Слабоумие, отвага и смешные фамилии. Атака Легкой бригады - часть 2. Эпическая
Просим прощения за задержку. Воть! Первая часть здесь
Буэнос диас, дорогие мои. И вот - снова пятница, снова мы вместе. Продолжаем (и заканчиваем) рассказ о шедевре военного сюрреализма под названием "атака Легкой бригады". Перед прочтением мы с мыськой настоятельно рекомендуем ознакомиться с первой частью данного эпика, дабы не перепутать - кто все эти люди и где, собственно, все наши вещи. Поскакали!
Уланы немного офигели от происходящего. Их лошади - тем более...
Итак, вернемся к нашим баранам Кардиганам. В последний раз мы видели их врывающимися на позиции русских артиллеристов. И первым среди них был наш доблестный коневод. Стоит заметить, что личную отвагу лорда Кардигана признавали даже те, кто гнобил его впоследствии за все это безумие. Хотя по нашему с мыськой скромному мнению - гнобить по сути было не за что. Вопросы могли возникнуть к командующему кавалерией Лукану и горячему капитану Нолану. С последнего, впрочем, взятки гладки - он предпочел вовремя красиво погибнуть и больше не участвовать в этом бардаке.
В общем, пройдя через ад перекрестного обстрела, первая линия ворвалась на позиции артиллеристов. Стоит заметить, что тут имеет место быть типичный для Крымской войны историографический бардак - что именно представляла собой батарея, на которую вылетели доблестные уланы спорят до сих пор. Сходятся на том, что это была 3 Донская батарея, но с численностью личного состава и количестве орудий - непонятки.
Мы к вам заехали на час... Не спрашивайте насчет пикельхельмов у русских артиллеристов! Мы с мыськой сами в недоумении...
Так или иначе, остатки кавалеристов, сильно огорченные происходящим, приступили к методичному обнулению артиллерийской прислуги. Остатков тех, по воспоминаниям участников, едва ли наскребалось на полсотни, впрочем есть подозрение, что это касалось именно 17-го уланского. В любом случае, после веселой прогулки по долине особенной численности у них точно не было.
Что не помешало горячим британским парням, оставив N-е количество всадников добивать артиллеристов, развивать атаку. И тут начинается очередной этап всего этого сюра.
На пути улан находились шесть сотен 1-го Уральского казачьего полка. Еще раз. Шесть сотен всадников против нескольких десятков англичан, к тому же сильно потрепанных оздоровительной прогулкой под огнем. Конец был немного предсказуем...
И да, он наступил. При виде взмыленных коней и людей противника доблестное казачество предприняло стратегическое наступление в направлении, противоположном фронту. По русски говоря - драпануло. Еще раз - шесть сотен против нескольких десятков.
Тут, справедливости ради, стоит отметить, что казачьи части никогда не использовались для лобовой атаки. Выучка не та, да и лошадки не те. Так что вполне себе заслуживают внимания те историки, кто считает, что ребята сделали все по уставу - избегая столкновения (а для кавалерии атаковать "с места" разогнавшегося оппонента и вправду - смерти подобно) развернулись и передислоцировались. Но у нас не серьезное исследование, а хиханьки, так что мы просто остановимся на картинке шести сотен казаков весело убегающих от пары десятков измотанных английских кавалеристов.
На картине все всегда эпичнее, чем в жизни.
И опять таки, на войне все как в жизни, но быстрее. Отступление 1-го Уральского (чем бы оно ни было обосновано), имело свои последствия. Стоявший за ними гусарский полк Киевский гусарский полк был расстроен (в военном смысле, эмо - не возбуждайтесь) и отступил. В свою очередь, смешав порядки Ингерманландского гусарского полка. И вот это все натворили несколько десятков английских берсерков, ага...
Опять же, справедливости ради, стоит отметить, что гусары к моменту боя находились не в лучшем состоянии. После произошедшего накануне столкновения с Тяжелой бригадой они лишились командира и нескольких офицеров, что как вы понимаете - не очень хорошо для морального состояния личного состава. Да и вид отступающих казаков явно бодрости не придал.
Тем временем, продолжался бой за батарею. И заодно в него вступили неопознанные до сих пор (то ли донские, то ли уральские) казаки. И в его разгаре два орудия даже удалось эвакуировать.
Тут как раз подоспела вторая линия Легкой бригады и веселый мордобой заиграл новыми красками. Совместными усилиями англичане оттеснили русскую кавалерию к мосту через Черную речку (питерцы улыбнутся). Еще раз - сотня вымотанных, израненных англичан радостно разогнали почти две тысячи кавалеристов противника. Вот это сила мотивации!
В этот момент сюрреализм начал потихоньку отступать. До англичан начало что-то доходить. Сильно потрепанная, измотанная безнадежной атакой горстка всадников перед численно превосходящим и сильно обиженным противником. К тому же во фланг им заходили уже русские уланы. Что могло пойти не так?
Поскольку человека-свитера Кардигана рядом не наблюдалось, командир 4-го легкого драгунского полка подполковник Пэйджет (в кои-то веки несмешная фамилия) отдал приказ к отступлению.
Отступали, к слову говоря, красиво. Предоставим слово русскому историку Н.Ф. Дубровину.
Несмотря на огромные потери и жестокий огонь, движение англичан было верхом совершенства отступающей кавалерии. Точно так же,к и при наступлении, они отступали в две линии, шли на рысях и в таком порядке, как на ученье. Наша кавалерия их не преследовала; она всё ещё не могла опомниться и уяснить себе совершившееся событие.
К тому же, отступать было чуть легче - слегка прифигевшие от этого всего союзники-французы к тому времени силами конных егерей разгромили русскую артиллерию на Федюхинских высотах, так что обстрел отступавших был уже не таким плотным.
Впрочем, ничто не дается легко. Сильно обидевшись на все это, Легкую бригаду атаковал 2-й сводный уланский полк под командованием В.М. Еропкина.
Еропкин смотрит на тебя как на англичанина.
Казалось бы, что может быть легче - разгромить пару сотен вымотанных, израненных людей ? Ну, если бы все пошло так как надо, мы бы эту статью не писали.
В итоге, несмотря на все, отступающие англичане умудрились (не спрашивайте, как) отбить и это. И добраться тем, что осталось до своего лагеря.
В итоге, во всей этой катавасии Легкая бригада потеряла 102 человека убитыми, 129 ранеными и 58 пленными. Из 673 человек, участвовавших во всем этом. Так что с одной стороны - представление об этом деле как о поголовном истреблении сильно преувеличено, с другой - потери действительно были чудовищны и фактически вывели Легкую из строя. Стоит также отметить главные потери - почти 500 лошадей. Что боеспособности кавалерийского подразделения отнюдь не способствовало.
И что в итоге? В итоге у нас совершенно идиотическая цепочка случайностей, построенная на довольно стремном принципе командования, приведшая к массовому героизму личного состава. Как обычно, короче. Но стоит заметить, именно по итогам Крымской войны англичане таки задумались и отменили практику покупки офицерских патентов. С чего бы, а?
Вот такая вышла история. На всякий случай (мыська прям пинает, чтобы я это помянул) - мы опустили кучу интересных деталей и подробностей. И вообще на академичность не претендуем. Цель данного материала исключительно в том, чтобы ты, наш дорогой читатель - заинтересовался и возбудился. А дальше... Как пойдет. Всем добра и до новых встреч!
P.S. Мыська напоминает - ЛЮБЫЕ обсуждения актуальных политических тем в комментариях крайне нежелательны. Мы здесь не за тем.
P.P.S. Бонус терпеливым читателям - растекающаяся мыська)
Лига историков
14.7K постов51.6K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения