Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения

Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка

Несмотря на огромную любовь к играм и компьютерному железу, игровые приставки я долго обходил стороной. В начале 2000-х они казались мне уделом детишек очень богатых родителей, поскольку покупку новой чипованной PS2 в фирменной черно-желтой коробке, могли позволить себе лишь единицы в нашем не маленьком городе.

Тем не менее, меня всегда восхищала консольная графика, а так же эксклюзивные игры, которые выходили только для приставок. Я, как и мои друзья, с интересом рассматривал видеоролики и скриншоты с журналов Игромании, где демонстрировались возможности только что анонсированных Xbox 360 и Playstation 3. Естественно, возможность их приобретения была настолько призрачной, что проще было поверить в существование Йети, чем в возможность покупки консоли в обозримом будущем.


И вот, спустя 12 лет, в сегодняшнем посте я бы хотел рассказать про известную всем Playstation 3, и заодно восстановить данные / справедливость старенькую Slim практически до заводского состояния! Держитесь за крамбол, Капитан! Впереди - океан текста!


Изучая архитектуру PS3 и Xbox 360, я всегда удивлялся, насколько же дальновидно вела себя команда Microsoft при разработке наследника Xbox Original 2001-го года. В далеком 2004-2005-м году, инженеры M$ ковыряющиеся с прототипами, напилили в них столько современных плюшек, что диву даешься — а не работают ли родственники Болгарской Провидицы в рядах тех Мелкомягких? (Нет, не работают! Xbox One, привет!).


Так какие именно ништяки были у Xbox 360? Ну к примеру, общий дамп памяти DDR3 для нужд ОЗУ и видеочипа, графический процессор с унифицированной шейдерной архитектурой (кстати, первый в мире на тот момент, прадедушка современных Radeon Polaris), 3-ядерный процессор PowerPC с возможностью обработки 6-ти потоков одновременно (виртуализация 6-ядерного CPU)! В последствии, использовали даже дизайн SoC, объединяющий CPU и GPU на одной подложке! Нельзя забывать и достаточно интересные решения, вроде сверх-быстрой 10-мегабайтной eDRAM памяти на одном кристалле с GPU, которая обеспечивала сглаживание AAx2 и анизотропную фильтрацию AFx4 в играх без потери скорости! Чего уж говорить - практически все основные фичи старенького Xbox 360, поднабравшись мегабайт и мегагерц, используются и в новых приставках PS4 и Xbox One. Причем на протяжении всего своего существования, Xbox 360 всегда мог похвастаться и лучшей картинкой, и лучшим разрешением, и лучшим сглаживанием в мультиплатформенных играх, чем его конкурент PS3.


Ну ладно, Xbox 360 был хорош, а причем тут Playstation 3? Да при том, что интересностей в ней было даже больше, чем в Xbox 360, за тем лишь исключением, что не все нововведения и инновации оказались действительно полезными.

Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка

Начать стоит с сердца PS3 – процессора Cell – суперкамня оптимизированного под параллельные вычисления, и демонстрировавшего невероятные результаты в синтетических тестах. Sony, Toshiba и IBM в начале 2000-х объединились для совместной разработки новейшей архитектуры процессоров нового поколения, предназначенного для самого широкого круга задач — от мультимедийной обработки до серьезных математических вычислений. В свою очередь Sony планировала использовать будущую разработку в своих приставках нового поколения, Toshiba – в только-только появляющихся HDTV телевизорах, а IBM – в серверах и суперкомпьютерах.

Предварительные результаты тестов будущих процессоров заставляли потеть ладошки как маленьких фанатов Sony так и профессоров университетов вычислительных машин, а уж маркетологов из Toshiba и IBM так и вовсе, заранее прикидывать размер баблишка от продажи сотен миллионов «камней».


В середине 2000-х, архитектура Cell казалась невероятной! Универсальный 8-ядерный процессор с частотой 3.2 ГГц для нужд всех и каждого — от игровых приставок, телевизоров, плат расширений и до суперкомпьютеров! Казалось, ничего круче в ближайшие 10 лет не сможет появиться просто физически, и ученые из триады Sony-Toshiba-IBM обскакали всех на годы вперед. В том же 2005-м вышли первые двуядерные процессоры AMD Athlon x2 и Intel Pentium D с частотой от 1.8Ггц до 2.8ГГц, а тут ребята из STI показывают на них пальцем и крутят в руках 8-ядерный чип с частотой 3.2ГГц!

Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка

Впрочем, при детальном рассмотрении оказалось, что IBM Cell вовсе не 8-ядерный как о нем говорили, а одноядерный процессор архитектуры PowerPC, с дополнительными вычислительными сопроцессорами SPE, которые были хотя и очень быстрыми в ряде задач, не могли считаться полноценными самостоятельными CPU. Требовалось серьезно оптимизировать программный код для эффективного использования этих сопроцессорных элементов и равномерно их нагружать. При плохой оптимизации, революционный Cell оказывался не лучше обыкновенного одноядерного процессора.


Для всех трех участников 400-миллионной разработки, опыт использования Cell закончился плачевно. Процессор был очень дорог в производстве, первое время шел гигантский процент брака (ходили слухи о 80-90% дефектных кристаллов в первое время), в результате чего выпуск продукции на базе новоиспеченных камней критически затягивался. IBM пострадала меньше всего — свои процессоры она бодренько встраивала в вычислительные кластеры и даже к 2007-му году запустила самый быстрый суперкомпьютер Roadranner на базе 12 тысяч процессоров Cell, возглавивший чарт TOP-500 самых мощных вычислительных машин в мире.

Тем временем Toshiba, намереваясь встраивать Cell в свои телевизоры для обработки видеосигналов HDTV и Full HD столкнулась с огромными проблемами связанными с ценой, тепловыделением и энергопотреблением. Стремительно развивающийся рынок плазменных и ЖК HD-телевизоров, к 2006-2007 году серьезно изменился и мог обойтись куда более простыми процессорами обработки видеосигнала, нежели дорогущий и горячечный Cell. За исключением нескольких моделей, бизнес по продаже телеков со встроенным Cell, у Toshiba не пошел...


С Sony и вовсе произошел казус - вместо выпуска Playstation 3 в 2004-2005, компания так оттянула релиз новой плойки, что чуть было его не оторвала. Изначально, девелоперская команда PS3 планировала использовать всего один процессор Cell для обработки и основных комманд, и графики, т. е. использовать его так же, как и современные APU. Сопроцессорные элементы SPE должны были заниматься обработкой графики, выполняя роль пиксельных и вертексных шейдеров. Обработка звука так же программно ложилась на один из элементов SPE, загружая все имеющиеся 8 блоков, включая ядро PowerPC под завязку. Но графические технологи настолько быстро эволюционировали, что уже к началу 2005-го стало ясно — обойтись одним лишь IBM Cell просто невозможно! Если на бумаге, году эдак в 2002-м он демонстрировал сногсшибательные возможности по обработке графических вычислений по сравнению с флагманскими GeForce 3Ti и Radeon 8500, то к 2004-му году, он беспощадно “сливал” даже середнячкам вроде GeForce 6600GT. Стало понятно — нужен дискретный GPU в помощь Cell!


В итоге, Sony обратилась в компанию Nvidia с просьбой разработать графический процессор для нужд PS3. “-Подержи-ка мое пиво” - сказал отдел инженеров Nvidia, после чего выбрал самую мощную на тот момент, серийную GeForce 7900GT, урезал ей шину памяти с 256 до 128 бит, поднял немного тактовые частоты, и запихнул на одну печатную плату в месте с IBM Cell, подкинув ей в помощь 256 Мбайт DDR3 памяти. Решение было так себе, особенно учитывая завершающуюся разработку Nvidia G80 (GeForce 8800GTX) с универсальной шейдерной архитектурой и массово распространяющиеся GeForce 7900GT, 7900GTO, 7900GTX c 512-ю мегабайтами vRAM.

Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка

Но тянуть еще больше с релизом консоли было нельзя, и времени на разработку, пусть даже чего-то промежуточного между GeForce 7900GT и 8800GTX не оставалось.

Тогда, вся инженерная братия Sony, стала собрать все части пазла воедино, стараясь притулить все компоненты друг к дружку так, что бы выглядело будто “да оно с самого начала так и задумывалось”. Для увеличения выхода годных кристаллов, процессор IBM Cell был урезан в количестве блоков SPE с 8-ми штук до 7-ми. Причем как упоминалось выше, еще один SP был зарезервирован для программной обработки звука, а еще один — для работы OS. В итоге, для разработчиков видеоигр, от монструозного 8-ядерного процессора рвущего и метущего все и всех на бумаге, остался одноядерный PowerPC c 5-ю вычислительными модулями, с которыми разработчикам надо «по-братски договариваться», оптимизируя исполняемый софт.

Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка

С упомянутым выше, графическим процессором Nvidia G71 тоже вышло не все гладко — настольный GPU с морально устаревшей архитектурой и всего 256-мегабайтным дампом видеопамяти, в последствии не раз напомнит о себе заниженным разрешением и отсутствием сглаживания в играх с HDR освещением.

Еще одним крайне больным местом стала оперативная память. Вместо обычной DDR3 увеличенного объема, Sony решила выпендриться и использовать сверх быструю, и при этом супер-дорогую Rambus DRAM, параллельно лицензировав несколько доргущих шин у одноименной компании. Ну а что?! Гулять так гулять! Самым же главным недостатком Rambus был ее мизерный объем — всего 256 Мегабайт! Двести, мать их, пятьдесят шест мегабайт, в приставке нового поколения, КАРЛ! Как потом выяснилось, дизайн использующейся шины Rambus для соединения процессора Cell c ОЗУ физически не позволял ему адресовать больший объем. "-Вот уроды... (с)".

Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка

Как итог — Sony, с опозданием в целый год и с огромным скрипом, смогла выпустить консоль Playstation 3 на рынок. Да, у самой приставки в первых ревизиях было куча классных и очень смелых штук, вроде распаянного процессора и графического чипа от PS2 прямо на материнской плате, для обеспечения аппаратной обратной совместимости (можно было смело втыкать игры от PS2 в PS3, и играть без необходимости покупать HD ремастеры). Был еще супер-редкий и дорогой Blue-Ray привод, стоявший в 2006-м году целое состояние, WiFi, Bluetooth и даже картридер, с поддержкой целой горки различных Flash карт.


У Sony получился универсальный мультимедийно-игровой комбайн — даже жесткий диск присутствовал в самых недорогих версиях! Однако, использование всех костылей и затрат на разработку, заставили Япошек установить небывалый для игровых приставок ценник — от 599$! При этом каждая консоль PS3 продавалась ниже себестоимости, и долгое время, до самого выхода Slim версии, Sony получала прибыль только от продажи игр и аксессуаров к приставке.


Не зря из-за внешнего вида (черный глянцевый пластик), дороговизны, веса (самая тяжелая консоль — вес больше 5 Кг), PS3 называли “Мерседесом среди игровых приставок”.


И наверное, высоченная цена была бы не проблемой для огромной толпы фанатов, если бы не качество графики в первых эксклюзивных и мультиплатформенных проектах для PS3. К примеру, если на протяжении 2006-2010 годов, игры на Xbox 360 почти всегда работали в разрешении 1280x720 с двухкратным сглаживанием и анизотропной фильтрацией, то на PS3 те же игры шли не просто в меньшем разрешении 1024x600, без сглаживания и фильтрации, но и зачастую страдали просадками FPS! И это — несмотря на хваленый «8-ядерный» IBM Cell! Пуканы фанатов разлетались в клочья, сколько же клавиатур было стерто, мониторов заплевано и слез слепой ненависти пролито, на страницах форумов в жарких баталиях фанатов Xbox 360 и PS3...


Пуканный разрыватор не обошел и разработчиков игр для PS3, которые словно одноногие эквилибристы, стоящие на подвешенном канате, пытались одновременно жонглировать распараллеливанием нагрузки между вычислительными SPE блоками процессора Cell, мизерным 256-мегабайтным ОЗУ и эффективным использованием 256Мб дампом видеопамяти.


Никто и никогда не забудит дорогующую презентацию Playstation 3 на E3 2005, в которую Sony вбухала кучу денег! Примечательной ее особенностью было то, что даже рабочий прототип приставки в 2005-м году был не готов, из-за чего публики продемонстрировали лишь макет от PS3 из серебристого пластика и новый, сверх-неудобный геймпад-бумеранг, который после шквала критика так и не появился на свет.

Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка
Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка

Но самый смак пришелся на демонстрацию игровых возможностей. Поскольку прототип и инструменты для разработчиков были не готовы, студии лояльные или принадлежащие Sony, вместо реальных игр демонстрировали отрендеренные ролики, уверяя публику что «вот те крест!», картинка будет точь-в-точь такая:

Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка

Презентация Е3 2005 - Motorstorm

Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка

Реальные геймплей из версии 2006-го года

Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка

Впрочем, спустя пять лет, научившись извлекать знаменитый “Сониевский потенциалЪ” из железа 3-й Плойки, году к 2011, ребятам из нескольких студий удалось превзойти себя, и выжать весьма симпатичную картинку на пердунском железе, которая была труднодоступна даже для более мощного Xbox 360.


Только подумайте — те же Konami вместе с Кодзимой, смогли в 2015-м году лихо вогнать свой Fox Engine в транзисторный бюджет PS3 так, что картинка на PS4 и PS3, за исключением разрешения и сглаживания, выглядит одинаково шикарно! (Хотя, тоже стоит сказать и про Xbox 360 – Xbox One...) За позитивными примерами далеко ходить не надо — Rockstar Games со своим роскошно выглядящем GTA V, Crytek с Crysis 3, Noughty Dog c Uncharted 3 и Last of Us, Guriella с Killzone 3, а еще God of War 3, Heavy Rain, Beyond: Two souls – судя по результатам, каждая из студий продала души своих сотрудников дьяволу оптом, что бы досуха выжать все что можно из куцего процессора, и видеокарты эпохи Half-Life 2 и Doom 3 2005-го года...

Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка

Графика Killzone 3 2011-го, до сих пор выглядит крайне бодро!

И вот, начало 2017 года, у меня в руках Playstation 3 Slim, купленная бывшим хозяином пять лет назад. Как многие считают — это лучшая модификация и лучший дизайн PS3 среди всех моделей — оригинальной FAT, и самой современной Super Slim. Обошлась она мне в пять тысяч рублей - вполне достойная цена для такой приставки, со 160-Гбайтным накопителем!


Есть правда одно НО — консоль никогда не вскрывали, не чистили, и вообще, корпус у нее поцарапанный. Чтож, будем улучшать ее внешнее состояние, и облачать в обновочки.

Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка
Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка
Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка

Для начала — полностью разбираем приставку. Чистим ее от огромного количества пыли. Разбирать желательно все — даже блок питания. Грязь и пыль — враг любой техники и забиваются они просто ВСЮДУ!

Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка

Спустя всего год после начала продаж, Sony убрала аппаратную совместимость, изъяв с материнской платы все элементы PS2. Хочешь играть в старые игры? Покупай ремастер! Так что на материнской плате PS3 Slim - только родные IBM Cell (Справа) и Sony RSX, он же - GeForce 7900GT (справа):

Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка

Железоньки в сборе, почищены, наблищены:

Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка

Что это у нас?! Да это же новенький корпус с алиэкспресс!


Если честно, я удивляюсь — откуда китаезцы умудряются доставать оригинальные, или очень близкие к оригинальным, запчасти для консолей PS и продавать их за бесценок?

Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка
Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка

После чистки, включаем режим китайского рабочего фабрики в Гуанджоу, и скручиваем все вместе.

Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка

Даже наклейки "официальные", с серийными номерами присутствуют. ХА!

Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка
Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка
Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка

Приставка готова! Тактильное, творческое, визуальное и психическое удовлетворение обеспечено!

Sony Playstation 3. Реверанс в сторону легенды 2006-го года рождения Playstation 3, Консоли, Игры, Реставрация, Рукоделие, Длиннопост, Гифка
Теперь, осталось сгонять на ближайший книжный рынок, и прямо как 15 лет назад, прикупить себе несколько лицензионных и слегка БУ'шных эксклюзивов PS3 по вполне вменяемой цене. А стоящих игр много, причем большую часть из них я даже не прошел. Killzone 2-3, Heavy Rain, Beyond: Two Souls, Grand Turismo, God of War 3, God of War: Ascension, Uncharted 2-3, Last of Us, Red Dead Repedmption — шикарные игры в которые стоит поиграть даже на приставке 10-летней давности!


Всем спасибо кто "асилел" пост! Ушел гонять лысого в God of War.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

годный пост хоть и считаю что консоли это были раньше nes, snes и тд, а щас это теже компы по сути с джостиками

ещё комментарии
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку