Сколько стоит дорога в деревню

Сколько стоит дорога в деревню Экономика, Россия, Российские дороги, Деревня, Видео, Длиннопост

Очень часто в интернетах этих ваших можно  наткнуться на срачи (иначе не скажешь) на тему «Отчего в России плохие дороги». Сразу скажу, что я занимаюсь другой, хотя и смежной темой и качество дорог в ней играет пусть не самую важную, но ощутимую роль.

Сейчас на пальцах и картинках попробую объяснить, какие в данном случае делаются ошибки.

Во-первых, дороги в России строятся и ремонтируются, а часто полностью перестраиваются. Примеров тому можете и сами найти, и я вам в конец поста положу видос. Спорить с этим очевидным фактом сложно. Я по России езжу много.

Во-вторых, что такое – дорога? Если тут есть дорожники, они лучше знают и я не буду лезть в их пенаты. Скажу только, что и шестиполосный автобан, и деревенская грунтовка – это дороги. Для каждой из них приняты свои нормы строительства, содержания, состояния и т. д. Дорожники могут отписаться в комментариях подробнее.

В-третьих, дороги нужно не только построить за Х рублей, но и содержать за У рублей в год. Без содержания дорога быстро придется в негодность.

В-четвертых, дорога дороге рознь. И две асфальтированные дороги могут отличаться по значимости. Федеральная двухполосная трасса важнее, чем региональная двухполосная, так как и пассажирский, и грузовой поток по ней больше в разы (если не в десятки раз).

В-пятых, строительство дорог, скажем, в Краснодарском крае радикально отличается от строительства дорог в Архангельской и Вологодской области. Разные грунты, разный климат. Например, на строительстве обходной дороги в Вологде строители устанавливают свайное поле на одном из участков, потому что в противном случае дорога не проживет и года. Это делает дорогу дороже.

Теперь к цифрам. В Вологодской области проживает 1,18 млн человек. Причем, только 325 тысяч живет в деревнях (сельское население). Иными словами, чуть более четверти населения живет в сельской местности. Но здесь следует серьезная оговорка: что такое – сельская местность? Определений масса, но мы заинтересовались характером расселения и собрали данные по всем населенным пунктам области по результатам переписи 2002 и 2010 годов (более поздних данных с такой подробностью нет, даже за 2010 год пока они не очень полные, но выборка уже достаточна).


Итак, вот первая диаграмма:

Сколько стоит дорога в деревню Экономика, Россия, Российские дороги, Деревня, Видео, Длиннопост

Это распределение населенных пунктов, находящихся в заданных интервалах расстояний от своих районных центров. Поясню, почему именно районные центры.

Прежде всего, именно в них сосредоточены все источники необходимых услуг (больницы, учебные и культурные учреждения, спортивные объекты). Они есть в поселениях поменьше, но в райцентре с населением более 5000 человек их заведомо больше да и качество повыше. Ну, и некоторые товары и услуги можно получить только там. Поэтому они будут своеобразными аттакторами для населения районов. Это очевидно. Почему еще привязка к районным центрам? Потому что мы исследуем доступность мед. помощи, а люди, как известно, не улетают с Земли в космос, потому что привязаны к поликлиникам.


Мы видим, что большинство населенных пунктов (а сюда включены только те, в которых есть хотя бы один житель) находятся в интервале расстояний от 0 до 50 км. Немало тех, которые находятся в интервале от 50 до 110.


Что касается их населения, то в Вологодской области зарегистрированно 8006 сельских населенных пунктов (сюда, естественно, не входят более крупные – города и ПГТ) из которых 2131 уже на 2010 год был необитаем. Но, что характерно, они никуда не исчезли и все коммуникации до сих пор проходят через них. В нашей модели к 2018 году количество необитаемых населенных пунктов увеличится как минимум еще на 200 штук (по одной из оценок) и будет только расти.

Теперь посмотрим, как распределены эти населенные пункты на сетке «расстояние-население».

Здесь удалены все крупные населенные пункты (с населением более 1000 человек). В рамках поста причины этого не особо важны, но из 4168 их всего 51 штука (включая райцентры).

Сколько стоит дорога в деревню Экономика, Россия, Российские дороги, Деревня, Видео, Длиннопост

Как видите, в интервале от 40 до 150 км группируется весьма немало населенных пунктов с населением даже больше 200 человек. Но основную массу составляют населенные пункты, где проживает менее 100 человек. Это видно из данного построения:

Сколько стоит дорога в деревню Экономика, Россия, Российские дороги, Деревня, Видео, Длиннопост

Чтобы было еще интереснее, развернем крайний правый столбик:

Сколько стоит дорога в деревню Экономика, Россия, Российские дороги, Деревня, Видео, Длиннопост

Иными словами, основная масса обитаемых населенных пунктов – это полузаброшенные деревни, где живет «два с половиной человека» (точнее, от 1 до 21 человека). Как они раскиданы по территории относительно своего районного центра, вы уже видели на второй картинке.


Здесь нет смысла больше иронизировать или обвинять кого-то в чем-то. Просто такова ситуация на сегодня. Ее истоки лежат совсем не в 90-х годах. Процесс переселения в города начался еще в 19 веке, разогнался он к середине 20 века, когда после Великой Отечественной войны люди потянулись из не самой сытой деревни в более обеспеченные крупные поселения, занимаясь лесодобычей, промышленным рыболовством на озерах (коих у нах много), торфозаготовкой и т. д.

Здесь обычно уже делаются выводы и рисуется некая итоговая картина. Но нам интересно, как же осуществляетс связь между этими деревнями и райцентром по автомобильным дорогам, и мы пошли чуть дальше. Заморочились со сбором информации о том, как вообще передвигаются люди по дорогам в данной местности. Кое-где проехали сами на своих четырех колесах, кое-где надергали чужих треков. Получилась следующая картина (по большей части она нужна для ознакомления):

Сколько стоит дорога в деревню Экономика, Россия, Российские дороги, Деревня, Видео, Длиннопост

На сетке «расстояние-время» отлично видно, как начинает «гулять» время, за которое некий абстрактный дядя Вася доберется из своей деревни Нью-Васюки в районный центр Никольск. Факторов тут немного, выводов еще меньше. В нашем случае мы не смогли найти данных по загрузке путей сообщения внутри муниципальных районов (да, и, похоже, это вообще невозможно сделать).

Медиана времени, которое потребуется, чтобы добраться до своего районного центра – 0,87 часа (или около 53 минут). Иными словами, большая часть сельского населения потратит гораздо меньше 1 часа, чтобы добраться до наиболее важных объектов. Медиана скорости – 38,2 км/час.

Теперь выводы относительно темы:

1. Мы отлично видим, что основная масса населенных пунктов и их населения сконцентрирована вокруг крупных поселений.

2. Все остальные населенные пункты имеют слишком малое население (как в общем, так и в частности), чтобы формировать существенную массу. Так, например, численность населения (включая все возрастные группы), которому потребуется более часа на то, чтобы добраться до районного центра, составляет примерно 131 тысяч человек. Казалось бы, это очень много. Но в общей численности населения области это чуть более 10% (11,1%).


3. Численность же населения, которому потребуется БОЛЕЕ 2 часов, чтобы добраться до своего районного центра, – 25400 человек или 2,11% от всего населения области. И чем дальше, тем меньше их будет.


4. Если посмотреть на последний рисунок, то видно, что по мере приближения к районным центрам улучшается качество дорог (это следует из меньшего разброса времени и, следовательно, скорости). Иначе, чем ближе к районному центру, тем меньшей становится разница в скорости у транспортных средств, которые двигаются из самых разных населенных пунктов к самым разным районным центрам. Это косвенное следствие, но оно очевидно.

5. Напротив, чем дальше, тем ниже становится качество дорог (а сюда включается не только качество покрытия, но и ширина дороги, количество и радиусы поворотов на них и т. д.). Но тем меньше населенных пунктов с большим населением встречается на их пути.


Что из этого следует?


Чем определяется ценность дороги и, соответственно, важность ее ремонта или строительства – см. выше, в начале поста. Дорога должна условно окупаться, то есть, объем грузов и количество пассажиров в денежном выражении должно в заданный срок сравняться с затратами на строительство, а после и превысить их.


Какова стоимость строительства?


Я сразу скажу, что дорожники могут дать и другие цифры, но вряд ли они будут меньше (а, если будут, то я пересчитаю без проблем).


Мне удалось найти такую цифру – 19,2 млн рублей за 1 км качественной асфальтированной двухполосной дороги. Это, кстати, один из самых низких показателей в мире. В зависимости от того, где ведется строительство, стоимость может как увеличиться, так и уменьшиться, но возьмем это значение.


Допустим, что нам необходимо построить дорогу длинной 20 км (или достроить уже существующую на это расстояние). Нам потребуется 380 миллионов рублей. Почему мы берем именно асфальтированную дорогу? Потому что в пример дорог за границей приводят именно их. Итак, 20 километров обходятся нам (с коррекцией в меньшую сторону) в 350 миллионов рублей. Если мы рискнем и немного удешевим, сделав, скажем, полосы немного уже, а обочины совсем небольшими, мы, возможно, сможем выгадать несколько миллионов и снизить стоимость до 12-15 миллинов. Это 240-300 миллионов за 20 км.

Даже, если мы сможем построить новую дорогу за 10 миллионов рублей за километр, это будет 200 миллионов. Строительство качественной дороги – это именно строительство, а не просто укладка асфальта поверх грунта. Впрочем, истории о подобных выходках заполонили интернет (и, да, я считаю, что за такое нужно стрелять).

Теперь оценим, какой объем грузов и пассажиров может перевозиться по такой дороге. Оценка примерная. Средний доход на душу населения в Вологодской области составляет 25323 рублей. Уменьшим его, так как доходы в сельской местности объективно ниже и установим его на более реальном уровне в 15000 рублей (подробнее не хочется искать сейчас, но ошибся не сильно).

Предположим, что ВСЕ эти деньги тратятся на покупку товаров и услуг, которые привязаны к дороге. У нас в сельской местности проживает, как мы уже ранее сказали, 325000 человек, на которых в сумме приходится 4,88 млрд рублей. Сколько километров дорог можно построить чисто гипотетически на эти деньги?

Окажется, что ВСЕГО 489 километров дорог по цене 10 миллионов за километр. Почему ВСЕГО?Потому что на территории Вологодской области на 2015 год в Вологодской области имелось 30409 км автодорог, из которых 28532 км – автодороги общего пользования. Из них с твердым покрытием – 17020 км. Тем 490 км, которые можно построить в сельской местности, составят всего лишь 1,71% от общей протяженности. А это доходы всего сельского  населения.


Если мы обратимся к результатам выше, то станет ясно, что строительство асфальтированной дороги, которая соединила бы несколько деревень с населением в десяток-другой человек с районным центром не только экономически не выгодно, но и является пустой тратой средств в никуда. Именно поэтому в сельской местности обходятся грунтовыми дорогами, но даже их содержание с точки зрения экономики далеко не всегда является полностью оправданным. Муниципалитету приходится выбирать между главными направлениями и задачами и распылением денег на ремонты.


Но дорогу, как мы уже выше отметили, нужно содержать (ремонтировать, обслуживать и т. д.). На это уходят дополнительные средства, которые могут съедать существенную часть того, что выделяется на дорожные нужды.

Вот, по всем этим причинам в большинстве регионов России хорошие асфальтированные дороги строятся очень ограниченно и только там, где они соединяют крупные населенные пункты. О том, чтобы вести асфальт в какой-нибудь поселок или к дачникам, даже речи быть не может, если только эти дачники не готовы оплатить строительство и содержание.

Получилось несколько сумбурно, но, надеюсь, основная мысль и ее подтверждения понятны. В самом конце, как и обещал, видео, снято е в 2016 году на дороге, которая буквально за год-полтора до этого была разбита и ездить по ней было далеко не безопасно.

И еще небольшой бонус: дорога в сельской местности Германии:

Сколько стоит дорога в деревню Экономика, Россия, Российские дороги, Деревня, Видео, Длиннопост

Правда, там заплатки ровные и почти незаметные, но объем именно ремонта впечатляет (собственно, и об износе дороги это тоже говорит).

Текст мой, картинки, кроме первой, мои.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
8
Автор поста оценил этот комментарий
Такова цена ВЫКАЧКИ всех денег в бездонный федеральный бюджет. Как результат - Москва развивается, областные центры ещё кое как чухают, а всё что кроме - это вообще за пределами государства. Оккупированные территории - вот что это. И вы удивляетесь, что люди оттуда бегут?


Результат - нищая экономика, где люди заняты хер пойми чем, за хер пойми какую зарплату. Они не могут даже себя обеспечить. Зато олимпиада, зато чемпионат по футболу - и всё это убытки! Таких масштабов, что скоро люди откажутся защищать страну, которая перестала быть их родиной. А превратилась в целину между точечными вкраплениями цивилизации.

раскрыть ветку (19)
6
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А куда вы хотите вкачивать деньги? В производства, которые никому не нужны? В деревни, в которых два человека живут? Сделать им хайвей, интернет, больницу и школу?
Проектов по повышению привлекательности села в России – хоть жопой жуй, к слову.

раскрыть ветку (18)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Прикинь, сделать! Чтоб через 5 лет там не 2 человека жило, а тысяча! Молодых, работящих, знающих, что у них будет работа, дети смогут ходить в школу (ходить, а не ездить на ушатанной барбухайке за 40км!), Что рядом будет больница (да хотя бы и ФАП!) магазин (и не с тремя видами консервов, а полноценный минимаркет)! Вот и будут рабочие места, вот и будет инфраструктура!
всегда, во все времена все начиналось с дороги. Нет к деревне торного тракта - пизда деревне. Нет к городу спокойного и безопасного маршрута - город будет нищим, потому что ни один купец туда не поедет.
раскрыть ветку (8)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Откуда вы возьмете эту тысячу и чем займете? Будете платить им за то, что они живут там? Отлично.

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Из кармана блять вытащу!
сами приедут! Я уже сказал - дороги это основа всему. Нет дороги - нет ничего. Будет нормальный доезд, и в деревне будет потенциал развития - мелкая фабрика, обрабатывающая местный ресурс (например, обработка камня или древесины). Будет фабрика - будут рабочие места. Приедет 20 человек работников, допустим. С семьями - все 50 выходит. Очевидно, что семьям тоже нужна работа - кто-то откроет мини-парикмахерскую, кто-то займётся чем-то вроде семейного детского сада. Опять таким образом создаются рабочие места, теперь уже косвенно. Прошло 3 года, фабрика расширилась, имеем уже 50 рабочих с семьями, значит - 150 человек. Часть будет занята на фабрике - ведь нужны уборщицы, бухгалтера, сторожа, кладовщики и повара. Народу прибавилось - расширится местный продуктовый ларек, вплоть до открытия мини-бара рядышком. Да и детки подросли, их больше стало - оп, пора что-то и со школой думать. А там и стоматолог какой свою практику откроет, и ветеринар свой появится, или там аптекарь, и пекарня (не ждать же раз в два дня хлеб в магазине, да и булочки вкуснее будут!) появится. А это все опять же косвенно рабочие места. И вот проходит десять лет - на фабрике работает человек 60-70, ещё столько же косвенных рабочих мест + самозанятость - кто-то цветочки как хобби выращивает, кто-то картины пишет, ктото резные деревяшки строгает днями. Деревня живёт и развивается.

Так это все работает в Европе. Смотришь - ЕпТвоюМать, хутор 5 хаток. Ан нет! Лесопилка и магазинчик в наличии, до школы 3км хорошей двухполосной дороги, и там же большой магазин, заправка, парикмахерская и поликлиника или хотя бы кабинет терапевта и стоматолога, до райцентра 10 минут машиной доедешь, а там все уже по-серьезному - и торговый центр, и больница крупная, и пожарная часть, и гимназия, а то и колледж.
раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Была бы фабрика и работа - народ бы приехал, что там дорога так себе это не великая проблема. Видел успешный посёлок, который от крупного города в 250км, с сотню из них плохонький асфальт. Другая успешная - 25км гравийки. И видел деревню куда идёт асфальт и километров 40 до небольшого, тысяч что, но очень нефтяного городка, а там даже сельсовет отменили и отнесли их к соседнему. Почта сидит в помещении бесплатно, и сказали, что ее вообще закроют, если с них захотят брать аренду.

2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Никто никуда не приедет.
Ваши примеры с европой несколько надоели однообразностью.
В европе от села и до села – 2-3 км, а до крупного города – километров 30 максимум.
В России 30 км – это дорога от деревни и до деревни.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ой ли? Ой ли? Открываем карту где-нибудь под Воронежем, например. И скриншоты подъехали, дабы не быть голословным. Сколько там от деревни до деревни, от поселка до поселка? Редко где больше десяточки, а в среднем те же 5-6км, что и в европах. Но если к каждой из них нормальная дорога, по которой без риска убиться из-за ям можно ехать хотя бы 80 - я сильно сомневаюсь. А вот в Польше я каждый день на работу катаюсь 15 км до автострады через 2 села, и могу сказать смело - качество дороги там такое же, как у нас трассы областного значения - разметка, обочины, знаки, освещение переходов, идеальный асфальт без ям и надолбов из латок, и ехать без опаски можно даже 130 (но никто не ездит больше 90-100, ибо извилисто и есть некислый шанс сбить зайца, лису или даже оленя)

Я ж не говорю по тайге автострады каждые 10км прокладывать.

Опять же, есть способы экономии. Ну не делайте автостраду в 8 метров шириной, с асфальтированной обочиной. 4м нормального асфальта вполне хватит, чтоб свободно разминулись две легковушки, или более-менее нормально разъехались грузовик с автобусом (притормозили, аккуратно разошлись, и дальше себе едь!). Собственно, тут, в Польше такие дороги нередко именно от села до села - но они не уебаны в хлам, это ровный асфальт с минимумом латок или вообще без них, с разметкой и знаками, со столбиками по краям.
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Сколько в этих поселках живет человек? Мы заморочились и посчитали в своей области. Можем делать некоторые выводы, нравятся ли они нам или нет.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
В Польше? По разному. Где-то 50, где-то 150, где-то одно название вообще длиннее перечня жителей - три-четыре семьи в двух-трёх домиках.
Автор поста оценил этот комментарий

Не будет там никакой тысячи. Я по работе очень много езжу по самой глубинке, где нужна спутниковая связь. Не будет ни в одной деревне где сейчас 50-200 жителей, тысячи. Они или перейдут на натуральное хозяйство или с голоду попухнут. В очень немногих деревнях есть успешные фермеры, и у них работает немного народу. Больше не требуется, и то, что к ним идёт гравийная дорога их парит меньше всего. Там других проблем полно. Закрытые фапы, сбербанки, клубы и дома культуры, даже закрытые сельсоветы, и даже почты (эти заведения самые живучие!). Во многих деревнях нет даже магазина, но есть почта.

Из деревни бегут потому что нет работы, а не из-за дороги

4
Автор поста оценил этот комментарий
Никуда не вкачивать. Не выкачивать. Оставлять что-то местным бюджетам. Не всем населённым пунктам это поможет, но сколько тех, где ещё не пройдена точка невозврата
раскрыть ветку (5)
4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Половина регионов России - дотационные даже в том случае, если оставлять им доходы.

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Такова природа государства. Если управлением занимается один человек, а все остальные только лижут жопы друг другу по иерархии - то и получается вместо рабочей экономики хорошо вылизанная жопа.

Как и говорил, многие населённые пункты уже прошли точку невозврата. Спасать надо тех, кто пока может спасти себя сам. Просто прекратить добивать.

раскрыть ветку (2)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Это представление не соответствует действительности.
Но далеко не все компетентны в выполняемой работе.
Правда, у этого явления другие причины.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
"Это представление не соответствует действительности"
В параллельном мире бюрократии это заклинание решает все проблемы. В реальности, увы, представлениями ничего не решить. Но можно сильно усугубить, принимая решения на основе брократических представлений.
Автор поста оценил этот комментарий

"Половина региона дотационных"... А если копнуть глубже? Что такое дотационный регион? С одной стороны всё просто, это регион чьи расходы превышают доходы и федеральный бюджет в той или иной форме его дофинансирует. А с другой стороны, с территории региона собрали налоги, сборы, пошлины и т.д. и раскидали по бюджетам разных уровней, федеральный, региональный, местный. И вот у части регионов денег поступивших в региональный бюджет не хватает на все их расходы. Иногда совсем чуть-чуть, но вот уже край или область получают позорную кличку "дотационный". Хотя по сути им присылают обратно их же деньги. Хотя да, есть такие дико дотационные регионы как Чечня.

Автор поста оценил этот комментарий

Вкачивать деньги нужно в дороги, школы, больницы, университеты. Проведите в деревню дорогу (не хайвей, но нормальную дорогу с покрытием, которое не облезет через год), интернет, постройте в деревне школу, больницу — и через десят лет деревня станет селом с населением в несколько тысяч человек.

раскрыть ветку (1)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

И никто туда не поедет. Потому что никто не захочет работать на селе, где негде работать. Не с той стороны заходите.

Автор поста оценил этот комментарий

А толку - чуть. Люди бегут из села в пгт, из пгт- в город, из города - в областной центр, оттуда рвутся в столицу, потом возможно зарубеж. Все оттого, что работы в родном населённом пункте шиш, либо она не оплачивается достойно. Если в четверть опустевших сел протянуть нормальные ЛЭП, организовать газопровод либо, там где это целесообразно, пункты реализации твёрдого топлива, решить вопросы с водой, школами, медициной - люди будут, Вы слышите, БУДУТ жить и работать в селе. Потому что больница, школа, новые коммуникации - это рабочие места. Более того, снимется нагрузка и месячные очереди на приём к медикам-специалистам. Будет наконец эффективно проведено пресловутое импортозамещение. Потому что с мясным и молочным животноводством в стране беда, товарищи. И с последующей продукцией переработки тоже. Агрономы тоже мало компетентны, раз, учитывая погодные и прочие факторы, допустили малый урожай той же пшеницы (и люди уже воют из-за роста цен на хлеб). Но для этого всего нужен тяжёлый, планомерный честный труд, а не "спиздил у государства, оно и так тебе должно" на всех уровнях, от губернатора до деревенского жителя глубокой провинции. Зачем трудиться на перспективу, если можно спереть и прожрать-просрать сейчас?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку