Склянки -хранители морского времени. Зачем их били и почему можно было положить под них, но не на них?
Привет! Меня зовут Colt и я пишу посты на морскую тематику. А еще информирую, что зову в путешествие на парусной яхте по Хорватии в сентябре в Телеграм канале "Яхта".
Плюсаните посту, плиз, это авторский контент - иначе мы так и будем читать про "что именно меня достало", негатив, инородцев и политоту.
«Шлюпки отчалили от “Испаньолы” около половины второго, или, выражаясь по-морскому, когда пробило три склянки» (С) Остров Сокровищ
Неясно когда моряки пришли к тому, что надо работать вахтами – когда треть экипажа спит, треть занята хозяйственными делами, а еще треть работает на парусах и бдит. Но явно очень давно, такая система встречается еще в древних римских текстах.
Система оказалась удобной, но нужен был отсчёт времени. Использовали для этих целей песочные часы. Их и именовали склянками.
-«А почему не использовали обычные часы?» -спросят меня.
Потому что их не было))
А когда они появились то боялись влаги, качки и капитанского чиха, а когда стали надежными, то все равно остались хрупкими.
А для работы рядом с матросом нужно было что-то простое и надежное.
Песочные часы же не боялись ни качки, ни влаги, ни ударов (несильных), ни даже работы со слабо-обученным персоналом. При этом ими было несложно оперировать и легко освоить.
-«Но ведь песочные часы можно было забыть / запоздать перевернуть и весь отсчет времени собьется?» -спросит меня скептик
Да, такое могло случиться. Для этой цели предусмотрели дублирование -были песочные часы на 30 минут (малая склянка) и часы на 4 часа (большая склянка). Отсюда кстати и пошло множественное имя –«склянки».
Вахтенный (дежурный)матрос каждые 30 минут должен был перевернуть малую склянку и ударить в колокол. Этот процесс и назывался «бить склянки».
(1 удар -первая склянка, 2 удара- вторая и так до 8. Далее сначала)
Этим достигалось 2 цели
1. Экипаж ориентировался во времени, мог подготовиться к вахте и понимать течение времени.
2. Командиры были в курсе что на мостике не спят))
— Какая склянка была?
— Третья. (С) Станюкович «Максимка»
Раз в 4 часа переворачивалась большая склянка и малая синхронизировалась по ней. Тогда же огребали вахтенные, которые забыли или не успели перевернуть склянки вовремя. Это, кстати, считалось серьезным нарушением.
-«Ну, а если забыли перевернуть обе склянки? Потеря отсчета времени же» -спросят меня.
Да, тогда время на корабле «поплывет». Нужно дождаться солнечного дня, на палубу выйдет «штурман» и определит истинный полдень. Сложных приборов для этого не надо -достаточно определить когда длина тени от любого предмета минимальна.
Таким образом «перезапустятся» песочные часы.
Поэтому кстати и начало исчисления времени на судах начинали с полудня. Полдень отдельно выделяли ударом в рынду.
В итоге к 18 веку прижилась система, где команда делится на 3 вахты, которые работают 2 раза по 4 часа. Интервалы разбиты на 8 получасовых отрезка =8 склянок.
«Склянки организовали рабочий процесс, помогали всему экипажу преодолевать монотонность морского перехода и понимать течение времени, а также были очень надежны в экстремальных условия моря» (С)
Склянки не просто отсчитывали время, они были «пульсом» и голосом корабля!
Каждый корабельный колокол специально лили вручную, чтоб он имел свой уникальный звук.
На многих кораблях их «отбивают» до сих пор, но уже как дань доброй традиции.
Вот видео - как отбивают склянки
-«Colt, а «положить на под склянки» то о чем?» -спросит меня внимательный читатель.
Если на судне надо было передать какой-либо предмет человеку из «спящей» вахты или держать что-то в сохранности -то было одно место на корабле где всегда был дежурный.
Угадаете какое?
Точно, поэтому предмет клали «под склянки», где он всегда был под присмотром вахтенного, который не спускает глаз со склянок. Так на флоте и появилось выражение «положить под склянки».
Кстати, разбить склянки -плохая примета (с чего бы это?)) -так что, если увидите их вживую, обращайтесь с ними максимально аккуратно!
That's all, folks!
Желающие читать меня в телеграмме -ищите на канале о яхтах, морской истории и парусе- "Яхта" или в ВКонтакте-Яхта
Там же приглашение в путешествие по Хорватии.
Походим под парусами, попробуете как это было и побродим по узким старинным улочка, почувствуете себя моряком 16 века!
Попутно продвигаю пост "Интересные авторы на Пикабу" от пикабушника @Baron.Kir,
Мои топовые посты (остальные в профиле)
Парусная яхта, как она движется против ветра? Немного о парусах
Косой парус - исторический прорыв сравнимый с колесом. Причем тут легенда об Икаре?
Парусники- названия мачт и рей. Почему грота-бом-брам-стеньга это просто и как этим ругаться?
Брочинг -ужас у водомоторников и страх яхтсменов. Или как положить яхту на бок
Чайный клипер. Как построить необычайно быстрый парусник, рецепт из 19 века
Пушка! Они заряжают пушку! Как зарядить корабельное орудие 18 века (лл долго и муторно)
Почему парусная яхта не переворачивается и что будет если все-таки перевернуть ее
Огни Святого Эльма. Почему коронарный разряд сулил спасение морякам?
Яхтенный дизель. Как, плавая без глушителя, яхтсмены остаются тихими и респектабельными?
Как далеко находится горизонт в море? И почему наблюдатель на мачте корабля был жизненно необходим?
Пассат! Почему парусники в Америку плыли через юг, а возвращались через север?
Принудительная вербовка моряков на флот в старину. Почему американцы были против?
Сколько рулевых надо чтоб повернуть старинный парусник? Как насчет 8 одновременно?
Волны-убийцы. В них долго не верили, а сейчас силятся объяснить
Какого цвета были паруса старинных кораблей. Белые? А как насчет зеленых и желтых?
Бродячие собаки? А как насчет косаток? За что их нелюбят яхтсмены
Сердце маяка -линза Френеля. Как 200 летнее изобретение до сих пор спасает жизни?
Почему длинный корпус круче короткого? На примере парусников (определяем максималку)