38

Снова в школу

Пост https://pikabu.ru/story/grammatika_6983097 и комментарии к нему натолкнули на мысль о том, что время от времени людям необходимо освежать в памяти элементарные правила, которые забылись после школы. Беглый (да, сегодня суббота и мне лень)  просмотр постов "Лиги грамотности" подобных постов не выявил, так что вперед! В главных ролях: "вообщем, буд-то", "-ться-/ -тся-", "ложить/садить".


"вообщем, буд-то и др."

Это просто путаница среди нескольких похожих слов. Есть слово "будто" ("словно, как"), есть "будь то" (составная часть союза "будь то… или"). Слов "будьто" и "буд-то" нет


То же самое с "вообщем": есть слова, которые часто могут заменять друг друга - "вообще", "вообще-то",  "в общем". Но "вообщем" и "вообщем-то" - это слова-Франкенштейны, их не было и быть не должно!

Хорошо и доступно про то, что и когда можно использовать, написано здесь


"-ться-/ -тся-"

Простое правило, на котором все же очень часто спотыкаются. Я сама периодически "зависаю" над окончаниями, но проверить, к счастью, просто: нужно всего лишь задать вопрос к глаголу.

Что делает/сделает/делают/сделают? - ложится. Что делать/сделать? - ложиться.

Т.е. если в вопросе есть мягкий знак, он будет и в проверяемом слове. Все! Магия - это просто!

Вот тут есть тест-тренажер


"Ложить/садить"

Откуда растут ноги, тоже ясно: есть же слова "положить" и "посадить" (совершенный вид глагола, который отвечает на вопрос "что сделать?"),  убираем приставку по- и получаем несовершенный глагол ("что делать?") - ложить, садить, ложит, садит и т.д. Логично, но неправильно. Это исключение, которыми русский язык богат.


Как правильно:

класть - несовершенный вид (что делать?)

я кладу - мы кладём

ты кладёшь -  вы кладёте

Он/она/оно кладёт -  они кладут


положить – совершенный вид (что сделать?)

я положу  -  мы положим

ты положишь -  вы положите

Он/она/оно положит -  они положат


Т.е. глагол "ложить" в чистом виде, без приставок, не используется. С приставками - да на здоровье! "Положу", "выложишь", "наложи" и т.д. -  это все норм =)

"Класть" с приставками, наоборот, используется редко (напр., "выкладывать", но не "покладу" или "выкладу"). Да, сложно, но ведь без сложностей скучно =)


Подробнее тут.

Вот тут есть целая статья про "ложить", но внизу страницы в разделе "Библиография" указано "просторечные выражения", т.е. это не норма современного литературного русского языка.


С "садить-посадить" немного другая история:


сажать - несовершенный вид (что делать?)

я сажаю (не сажу!) - мы сажаем (не садим!)

ты сажаешь (не садишь!) - вы сажаете (не садите!)

он/она/они сажают (не садит!) - они сажают (не садят!)


Но зато:

посадить - совершенный вид (что сделать?)

я посажу - мы посадим

ты посадишь - вы посадите

он/она/оно посадит - они посадят


Заметили? "Правильные" глаголы во втором списке - это "неправильные" из первого списка, но с приставкой.


NB! Для высадить и рассадить совершенный вид будет образовываться так же: высажу, рассадишь и т.д., но несовершенный - чуть-чуть иначе:

я высаживаю/рассаживаю (не высажаю) - мы высаживаем/рассаживаем

ты высаживаешь - вы высаживаете

он/она/оно высаживает - они высаживают

Подтверждение и бонус.


Люди с врожденной грамотностью, которые, не задумываясь, пишут все верно с первой попытки, наверно где-то есть, редкие и волшебные, как единороги. Я верю и надеюсь, хотя ни разу таких не видела. Поэтому забывать, сомневаться, ошибаться - это нормально.

Снова в школу Грамотность, Ться тся, Садить картошку, Ложить vs класть, Ться-Тся, Длиннопост

Ничего с этим не делать - вот что не нормально.

Найдены дубликаты

+3
Как тут уже писали, "врожденная грамотность" - это начитанность. Ну и плюс просто понимание логики того, как слова в языке конструируются.
У меня грамотность большую часть жизни была близка к идеальной. А последние годы очень мало читать стал, и замечаю за собой стыдные ошибки.
+2

<Люди с врожденной грамотностью, которые, не задумываясь, пишут все верно с первой попытки, наверно где-то есть, редкие и волшебные, как единороги>. У меня вот это самое - врождённая грамотность. Я по какой-то причине с первого раза запоминаю, как пишется слово. Правда, если я никогда не видела слово написанным, то просто так, интуитивно могу и не написать правильно. В общем, нужен спеллинг, так сказать. Я в 7-м классе участвовала в школьной олимпиаде по русскому языку (примерно 1974 г.). Был диктант. И я слышу такое: "...целая плеяда..." ну, кого-то там. Я в панике - что это за слово?! Вот не слышала такое ни разу, и в книжках не попадалось. Слава богу, учителя, видя, что незнающих много (если не все), спохватились и слово это написали на доске.

Между прочим, эта способность, по-моему, не такая уж и редкость. Я знаю таких лично.

раскрыть ветку 7
+3

Врожденная грамотность - имхо, это сочетание хорошей зрительной памяти, начитки грамотных и разнообразных текстов и общей сообразительности (так называемое "языковое чутьё"). Правила при этом редко оказываются нужны даже для пунктуации.

Сама такая и достаточно много знаю таких же) Причём работает как с родным, так и с иностранными языками.

Печально лишь то, что постоянное мельтешение неправильных написаний, с которым приходится сталкиваться (и ладно орфография, за этим в книжках ещё как-то следят, но построение фраз... стилевые ошибки...), со временем "прогибает" систему - уже иногда начинаешь задумываться, а правильно ли сам пишешь.

раскрыть ветку 1
+1

Согласна, иногда попадается ошибка, а я сижу и думаю: "А точно это ошибка? А я ничего не путаю?"

+2
Аналогично. Возможно, хорошая зрительная память. В детстве и в подростковом возрасте много читала, не помню всех правил, но помню, как пишутся слова. Вот с пунктуацией без знания правил далеко не уедешь.
раскрыть ветку 1
0

Спасибо. Только у меня зрительная память как раз не очень. Думаю, что тут в каждом случае своя фишка. Т.е.способов обрести такую грамотность несколько. Ведь вроде бы обучают на курсах скорочтения  чему-то такому, аналогичному врождённой грамотности?

+1
Я тоже принадлежу к таким, правила не помню,но как писать-- чувствую. Может потому,что много читаю
0

Не редкость, согласен.

Иногда мне, чтобы сообразить, как же всё-таки правильно - нужно слово написать (именно написать). Видимо, глазами я соображаю лучше ))). Ну или стараюсь подобрать синоним. Туплю, например, на слове "пробовать/пробывать". Вот не могу запомнить, как правильно, хоть убей. Поэтому пишу - "пытаться" ))).

Ну или перестраиваю исходную фразу так, чтобы "сложного" слова там не было вовсе.

0

Могу только поздравить Вас и этих людей! =) (ура, единороги существуют!)

+3
Люди с врожденной грамотностью, которые, не задумываясь, пишут все верно с первой попытки

Читайте больше хороших текстов, и меньше советских газет. Там встречается правильное написание всех этих слов, и не надо занудные правила учить.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+1

Очень хороший способ, но иногда от занудных правил не сбежать. То же самое "ложить" можно найти и в литературе (Солженицын, Шукшин), но это не делает его литературной нормой. Кроме того, чтобы все "правильные" слова записать "на подкорку", нужно прочитать ну очень много литературы. В общем, я за комбинированный подход)

+1

Садить в произведениях писателей:


Русский человек очень любит это родное дерево, садит его у самого жилья. Твардовский, О русской березе


И мать по плечу меня гладит, Хлопочет, спешит угостить, К столу приглашает и садит, Не зная, куда посадить. Исаковский, Возвращение.


Не все ли равно, убиваете вы птицу или садите живое насекомое на булавку? Мамин-Сибиряк, Зеленые горы.


[Князь] тот уж привык — наметит, намелит себе руку, рукава засучит, да как пойдет садить, так лузы трещат. Л. Толстой, Записки маркера


Трубач напряженно и оглушительно трубит ---).

[Булычов:] Сади во всю силу! М. Горький, Егор Булычов и другие.



Откуда-то слева по обозу беглым огнем садила батарея. Шолохов, Тихий Дон.

раскрыть ветку 8
+1
Я тяжко раненный при операции, — хмуро подвыл Шариков, — меня, вишь, как отделали, — и он показал на голову. Поперек лба тянулся очень свежий операционный шрам.

Прорицаю, что половина примеров эрративы

раскрыть ветку 1
0

Отнюдь.До какого-то года именно это написание считалось словарным.

0

Ух ты, сколько примеров) Я не говорю, что слов "ложить", "садить" нет, но это просторечные выражения, а не норма современного языка. Они могут встречаться в литературных произведениях, созданных, когда такие формы были нормой; или в произведениях, главными героями которых, как у Шолохова и Горького, были люди "из народа". Это прием для создания достоверного образа, а не пример того, как должно быть.

раскрыть ветку 5
+2

Уважаемый Аноним, если Вы ставите минус под каждым моим комментарием, то аргументируйте, пожалуйста. Мне пофиг на рейтинг, просто интересно)

раскрыть ветку 1
0

А где я написал,что это норма современного языка?Это,как Вы выразились просторечное выражение (садить) было закреплено в словарях наравне с сажать.Точно не скажу,но до конца 50-х годов прошлого века.Копните глубже,а пока песня:


Сама садик я садила,

Сама буду поливать.

Сама милого любила,

Сама буду забывать.

раскрыть ветку 2
+1
Извините, но не смог удержаться)
раскрыть ветку 1
+1

По-хулигански, но эффективно =)

0
Лет с 10 и до 30 я писал правильно, не задумываясь. Но только касаемо орфографии. С пунктуацией всегда были проблемы, потому что в книжках было полно авторских знаков. И по русскому ставили 4 вместо 5, так как не знал правил и не мог аргументировать ответ. А сейчас уже начинаю сомневаться иногда, мозги и память потихоньку пропиваю.
0
И еще слитное и раздельное написание "не" и "ни"
раскрыть ветку 3
+1

Прошу прощения?

раскрыть ветку 2
0
Тоже частенько эта ошибка проскакивает в постах и комментах
раскрыть ветку 1
0
Ага. А как вам словечко "гребсти"? Видимо от слова "гребут"
-2

Каждый раз, когда кто-то поднимает тему "Нет такого глагола!", на ум приходит незабвенное "Жопа есть, а слова нет".
Все обоснования относительно "ложиться" и "садиться" всегда ограничиваются аргументом "А в словаре нет!", хотя казалось бы - сколькие ими пользуются и при этом никаких непоняток не возникает.
Никогда не понимала такого филологического снобизма. А словари легко переписываются.
"Ложила я на ваше класть."(с)

раскрыть ветку 1
+3

Забыли аргумент "мы не уроке!"

-2

Вообщем-то не понятно зочем это здесь . Кагбуд-то всяческие граммотеи будут четать такие посты.

раскрыть ветку 4
+4

Я оптимист и это не лечится(

0

А граммар-наци совсем не могут в сарказм?

раскрыть ветку 2
0

Не знаю, я не считаю себя граммар-наци. Все ошибаются и это естественно

раскрыть ветку 1
Похожие посты
Похожие посты не найдены. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: