7

Smaart 7 и отстройка портального звука.

Диспозиция следующая. Имеется старый Дк с залом. В зале портальный звук в виде «Форсажа» 98 года выпуска. Трёх полосная пассивная система без процессора и с пассивными кроссоверами. Соответсвенно никаких задержек сделать нельзя. Что было сделано: на глазок настроены кроссоверы. Далее с помощью измерительного микрофона отстроен вначале левый портал потом правый. Отстраивал по РТА розовым шумом, затем корректировал магнитуду. Отстраивал эквализацию на графических эквалайзерах в цифровом пульте, на левом и правом мастер каналах свои 1/3 октавные eq. Получилось следующее.

Smaart 7 и отстройка портального звука. Звукорежиссер, Звук, Акустика, Портал, Длиннопост
Smaart 7 и отстройка портального звука. Звукорежиссер, Звук, Акустика, Портал, Длиннопост

Далее на оба мастер канала повесил  один эквалайзер, параметрику. И включив оба портала выровнял общую кривую по розовому шуму, получилось вот так:

Smaart 7 и отстройка портального звука. Звукорежиссер, Звук, Акустика, Портал, Длиннопост

Получилось, более менее ровная магнитуда. Звучит вроде бы нормально. В общем виде это выглядит вот так:

Smaart 7 и отстройка портального звука. Звукорежиссер, Звук, Акустика, Портал, Длиннопост

Синий график общий для двух порталов.


Вопросы следующие: 1) какую кривую строить? Розовый шум ровный на всех частотах, но когда строишь ровно по нему, получается лишку верхов и мало баса 2) Лучше делать одинаковую кривые на обоих порталах или делать одну на оба как в моем случае? Чтобы компенсировать провалы и горбы которые возникают когда включаешь оба портала. 3) Как отстраивать низ? От 300 и ниже все сложно, видимо не хватает точек измерения в Смаарте в низах. Все сильно гуляет при попытках поднять или опустить конкретную частоту. 4) как быть с фазами без возможности использовать задержки?


Как то так. Надеюсь тут найдутся компетентные специалисты.


Ну и хотелось бы увидеть примеры графиков Смаарта  для хорошо отстроенных систем.


Простите за ошибки, три дня не вылезаю из зала. Осваиваю программу и борюсь с полудохлой акустикой. Всем звук!


ПыСы: помимо программы пользовался ушами и референсными треками.

Найдены возможные дубликаты

0

Обращайтесь, проконсультирую вас с удовольствием!

0

Кривые равной громкости говорят нам о том, что чем громче звук (а концертный звук как правило достаточно громкий), тем меньше в нём должно быть средних (центральная из которых 2,5-3кГц) и больше низких (чем ниже, тем больше). Высокие я предпочитаю тоже чутка прибирать (у тебя судя по графику норм), чтобы было чуть более глуховато, чем хочется — уши в результате всё равно адаптируются, а слух будет утомляться меньше. Сколько где конкретно децибелов надо наверное слушать ушами. RTA — это хороший и нужный инструмент, но не панацея.

раскрыть ветку 5
+1
Кроме того не забываем про интерференцию с отражёнкой, каждый компонент которой даёт гребенчатый фильтр, сдвиг которого зависит от точки прослушивания. Как итог — всё плохо. Единственный действенный способ — запас коньяка — каждые 100 г. улучшают звук в 2 раза!
раскрыть ветку 4
+1

Выпей, Серега, водки, и всё зазвучит!

Сразу!

А если не зазвучит, то ты выпей два

раза!

Джин-Тоник - "Звукорежиссер" - моя любимая песня после долгих часов отстройки оборудования.

0

Спасибо, ставлю плюсик. Коньяк бы поставил, но нам муниципальным звукарям не разбежишся.

раскрыть ветку 2
0
То, что у вас на картинках-это катастрофа. Кривая, которую вы получили-недостоверна.
1. Почему во всех измерениях отражается входной уровень только референсного канала? Это окно трансфера. Там все работает на сравнении, каналов должно быть два.
2. Фазовая просто ужасна. До приведения времени системы в порядок крутить eq смысла нет никакого
0

Кстати к синему графику, есть ощущение что от 6 кГц и выше неплохо бы чуть опустить на пару дБ.

раскрыть ветку 1
0
Если кому интересно, синий график был поправлен: от 0 до 250 спад на 8 дБ, далее ровно до 6 кГц, далее спад на 3 дБ до 20 кГц. Плюс небольшая ямка в районе 250 Гц. Звучит более менее приемлимо.
0

Отстраивать пассивный кросс. Ну это такое... Розовый коррекция С?

раскрыть ветку 3
0

Я к сожалению не саундинжинер, и не занимался отстройкой звуковых систем на постоянной основе.Лезть в эту область это вынужденная мера к сожалению. Но думаю все в плюс что нас не убивает :)

0

Я понимаю что нужно по хорошему ставить туда процессор но что имеем то имеем. В настройках трансфера я не помню точно но по-моему A. Завтра могу посмотреть. Если напишите про коррекцию поподробней был бы признателен.

раскрыть ветку 1
0

Я сам не все волоку....

0

Проблема в том что левый и правый портал звучат сильно по разному, стоят разные динамики в замен сгоревших. Техобслуживание не подводилось годами и т.д. Возможно не все динамики работают. Что бы до них добраться надо искать здоровенную лестницу. Вообщем портальный звук такой себе. Smaart вроде как позволяет это замерить и как то компенсировать. Поэтому пробую пока такой подход.

раскрыть ветку 10
+2

Так и отстраивай лево и право отдельно. Но нормально полноценно это в принципе невозможно в такой постановке.

раскрыть ветку 9
0

Вопрос к какой форме графика стремится в отстройке. По факту порталы тстроенны отдельно, но стоит дополнительный эквалайзер для компенсации провалов и пиков которые возникают при сложении левого и правого канала.

раскрыть ветку 8
0

Никогда не понимал как можно строить по шуму. Я всегда использую либо очень знакомую спектрально насыщенную музыку, либо генератор тона в ручном режиме.

раскрыть ветку 2
+2

Я слышал примеры когда при помощи Smaarta и ПинкНойза настраивали отличный звук.

0

ну это на финише

Похожие посты
665

Новый тип колонок будет стримить звуки прямо в уши слушателя без наушников, будучи не слышным для остальных

Новый тип колонок будет стримить звуки прямо в уши слушателя без наушников, будучи не слышным для остальных Технологии, Колонки, Звук, Стрим, Видео, Стереосистема, 3D, Акустика

Израильская компания Noveto Systems изобрела тип колонок, позволяющих направленно посылать звук в отдельную точку, при этом другие его слышать не будут. Технология использует 3д-сенсор для распознания точного расположения слушателя в пространстве. Волны ультразвука создают "пузыри" звука вокруг ушей слушателя. Девайс постоянно меняет направление волны чтобы даже движущийся слушатель оставался ровно в направлении звука.


Тестеры испытали звук лебедей на озере, пчел в лесу, и журчащий ручей, создавая чувство тотального погружения. По словам тестеров, они чувствовали себя как в фильме про научную фантастику: звук слышался прямо внутри ушей, с 3д-эффектом, как будто исходил из всех сторон одновременно. В то же время, находящийся рядом другой человек не слышал даже звук выстрелов во время гейминг-режима.


Компания планирует выйти на рынок к концу 2021 г.

2277

- Что? - Бревно!

Однажды в мастерской:

- Ты сделал, что я просил?

- Да.

- Домашняя акустика с индивидуальным дизайном?

- Да.

- Там всё: динамики, эквалайзер, деревянный корпус?

- Да.

- Где она?

- Вот!

- Что? - Бревно! Звук, Акустика, Крафт, Бревно, Фотография
552

"Нарисовать" звук для видео. Саунд-дизайн стал проще. Про инструмент DSP Motion (Tsugi)

При создании любого видео зачастую встаёт вопрос, где взять звуки и как их адаптировать под видеоряд. И если вы в звукорежиссуре и саунд-дизайне являетесь новичком, то это может оказаться настоящей проблемой.


Но недавно появился новый инструмент, который упрощает эту задачу. При этом специальных знаний нужно по минимуму.


Сегодня я расскажу про DSP Motion — инструмент от японского разработчика Tsugi.

"Нарисовать" звук для видео. Саунд-дизайн стал проще. Про инструмент DSP Motion (Tsugi) Звук, Звукорежиссер, Видеомонтаж, Компьютерная графика, Gamedev, Рисование, Саунд-Дизайн, Видеообзор, Видео, Длиннопост

Итак. Компания Tsugi выпустила целую серию инструментов Dynamic Sound Packs (DSP).


Фишка этой серии - в применении процедурной генерации звука. Это позволяет управлять аудио максимально гибко и при экономится место на жёстком диске.


Один из инструментов серии - DSP Motion нацелен на озвучание движений для моушен-дизайна, анимации, видео совершенно разного плана... и даже видеоигр.

Управление звуком осуществляется путём обычного рисования (!).


Выбираете тип звука, тип его движения, затем рисуете его траекторию и подстраиваете доступные параметры, чтобы сделать его максимально подходящим именно для вашего случая. Затем просто экспортируете звук в формате .wav и вставляете в свой проект.


Удобство также ещё в том, что это отдельное приложение, а не плагин, поэтому неважно в какой программе вы работаете. Вам просто необходимо зациклить видео в своём любимом видеоредакторе и, открыв DSP Motion “нарисовать» нужный вам звук.


Итак, в программе нам доступно 6 типов движения и 16 типов звуков.

"Нарисовать" звук для видео. Саунд-дизайн стал проще. Про инструмент DSP Motion (Tsugi) Звук, Звукорежиссер, Видеомонтаж, Компьютерная графика, Gamedev, Рисование, Саунд-Дизайн, Видеообзор, Видео, Длиннопост

Для начала разберем типы движения.


Move – это для простых перемещений влево/вправо. Обычное панорамирование, но высота тона тоже меняется от низкого к высокому, поэтому наклон тут имеет значение.


Яркая линия по центру — это подсказка, здесь звук будет громче всего.

К тому же можно просто нажать на область и водить, а звук продолжает создаваться. Т.е. длина звука может быть абсолютно любой.

"Нарисовать" звук для видео. Саунд-дизайн стал проще. Про инструмент DSP Motion (Tsugi) Звук, Звукорежиссер, Видеомонтаж, Компьютерная графика, Gamedev, Рисование, Саунд-Дизайн, Видеообзор, Видео, Длиннопост

Rotate – для тех случаев, когда звук движется вокруг чего-нибудь. Чем ближе к центру, тем громче. С помощью манипуляций с фазой создаётся впечатление будто звук действительно движется вокруг слушателя.


Scale – чтобы озвучить что-то меняющееся в размере. Чем выше поднимаемся, тем крупнее или сильнее становится предмет или явление. Здесь происходит наслаивание звуков, но очень плавное.


Например, если выбран Air, то слабый ветерок усилится до шквалистого ветра; в Fire слабый костёр разгорится до пожара; в Water ручеёк станет водопадом, а в Animal милый зверёк - опасным зверем и т. д. В каждом типе звука — свои возможности.


Appear – для звуков появления или исчезаний. Опять же везде по разному.


Например, теперь в Water мы теперь получим водяные капли, в Paper мы будем писать (причем можно ручкой, карандашом или маркером), в Vegetal мы получим шаги по траве, в Fire мы будем поджигать (сам момент поджигания возникает, когда приближаемся к центру). А в Mineral получим каменные удары.


Тип Merge можно использовать для звуков, которые резко прекращаются. Например, в Mineral мы среди развалин натыкаемся на какой-то метал, в Fire мы получим взрывы, а в Electric - электрический разряд.


А в типе Transform мы получим ещё целую пачку разных движений.

Где-то звук будет просто менять свой окрас (например в Air, мы услышим как меняет окрас ветра) а где-то получим равномерную звуковую текстуру.


Перемещая курсор, мы услышим как звук плавно трансформируется, меняя частоту модуляции (LFO) и высоту тона. Можно использовать в те моменты, когда на экране что-то меняет свою форму.


А теперь про типы звуков. Нам доступны: Air, Fire, Metal, Paper, Rubber, Water, Wood, Machine, Organic, Electric, Synthetic, Granular, Animal, Mineral, Vegetal, Musical.


Как уже писал, в каждом типе звука свои возможности. Каждый можно «повернуть» и использовать по своему.


Например, в Paper мы сможем и «писать» звуком (ручка, карандаш или маркер), и перелистывать страницы (тоже очень гибкие настройки, включая скорость перелистывания), а также сминать бумагу, рвать её или просто шуршать страницами.

И такая ситуация в каждом типе звука — везде целый набор звуков со своими настройками.


Комбинируя типы движений и звуков мы получаем огромную палитру звучаний.

А параметры справа дают ещё больше возможностей.

"Нарисовать" звук для видео. Саунд-дизайн стал проще. Про инструмент DSP Motion (Tsugi) Звук, Звукорежиссер, Видеомонтаж, Компьютерная графика, Gamedev, Рисование, Саунд-Дизайн, Видеообзор, Видео, Длиннопост

Например, в Fire в типе Appear мы можем сделать громче возгорание, изменить громкость и продолжительность вспышки, громкость шипения. В Animal будут уже другие параметры. А также почти везде есть настройки Реверберации и Делея, т. е.можете смодулировать размер помещения или создать эффект эхо.


Также мы можем устанавливать диапазон, в котором параметры будут меняться в случайном порядке. Это полезно, когда нужно создать пачку звуков одинаковых по движению/траектории, но разных по окрасу (например звуки шагов). Диапазон устанавливается путём зажатия кружков и вертикального перемещения курсора.

"Нарисовать" звук для видео. Саунд-дизайн стал проще. Про инструмент DSP Motion (Tsugi) Звук, Звукорежиссер, Видеомонтаж, Компьютерная графика, Gamedev, Рисование, Саунд-Дизайн, Видеообзор, Видео, Длиннопост

Кнопка Play запускает нарисованный звук с текущими параметрами (можно включать просто клавишей «пробел»), а Random Play включает звук со случайными настройками, для которых выбрали диапазон.

"Нарисовать" звук для видео. Саунд-дизайн стал проще. Про инструмент DSP Motion (Tsugi) Звук, Звукорежиссер, Видеомонтаж, Компьютерная графика, Gamedev, Рисование, Саунд-Дизайн, Видеообзор, Видео, Длиннопост

Кстати, если у вас не получается нарисовать что-то ровно, тут есть пресеты/заготовки с траекториями. Также мы можем отразить траекторию по горизонтали, по вертикали или повернуть на любой угол.

"Нарисовать" звук для видео. Саунд-дизайн стал проще. Про инструмент DSP Motion (Tsugi) Звук, Звукорежиссер, Видеомонтаж, Компьютерная графика, Gamedev, Рисование, Саунд-Дизайн, Видеообзор, Видео, Длиннопост

Вот и все. Ничего сложного, если самому пощупать. При этом огромные возможности. И сама идея с процедурной генерацией позволит озвучить сложнейшие движения и таких звуков не найдёте ни в одной библиотеке.


И самое главное - права на созданные звуки (о них я спросил напрямую разработчика).


Вы можете свободно использовать эти звуки в любых проектах, включая коммерческие.

Но нельзя продавать звуки отдельно (на стоках, например). Однако, если вы продаёте готовые шаблоны для After Effects или Premier Pro, то свободно можете приложить для продажи несколько звуков (но не больше 10 штук).


Как бы я ни старался, очень сложно описать звуки словами. Основную информацию я расписал в посте, а если у вас есть желание услышать эти примеры, предлагаю посмотреть видео.

Показать полностью 6 1
58

Трейлерные звуки

Трейлерные или, как их еще называют, «кинематографичные» звуки - это те эпичные звуки, которые вызывают бурю эмоций и заставляют нас бежать в кинотеатры. Мы слышим их в каждом трейлере фильмов или игр.


Звук — очень эффективный инструмент для создания эмоций. Не зря фильмы (и вообще видеоролики) называют АУДИО-визуальными произведения и говорят, что звук несёт 50% важности. Но говоря о Трейлерных звуках, процент важности и ответственности бесспорно выше.

Трейлерные звуки Звук, Звукорежиссер, Звукозапись, Фильмы, Видеомонтаж, Видео, Длиннопост, Своими руками

Они обладают ярко выраженной эмоциональной нагрузкой и непростой комплексной структурой. Благодаря этому они стали такими популярными в трейлерной музыке, когда необходимо за короткий промежуток времени успеть окунуть зрителя в нужную атмосферу, ошеломить, заинтриговать, испугать и, конечно же, заинтересовать «что будет дальше?».


Если вы занимаетесь видео и желаете сделать свои произведение более яркими, то, конечно же, тоже можете использовать их сами, но есть нюансы. Попробуем разобраться.


Возможно вы замечали, что зачастую трейлерная музыка имеет схожие черты, особую узнаваемую структуру. С годами индустрия выкристаллизовала эффективные способы формирования эмоций у аудитории и поэтому сейчас нам зачастую приходится слышать в рекламе фильмов музыку, написанную по уже сформировавшимся и устоявшимся шаблонам. И более того — даже звуки, из которых состоит трейлерная музыка тоже имеют свои признаки.

Трейлерные звуки Звук, Звукорежиссер, Звукозапись, Фильмы, Видеомонтаж, Видео, Длиннопост, Своими руками

Чтобы разобраться в них, есть смысл каким-либо образом разделить эти звуки, т. к. их многообразие может запутать. Буду называть звуки на английском языке - так, как их называют в звуковых библиотеках.


Итак, для себя я делю их на следующие группы:

1. Различные удары: Hit, Boom, Impact, Slam

2. Звуки для движений и перемещений: Whoosh/swish

3. Грозные звуки Braaam и подобные им

4. Нарастающие звуки Riser/Uplifter и, наоборот, спадающие по интенсивности звуки Downer/Downlifter

5. Продолжительные фоновые звуки Atmosphere/Drone

Есть и другие звуки, составные и производные. А эти можно назвать «базовыми».


Конечно же, чтобы было понятнее, лучше эти звуки слышать.


Я сделал видеоролик про то, как отличить одни звуки от других, в каких случаях их применять в своих видеороликах, где вообще брать такие звуки и каким образом можно сделать такие звуки своими руками. Приятного просмотра!

Показать полностью 1 1
96

Ленточный ВЧ (Ribbon tweeter) DIY(колхозим сами)

Увидел в какой то около аудиофильской статье про некие ленточные ВЧ излучатели, стало интересно как оно работает... собрал прототип, на нем исследовал разные намотанные самостоятельно согласующие трансформаторы и влияние площади ленты с прочими параметрами. Скажем так много спорных моментов.

Ленточный ВЧ (Ribbon tweeter) DIY(колхозим сами) Своими руками, Акустика, Звук, Электроника, Длиннопост, Рукоделие с процессом

Но в целом девайс рабочий и можно делать на неодиме, с целью получить чувствительность хотя-бы выше 95дБ. Берем значит швеллер 30Х30 из конструкционной стали, и мебельный щит в одном из известных магазинов строительных материалов. На базе того же магазина есть мастерские, за недорого очень много станков дают на поюзать. Напилил там детальки корпусов.  Толстовата досочка... 16 мм по моему.

Ленточный ВЧ (Ribbon tweeter) DIY(колхозим сами) Своими руками, Акустика, Звук, Электроника, Длиннопост, Рукоделие с процессом

Собирал в таков вот варианте магниты. Смысла нет на всю дину их делать, как по мне. работает активно только средняя часть ленты.

Ленточный ВЧ (Ribbon tweeter) DIY(колхозим сами) Своими руками, Акустика, Звук, Электроника, Длиннопост, Рукоделие с процессом

Остатками эпоксидной смолы склеил будущие корпуса.

Ленточный ВЧ (Ribbon tweeter) DIY(колхозим сами) Своими руками, Акустика, Звук, Электроника, Длиннопост, Рукоделие с процессом

Прикинул как оно будет то...

Ленточный ВЧ (Ribbon tweeter) DIY(колхозим сами) Своими руками, Акустика, Звук, Электроника, Длиннопост, Рукоделие с процессом

Протестировал на 5 разных трансформаторах. О них чуть позже(отдельный гемор с ними)

Ленточный ВЧ (Ribbon tweeter) DIY(колхозим сами) Своими руками, Акустика, Звук, Электроника, Длиннопост, Рукоделие с процессом

Доклеиваем дерево чтобы заполнить зазор и слегка увеличить КПД излучателя.

Ленточный ВЧ (Ribbon tweeter) DIY(колхозим сами) Своими руками, Акустика, Звук, Электроника, Длиннопост, Рукоделие с процессом

Шлифуем наждачкой и красим корпус на балконе.

Ленточный ВЧ (Ribbon tweeter) DIY(колхозим сами) Своими руками, Акустика, Звук, Электроника, Длиннопост, Рукоделие с процессом

И теперь о трансформаторе!

1. Мотать на феррите. Проницаемость 6000НМ (до 30кГц работает). На нем получилось оптимально по диапазону, захватывает примерно от 4кГц и до 22кГц стабильно (выше 15 не слышу, смотрел осциллографом).  Выше не тестировал, нечем такой сигнал подать. Зависимость простая -> Выше проницаемость - ниже частотный диапазон. 3000НМ работает уже до 100кГц но начиная примерно с 8-10кГц, что уже многовато для нижней границы ВЧ излучателя. Кольца от компьютерных БП можно, но КПД будет крайне низким и о чувствительности даже в 80дБ там речи не идет, частоты не измерял так как влом было с этим возится.

2. Самое главное - соотношение числа витков первичной и вторичной обмоток в зависимости от согласуемого сопротивления.

Пляшем тут от числа витков первичной обмотки, на которой нам надо получить сколько то Ом сопротивления(не меньше 4 Ом обычно) для подключения ее как нагрузки к усилителю. Я брал 4 Ом (шелковые ВЧ в колонках с таким импедансом), это 130 витков 0.16мм (4м) намоточным проводом (есть просто катушка его) на сердечнике с сечением 28х6х9мм. Далее по формуле согласования сопротивлений(картинка ниже). Где Z1 - сопротивление первичной обмотки, Z2 - сопротивление ленты (у меня 0.08 Ом). N1 - число витков первичной обмотки, N2 - число витков вторичной обмотки.

Первая формула сверху - исходная. Вторая по которой считаем витки вторичной обмотки. Взято из какой то статьи про идеальный трансформатор. (https://studfile.net/preview/2702764/). И как показала практика формула верна.

3. Намотку вторичной обмотки нужно производить жгутом из нескольких жил исходя из таблицы для скин эффекта(проникновение тока на 0.46мм при частоте 20кГц). То есть несколькими проводами диаметром до 0.9 мм каждый. Я мотал жгутом из 30 жил по 0.16мм(других нет). В принципе 2х-3х жил по 0.7мм вполне хватит как я думаю даже с запасом... знающие посчитают сами на какой ток вторичка нужна, я делал на глаз и по коэффициенту преобразования. 

4. Надежно это всё заливаем эпоксидной смолой для фиксации катушек. Для чего и почему? -  А просто на мощностях ближе к 20-30Вт катушки начинают сами звенеть причем довольно слышно.

Про трансформатор всё. Вот формулы:

Ленточный ВЧ (Ribbon tweeter) DIY(колхозим сами) Своими руками, Акустика, Звук, Электроника, Длиннопост, Рукоделие с процессом

Вот готовый, без заливки пока и пересчитанный на 260 витков (8м 2х0.16мм первички) и 35 витков вторички той же шиной. С запасом по мощности... ну как мне кажется =) 

Ленточный ВЧ (Ribbon tweeter) DIY(колхозим сами) Своими руками, Акустика, Звук, Электроника, Длиннопост, Рукоделие с процессом

Покрасил модули слегка пыльнув баллончиком на балконе для вида. Контактные площадки прилепил до этого. Прикрутил крепление в виде алюминиевого уголка 25х25, главное при сверлении отверстий не попасть в магнит =) и лучше это делать до их установки разумеется, а не так как я. Устал стальную стружку вычищать с магнитов.

Ленточный ВЧ (Ribbon tweeter) DIY(колхозим сами) Своими руками, Акустика, Звук, Электроника, Длиннопост, Рукоделие с процессом

Крепление под прижим ленты очень простое. Площадка из фольгированного и залуженного текстолита + прижим из того же алюминиевого профиля с прокладкой из силикона(водопроводная какая-то в том же магазине).

Ленточный ВЧ (Ribbon tweeter) DIY(колхозим сами) Своими руками, Акустика, Звук, Электроника, Длиннопост, Рукоделие с процессом

Отжимаем у жены немного фольги для запекания и хитрое устройство для гофрирования волос. Ранее была куплена фольга 14мкм но в сравнении с обычной 10мкм разницы не заметил, так что всё равно. Может быть разница и есть из-за массы ленты, но она видимо за границами рабочего частотного диапазона. Гофр решил так сделать - на 5см возле магнитов плоский участок, остальное как подвес. Можно и всю гофрировать (разницы не заметил), можно и не гофрировать и пустить в натяг (поднимется нижняя граница частоты причем заметно). Гофрировал холодным устройством чтобы не изменить механические свойства фольги.

Ленточный ВЧ (Ribbon tweeter) DIY(колхозим сами) Своими руками, Акустика, Звук, Электроника, Длиннопост, Рукоделие с процессом

Модуль в сборе. Батарейкой определил полярность. Плюс там где при подаче + напряжения с батарейки лента движется на слушателя. Лучше брать немного севшую, а то лента сильно прыгает. Так же в трансформаторе отмечаем начала обмоток. Соединяем + входа(от усилителя) с началом первички, и + выхода на ленту с началом вторички. Фазировка это важно!

Ленточный ВЧ (Ribbon tweeter) DIY(колхозим сами) Своими руками, Акустика, Звук, Электроника, Длиннопост, Рукоделие с процессом

Прицепил это всё в хреново прокрашенный корпус, и остался доволен звучанием. Добавило деталей, диапазон по ВЧ заметно шире и всё такое... Очень годно звучит не смотря на колхоз. В сравнении с купольниками от wharfedale VR-100 сильно заметная разница.

Будем считать эти излучатели бэта прототипом будущих крутых ленточных ВЧ.

По деньгам вышло сравнительно не дорого, примерно в 1.5к на материалы.

Феррит 2 кольца 28х9х6 - 300р

Мебельный щит 1х0.5м - 200р

Швеллер 30х30 - 400р

Обработка дерева и металла в мастерской своими руками - 200р/час (я уложился)

Уголок алюминиевый 25х25х1м около 200р

Краска в баллоне любая - 200р

Остальное всё(намоточная проволока, изолента, фольга, обрезки текстолита и саморезы и т.п.) были в наличии от старых проектов.

Ленточный ВЧ (Ribbon tweeter) DIY(колхозим сами) Своими руками, Акустика, Звук, Электроника, Длиннопост, Рукоделие с процессом

Спасибо за внимание.

Жду советов по доработке или переработке сего девайса =)

Показать полностью 14
1305

Звуковая аппаратура на концерте.

Как верно заметил @1dndn, я обещал написать пост про звук на концерте и затянул с этим.

Оправданием мне служит ЛЛ в которой я давно состою, несмотря на свои два бизнеса.)

Не уверен, что уложусь в один пост. Но постараюсь. Все буду описывать понятными словами, без спецтерминов. и достаточно общо. Если понадобятся подробности - отвечу в комментах или запилю пост.

Итак поехали.

Некоторое время назад, в ответ на картинку из кабины самолета, мол как все это запомнить,  я запостил место звукорежиссера. Примерно такое:

Звуковая аппаратура на концерте. Звук, Концерт, Аппаратура, Звукорежиссер, Длиннопост

После чего получил много запросов рассказать, как получается концертный звук, и что это все за кнопочки.


Мы сейчас не берем фонограммные концерты - они сильно отличаются от настоящего концерта, как голливудское кино от реальной америки.

Звуковая аппаратура на концерте. Звук, Концерт, Аппаратура, Звукорежиссер, Длиннопост

Звук на сцене производят музыканты. Его нужно у них взять (снять), передать звукорежиссеру, обработать, и воспроизвести на колонках (акустических системах).


Возьмем для примера простой квартет: Барабанщик, бас-гитарист, гитарист, вокалист.


1) Барабанщик. Наверное самый опутанный, как Нео в матрице проводами, музыкант.

Звуковая аппаратура на концерте. Звук, Концерт, Аппаратура, Звукорежиссер, Длиннопост

Еще бы! Ведь в идеале каждую тарелку, каждый барабан надо подзвучить отдельным микрофоном. Но в минимальном варианте подзвучивают бочку(самый большой барабан)

рабочий/малый барабан (обычно между ног ударника, внизу пружина, в отличие от остальных издает зачетный звук - тыщщ) и вешают два конденсаторных микрофона сверху (они снимают объемно звук со всей установки)


2) Бас-гитарист

у него на шее обычно вичит кусок дерева с четырьмя струнами,(иногда басист и сам кусок дерева).

Звуковая аппаратура на концерте. Звук, Концерт, Аппаратура, Звукорежиссер, Длиннопост

за струнами находятся черные плашки с магнитами (звукосниматели) и когда басист тренькает пальцАми по струнам  - магниты возбуждаются.


Но! Это никому нифига не слышно, если конечно басист не сидит у себя на кухне и все уже легли спать. Поэтому в гитару басисту вставляют шнур и другим концом присоединяют к ящику с усилителем сигнала и колонкой(комбику или комбоусилителю).


После чего на сцене к динамику колонки подставляют микрофон, и снимают от него звук.

Звуковая аппаратура на концерте. Звук, Концерт, Аппаратура, Звукорежиссер, Длиннопост

3) Гитарист. У него все так же как и у басиста, только на гитаре 6 струн, они потоньше.

Звуковая аппаратура на концерте. Звук, Концерт, Аппаратура, Звукорежиссер, Длиннопост

Так же обычно у гитариста есть возможность превратить гитарный звук трень-брень в мощный джинг-джинг, или мягкий вауп-вауп. в общем, на что хватит фантазии или набора педалек (педалбоард с примочками)

Звуковая аппаратура на концерте. Звук, Концерт, Аппаратура, Звукорежиссер, Длиннопост

звук, снимается так же как и у басиста, плюс шнурком с педалбоарда.


4) вокалист, обычно поет через рот.

снимается микрофоном.


Итого, сколько мы насчитали микрофонов+ линий


барабаны  - 4, бас - 1, гитара 2, вокал 1


в сумме 8 .

Теперь все это должно добежать по проводам

Звуковая аппаратура на концерте. Звук, Концерт, Аппаратура, Звукорежиссер, Длиннопост

вот по этому толстому как мой юмор, член пикабушника кабелю (коса, мультикор).

и воткнуться в пульт звукорежиссера

Звуковая аппаратура на концерте. Звук, Концерт, Аппаратура, Звукорежиссер, Длиннопост

После чего это стать одной из цветных дорожек с двигалкрй (фейдером), которую можно двигать туда-сюда делая громче-тише, и ручками на этой дорожке, которые можно крутить изменяя высокие/средние/низкие частоты этого канала.

У нас получилось восемь каналов, значит на пульте это будет восемь дорожек.

Но это еще не все!


Звук который приходит на пульт называется - "чистый". Его нужно обработать. Иначе ваши уши взорвутся от какофонии и из них потечет кровь.

Обработка сводится к нормализации сигнала от инструмента (че очень тихо - усилим, че громко придавим)

Звуковая аппаратура на концерте. Звук, Концерт, Аппаратура, Звукорежиссер, Длиннопост

и наложении на него эхо или дилэя.

Звуковая аппаратура на концерте. Звук, Концерт, Аппаратура, Звукорежиссер, Длиннопост

Справка:

а) дилей, это когда уточка говорит кря! а дилэй за ней повторяет ря-ря-ря-ря все тише и тише (как настроишь)

б) эхо, это когда уточка говорит кря! а эхо за ней -аааааа! Все поняли?

Звуковая аппаратура на концерте. Звук, Концерт, Аппаратура, Звукорежиссер, Длиннопост

После чего,  звукорежиссер, пользуясь девайсом - "уши", прикрепленные к "голова" с помощью нейронного преобразователя - "мозг", выстраивает уровни всех инструментов в звучание коллектива, которое должно получится на выходе.

И отправляет звук куда? Правильно в делитель частот (кроссовер)

Звуковая аппаратура на концерте. Звук, Концерт, Аппаратура, Звукорежиссер, Длиннопост

Делается это для того чтобы в сабвуфер не попадали высокие частоты , а в остальные колонки  - низкие. После чего звук отправляется усиливаться в финтнес-клуб усилитель и топает по проводам в колонки, где мы его и ждем.


Думаете - все? А вот хрен там плавал!


Музыкантам, чтобы играть  - нужно, представьте себе, слышать свой инструмент, и инструменты своих одногруппников.

Для этого, в бюджетном варианте, используют колонки на сцене (мониторы):

Звуковая аппаратура на концерте. Звук, Концерт, Аппаратура, Звукорежиссер, Длиннопост

В каждую из них, звукорежиссер настраивает громкость звучания тех инструментов, которые нужны конкретному музыканту. Так что на 4 музыканта - 4 звуковых картины.


В дорогих шоу, используют кусок пластилина с вклеенным в него наушником ( in ear мониторинг)

(вот кстати про него на пикабу Custom In-Ear Monitors, что это и с чем его едят?)


в одном ухе такой чудила слышит свой инструмент а в другом остальных музыкантов:

Звуковая аппаратура на концерте. Звук, Концерт, Аппаратура, Звукорежиссер, Длиннопост

Если коротко то вот теперь  -

Звуковая аппаратура на концерте. Звук, Концерт, Аппаратура, Звукорежиссер, Длиннопост

Всё!

Показать полностью 15
61

"Кровь" из ушей. Звукореж.

Я рад приветствовать всех Пикабушников.
Сегодня я бы хотел поднять больную тему для звукарей и музыкантов.
Многие группы всегда хотят звучать на высоте. Пишут там что то. Готовят целые альбомы к релизам. И вот приходит время всё сводить и они долго и упорно ищут звукача. да такого, чтоб подешевле, и чтоб из говна такую звуковую конфетку слепил, чтоб "ах". А главное - в короткий срок все должно звучать и ласкать слух.
И вот нашли они "ЕГО". И вот договорились о цене.
Отослала группа звукачу исходники, как полагается в XXI веке, с чистыми ( записанными в линию) гитарами, но кривыми - прикривыми. Барабаны набили так, что 3 человека не сыграют.
И вот группа говорит: "Хотим звучать Пи@же всех. Чтоб низко было - тяжело. Но... жанр - подобие "пост инди""
???
И присылают разные аудио файлы для примера.

И вот звука мастер сводит и сводит. Месяц может сводить. Скидывает группе варианты звука, а группа не довольна.
Говорит:"Ну, это все не то"
Звукач:"как не то? Вы сами мне кидали примеры. Я сделал похожие варианты."
(И ведь реально похожие по звуку варианты)
Группа:
Гитарист -"нам бы гитару пожирнее. "
Вокалист - "вокал по громче!"
Ударник-"а чё так тарелки тохи?"
И т.д .
В общем: крутой бенд не доволен, звукареж рвет волосы , время идет, деньги не капают.
"Некоторое время спустя"
Группа получает свои треки. Каждый музыкант доволен звуком своего инструмента. Наступает пора узнать мнение "слушателя".
"Слушатель" не безухий дурак. Говорит: "Что то звук у вас - г..., ребята"
И тут, конечно, группа, защищая свое творчество, делает крайним заукача.
А парень старался, пыхтел, пытался объяснить команде: " Если я сейчас подниму по громкости малый барабан, то он всё перебьет. А если подниму вокал и изменю частоты - получится, как в караоке.
Так вот, господа творческие личности, ВЫВОД: есть такое понятие концепт идеи. И этот термин так же распространяется на музыку и звук. Если Музыкант не знает, как должна звучать его музыка, то стоит довериться грамотному звукачу. А если знает, то должен сам изначально подобрать звук гитар, ударных и т.д. Не стоит лезть в чужую работу и учить тому, в чем не силён.
История не моя - знакомого. (мой знакомый - поставлю тег "моё") Хотя и со мной подобное случалось. Сам звукач и композитор. Если будет интересно - поделюсь своим творческим проектом, над которым я пыхтел месяца полтора (это только звук). Спасибо.

220

Акустический экран для микрофона своими руками

Акустический экран для микрофона своими руками Акустика, Экран, Шумоизоляция, Шумоподавление, Звук, Звукопоглощающая панель, Акустический экран, Своими руками, Длиннопост

Задумал сделать самостоятельно акустический экран для микрофона, который будет крепится на стойку. Из всевозможных вариантов материалов (вплоть до металлического каркаса) остановил свой выбор на фанере толщиной 4 мм. Главная задача - конструкция должна быть легкой, быстросъемной и не дорогой. Ну и от лишних звуковых отражений избавлять в некоторой степени, разумеется.

Купив лист тонкой фанеры, распилил сразу же в магазине на необходимые части. Их три: средняя 200 мм в ширину и 300 мм в высоту, и две боковых по 150 мм в ширину и 300 мм в высоту.

Между собой эти фанерные куски решил скрепить маленькими легкими уголками (искал 135 градусов, но в магазине были только большие), взял под 90, решив что просто разогну их под нужным мне углом.

Акустический экран для микрофона своими руками Акустика, Экран, Шумоизоляция, Шумоподавление, Звук, Звукопоглощающая панель, Акустический экран, Своими руками, Длиннопост

Стоит отметить, что уголки к довольно тонкой фанере крепить лучше не саморезами, а винтами и гайками и желательно с шайбами, предварительно просверлив в нужных местах отверстия под нужную толщину (у меня получилось так, что винтики закручивались в фанеру отверткой).

Акустический экран для микрофона своими руками Акустика, Экран, Шумоизоляция, Шумоподавление, Звук, Звукопоглощающая панель, Акустический экран, Своими руками, Длиннопост

Для крепления на микрофонную стойку я выбрал уголок 90 градусов 50х50х35 мм. У этого уголка, помимо отверстий по краям для крепления к фанере, имеется еще одно пошире, правда его все равно пришлось рассверлить под диаметр резьбы микрофонной стойки.

Акустический экран для микрофона своими руками Акустика, Экран, Шумоизоляция, Шумоподавление, Звук, Звукопоглощающая панель, Акустический экран, Своими руками, Длиннопост

У моей стойки широкая резьба под держатель микрофона, но бывают стойки и с узкой резьбой (существуют еще и переходники), поэтому не всем придется расширять это отверстие.

Акустический экран для микрофона своими руками Акустика, Экран, Шумоизоляция, Шумоподавление, Звук, Звукопоглощающая панель, Акустический экран, Своими руками, Длиннопост
Акустический экран для микрофона своими руками Акустика, Экран, Шумоизоляция, Шумоподавление, Звук, Звукопоглощающая панель, Акустический экран, Своими руками, Длиннопост

Вот собственно, каркас будущего акустического экрана собран. Предварительная примерка по месту:

Акустический экран для микрофона своими руками Акустика, Экран, Шумоизоляция, Шумоподавление, Звук, Звукопоглощающая панель, Акустический экран, Своими руками, Длиннопост
Акустический экран для микрофона своими руками Акустика, Экран, Шумоизоляция, Шумоподавление, Звук, Звукопоглощающая панель, Акустический экран, Своими руками, Длиннопост

Далее я взял пару кусков акустического поролона, обрезал по размеру своего экрана (обклеить решил с двух сторон) и, собственно, приклеил к фанерному каркасу. Все точки крепления (винты и гайки) теперь спрятаны под поролоном.

Акустический экран для микрофона своими руками Акустика, Экран, Шумоизоляция, Шумоподавление, Звук, Звукопоглощающая панель, Акустический экран, Своими руками, Длиннопост

Клей подсох, все держится хорошо, крепко. Акустический экран готов! Он довольно легкий и быстро монтируется на микрофонную стойку (и демонтируется тоже).

Хочу отметить, что стоимость такого экрана гораздо ниже, чем в магазинах за фирменные, что тоже очень приятно!

Акустический экран для микрофона своими руками Акустика, Экран, Шумоизоляция, Шумоподавление, Звук, Звукопоглощающая панель, Акустический экран, Своими руками, Длиннопост
Акустический экран для микрофона своими руками Акустика, Экран, Шумоизоляция, Шумоподавление, Звук, Звукопоглощающая панель, Акустический экран, Своими руками, Длиннопост

Кстати, поп-фильтр я тоже сделал себе сам. Получилось очень дешево. Вязальные пяльца, капрон, гибкая "шея" и хомут от велосипедного зеркала. У меня ушло 86 рублей на эти материалы.

Поп-фильтр так же отлично справляется со своей задачей, спокойно регулируется по высоте, наклону и т.п.

Акустический экран для микрофона своими руками Акустика, Экран, Шумоизоляция, Шумоподавление, Звук, Звукопоглощающая панель, Акустический экран, Своими руками, Длиннопост

Вот и пора заканчивать эту историю! Всем спасибо! Рад, если кому пригодится!

Показать полностью 11
51

Как делают звуки в кино

Несмотря на большие фонотеки, звуки в кино производят очень странными предметами. Веник и тряпка - лучшие друзья звукооформителя.


Как бы это ни было странно, одной из главных составляющих кино является звук. Не просто мелодии или песни, которые сопровождают героев в наиболее драматические моменты истории, а именно что звук — любое движение, любой вздох или выкрик. Помимо работы актеров, которые озвучивают свои собственные или чужие роли, важным являются труд звукооформителей, как их называют у нас, или foley artists, как их называют у них — люди ответственные за то, чтобы все в фильме звучало правдоподобно. Только, как это часто бывает, для правдивого звука они используют совсем не то, что озвучивают.


На съемках фильма, практически всегда есть человек, который отвечает за создание натуральных звуковых эффектов. Их он записывает в студии, предварительно определив, что нужно воспроизвести.Раньше, за отсутствием средств, некоторым фильмам звук на площадке не записывали вовсе, а полностью воспроизводили в студии. Экзотический термин «foley artist» возник благодаря Джэку Фоли, пионеру звукового кино. Он начинал как сценарист немых фильмов, но потом внес большой вклад в переход к звуковому кино. Он придумал большинство техник, применяемых сегодня в озвучении, и приложил свои бесценные уши к многим фильмам, самым знаменитым из которых является «Спартак» Кубрика.


Своей знаменитостью Джэк Фоли в первую очередь обязан технологическим недостаткам съемочного процесса: звук во время съемок на натурах часто получается невыразительным. Чтобы понять, как это все работает сегодня, мы расспросили звукооформителя Петра Бордачева.


«Еще давно в кино поняли, что звук, который записывается во время съемки, получается очень блеклым и заглушается лишними шумами. Полученную картинку приходится переозвучивать. Раньше это делали с помощью живых звуков, но теперь, благодаря развитию качественных фонотек в живую озвучивают все меньше и меньше. Например, в США услуга foley artist стоит довольно дорого. Поэтому сейчас все больше используют библиотеки звуков. Однако такие штуки, как шаги или, например, шуршание одежды, все же удобнее записывать по старинке. Шаги – это вообще наша основная задача. Так как они попадаются довольно часто в фильмах и сериалах, намного легче записать их, не подстраивая звук из фонотеки, а с одного или двух дублей все сделать в живую».


Вот некоторые примеры того, как получаются звуки:


- Шаги по снегу: руками мнется крахмал;


- Огонь: веником проводят (шоркают) по тряпке;


- Сломанная шея: эспандером быстро сжимают лист капусты;


- Цокот копыт: кокосом бьют об кокос;


- Морской прибой: в ящик насыпают песок и поворачивают его (ящик) под разными углами;


- Шаги по траве: шагают по магнитной ленте;


- Столкновение машин: насыпают с железный ящик гайки и ударяют по нему.

Показать полностью
432

Ремонт портативной колонки JBL Flip 3.

Всем добра !

Принесли вчера студенты в ремонт портативную колонку JBL Flip 3 с поставленной задачей - "поменять разъем зарядки". Долго шушукались, видимо собирая монеты по сусекам у кого сколько осталось с обедов и в конце-концов ушли....) Первичный осмотр выявил отсутствие половины винтов и небольшие трещины с торцов корпуса, видимо падала и не раз. Дело привычное, менять micro-USB в акустике, подумалось мне, быстрее и проще чем в смартфоне, но не тут то было...

Ремонт портативной колонки JBL Flip 3. Ремонт, Электроника, Акустика, Техника, Звук, Jbl, Длиннопост

Сняв торцевые мембраны и крышку с кнопками управления, загрустил... Все переходные отверстия с кабелями и шлейфами залиты компаундом, причем каким то сухим и дрянным. Разъемы USB и audio правда сидят на отдельной платке, но кабель от нее идет внутрь корпуса внатяг... Плюс "кто то" уже лазал внутрь, судя по следам олова на пластике,компаунде и отлетевшем с мясом дросселе, шлейф платы управления был аж расслоен от нагрева и часть индикаторов не работала. Погрустив, что быстрым ремонтом здесь не пахнет, да и объявленной ценой тоже, стал проводить дальнейшую диагностику, а по сути ремонт. Перед этим поинтересовался стоит ли вообще сие чудо таких трудозатрат, цена колонки в интернете "порадовала"- 6000-7000р за "оригинал" ! Как оказалось есть и масса китайских поделок (отличаются даже внешне).Озадачился... за что ? Наверное издает сие чудо небесные звуки ? ) В общем любопытство взяло верх и после окончания рабочего дня решил ее расковырять. Был заменен USB-разъем без вытягивания кабеля из корпуса, с матом, но эффективно.

Вставляем зарядку, видим потребление 800мА, заряд идет, колонка сама включается, издает глубокий басовитый звук заводящегося дизеля (я чуть не отпрыгнул с матюгами) и на этом заряд прекращается, потребление по нулям... Черт, халявы не будет, придется сидеть дальше...( Прозвонив, разъем до платы стал зачищать компаунд и разбирать ее полностью, дело в цепях зарядки/питания и скорее где-то трещины.

К слову говоря, перед этим полазал в интернетах и обнаружил что у всей серии портативной акустики JBL куча проблем с питанием. Много жалоб на прекращение заряда через 5-20 секунд, деградировавшие аккумы, неисправность контроллера заряда, отлетевшие дроссели и так, по мелочи. Причем информации по ремонтам ноль, многие сервисы тупо предлагают нести к ним на замену какого то контроллера  и стоить это будет от 2000р до 3500р... или менять аккум, который еще и поискать придется. Ну что ж, с халявой снова пролетаем, придется напрягать мозги самому )

Кто-то наверное начнет чекрыжить такой подход в своих комментах, типа "халявщики", "что за подход !", но уверяю вас и коллеги меня поймут, что это стандартный подход в любом сервисе, где работа поставлена на поток, типовуха и наработки - наше все ! И за информацию даже приходится платить деньги ) Иначе тупо не заработаешь, штудирование мануалов и даташитов, изучение принципа работы той или иной китайской поделки конечно в почете и приходится этим заниматься, но сжирает уйму времени, а его всегда не хватает....

Ну так вот ... Разложил потроха в одной плоскости, собрал и снова подключил...чуда не произошло, потребление 800ма - 10 секунд, потом 0,00ма. Берем плату, снимаем криво припаянный дроссель, достаточно массивный (частая проблема этой серии-отлетает при ударе) Под ним вырвана часть дорог, восстанавливаем и прокладываем каптоновым скотчем, припаиваем.

Ремонт портативной колонки JBL Flip 3. Ремонт, Электроника, Акустика, Техника, Звук, Jbl, Длиннопост

Дальше осмотр под микроскопом обвязки вокруг контроллера MP2637, который является универсальным контроллером заряда/питания - "highly-integrated, flexible, switch-mode battery charger with sstem power".

Под микроскопом внешне вроде все целое, но пайка какая то корявая и серая , пропаиваю по периметру микросхему контроллера и всю мелочь вокруг него и упсссс... отлетел один кондер С4, точнее его половинка...

Ремонт портативной колонки JBL Flip 3. Ремонт, Электроника, Акустика, Техника, Звук, Jbl, Длиннопост

Открываю даташит на контроллер и по нему подбираю емкость 100nf похожих типоразмеров. Судя по описанию кондерчик этот стоит в цепи переключения режимов работы контроллера, на 19-ой ноге - MODE.

Ремонт портативной колонки JBL Flip 3. Ремонт, Электроника, Акустика, Техника, Звук, Jbl, Длиннопост

Пропаиваем все остальные подозрительные букарахи, даже прозваниваем некоторые из них, собираем снова все на плоскости, поминаем бога Халяву и включаем ... Рычанье дизеля, прыжок на кресле, заряд по приборам 870ма...ждем...заряд не падает... замеры на батарее минуты 2, заряд медленно и верно растет, ток стабильный 870ма... Оставил все в таком виде погоняться, а тем временем выдернул расслоившийся шлейф кнопок и заменил его, немного доработав на новый от какого то ноута. Припаял антенну блютуз. Наковырял несколько похожих саморезов для корпуса. За час работы изменений не произошло, колонка стабильно заряжается, подключается по синезубу, кнопочки работают, звук вроде как без хрипежа, но без корпуса судить сложно о его качестве, впрочем это уже другая песня. На ночь оставлять это хозяйство работающим не стал, ну его нафиг, литий штука нервная. Соберу все с утра и буду договариваться о "сверхурочной" работе )

Ремонт портативной колонки JBL Flip 3. Ремонт, Электроника, Акустика, Техника, Звук, Jbl, Длиннопост

Утром собрал колонку и оказалось что для такой пукалки у нее очень глубокие низа и вцелом неплохой звук ! Любителям "зеленых" и велосипедной акустики наверное бы понравилась ! )


Не знаю, что сподвигло меня написать этот пост, наверное свободное время субботы во время дежурства на приемке... За многа букаф не пинайте, надеюсь информация по этой "типовухе" будет полезна коллегам. По правде говоря, если принесут вновь подобное чудо, всилу геморности разборки и дифицита контроллеров (а их все таки приходится менять, судя по постам коллег, специализирующихся на подобных ремонтах) даже не будем брать... но раз уж назвался груздем....)

Показать полностью 4
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: