7

Снова любовь на фоне кровавой резни: Мейербер, «Гугеноты»

Здравствуйте, дорогие друзья, лето к концу, а у нас снова Джакомо Мейербер, и его эпическая опера «Гугеноты».

Я давно хотела в нее погрузится, ведь эта опера считается у Мейербера центральной в творчестве, «Роберт-дьявол» (Роберт-дьявол - кто он?) пошел у меня хорошо, так что - самое время.

Действие оперы разворачивается в Париже в ту самую Варфоломеевскую ночь (когда католики устроили массовую резню протестантов).

И кто бы по этой канве не удержался пустить любовную историю? Мейербер и не удержался.

Итак, у нас есть:

Маргарита Валуа, принцесса французская — сопрано

Граф де Сен-Бри, католик — бас или баритон

Валентина, его дочь — сопрано

Граф де Невер, католик — баритон

Рауль де Нанжи, гугенот — тенор

Марсель, его слуга — бас

Урбан, паж Маргариты Валуа — меццо-сопрано

и прочие католики и гугеноты.

У нас - 1990 год, «Sydney Opera House», Джон Прингл, Остин Ансон, Аманда Тэйн, Джоан Сазерленд, Сюзанна Джонстон.

В опере пять актов, в которые едва влезли все задуманные автором перипетии... А дело было так...


АКТ I

Молодой гугенот Рауль получает новое назначение и приходит знакомится с коллегами в неформальной обстановке.

В доме графа Невера - пьянка, все веселы, гугенот им в общем-то в компании не нужен, но хозяин утихомиривает разгоряченных собутыльников и доброжелательно встречает Рауля.

Рауль парень неплохой, но скованный, и веселиться не умеет. Пытаясь влиться в коллектив, молодой человек рассказывает забавную историю - недавно он спас от подвыпивших студентов прекрасную незнакомку.

Но легкости тона ему удержать не удается, ведь серьезный молодой человек романтически влюблен...

Грустно, что в этот момент все Раули, из тех, что я слышала, безбожно фальшивят.

Только дело более-менее пошло, встречайте: доверенный слуга Рауля - Марсель (а ведет себя, как начальник, я бы сказала). Мощным и впечатляющим басом он выражает свое неудовольствие местом и людьми, (это вообще-то старинный протестантский хорал «Бог нам прибежище и сила»).

Хотя, казалось бы, он был в курсе где и почему находится Рауль, и должен был понимать, что новая должность - это честь и перспективы... А если прямо-таки принципиально против, почему бы не высказать свои сомнения на берегу? Зачем устраивать шоу?

«Пиф-паф». Как обычно, дурость выдается за доблесть. Марсель испортил все, что смог, и с надутым видом уселся в углу.

В это время к хозяину дома приходит тайная посетительница - дама... Офицеры шалят, и подглядывают за тет-а-тетом, - как дети, право слово.

Рауль тоже не удерживается от соблазна и ... узнает свою незнакомку... Он разочарован и уязвлен, хотя, казалось бы, ему никто ничего и не обещал... Но молодость... молодость...

Ну а пьянка идет своим чередом, пока не приходит весьма импозантный паж - Урбан, доверенное лицо одной знатной дамы. Ах, как он хорош, поглядите, в щеголеватом паже сосредоточено все мужское, что только может быть в красивой женщине :)

Каватина «От одной прелестной дамы»

Урбан вручает нашему Раулю письмо, и бывалые офицеры узнают царственный вензель... Вот теперь Рауль действительно принят в компанию...

Весь первый акт - немного опереточный, согласитесь?

АКТ II

В пышной зале величественно скучает Маргарита, сестра действующего французского короля и католичка. (Которая потом выйдет замуж за гугенота Генриха IV, который потом примет католичество... Ну, вы поняли: см. полное собрание сочинений Дюма. Хотя либретто написано по «Хроникам Хроника царствования Карла IX» Проспера Мериме.)

В государстве неспокойно, религиозные распри, и Маргарита, как видно, от безделья, придумала оригинальное решение проблемы: поженить католичку и гугенота из знатных семей... В качестве подопытной пригодилась ее приближенная - юная и скромная Валентина. Ба, да она уже помолвлена, вот незадача! Так пусть пойдет к жениху-католику и попросит, чтобы он разорвал помолвку...

Собственно, за этим Валентина (да, это была она) и приходила к графу Неверу... И тот дал ей свободу. Хотя довольным этим обстоятельством совсем не был.

Паж Урбан вводит Рауля, и принцесса (которая сама просватана), долго и со вкусом флиртует с бедолагой, пока, наконец, не сообщает, для чего он ей понадобился.

Романтическая ария при и встрече с принцессой Маргаритой.

Как мы помним, в любви наш гугенот разочаровался. Быть доверенным лицом Маргариты молодому человеку лестно, и с предложением принцессы он сразу соглашается (лихие же люди - развода ведь не было).

Вот он, торжественный момент: сейчас два посторонних человека вступят в брак.

Но что то пошло не так... Благостность, запланированная Маргаритой, нарушается. Рауль узнает «ту самую» и впадает в ярость (вообще-то он на редкость плохо владеет собой). Он отвергает невесту, католики оскорблены, и начинается форменная драка.

Гневный хор после отказа Рауля.

АКТ III

Рауль де Нанжи пылает гневом и посылает вызов на дуэль. А граф де Сен-Бри, отец Валентины срочно организует два дела: Валентину - незамедлительно замуж за прежнего жениха, обидчика же заколоть, или отравить... или все-таки заколоть...

Жертвенная Валентина пытается предупредить беспричинно оскорбившего ее молодого человека, она находит все того же сумрачного Марселя...

Ария Валентины

Конфликт нарастает во время массовых гуляний - разношерстная публика отдыхает, поет, задирает друг друга, тут же кукольный театр, монахини, стражники... Кого только нет...

Вот и цыгане подоспели! Иначе не миновать бы сражения прямо сейчас.

Но конфликт не разрешен, он только отложен, едва столкнувшись в толпе, соперники сцепились.

И только кортеж все той же злосчастной Маргариты, проезжавшей мимо площади останавливает дуэлянтов.

АКТ IV

Пока принцесса Маргарита играется в игры, серьезные люди решают дела по-серьезному.

Готовится массовое убийство гугенотов. И граф де Сен-Бри, которого все еще колотит от унижения, - во главе тайного совета.

Невер, как католик, тоже участвует в собрании. На лице его явно написано: «во что ж я такое вляпался».

Невер делает выбор: он отказывается участвовать в резне и закономерно сам погибает.

А снова свободная Валентина спешит к своему Раулю: умолять, просить прощения (непонятно - за что)... Бедный Невер забыт.

Дуэт Валентины и Рауля

Вообще-то в течение длинной-длинной сцены Валентина его умоляет, падает на колени и пр. Рауль все еще считает ее в чем-то виноватой? Его несет по инерции что ли? Ощущение, что он с непривычки собой не владеет.

Наконец, Валентина отказывается от спасительного белого платка, тайного отличительного знака католиков.

Рауль снова влюблен (вот счастье-то). Но долг его зовет сообщить об опасности единоверцам....

АКТ V

Влюбленная девушка устремляется за Раулем. Во время расстрела Валентина и Рауль держатся за руки Марселя, как символическую опору в чудовищном испытании...

А ведь этот старикан и есть режиссер всей ситуации, нет?

p/s/: Мне пришлось пропустить не менее 10 чудных арий: лимиты. Сами понимаете, все-таки пять актов, есть что послушать.

А, если честно, во всем этом больше всего мне жалко хорошего мужика Невера, который даже не гугенот...

Лига Оперы

109 постов559 подписчиков

Правила сообщества

1. Давайте будем вежливы по отношению друг к другу. Критикуем конструктивно.

2. Не делаем то, что запрещено правилами Пикабу.

3. Без оффтопа. Если пост про Баскова, то из оперной тематики.