же американцы?


Во-первых, американцы, мягко говоря, удивились. Особенно после того, как в 83-м в одном (!) налете потеряли больше самолетов, чем Израиль за всю Ливанскую войну.


Во-вторых, в ВВС выпустили огромное количество материалов в попытке осмыслить произошедшее и с максимальной пользой “переложить” идеи израильтян на свои ВВС. Наиболее точно настроения американцев можно передать фразой из одного такого отчета - “мы много лет помогали Израилю - пора, наконец, что-то получить от них”. Этим “что-то” оказался бесценный опыт и переосмысление операций по подавлению ЗРК.


Остановимся более подробно на двух американских работах.


Первая была написана майором Дэвидом Клэри из командно-штабного колледжа ВВС и называлась просто - “Bekaa Valley - Case study. Insights into tomorrow” (полный список ссылок будет в конце поста). Майор Клэри, в общем, приводит к одной очень здравой мысли - успех операции был обусловлен совокупностью факторов - технических, политических, географических - и делать какие-то грандиозные выводы из такой небольшой войны как Ливанская - опасно и безответственно. Операция в Бекаа была весьма ограниченной - как по времени, так и по географии, проходила в уникальных условиях и рассматривать её нужно в первую очередь как победу израильской “системы” над сирийской “системой”. Любая попытка спроецировать её результат на советско-американское противостояние может привести к массе ошибочных выводов.


Вторая - “Уроки Москвы из Ливанской войны 82 года”, Бенджамина Ламбета из корпорации RAND (военные консультанты), разбирает вышеупомянутую советскую статью “Авиации и космонавтики” - в весьма критичной манере, но тоже очень любопытно. Я не буду пересказывать ее содержание - проще прочитать.


А какие выводы можем сделать мы?


Во-первых, не стоит делать глобальных выводов о слабости советского ПВО по одному, пусть и крупному поражению. Тем более - поражению не советских, а сирийских военных. Все современники прекрасно понимали различия между русскими и арабами - и не рисковали недооценивать русских по поражению их бестолковых протеже.


Во-вторых, не стоит делать глобальных выводов о силе и возможностях стран НАТО. Прозвучит странно, но в начале 80-х между американцами и израильтянами во-многих аспектах войны в воздухе была пропасть - не в пользу первых.


В-третьих, скорее всего, сирийцев не спасло бы даже все ПВО Московского округа - скорее всего, в Бекаа израильтяне точно так же раздавили бы его - пусть и не без потерь и “в другие деньги”. Почему? Потому что география. Вряд ли на европейском ТВД популярным способом поражения ПВО могли стать корректируемые артиллерийские снаряды. Да и Ливанского хребта, за которым израильтяне прятались от радаров, снижая время на реакцию сирийских “Квадратов” до считанных минут, там нет.


В-четвертых. Американцы в 83-м попытались повторить отдельные подвиги израильских ВВС. Результат? Провал. За один налет потеряно 2 машины сбитыми и несколько было повреждено. Как так получилось? А вот так. В Мирамаре учат далеко не всему тому, чему учат в Хацерим, как выяснилось. Американцы бросились разбираться - как так! Евреи смогли, а мы нет?! Научились ли янки? Не знаю, спросите у Саддама и Слободана.


А самый главный вывод - да, современная техника - это прекрасно. Но - воюет не она. Воюют люди. Воюют школы- обучения летчиков, обучения механиков, инженерные. К началу 80-х Израиль уже имел неплохую собственную авиаиндустрию (пусть и с большой поддержкой американцев и французов), производя многие компоненты для своих самолетов самостоятельно. И даже - пытаясь производить собственные самолеты (вспоминаем “Лави”). Более того, в 80-х уже американцы многому учились в Израиле и воспринимали их как равных партнеров.


Мог ли СССР назвать Сирию равноправным партнером? Могли ли советские инженеры чему-то научиться у сирийцев? Летчики? Риторический вопрос, правда?

Отсюда - мораль всей этой истории. Побеждает не оружие. Побеждают люди.

________________________________________________________________________________

Прошел год.

Небо над мирной арабской хатой отдали в руки шурави - так всем стало спокойнее. В первый раз, что ли?..


Евреи вляпались в Сабру и Шатилу и внутриполитический кризис. Им стало не до Ливана.

Вместо ООП в Ливане завились шиитские радикалы из "Хезболлы" и паразиты помельче.

Американцы начали разрабатывать новую концепцию применения авиации.

СССР потерял несколько контрактов на поставку самолетов за рубеж.

США приобрели несколько контрактов на поставку самолетов за рубеж.

...

Арабы так ничему и не научились.


Для дальнейшего чтения:

1) Исследование командно-штабного колледжа ВВС США (англ.) http://www.dtic.mil/dtic/tr/fulltext/u2/a192545.pdf

Moscow’s lessons for Bekaa - (англ.) https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/reports/2007/R300...

2) Архив журнала “Авиация и Космонавтика” за 1983 год https://www.booksite.ru/avia/1983/1983_10.pdf

3) Хорошее общее описание события (англ.) http://www.airbase.ru/alpha/b/bekaa1/eng/

4) Интервью автору одного из израильских пилотов с подробным разбором событий (там же есть 2 часть) https://fakel-history.ru/intervyu-pilota-izrailskix-vvs-1/

5) Графомания автора на тему модернизации ВВС Израиля конца 70-х

https://fakel-history.ru/mech_davida_chast1/

6) Подробный разбор действий эскадрильи “Скайхоков” http://www.berkovich-zametki.com/2014/Zametki/Nomer7/Mostov1...

7) Тема на “Варонлайне” http://waronline.org/fora/index.php?threads/Воздушное-сражен...

8) Старый разбор на форуме Авиабазы http://forums.airbase.ru/2006/03/t37615--dolina-bekaa-1982.h...

9) Арабское видение произошедшего (ар.) http://defense-arab.com/vb/threads/116224/page-3

10) Статья на ВКО про роль РТВ и РТР http://www.vko.ru/voyny-i-konflikty/mir-galilee-razgrom-dlya...

11) Интервью Давида Иври (ивр.) https://www.sky-high.co.il/

12) Разбор полетов от советника эскадрильи МиГ-23 Владимира Бабича (писалось со слов сирийцев, фильтровать победные реляции надобно)

http://airwar.ru/history/locwar/bv/mig23mf/mig23mf.html

13) Shlomo Aloni, «Israeli Phantom II aces» (англ.)

14) сайты «Махиа Шхаким» (ивр.) (sky-high.co.il, Авиноам Мисников и Амир Сегев), merchav-aviri.org (ивр.) и group73historians.com (араб.)


Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_24527

Автор: Артём Наливайко (@MrPaggot).

Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_257581115

Наш Архив публикаций за май 2020


А вот тут вы можете покормить Кота, за что мы будем вам благодарны)

Показать полностью 3
72

Очень загадочная история )

Турецкий БТР ACV-15 "неизвестно" как попавший в руки протурецких боевиков в Сирии, которые "случайно" заехали на нем на позиции сирийской армии, после чего он был "обнаружен" в парке "Патриот" в Москве.

Очень загадочная история ) Сирия, Москва, Турция, БТР, Техника, Армия, Боевики, Трофей
Очень загадочная история ) Сирия, Москва, Турция, БТР, Техника, Армия, Боевики, Трофей
364

Походу пора валить с Турецких пляжей...

UPD: к посту есть вопросы https://yandex.ru/turbo?text=https://lenta.ru/brief/2020/02/28/vse_tot_zhe_idlib/

Несколько часов назад турецкая армия понесла на территории Сирии крупнейшие потери со времени незаконного вторжения на территорию арабкой республики. В результате многочисленных российских воздушных ударов по позициям джихадистов и турецкой армии, погибли не менее 30 турецких военнослужащих, ещё около полусотни ранены, при этом, сообщается об уничижении почти двух десятков турецких бронетранспортёров, нескольких танков, армейских грузовиков и пр.


http://avia.pro/news/rossiyskie-samolyoty-unichtozhili-16-tu...

Походу пора валить с Турецких пляжей... Сирия, Война, Турция, Политика

Несколько часов назад стало известно о том, что Турция перебросила на территорию Сирии несколько своих систем противовоздушной обороны малой дальности. Соответствующие фотографии, на которых можно увидеть транспортируемые тягачом системы ПВО ВС Турции, были размещены случайными свидетелями, что, очевидно, указывает на тот факт, что Эрдоган решил пойти на очень смелый шаг и начать атаковать российские боевые самолёты.


http://avia.pro/news/turciya-protiv-rossii-v-siriyu-dostavle...

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: