2

Слепой? - Показалось!

Читаю посты про уступили-не уступили место в общественном транспорте, и вспомнил эпизод из своего отрочества. Время – советское, троллейбус – 4 копейки, причем, личная совесть – лучший контролер, о чем напоминали надписи в каждом из них, поэтому ездили на них часто и без этих копеек. Висим на поручне с другом Пашкой на задней площадке. Очередная остановка – Площадь Свободы. Дверь открывается, просовывается палочка, на другом ее конце – дедушка в темных очках. Палочкой так неуверенно в ступеньки тычется. Тут во мне тимуровец просыпается, хватаю дедулю под локоть, помогаю подняться в салон и запихиваю его на сиденье. Ну и наконец, замечаю, что он испуганно поверх очков на меня пялится. Я: «Извините, мне показалось, что вы слепой», и возвращаюсь к другу Пашке.

Слепой? - Показалось! Троллейбус, Слепой, Конфуз, СССР, 70-е

Фото - остановка "Площадь Свободы" - из интернета, конфуз - мой

Дубликаты не найдены

Похожие посты
80

Мое увлечение. Часть третья (заключительная)

Предыдущие части:

Моё увлечение

Моё увлечение. Часть вторая


Детство (1990)

Мое увлечение. Часть третья (заключительная) Ош, Кыргызстан, История, Ностальгия, Детство, Мозаика, Архитектура, 70-е, 80-е, 90-е, СССР, Город, Фотография, Длиннопост

Адрес: Абсамата Масалиева, 55

Мурал к 35-летию победы

Мое увлечение. Часть третья (заключительная) Ош, Кыргызстан, История, Ностальгия, Детство, Мозаика, Архитектура, 70-е, 80-е, 90-е, СССР, Город, Фотография, Длиннопост

Адрес: Исхака Раззакова, 16

Самолёт (1987)

Мое увлечение. Часть третья (заключительная) Ош, Кыргызстан, История, Ностальгия, Детство, Мозаика, Архитектура, 70-е, 80-е, 90-е, СССР, Город, Фотография, Длиннопост

Адрес: Алишера Навои, 40

Мир (1989)

Мое увлечение. Часть третья (заключительная) Ош, Кыргызстан, История, Ностальгия, Детство, Мозаика, Архитектура, 70-е, 80-е, 90-е, СССР, Город, Фотография, Длиннопост

Одна из трёх муралов на улице Салиева.

Стоит самой первой на въезде в неё.

Адрес: Салиевой, 55


50 лет хлопковому комбинату

Мое увлечение. Часть третья (заключительная) Ош, Кыргызстан, История, Ностальгия, Детство, Мозаика, Архитектура, 70-е, 80-е, 90-е, СССР, Город, Фотография, Длиннопост

Адрес: Салиевой, 53


Мозаики авиагородка

Мое увлечение. Часть третья (заключительная) Ош, Кыргызстан, История, Ностальгия, Детство, Мозаика, Архитектура, 70-е, 80-е, 90-е, СССР, Город, Фотография, Длиннопост
Мое увлечение. Часть третья (заключительная) Ош, Кыргызстан, История, Ностальгия, Детство, Мозаика, Архитектура, 70-е, 80-е, 90-е, СССР, Город, Фотография, Длиннопост

Ансамбль мозаик, что расположен возле аэропорта найти сложно, так как до него едут лишь одна маршрутка 131, а с дороги на город, его видно очень отдалённо.

Адрес: Аэропортская, дом 18, дом 5


Красный крест и полумесяц (1990)

Мое увлечение. Часть третья (заключительная) Ош, Кыргызстан, История, Ностальгия, Детство, Мозаика, Архитектура, 70-е, 80-е, 90-е, СССР, Город, Фотография, Длиннопост

Ошская областная больница богата на артефакты советской эпохи, здесь есть и металлические конструкции в виде врачебных выражений на латыни, и несколько мозаик, также несколько панно из камня.

Адрес: Увамская, 12в


Узорные мозаики и геометрические фигуры

Мое увлечение. Часть третья (заключительная) Ош, Кыргызстан, История, Ностальгия, Детство, Мозаика, Архитектура, 70-е, 80-е, 90-е, СССР, Город, Фотография, Длиннопост
Мое увлечение. Часть третья (заключительная) Ош, Кыргызстан, История, Ностальгия, Детство, Мозаика, Архитектура, 70-е, 80-е, 90-е, СССР, Город, Фотография, Длиннопост
Мое увлечение. Часть третья (заключительная) Ош, Кыргызстан, История, Ностальгия, Детство, Мозаика, Архитектура, 70-е, 80-е, 90-е, СССР, Город, Фотография, Длиннопост
Мое увлечение. Часть третья (заключительная) Ош, Кыргызстан, История, Ностальгия, Детство, Мозаика, Архитектура, 70-е, 80-е, 90-е, СССР, Город, Фотография, Длиннопост
Мое увлечение. Часть третья (заключительная) Ош, Кыргызстан, История, Ностальгия, Детство, Мозаика, Архитектура, 70-е, 80-е, 90-е, СССР, Город, Фотография, Длиннопост

Национальные орнаменты у нас встречаются буквально на каждом втором доме, а с геометрическими фигурами чуть реже.

Мое увлечение. Часть третья (заключительная) Ош, Кыргызстан, История, Ностальгия, Детство, Мозаика, Архитектура, 70-е, 80-е, 90-е, СССР, Город, Фотография, Длиннопост
Мое увлечение. Часть третья (заключительная) Ош, Кыргызстан, История, Ностальгия, Детство, Мозаика, Архитектура, 70-е, 80-е, 90-е, СССР, Город, Фотография, Длиннопост

Адреса: микрорайоны ХБК, Ошский, Юго-Восток, Западный и др. - орнаменты


Проспект Масалиева, улица Аскара Шакирова, Бекмамата Осмонова - фигуры


Находите и берегите свои мозаики)

Показать полностью 13
191

Моё увлечение. Часть вторая

Рад, что мой предыдущий пост вызывал у многих интерес.

Потому продолжу)


Мозаики ТЭЦ (1979)

Моё увлечение. Часть вторая Ош, Кыргызстан, СССР, Мозаика, 70-е, 80-е, 90-е, Архитектура, Ностальгия, История, Жизнь, Космонавты, Длиннопост
Моё увлечение. Часть вторая Ош, Кыргызстан, СССР, Мозаика, 70-е, 80-е, 90-е, Архитектура, Ностальгия, История, Жизнь, Космонавты, Длиннопост
Моё увлечение. Часть вторая Ош, Кыргызстан, СССР, Мозаика, 70-е, 80-е, 90-е, Архитектура, Ностальгия, История, Жизнь, Космонавты, Длиннопост
Моё увлечение. Часть вторая Ош, Кыргызстан, СССР, Мозаика, 70-е, 80-е, 90-е, Архитектура, Ностальгия, История, Жизнь, Космонавты, Длиннопост
Моё увлечение. Часть вторая Ош, Кыргызстан, СССР, Мозаика, 70-е, 80-е, 90-е, Архитектура, Ностальгия, История, Жизнь, Космонавты, Длиннопост

Расположены на въезде в город со стороны Кара-Суу, сразу после ЖД путей.

Адрес: Исхака Раззакова 2Б/2


Космические мозаики (1982)

Моё увлечение. Часть вторая Ош, Кыргызстан, СССР, Мозаика, 70-е, 80-е, 90-е, Архитектура, Ностальгия, История, Жизнь, Космонавты, Длиннопост
Моё увлечение. Часть вторая Ош, Кыргызстан, СССР, Мозаика, 70-е, 80-е, 90-е, Архитектура, Ностальгия, История, Жизнь, Космонавты, Длиннопост

К собственному удивлению, нашёл их только в этом году, хотя очень часто ходил мимо и не замечал.

Расположены они на торцах общежития женского турецкого лицея "Себат".

Адрес: Раимбекова, 11а


Мозаики строительного техникума и профессионального лицея (1985)

Моё увлечение. Часть вторая Ош, Кыргызстан, СССР, Мозаика, 70-е, 80-е, 90-е, Архитектура, Ностальгия, История, Жизнь, Космонавты, Длиннопост
Моё увлечение. Часть вторая Ош, Кыргызстан, СССР, Мозаика, 70-е, 80-е, 90-е, Архитектура, Ностальгия, История, Жизнь, Космонавты, Длиннопост

Первое панно легко найти, так как оно тоже находится на въезде в город, но со стороны Узгена и дороги на Бишкек.

А со вторым панно сложнее, оно находится далековато от центра, под Сулейманкой, возле заправки МПА и закрыто деревьями.

Адреса: Монуева, 52 и Осконалиева, 1



Голубь мира

Моё увлечение. Часть вторая Ош, Кыргызстан, СССР, Мозаика, 70-е, 80-е, 90-е, Архитектура, Ностальгия, История, Жизнь, Космонавты, Длиннопост

Этот мурал одним из первых необходимо реставрировать. Он расположен в здании с ЗАГСом и большое количество молодожён фотографируется на его фоне.

Адрес: Курманджан Датки, 211


Персонажи сказок (1982)

Моё увлечение. Часть вторая Ош, Кыргызстан, СССР, Мозаика, 70-е, 80-е, 90-е, Архитектура, Ностальгия, История, Жизнь, Космонавты, Длиннопост

Первая найденная мной мозаика на детском садике, ее  было сложно заметить из-за деревьев. 

Адрес: Монуева, 150


Космонавт (1989)

Моё увлечение. Часть вторая Ош, Кыргызстан, СССР, Мозаика, 70-е, 80-е, 90-е, Архитектура, Ностальгия, История, Жизнь, Космонавты, Длиннопост

Одна из трёх мозаик улицы Салиевой, формировавших когда-то общий вид на начало улицы. Ныне снизу магазины, так что в полном размере можно увидеть только с высоты.

Адрес: Салиевой, 51

Показать полностью 10
252

Моё увлечение

Я очень люблю находить и фотографировать советское культурное наследие (мозаики, барельефы, муралы, памятники)

Красивые и монументальные сооружения, которые должны были вдохновлять людей на свершения, сейчас являются отличными напоминаниями истории.

Но, за рекламой, неудачным местоположением, растительностью, а иной раз и грязью, люди не обращают на них внимание.

Я же считаю, что за ними нужен уход, как за памятниками истории и архитектуры.

Ведь муралы и мозаики могут стать городскими достопримечательностями, которые будут собой рассказывать историю и привлекать внимание местных жителей и туристов.

Потому, представляю вашему вниманию мозаики и муралы знакомые мне с самого детства.

Место: город Ош, Кыргызстан.

Олимпийский Мишка (1979)

Моё увлечение Ош, Кыргызстан, Архитектура, СССР, Мозаика, Искусство, 80-е, 70-е, Улица, Завод, Олимпийский мишка, 90-е, История, Жизнь, Длиннопост

Самый известный мурал города.

Найти его очень легко.

Он находится  прямо за центральной мечетью, окружён гаражами с помойкой, так что подойти очень близко не получится.

Адрес: Алайская, 51

Аэрофлот (1980)

Моё увлечение Ош, Кыргызстан, Архитектура, СССР, Мозаика, Искусство, 80-е, 70-е, Улица, Завод, Олимпийский мишка, 90-е, История, Жизнь, Длиннопост

Эта мозаика расположена через дом от *Мишки", и по-видимому, они формировали единую композицию, подойти можно вплотную с улицы Раимбекова (бывш. Зайнабетдинова)

Адрес: Раимбекова, 22

Театральные мозаики (1972)

Моё увлечение Ош, Кыргызстан, Архитектура, СССР, Мозаика, Искусство, 80-е, 70-е, Улица, Завод, Олимпийский мишка, 90-е, История, Жизнь, Длиннопост
Моё увлечение Ош, Кыргызстан, Архитектура, СССР, Мозаика, Искусство, 80-е, 70-е, Улица, Завод, Олимпийский мишка, 90-е, История, Жизнь, Длиннопост

Расположенные с двух торцов, они иллюстрируют исторические и современные сюжеты постановок.

Адрес: Ленина, 243 - драматический театр имени Султана Ибраимова.

Мозаики ткацкой фабрики.

Моё увлечение Ош, Кыргызстан, Архитектура, СССР, Мозаика, Искусство, 80-е, 70-е, Улица, Завод, Олимпийский мишка, 90-е, История, Жизнь, Длиннопост
Моё увлечение Ош, Кыргызстан, Архитектура, СССР, Мозаика, Искусство, 80-е, 70-е, Улица, Завод, Олимпийский мишка, 90-е, История, Жизнь, Длиннопост

Вот их уже найти сложнее, они расположены недалеко железнодорожного вокзала на конечной 135 маршрутки.

Адрес: Таттыбубу Турсунбаевой, 19.

Труженицы грензавода (1973)

Моё увлечение Ош, Кыргызстан, Архитектура, СССР, Мозаика, Искусство, 80-е, 70-е, Улица, Завод, Олимпийский мишка, 90-е, История, Жизнь, Длиннопост
Моё увлечение Ош, Кыргызстан, Архитектура, СССР, Мозаика, Искусство, 80-е, 70-е, Улица, Завод, Олимпийский мишка, 90-е, История, Жизнь, Длиннопост

После развала союза шёлковый комбинат закрылся, а на его месте возник китайский торговый центр Таатан, чьи хозяева решили ничего не делать с мозаиками и теперь, они медленно ветшают.

Адрес: Аскара Шакирова, 108а

Работники насосного завода (1981)

Моё увлечение Ош, Кыргызстан, Архитектура, СССР, Мозаика, Искусство, 80-е, 70-е, Улица, Завод, Олимпийский мишка, 90-е, История, Жизнь, Длиннопост

Завод здесь превратился в ЦУМ.

Панно здесь даже мыли несколько раз.

Впрочем это не помешало им прикрепить рекламу вместо серпа и молота.

Адрес: Алишера Навои, 11а


Пока на этом закончу подборку.


Цените и находите подобные артефакты истории)

Показать полностью 8
110

Рогатое такси

Upd. #comment_182035746

Рогатое такси Троллейбус, Машина, Крым, СССР, 80-е, Длиннопост

Сейчас нам может показаться абсурдным, но в прошлом столетии троллейбус считался наиболее перспективным видом городского транспорта, а в Европе долгое время единственной столицей, которая могла похвастать наличием троллейбусного хозяйства, были Афины.


Однако наибольших успехов в этом направлении добился Советский Союз. Пример тому – уникальный междугородний маршрут крымского троллейбуса, протяженностью 84 км.


Именно в этом троллейбусном хозяйстве и родился наш сегодняшний герой.


Появилась эта «Волга» где-то в начале 80-х, когда Страна Советов активно экспериментировала с электрокарами, запихивая  аккумуляторы в кузова серийных РАФов и УАЗов.


С идеей создать «рогатое такси» выступила группа молодых кадров.


Смысл был в том, что с окончанием курортного сезона резко падал пассажиропоток, и троллейбусы часто ездили полупустые.


Дабы сократить излишний износ парка и снизить расходы на его эксплуатацию, было предложено заменить часть троллейбусов на микроавтобусы РАФ, которые планировалось силами самого ПАТП перевести на электротягу.


Естественно, при наличии электроэнергии буквально над головой никто даже не стал предлагать строить аккумуляторный электромобиль.


Как известно, инициатива любит инициаторов.


И начался этот процесс ровно на том моменте, когда молодым кадрам отказали выделить микроавтобус на эксперименты, т.е. практически сразу.


РАФику «Латвия», приписанному на тот момент парку, только-только наступило два года, и никто его под нож раньше срока не пустил бы.


К счастью, примерно в это же время симферопольский таксопарк списывал автомобили, которые признали неремонтопригодными из-за существенного износа агрегатов.


Среди них была и эта «Волга». Состояние агрегатов никого особо не интересовало, а вот кузов (спасибо южному климату) сохранился более чем. Практически всё электрооборудование «одолжили» со склада запасных частей.


Работа по переоборудованию электромобиля длилась чуть больше месяца и на линию машина вышла уже в октябре 1982 года.

https://www.facebook.com/groups/536414520545741/

Показать полностью
286

Мятеж на корабле «Сторожевой»

8 ноября 1975 г., капитан Валерий Саблин поднял восстание на корабле «Сторожевой». В тот день Саблин обратился к экипажу со словами: «Нынешний государственный аппарат должен быть основательно очищен и частично выброшен на свалку истории. План действий – идем на Кронштадт, а потом в Ленинград – город трех революций». Он изолировал командира корабля, самовольно снял судно с рейда в Риге и повел в Ленинград.

Мятеж на корабле «Сторожевой» ВМФ, Балтийский флот, Мятеж, 70-е, История, СССР, 20 век, Длиннопост

Валерий Михайлович Саблин родился 1 января 1939 году в Ленинграде в семье потомственного военного моряка Михаила Саблина. В 1960 году окончил Ленинградское высшее военно-морское училище имени Фрунзе. Получил специальность корабельного артиллериста и начал службу на Северном флоте в должности помощника командира батареи 130-мм орудий эскадренного миноносца. До 1969 года проходил службу на строевых должностях и с должности помощника командира сторожевого корабля Северного флота поступил в военно-политическую академию имени Ленина. Академию окончил в 1973 году с отличием: его имя было выбито на мраморной доске среди имён других лучших выпускников академии (в ноябре 1975 года его поспешно вырубили зубилом). После окончания академии капитан III ранга Саблин был назначен замполитом на большой противолодочный корабль «Сторожевой».

Саблин разработал детальную программу переустройства общества. Саблин отличался высокой политической активностью и уже писал Хрущёву, излагая свои мысли о чистоте партийных рядов. Он выступал за многопартийность, свободу слова и дискуссий, изменение порядка выборов в партии и стране. Огласить свою программу, указав на серьёзные ошибки и разложение советского руководства, офицер решил с «трибуны» БПК «Сторожевой».

Мятеж на корабле «Сторожевой» ВМФ, Балтийский флот, Мятеж, 70-е, История, СССР, 20 век, Длиннопост

Однако Саблин не мог сразу реализовать свой замысел. Корабль был новый, экипаж только формировался. Офицеры были загружены работой. В ходе несения боевой службы замполит изучал экипаж и постепенно знакомил со своими взглядами и планами некоторых его членов, нашёл среди них единомышленников. Возможность для выступления появилась у Саблина осенью 1975 года, когда корабль был направлен на плановый ремонт в Лиепаю, но перед этим получил приказ принять участие в военно-морском параде в Риге, посвящённом 58-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Некоторые офицеры корабля ушли в отпуск, их отсутствие было на руку Саблину.

6 ноября 1975 года «Сторожевой» прибыл на рейд Риги. 8 ноября 1975 года около 19 часов Саблин хитростью заманил и запер командира корабля Анатолия Потульного на нижней палубе. После этого он собрал 13 офицеров и 13 мичманов в мичманской кают-компании, где изложил свои взгляды и предложения. В частности, он заявил, что руководство СССР отошло от ленинских принципов. Саблин предложил совершить самовольный переход корабля в Кронштадт, объявить его независимой территорией, от имени экипажа потребовать у руководства партии и страны предоставить ему возможность выступлений по Центральному телевидению с изложением своих взглядов. По другой версии, Саблин планировал вести корабль в Ленинград, встать на рейд рядом с «Авророй» и оттуда ежедневно выходить в телеэфир, призывая граждан СССР к коммунистической революции, к смене брежневского партийно-государственного аппарата и установлению социальной справедливости.

Саблин предложил проголосовать за его предложения. Часть офицеров его поддержала, а 10 выступивших против были изолированы. Фактически офицеры и мичманы (даже те, кто не был согласен с Саблиным во всём и до конца) разрешили Саблину захватить корабль. Разрешили своим непротивлением, своим самоустранением от хода событий, своим согласием на арест. Затем Саблин собрал команду корабля и выступил перед матросами и старшинами. Он объявил, что большинство офицеров на его стороне, и предложил экипажу также поддержать его. Дезориентированный экипаж не оказал сопротивления. По сути, один решительный и активный человек подчинил своей воле весь экипаж. Ему мог помешать капитан, но Саблин его умело изолировал от экипажа.

Планы замполита нарушил командир электротехнической группы корабля старший лейтенант Фирсов, которому удалось незаметно покинуть «Сторожевой» и доложить о чрезвычайной ситуации. В результате Саблин утратил фактор внезапности. Он вывел корабль из порта и направил его к выходу из Рижского залива.

Вице-адмирал Косов приказал кораблям, стоявшим на Рижском рейде, догнать мятежника. Донесения о ЧП на «Сторожевом» тотчас же были отправлены в Минобороны и Кремль. Тревожный звонок застал Главнокомандующего ВМФ СССР Адмирала Флота Советского Союза Горшкова на даче; по дороге в Москву он связался из машины с министром обороны страны маршалом Гречко. Приказ министра был краток: «Догнать и уничтожить!»

По тревоге были подняты корабли пограничной охраны и Балтийского флота, а также 668-й бомбардировочный авиационный полк. Затем по приказу маршала Гречко взлетел полк стратегической авиации — ракетоносцев дальнего действия Ту-16. Пограничники просили разрешить снести ходовую рубку вместе с Саблиным из пулемётов, но Косов не разрешил. «Сторожевой» предупредили: при пересечении 20-го меридиана будет нанесён ракетный удар на уничтожение.

9 ноября в 10 часов утра адмирал Горшков передал по радио на «Сторожевой» приказ: «Застопорить ход!» Капитан Саблин ответил отказом. Маршал Гречко повторил приказ от своего имени. Вместо ответа Саблин передал в эфир обращение: «Всем! Всем! Всем!..» Корабельный радист в конце текста добавил от себя: «Прощайте, братишки!»

Мятеж на корабле «Сторожевой» ВМФ, Балтийский флот, Мятеж, 70-е, История, СССР, 20 век, Длиннопост

Около трех часов ночи 9 ноября 1975 года 668-й бомбардировочный авиационный полк, базирующийся на аэродроме Тукумс в двух десятках километрах от Юрмалы, был поднят по боевой тревоге.

Имея на вооружении устаревшие к тому времени фронтовые бомбардировщики Як-28, полк не был подготовлен к нанесению авиационных ударов по морским целям, ночью в сложных метеорологических условиях при установленном минимуме погоды.

Командир полка, как и требует Боевой устав, начал принимать решение на удар по кораблю, заместители и начальники служб - готовить предложения по решению, штаб - выполнять необходимые расчеты, оформлять это решение и организовывать его выполнение.

Армейский экипаж самолета-разведчика, не подготовленный для таких задач, свою задачу не выполнил - корабль не обнаружил.

Экипаж бомбардировщика, осуществляющий поиск в расчетном районе нахождения «Сторожевого», практически сразу обнаружил крупную надводную цель в границах района поиска, вышел на нее на заданной высоте в 500 метров, опознал ее визуально в дымке как боевой корабль размерности эсминца и произвел бомбометание с упреждением по курсу корабля, стремясь положить серию бомб поближе к кораблю. Бомбы взорвались практически над ее поверхностью, и сноп осколков срикошетил прямо в борт корабля, который оказался советским сухогрузом, вышедшим за несколько часов до этого из порта Вентспилс.

Ошибка выяснилась довольно быстро: сухогруз в радиотелеграфном и радиотелефонном режимах начало подавать сигнал бедствия, сопровождая его открытым текстом: бандитское нападение в территориальных водах Советского Союза. Корабли Балтийского флота и Пограничных войск КГБ эти сигналы приняли, доложили по команде. Сигнал бедствия это судно подавало более часа, до тех пор пока к нему не подошел один из военных кораблей. Известно, что убитых и раненых на борту не было, а ремонт повреждений судна обошелся Министерству обороны в автоцистерну спирта-ректификата и пятитонный грузовик масляной краски (все перечисленное было отвезено в Вентспилс).

И.о. командующего воздушной армией внезапно приказал поднять весь полк в максимально короткое время для нанесения удара по кораблю (при этом точное местонахождение корабля по прежнему было не известно).

Руководитель полетов на командно-диспетчерском пункте (КДП), первым поняв всю несуразность и опасность сложившегося положения, запретил взлетать без его разрешения кому бы то ни было, чем навлек на себя бурю отрицательных эмоций со стороны командира полка. К чести старого и опытного подполковника, который проявил твердость, взлет полка на выполнение боевой задачи приобрел управляемый характер. Но заранее разработанный боевой порядок полка построить в воздухе уже было невозможно, и самолеты пошли в район удара вперемешку на двух эшелонах с минутным интервалом на каждом. Фактически это была уже стая, не управляемая командирами эскадрилий в воздухе, и идеальная мишень для двух корабельных комплексов ЗУР с 40-секундным циклом стрельбы. С высокой степенью вероятности можно утверждать, что если бы корабль реально отражал этот авиационный удар, то все 18 самолетов этого "боевого порядка" были бы сбиты.

В это время самолет, осуществляющий поиск корабля со стороны острова Готланд, наконец, обнаружил группу кораблей, два из которых на экране радиолокационного прицела выглядели крупнее, а остальные выстроились наподобие фронта. Нарушив все запреты не снижаться ниже 500 метров, экипаж прошел между двумя боевыми кораблями на высоте 50 метров, которые он определил как большие противолодочные корабли (БПК). Между кораблями было 5-6 км, на борту одного из них четко был виден искомый бортовой номер мятежного "Сторожевого". Второй был корабль-преследователь. На КП полка сразу же пошел доклад об азимуте и удалении корабля от аэродрома Тукумс, а также запрос подтверждения на его атаку. Получив разрешение на атаку, экипаж выполнил маневр и атаковал корабль с высоты 200 метров спереди сбоку под углом 20-25 градусов от его оси. Саблин, управляя кораблем, грамотно сорвал атаку, энергично сманеврировав в сторону атакующего самолета до курсового угла, равного 0 градусов.

Бомбардировщик вынужден был прекратить атаку (попасть при бомбометании с горизонта в узкую цель было маловероятно) и со снижением до 50 метров (экипаж все время помнил о двух ЗРК типа "Оса") проскочил прямо над кораблем. С небольшим набором до высоты 200 метров выполнил маневр, называемый в тактике ВВС "стандартный разворот на 270 градусов", и атаковал корабль повторно сбоку сзади. Вполне обоснованно предположив, что корабль будет выходить из-под атаки маневром в противоположную сторону от атакующего самолета, экипаж атаковал под таким углом, чтобы корабль до сброса бомб не успел развернуться до курсового угла самолета, равного 180 градусов.

Произошло именно так, как и предполагал экипаж бомбардировщика. Саблин стремился не подставить борт корабля, боясь топ-мачтового бомбометания (он не знал, что у бомбардировщика нет тех авиабомб, которые нужны для этого способа бомбометания). Первая бомба серии попала прямо в середину палубы на юте корабля, разрушила при взрыве палубное покрытие и заклинила руль корабля в том положении, в котором он находился. Другие бомбы серии легли с перелетом под небольшим углом от оси корабля и повредили руль и винты. Корабль стал описывать широкую циркуляцию и застопорил ход.

Экипаж бомбардировщика, выполнив атаку, стал резко набирать высоту, держа "Сторожевой" в поле зрения и пытаясь определить результат удара, как увидел серию сигнальных ракет, пущенных с борта атакованного корабля. Доклад на КП полка прозвучал предельно кратко: ракеты пускает. В эфире и на КП полка мгновенно установилась мертвая тишина, ведь все ждали пусков ЗРУ и не на минуту об этом не забывали. Кому они достались? Ведь колонна одиночных самолетов уже подходила к точке нахождения корабля. Эти мгновения абсолютной тишины показались длинным часом. Через какое-то время последовало уточнение: сигнальные ракеты, и эфир буквально взорвался разноголосым гвалтом экипажей, пытающихся уточнить свою боевую задачу.

Самолеты полка вышли на цель, и первый экипаж колонны полка выскочил на один из кораблей преследования и сходу атаковал его, приняв за мятежный корабль. Атакованный корабль от падающих бомб уклонился, но ответил огнем из всех своих зенитных автоматических орудий. Стрелял корабль много, но мимо, и это объяснимо: пограничники вряд ли когда-либо в жизни стреляли по "живому", мастерски маневрирующему самолету.

И это атаковал только первый бомбардировщик из 18-ти в колоне полка, а кого будут атаковывать остальные? В решимости летчиков к этому моменту времени уже никто не сомневался: ни мятежники, ни преследователи. Видимо, военно-морское командование вовремя задало себе этот вопрос, и нашло на него правильный ответ, поняв, что пора прекращать эту вакханалию ударов, по сути, ими же и "организованную". В эфир открытым текстом в радиотелефонном режиме на УКВ-каналах управления авиацией многократно понеслось "Контрольным учениям сил флота и авиации - отбой".

Ещё до наглядного и показательного бомбометания по кораблю, его личный состав, начавший в инициативном порядке предпринимать меры к выводу из строя оружия и части технических средств, самооганизовался и предпринял энергичные действия по освобождению командира и офицеров.

В 10.20, еще до сбрасывания бомб самолетом, они были освобождены группой смелых матросов.

Действия командира корабля при освобождении и в дальнейшем были быстрыми и решительными. По его приказанию был вскрыт арсенал, вооружены матросы, старшины и офицеры.

Вот как рассказывает об этом сам командир «Сторожевого»:

«Я пытался выбраться из отсека, куда меня заманил Саблин. Нашел какую-то железяку, сломал запор у люка, попал в следующий отсек - тоже заперт. Когда сломал и этот замок, матрос Шеин заблокировал люк раздвижным аварийным упором. Все, самому не выбраться. Но тут матросы начали догадываться, что происходит. Старшина 1 статьи Копылов с матросами (Станкявичус, Лыков, Борисов, Набиев) оттолкнули Шеина, выбили упор и освободили меня. Я взял пистолет, остальные вооружились автоматами и двумя группами - одни со стороны бака, а я по внутреннему переходу - стали подниматься на мостик. Увидев Саблина, первое побуждение было его тут же пристрелить, но потом мелькнула мысль: «Он еще пригодится правосудию!» Я выстрелил ему в ногу. Он упал. Мы поднялись на мостик, и я по радио объявил, что порядок на корабле восстановлен».

Это был единственный случай применения огнестрельного оружия на борту «Сторожевого».

Затем на палубу была высажена абордажная группа, арестовавшая раненого зачинщика восстания. Саблин и его сторонники были арестованы. Всю вину за случившееся Саблин сразу же взял на себя, не назвав никого в качестве сообщников.

Мятеж на корабле «Сторожевой» ВМФ, Балтийский флот, Мятеж, 70-е, История, СССР, 20 век, Длиннопост

Военная коллегия Верховного суда СССР обвинила Саблина в измене Родине – и приговорила к расстрелу. Следствие объявило, что вся эта политическая программа была разработана лишь с целью обмана будущих соратников: на самом же деле Саблин собирался вести корабль не в Ленинград, а к шведскому острову Готланд, где корабельный замполит намеревался попросить политическое убежище в США. Обвинения в измене Родине и попытке угнать боевой корабль за границу Саблин категорически отверг. Капитан 3-го ранга Валерий Саблин и еще несколько человек, причастных к мятежу, были лишены званий и наград. Саблин был расстрелян 3 августа 1976 года в Москве.

Источник : https://yandex.ru/turbo?text=https://masterok.livejournal.com/2614562.html

Показать полностью 3
933

Из истории поздравлений

Каждый год 8 марта женщинам СССР дарили сотни тысяч всевозможных поздравительных открыток. Вот те добрые открытки с 8 Марта, которые получали  наши мамы и бабушки.

Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Показать полностью 23
979

Зачем советские ученые поселили обезьян на необитаемом острове в 1972 году

Зачем советские ученые поселили обезьян на необитаемом острове в 1972 году Эксперимент, Шимпанзе, Наука, Антропология, СССР, 70-е, История, Псковская область, Длиннопост

Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе проводилось немало уникальных, а главное успешных научных экспериментов. Яркий пример — размещение обезьян, проживавших в зоопарке, на одном из необитаемых островов Псковской области. Несмотря на то, что животные могли погибнуть, исследователи решились на этот рискованный шаг.


Как писал Леонид Фирсов в своей книге «Поведение антропоидов в природных условиях», в 1972 году советский Институт физиологии имени И. П. Павлова и Йерксовский приматологический центр Соединенных Штатов, практически одновременно и независимо один от другого, предприняли эксперимент по высадке юных антропоидов (шимпанзе), которым на тот момент не исполнилось и года, в условия, приближенные к естественным. Примечательно, что затея американцев окончилась неудачей: обе обезьяны, помещенные на необитаемый остров в теплом штата Джорджия, погибли. Этот факт не остановил отечественных исследователей. Тем более, что, как отмечал Фирсов, гибель американских приматов была обусловлена «случайным стечением обстоятельств». Между тем советские шимпанзе оказались в более суровых условиях по сравнению с американскими: обитатели Ленинградского зоопарка были высажены на безлюдном острове Ущо Псковской области. Обезьянам предстояло столкнуться с множеством трудностей: от сравнительно сурового климата до самостоятельного добывания пищи. Ведь среди растений могли оказаться и ядовитые экземпляры.

Для чего же отечественные ученые решились на такой риск? По словам Василия Пескова («Полное собрание сочинений», том 12, «Ключи от Волги»), первый вопрос, который стоял перед исследователями: выживут ли обезьяны из зоопарка в природных условиях? Ответ был найден практически сразу. В то время, как сами наблюдатели мучились в своем лагере от насморка, радикулита и прочих заболеваний, у шимпанзе за 4-5 суток пребывания на острове затянулись все царапины, а шерсть начала лосниться. Фирсов связывал этот факт с воздействием свежего воздуха, движениями и обилием растительной пищи.


Кстати, с пищей дела обстояли еще проще. Специалисты, опасаясь отравлений, захватили продукты для питомцев с собой, но те вскоре отказались от привычной прежде еды в пользу того, что росло и обитало на острове. Обезьяны ели улиток и муравьев. Последних животные выуживали с помощью смоченной в слюне палочки, чему их, естественно, никто не учил. Они додумались до этого самостоятельно. Питались бывшие жители Ленинградского зоопарка и ягодами: малиной, земляникой, рябиной, шиповником. Причем, ядовитых ягод и грибов шимпанзе упорно избегали. Это обстоятельство навсегда осталось для ученых загадкой.


В общем опасения сотрудников Института физиологии оказались напрасными: обезьяны довольно быстро освоились на острове и чувствовали себя великолепно. Поэтому неудивительно, что Леонид Фирсов вместе со своими коллегами продолжил уникальный эксперимент. Как пишут авторы издания «Формирование поведения животных в норме и патологии» (составители И. И. Полетаева и З. А. Зорина), на острова Псковской области шимпанзе высаживали еще не раз. Серия опытов продолжалась до 1986 года. Ученые исследовали аспекты физиологии и поведения подопечных, способность к решению различных задач. Ранее многие из этих вопросов изучались исключительно в лабораторных условиях.


Работа с «островитянами» была прервана из-за доноса, написанного одним из аспирантов на Леонида Фирсова. Фирсов был уволен из института и лишен возможности продолжать свои многолетние наблюдения. Впоследствии Леонид Михайлович, который по-прежнему не желал довольствоваться лабораторными исследованиями, все же возобновил программу «Обезьяний остров». С 1994 по 2004 годы он выпускал шимпанзе на месяц на остров, расположенный в Ленинградском парке культуры и отдыха. По мнению Василия Пескова, результаты экспериментов Фирсова можно применить и к человеку. Так, в раннем возрасте людям все дается гораздо легче, чем тогда, когда «поезд уже ушел».


Автор : Юлия Попова .


Источник : https://russian7.ru/post/zachem-v-sovetskie-uchenye-poselili...

Показать полностью
165

Как в Новый год военный хирург из Староюрьева делал операцию на подлодке

Новый 1977 год полковник медицинской службы Алексей Белоусов встречал у операционного стола на глубине 600 метров. На подводной лодке К 279 в Средней Атлантике ему пришлось делать аппендэктомию, а попросту удалять аппендикс.

Как в Новый год военный хирург из Староюрьева делал операцию на подлодке Операция, Подвиг, 70-е, Подводный флот, СССР, Хирург, Фотография, История медицины, Длиннопост

Казалось бы, рядовая операция, но только не в условиях подводного плавания, где нет ни специальной операционной, ни ассистентов. На подводной лодке, где каждый квадратный метр на счету, доктору приходилось работать в крохотной каюте, оборудованной только софитами. Роль хирургической медсестры выполнял инструктор химик-санитар. Ещё одного ассистента Алексей Белоусов привлёк из состава экипажа. Как правило, это был тот, кто не терял сознания при виде крови. В этом походе это был капитан 2 ранга Василий Косарев.

Как в Новый год военный хирург из Староюрьева делал операцию на подлодке Операция, Подвиг, 70-е, Подводный флот, СССР, Хирург, Фотография, История медицины, Длиннопост

- Если на надводном военном корабле целый штат медицинских работников, то на подлодке только один врач: он и терапевт, и хирург, и психолог, и стоматолог, и специалист-радиолог, и спасатель. В общем, универсал, – объясняет специфику своей работы Алексей Белоусов.

Если во время операции подчас что-то шло не так, рассчитывать приходилось только на себя. Помощь с земли не запросишь. Занять надводное положение – значит обнаружить себя, а для подводки, на борту которой 12 боеголовок, это ЧП огромного масштаба. Однажды такой случай произошёл в дивизии, где служил военный хирург Белоусов. Хирург вошёл в живот, а там проблема, с которой самостоятельно он справиться не смог. Пришлось всплывать, переправлять пациента на корабль, где ему спасли жизнь.

Говорят, как встретишь Новый год, так его и проведёшь. Для Алексея Белоусова эта фраза стала пророческой. За время похода в 1977 году, а это 88 суток, ему пришлось осуществить шесть хирургических вмешательств. Случай на подводном флоте редкий. За этот профессиональный подвиг военный хирург Алексей Белоусов был удостоен ордена «За службу Родине в Вооружённых силах СССР».

Как в Новый год военный хирург из Староюрьева делал операцию на подлодке Операция, Подвиг, 70-е, Подводный флот, СССР, Хирург, Фотография, История медицины, Длиннопост

Источник :https://top68.ru/history/109536-istoriya-odnoy-fotografii-ka...

Показать полностью 1
198

Двухэтажный троллейбус из СССР

Уникальный и единственный двухэтажный троллейбус был создан в СССР на рубеже 30-х и 40-х годов XX века. По инициативе главы московской парторганизации Никиты Сергеевича Хрущева в конце лета 1937 года в Москве был введен в эксплуатацию британский двухэтажный троллейбус, который на протяжении пары месяцев курсировал по столице.

Двухэтажный троллейбус из СССР Троллейбус, СССР, Ретро, Фотография, Длиннопост

После испытательного периода образец британского автомобилестроения был отправлен на Ярославский автозавод для изучения и налаживания производства подобной модели.

Советским инженерам удалось перестроить британский троллейбус и адаптировать его под особенности эксплуатации в СССР. Первая «локализованная» модель ЯТБ-3 появилась 22 июня 1938 года. До 1940 года всего было выпущено 10 экземпляров

Двухэтажный троллейбус из СССР Троллейбус, СССР, Ретро, Фотография, Длиннопост

К сожалению ни один из троллейбусов не дожил до сегодняшнего дня, но остались фото и видео хроники. Транспортное средство позволяло перевозить около 100 человек. В общей сложности в салоне ЯТБ-3 было 74 места для сидения.

Двухэтажный троллейбус из СССР Троллейбус, СССР, Ретро, Фотография, Длиннопост

При 6053-миллиметровой колёсной базе ЯТБ-3 имел 9470-миллиметровую длину, а его ширина составляла 2510-миллиметров. Последний экземпляр был утилизирован в 1953 году. На протяжении декады троллейбусы модели ЯТБ-3 курсировали исключительно в центре Москвы и часто мелькали на различных рекламных носителях.

Салон ЯТБ-3 был обставлен мягкими сидениями и снабжен 20 электрообогревателями. В случае отключения энергопитания в сети, троллейбус был способен проехать до 8 километров без подзарядки.

Двухэтажный троллейбус из СССР Троллейбус, СССР, Ретро, Фотография, Длиннопост
Показать полностью 3
85

Не совсем Богородица

70-е годы прошлого века были в СССР временами атеистичными. Верующие люди были в основном среди стариков,а люди молодого возраста относились к церкви и вере скорее как к традиции.

В то самое время, одна моя знакомая поехала навестить своих родственников в небольшой город. В один из дней они пошли на кладбище помянуть бабушку.

После того как они навестили могилу, родственница сказала ,что бабушка была набожной и бывая на кладбище, они заходят в церковь и ставят свечку Богородице.

Зашли они в церковь, ,знакомая посмотрела на икону и сказала:

-Хмм. Дорогие мои, как бы вам это сказать ...Это не Богородица

-А кто???

-Николай Угодник!

71

Небольшой обзор городского транспорта СССР 60-х

Всем пикабушникам пожелаю доброго времени суток. Приношу свои извинения подписчикам, коих заставил долго ждать выхода продолжения обзора самых популярных представителей городского общественного транспорта из ушедшей в прошлое страны Советов. Кто хочет посмотреть предыдущую часть поста, вот она.

Небольшой обзор городского транспорта СССР 60-х Транспорт, Трамвай, Троллейбус, Автобус, СССР, Обзор, Длиннопост

Сегодня я бы хотел затронуть тему городских перевозок в целом, без определенной направленности на конкретную модель. Для начала хотелось бы пару слов сказать о ситуации в области транспортного обеспечения городов СССР в период т.н. периода "застоя". Мое отношение к этой стране неоднозначно, но стоит отдать должное руководству страны, отвечающему за машиностроение: за какой-то десяток-другой лет - в совсем короткий срок, - была создана производственная база. Также был обеспечен оптимальный модельный ряд пассажирского транспорта всех видов для городов, позволяющий за умеренную стоимость обеспечить даже самый захудалый провинциальный городок приемлемым транспортом, который давал горожанам стабильное соединение всех районов.


Зачастую в большинстве городов до 60-х годов создавались трамвайные линии, которые обязательно заходили в центр города. Кстати, практически все города России, сейчас эксплуатирующие трамвай, "приобрели" его именно в это время. Двигатели внутреннего сгорания в 50-60-х еще лишь только вставали на рельсы развития.



Стоит бегло пробежаться по автобусному «ассортименту» Советов. Серийных автобусов в 50-60-е было не так уж и много, одной из такой моделей был ЗИЛ-158, в 1959 г. производство было перенесено в Ликино-Дулево, под Москву. После этого сей автобус получил название ЛиАЗ-158. Представляю вашему вниманию:

Небольшой обзор городского транспорта СССР 60-х Транспорт, Трамвай, Троллейбус, Автобус, СССР, Обзор, Длиннопост

Помимо этого, был еще один яркий представитель, созданный на молодом Павловском заводе, ПАЗ-652:

Небольшой обзор городского транспорта СССР 60-х Транспорт, Трамвай, Троллейбус, Автобус, СССР, Обзор, Длиннопост

Кстати, он является "предком" современного "пазика" ПАЗ-3205, который колесит, наверное, по каждому городу России.

К концу 60-х начали выпускать всем известный «луноход» - ЛиАЗ-677. Каждый, кто знает о СССР, я уверен, и слышал, или же видел это:

Небольшой обзор городского транспорта СССР 60-х Транспорт, Трамвай, Троллейбус, Автобус, СССР, Обзор, Длиннопост

Данная модель уже сразу после представления на выставках сразу же стала активно эксплуатироваться во многих городах.

Однако нельзя не учесть следующее: не стоило бы даже заикаться о том (ибо это очевидно), что двигатели, применявшиеся в 50-60-е, вносили очень большой вклад в уничтожение экологии, оставляли клубы сажи на остановках, перегревались, были сложны в эксплуатации и ремонте. Кроме этого, запредельный расход под 50 литров на 100 км (с учетом того, что бензин был дороже электроэнергии) сделали свое дело: «бума» отказа от электротранспорта не ожидалось.


А вот что происходило с электрической тягой в 60-х.


Так как в это время никто даже в смелых мечтах не мог предположить, что на дорогах могут появиться пробки, в целях более качественного обслуживания пассажиров (т.е. более дешевого строительства и меньших затрат при том же комфорте) во многих небольших (и не только) городах началось бурное развитие троллейбуса. В Брянске, Владивостоке, Волгограде, Иваново, Ижевске, Новороссийске, Красноярске, Мурманске, Томске, Орле, Петрозаводске и многих других городах появился этот вид транспорта. Разумеется, в крупнейших городах России, Украины, Белоруссии и других советских республик он присутствовал уже давно, но именно на период 60-70-х пришлась «золотая эра» «рогатых».


Первоначально основным видом подвижного состава (ПС) были машины, производимые на Заводе им.Урицкого (ЗиУ) в Энгельсе (Саратовская область) – ЗиУ-5.

Небольшой обзор городского транспорта СССР 60-х Транспорт, Трамвай, Троллейбус, Автобус, СССР, Обзор, Длиннопост

На момент создания это творение проектировщиков обладало довольно удачными характеристиками. По уровню безопасности и экономичности на тот момент этой машине не было «мощных» конкурентов, что позволило ей стать самой массовой моделью 60-70х: за какие-то 10 лет было выпущено более 16 000 единиц.

Приемником ЗиУ-5 в 1970- стал и поныне самый известный троллейбус: ЗиУ-9, он же ЗиУ-682, он же – путешественник всех, практически без исключения, городов СССР и СЭВ.

Небольшой обзор городского транспорта СССР 60-х Транспорт, Трамвай, Троллейбус, Автобус, СССР, Обзор, Длиннопост

Отсутствие загрязнений окружающей среды, тихоходность, относительно большая безопасность (по сравнению с другими видами транспорта), простота обслуживания, быстрая окупаемость и меньшие финансовые вливания по сравнению с другими видами транспорта, да и просто символизм достижений советского троллейбусостроения – разве что-то еще нужно было руководству Советов?

Эта модель стала самой массовой в мире. Было выпущено около 43 000 единиц техники. Нигде в мире более не было создано базы производства, сбыта и эксплуатации городского общественного транспорта. Нигде в мире на тот момент не обновлялся ПС, еще не выработавший свой срок эксплуатации. Сегодня с горечью можно констатировать: эта система была утрачена, и, судя по тенденциям нашей страны, возвращать ее никто не собирается.


Я бы хотел более подробно остановиться на технических характеристиках троллейбусов, но, я думаю, это – удел отдельного материала.



Что же происходило на «рынке пассажироперевозок», и до сих пор не затронуто мною? Конечно это трамваи. Мой предыдущий пост был полностью посвящен советскому трамваю КТМ-5 (71-605), ставшему самым массовым в истории мира благодаря огромным масштабам выпуска: за два десятилетия на Урале было выпущено примерно 15 000 единиц этой модели.


Хоть КТМ-5 и был массово эксплуатируемым в СССР, были и другие модели. Богатые и «понтовые» города (либо же, по счастливой случайности - мелкие) могли заполучить чехословацкие Tatra T-3. Между конструкцией европейских Т-3 и российских КТМ-5 было много общего: Татра была прототипом «уральского чуда». Все же, знаменитые «татрочки» оказались более комфортными, качественными и лучшими по сравнению с усть-катавскими гробиками. Большая часть чешских трамваев работала в Праге, Риге, Москве, Киеве, Одессе, Волгограде, ряде немецких и европейских городов. Небольшими партиями Татры расползались по СССР в Самару, Барнаул и многие другие города.

Небольшой обзор городского транспорта СССР 60-х Транспорт, Трамвай, Троллейбус, Автобус, СССР, Обзор, Длиннопост

Этот трамвай стал одним из ярких представителей транспорта. Он часто встречается на улицах многих городов, мелькает в кадрах фильмов и кинохроник.



В заключение мне бы хотелось высказать свое мнение относительно всего вышесказанного. Главным достоинством транспортной модели СССР было то, что все виды транспорта – троллейбус, трамвай, автобус, метро – динамично развивались без ущерба друг для друга. Системы проектировались хоть и с оглядкой на окупаемость, но на первом месте все же стояло удобство в плане транспортного сообщения. Никакие виды транспорта искусственно не «вытравливались» в угоду другим, за исключением нескольких недоразумений, которые, увы, были неизбежны.


Символично то, что в тот же временной период – 60-70-е годы ХХ века - в Европе из-за ставшего популярным и дешевым дизеля дизельные автобусы заняли основную нишу перевозок, ими заменили и трамваи, и троллейбусы в десятках городов. Сейчас европейцы занимаются восстановлением систем электротранспорта, снижая процент транспорта с двигателями внутреннего сгорания. Грустно то, что в нынешней России происходит примерно тот же процесс, с отставанием в полвека. Интересно, неужели наши «управленцы» одумаются с такой же «задержкой»?


За сим подписываюсь под этим материалом, ибо творчество мое. Я благодарю своих подписчиков за проявленное терпение, и надеюсь, что прибудут новые слушатели. К сожалению, времени у меня не столь много, но я постараюсь сочинить что-то пристойное в скором времени.


Если у кого-то есть какие-то пожелания – пишите в комментариях. В сфере пассажироперевозок, проектирования систем транспорта и конструкции некоторых моделей электротранспорта я относительно компетентен, так что могу поделиться многим. Попробую, по крайней мере.


© Арсений Сапунов

Показать полностью 6
1034

Троллейбус в деревне

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

В селе Солончены (Молдавия) в течение двух лет существовала троллейбусная линия, по которой ходил один троллейбус, развозивший селян на работу.


Село Солончены расположено на северо-востоке Молдавии в 12 км. к северу от районного центра Резина, на западном берегу реки Днестр. На закате Советского Союза в селе проживало около 3000 жителей, а совхоз "Солонченский" являлся крупным зажиточным хозяйством. Основными производственными объектами являлись животноводческая ферма, зернозаготовительная база, мелиоративная база и машинно-тракторная станция. При этом все хозяйственные объекты находились на удалении, на возвышенности к северу от села, и рабочие доставлялись на работу автобусами.


Председателем совхоза с 1988 по 1993 гг. являлся Заяц Николай Андреевич, отличный хозяйственник, наладивший образцовую работу предприятия. В совхозе применялись различные инновационные технологии ведения хозяйства. В результате совхоз в несколько раз перевыполнял планы. Как следствие, росло благосостояние совхоза и работников предприятия. Рабочие на ферме получали до 500 руб. в месяц, а доярки до 600 руб., в то время как средняя зарплата по СССР в 1988 г. составляла 233 руб. В совхозе также ежегодно оставался внушительный излишек средств.


Заяц Николай Андреевич

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Согласно условиям в бывшем СССР, любой прирост совхозных средств переходил государству, если не являлся активным балансом на нужды предприятия или социальные нужды села. Чтобы не отдавать деньги государству, в Солонченах развернулось комплексное планирование и строительство всех возможных хозяйственных, социальных и культурных объектов. В результате село превратилось в образцово-показательный посёлок, с уровнем жизни, сопоставимым с городским. Однако лишние средства всё равно оставались. Как следствие, председателем рассматривались всевозможные необычные проекты. Одним из таких необычных планов стал проект троллейбуса для связи села и удалённых хоз.объектов.

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Идея строить троллейбус была личной инициативой председателя совхоза. Официально основным аргументом в пользу троллейбуса называлась его дешевизна в эксплуатации: работа автобуса обходилась совхозу в 93-94 руб. в сутки, тогда как работа троллейбуса обходилась в 15 руб. Однако данный аргумент был ширмой, особенно на фоне изначальной неофициальной цели освоения лишних средств. Главной и решающей причиной строительства именно троллейбуса председатель Н.А. Заяц в личном интервью в 2011 г. назвал тот факт, что автобусы из совхоза в приказном порядке постоянно забирали "в район" на различные мероприятия, например "на картошку" или демонстрации, тем самым срывая доставку рабочих на хоз.объекты села. Однако троллейбус "отвязать" от контактной сети и забрать было невозможно.

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Задание на проектирование троллейбусной линии в селе Солончены было выдано 28 февраля 1989 г. Проект был разработан государственным проектным институтом "Кишинёвгорпроект". К началу возведения линии совхоз построил новую асфальтовую дорогу через всё село до молочной фермы - по будущей трассе троллейбуса. Строительство троллейбуса велось на рубеже 1991-1992 гг. Была сооружена однопутная троллейбусная линия длиной 2,44 км с незамкнутыми разворотными кольцами. Выезд с колец подразумевал перестановку токоприёмников троллейбуса. В разворотных кольцах ввиду повышенных нагрузок были установлены нестандартные спаренные опоры поддержки контактной сети.

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Была сооружена одноагрегатная тяговая подстанция прибл. в середине трассы троллейбуса, а также линии связи для управления подстанцией. На разворотных кольцах были смонтированы кнопки управления тяговой подстанцией. Проект также подразумевал дополнительные дорожные работы по сооружению разворотных кругов, строительство площадок для посадки-высадки пассажиров на конечных, и остановочных павильонов. Кроме того, были произведены монтаж наружного освещения вдоль части трассы троллейбуса, где таковое отсутствовало, а также переустройство электросетей, радиосетей и телефонных линий. Железобетонные опоры и провода контактной сеть были поставлены из города Бендеры. Контактная сеть монтировалась специально нанятой бригадой ремонтников ТУ Кишинёва. На подстанции было установлено экспериментальное электрооборудование из Киева. Всего на строительство троллейбусной линии и сопряжённые работы было затрачено 400 000 руб.

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Два лучших шофёра совхоза были направлены на обучение вождению троллейбуса в Кишинёв на 6 месяцев. После прохождения курса обучения, водители в течении 2 месяцев стажировались на маршрутах Кишинёва с пассажирами. В кишинёвском Троллейбусном парке № 2 был арендован один троллейбус ЗиУ-682В производства 1987 г. с бортовым номером 2049 за 50 000 руб. в год. Ранее в Кишинёве машина находилась на консервации, и имела малый пробег.

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Движение троллейбуса в селе Солончены было торжественно открыто 1 мая 1992 г.


Единственный троллейбус курсировал между южной окраиной села Солнчены и молочной фермой к северу от села, за пределами административной границы Солончен. Совершалось 5 заявленных рейсов в день в каждом направлении движения. Расписание движения троллейбуса было привязано к развозке рабочих по хоз.предприятиям совхоза и работе школы, и производилось по следующему графику:


Отправление из села Солончены:

05:00 - Доставка доярок

07:30 - Трактористы и школьники

09:00 - Полеводческие бригады

13:30 - Послеобеденная развозка

19:00 - Ночной персонал и сторожа


Отправление от молочной фермы:

08:30 - Ночной персонал

12:00 - Развозка на обед

14:00 - Школьники

17:30 - Трактористы и полеводческие бригады

22:00 - Доярки


В различных источниках упоминаются от 6 до 8 рейсов в день, однако эти цифры отражают полные обороты машины туда-обратно с учётом холостых пробегов по мере возврата во "внепиковом" направлении движения (два оборота из восьми не являлись необходимостью, т.к. троллейбус мог не возвращаться в село, а отстаиваться у молочной фермы).

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Изначально проект троллейбуса подразумевал 4 промежуточных остановки (подробный план см. выше)

Однако на практике, кроме двух посадочных площадок на конечных станциях, промежуточных фиксированных остановок не было - остановки производились по месту требования. Проезд был бесплатный, за счёт совхоза. Троллейбус был чрезвычайно популярен среди селян, и перевозил до 1000 пассажиров в день. Специально для троллейбуса был закуплен магнитофон, и во время движения в салоне играла музыка. Троллейбус мыли водители на конечных. На ночь троллейбус либо парковался прямо на линии неподалёку от дома ответственного за машину лица, либо буксировался трактором на территорию гаража МТС, находившегося около линии, но не оборудованного контактной сетью.

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Троллейбус проходил техобслуживание в ТУ Кишинёва, куда его буксировали трактором К-700. Дорога занимала 6 часов в каждую сторону. За 20 месяцев работы троллейбус проходил техобслуживание 4 раза. Обслуживание машины носило превентивный характер. Как следствие, за всё время работы в селе Солончены, троллейбус ни разу не ломался. В 1993 г. троллейбус был полностью перекрашен.


В начале 1990-х г. возникли планы районного масштаба по продлению линии от села Солончены до районного центра Резина, расположенного в 12 км. южнее, население которого составляло на тот момент около 15 200 чел. Согласно планам председателя совхоза "Солонченский", линия должна была пройти по дороге вдоль правого берега реки Днестр через населённые пункты Башерница и Чорна, через город Резина по главной улице (ныне ул. 27-го Августа 1989 года), и далее по шоссе R13 до площадки у поста ГАИ около посёлков Царёвка и Цахноуци. Общая длина линии составила бы 18,8 км. Согласно другому плану, обнародованному в районной газете, линия заканчивалась бы у авто-транспортного предприятия (АТП) в самом городе Резина, а общая длина линии составила бы 15 км. Планировалось, что на линии будут работать 4 троллейбуса. В рамках осуществления описанных планов совхоз "Солонченский" полностью отстроил новую асфальтовую дорогу от села Солончены до города Резина. Если бы данная междугородная линия была построена, по трассе следования появилось бы несколько примечательных мест с троллейбусом: проезд под грузовой канатной дорогой рыбницкого металлургического комбината, проложенной над рекой Днестр; проезд троллейбуса под пролётом ж.д. моста через Днестр ветки Рыбница - Бельцы; и движение троллейбуса по серпантину подъёма от реки Днестр к городу Резина, расположенному на возвышенности.

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Однако с развалом Советского Союза вышеописанным планам было не суждено сбыться. По мере прямого отказа от разграбления хозяйства, председатель совхоза Заяц Николай Андреевич был смещён со своей должности в сентябре/октябре 1993 г. Троллейбус в селе Солончены был закрыт пришедшим на смену председателем с 3 января 1994 г. под предлогом дороговизны электричества на тот момент. По состоянию на 9 июля 1994 г. контактная сеть была в укомплектованном состоянии, а троллейбус 2049 был законсервирован на территории гаража МТС (источник: Сергей Тархов). Cо временем оборудовние троллейбуса было разграблено, как и всё хозяйство совхоза. Контактная сеть была продана в Кишинёв. Троллейбус 2049 был возвращён в Кишинёв, где продолжил работу на маршрутах, как минимум, до 2006 г. К началу 2010 г. данного троллейбуса в Кишинёве не было. По состоянию на 6 мая 2011 г. о троллейбусе в Солонченах напоминали только столбы поддержки контактной сети, остатки здания подстанции и сравнительно хорошие поселковые дороги.


То самое разворотное кольцо со спаренными опорами в наше время

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Улицы, по которым когда-то ходил троллейбус

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост
Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост
Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Остатки тяговой подстанции

Троллейбус в деревне Троллейбус, Солончены, Молдова, СССР, Не мое, Село, Деревня, Интересное, Длиннопост

Взято отсюда и отсюда

Показать полностью 14
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: