110

Смерти вопреки: как выживали советские моряки конвоя PQ-17

Смерти вопреки: как выживали советские моряки конвоя PQ-17 Длиннопост, История, Флот, Война

Баренцево море грозило им смертью, обещало голод, холод и жажду. Но английские и советские моряки не сдались. Вместе они боролись за жизнь, чтобы не дать «костлявой» увеличить счёт жертв конвоя PQ-17 ещё на полсотни душ.


Прощай, «Киев»!


Пароход «Киев» был одним из крупных судов Дальневосточного пароходства.


Он «родился» в 1917 году на верфи в Гамбурге, а в 1932-м судно приобрёл СССР. Тогда-то его и назвали «Киевом» — и подняли на нём советский флаг.


После начала войны пароход побывал в США, откуда доставил 6000 тонн военных грузов. Успел простоять на ремонте — во время вражеского налёта на порт в Мурманске судно получило повреждение. И 10 апреля 1942 года капитан дальнего плавания Леонид Силин — командир парохода — повёл «Киев» на запад. Судно везло союзникам груз хрома и древесины, соблюдая своё место в ордере конвоя QP-10.

Смерти вопреки: как выживали советские моряки конвоя PQ-17 Длиннопост, История, Флот, Война

Караван судов упорно шёл на запад, отбивая атаки люфтваффе. Но кораблю Силина не было суждено прийти в порт. Ночью 13 апреля на подходе к острову Медвежий пароход торпедировала немецкая лодка U-436.


«Оставить боевые посты и посты управления, проверить помещения, спасательные шлюпки спустить на воду!», — приказал капитан Силин.


От взрыва торпеды погибли пять человек. Из четырёх шлюпок, имевшихся на тонущем судне, удалось спустить три. Экипаж и пассажиры перешли в них.


Вскоре советских моряков подобрал английский корвет. Так экипаж «Киева» снова попал в Исландию, но уже не на своём судне.


Домой сквозь ад


В Англию советских моряков доставили на крейсере «Ливерпуль». Там заботу о них приняло на себя советское посольство. Но на родину команда «Киева» возвращалась по частям. Некоторых «киевлян» отправили в Мурманск на судах печально известного конвоя PQ-17. На их долю выпали ужасные испытания.

Смерти вопреки: как выживали советские моряки конвоя PQ-17 Длиннопост, История, Флот, Война

Старпом Ф. А. Погребняк, стармех Д. Г. Иванцов и судовой врач А. И. Лескин в момент роспуска конвоя находились на английском судне «Эмпайр Байрон». Этот пароход вёз одну из первых партий танков «Черчилль» для СССР. Груз сопровождал британский танкист капитан Римингтон.


После получения приказа Адмиралтейства — судам рассредоточиться и следовать в советские порты — немцы начали их безжалостное избиение.


«Эмпайр Байрон» недолго находился в одиночном плавании. Утром 5 июля 1942 года его атаковала подлодка U-703. Судно сотряс сильный взрыв, и оно начало быстро тонуть. Но экипаж успел спустить на воду две шлюпки, ставшие убежищем для шести десятков человек. Трое советских моряков оказались среди них.

Смерти вопреки: как выживали советские моряки конвоя PQ-17 Длиннопост, История, Флот, Война

Вскоре появилась U-703. Немцы передали на шлюпки выловленного ими из воды механика и задали вопросы о грузе, названии судна и его капитане. Не найдя последнего, фрицы втащили на подлодку танкиста Римингтона, передали выжившим немного еды и спиртное и указали курс к земле.


Субмарина ушла, оставив моряков с «Эмпайр Байрон» на волю морской стихии.


Впереди их ждало нелёгкое испытание.


Одна беда на всех


Шлюпки поделили поровну воду и продовольствие. В неприкосновенный запас каждой из них входило 12 бутылок рома, который впоследствии сослужил морякам добрую службу.


Одна шлюпка оказалась моторной. Она взяла на буксир вторую, и выжившие направились к Новой Земле.

Смерти вопреки: как выживали советские моряки конвоя PQ-17 Длиннопост, История, Флот, Война

Отойдя от шока после гибели судна, моряки старались сделать всё, чтобы выжить. В шлюпке, где оказались трое русских, всем и всеми руководил Уильям Пранс — старпом «Эмпайр Байрона».


Этот 50-летний морской волк был строг, но справедлив. Он не терял духа и следил за порядком в своей шлюпке. Вместе с доктором Лескиным Пранс стал ангелом-хранителем для выживших моряков.


Некоторые матросы находились в тяжёлом состоянии. Особенно те, кого втащили в шлюпки из ледяной воды после гибели судна. Когда они теряли сознание, на помощь им приходили Пранс и Лескин.


Основным лекарством был ром. Когда кто-то лишался чувств, старпом вливал порцию крепкого напитка в рот больному. Это приводило его в сознание.


Доктор же боролся с последствиями холода. У моряков сильно мёрзли руки и ноги. И Лескин поочерёдно снимал со всех обувь, массировал ноги и смазывал их маслом — для восстановления кровообращения в конечностях. Это спасло многих от обморожения и ампутаций.


Вскоре у мотора кончилось топливо. Да и воды становилось всё меньше… Но Пранс был суров — он предупредил товарищей, что вышвырнет за борт любого, кто попробует украсть драгоценную жидкость.


Шлюпки продолжили путь под парусами. На восьмые сутки моряки уже чувствовали себя неважно. Но никто не жаловался — экономили силы. Эти грязные и бородатые люди жили надеждой, что вот-вот покажется земля. Особую уверенность им внушал Пранс, который как будто был сделан из стали.


Когда на двенадцатый день плавания моряки уже отчаивались спастись, именно старпом заметил на горизонте точку. По мере приближения она росла и вскоре превратилась в английский корвет «Дианелла».

Смерти вопреки: как выживали советские моряки конвоя PQ-17 Длиннопост, История, Флот, Война

Спасены!


Радости выживших не было предела.


«И британский офицер носит орден СССР»


Когда корвет поднял людей из шлюпок на борт, они узнали: от Новой Земли их отделяло ещё 80 миль. «Дианелла» доставила их в Архангельск. Мытарства экипажа и пассажиров «Эмпайр Байрона» завершились.


В отличие от многих моряков конвоя PQ-17 им удалось выжить. Во многом благодаря Уильяму Прансу.


Советское правительство по достоинству оценило заслуги этого офицера английского торгового флота. Оно наградило мистера Пранса орденом Отечественной войны I степени за доблесть и мужество при доставке вооружений в Советский Союз.


Как писал советский посол в Лондоне Иван Майский, «…хочется сказать слово благодарности тем тысячам и тысячам иностранных, главным образом английских и американских моряков, которые приняли участие в северных конвоях».


Источник: warhead.su

Дубликаты не найдены

+1

Как раз  Пикуля загрузил в фб_ридер. Буду перечитывать "Конвой PQ-17"

+1

А все из-за одной неудачной фотки.

Лорды Адмиралтейства до усрачки боялись того, что "Тирпиц" выйдет в море. Их можно понять, жива была еще память от того шороха, который "Бисмарк" навел в северной Атлантике.


Короче, стоянку "Тирпица" фоткали с воздуха каждые 4 часа. Не смотря ни на какую погоду, ПВО и потери.

И вот на одной очередной фотке "Тирпица" нет. На самом деле дымкой или облачком так удачно закрыло, что впечатление что его действительно там нет. В Адмиралтействе мгновенно начинается лютый пиздец, нет, вот так - ПИЗДЕЦ.


Который имел много последствий, а среди них - гибель PQ-17. Командир конвоя получил радиограмму, что "Тирпиц", возможно, идет им на перехват (разведданные были неточные, панические, привиделось кому-то чтото, нотакой сделали вывод).


И вот, чтобы спасти каравн, командир конвоя бросает охраняемый караван посреди моря и со своими кораблями, мчится навстречу воображаемому "Тирпицу", готовый пожертвовать жизнью ради спасения каравана.


Встречал такое мнение, что караван спокойно бы отбился от подлодок и без эсминцев с корветами, если бы не разбежался в разные стороны, но на пиздец с воображаемым "Тирпицом" наложился пиздец с россыпью.

А два пиздеца сразу оказалось слишком много для кармы PQ-17.

раскрыть ветку 4
+1

Но ведь Тирпиц действительно вышел. И если бы дошел...

раскрыть ветку 2
0

таки да, вышел. хм, я другое читал, странно. Но все равн он просто перешел на другую стоянку.

"..

Трагедия конвоя PQ-17 заключалась в том, что Дадли Паунд решил представленное ему уравнение неверно. Он не мог знать, что немецкий линкор по приказу главнокомандующего Кригсмарине гросс-адмирала Эриха Редера был перебазирован в Альтен-фьорд, который находился недалеко от острова Медвежий, около которого проходили маршруты всех полярных конвоев. Именно из-за этого разведка не обнаружила линкор на своей постоянной стоянке...."


https://topwar.ru/3046-gibel-konvoya-pq-17.html

раскрыть ветку 1
+1
И вот, чтобы спасти каравн, командир конвоя бросает охраняемый караван посреди моря и со своими кораблями, мчится навстречу воображаемому "Тирпицу", готовый пожертвовать жизнью ради спасения каравана.

А есть мнение что глава Уайтхолла просто испугался и отвел свои корабли. Есть переписка Сталина и Черчиля по этому вопросу.

0

Жесть из детства - измождённые моряки северного конвоя ходят в ледяной воде вокруг элеватора не допуская образования льда с последующей ампутацией обмороженных ног. (Маклин "Уилисс")

0

Правда ли, что корабли Германии могли точно стрелять из-за горизонта по показаниям радаров, в отличии от англичан?

раскрыть ветку 1
0

Нет. Германские корабли обладали более совершенной системой управления всеми орудиями, повысив тем самым вероятность попадания. Но там дело в механике и продуманности. Радары у союзников были покруче.

0

Тоже Пикуля читал, и перечитывал, хорошо написано.

Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: