4

Сказкотерапия: священная чувственность, поиск утраченного

Сказкотерапия — это метод психологической работы, использующий сказки, мифы и архетипические сюжеты для исследования глубинных слоёв психики. Через архетипы мы находим потерянные части себя, а через сюжеты — дорогу домой, к своей истинной природе. Таким образом, сказкотерапия- это мост между древней мудростью и современной психологией. Она не устаревает, потому что в сказках записаны инструкции по восстановлению души.

Этому методу тысячи лет! С древних пор шаманы и сказители использовали истории для передачи знаний (как воспитывать детей, выживать в опасностях); инициации (сказки о героях воодушевляли и помогали пережить кризисы); лечения (страх, потеря, вина перерабатывались через метафоры).

Как психологический метод сказкотерапия сформировалась благодаря Карлу Юнгу. Он ввёл понятие архетипов и показал, что мифы отражают универсальные психические процессы.

Как это работает?
Мозг воспринимает метафоры как собственный опыт. Когда человек слышит сказку, его психика:

  • Проецирует свои проблемы на героев;

  • Проживает катарсис (например, через победу над «чудовищем»);

  • Получает новые модели поведения (как герой нашёл выход).

В психотерапии сказки используются для бережной, экологичной работы с травмой, кризисами, семейными конфликтами. Пациент находит сказку из литературы, которая резонирует с его личной историей или пишет свой собственный сказочный сюжет и в нём переписывает сценарий по своему усмотрению. Как способ прожить сложные чувства, завершить историю из прошлого или обнаружить скрытые неизвестные грани своей личности и исследовать потребности.

Попробуйте сами, это может быть не только целебно, но и очень увлекательно!

Моя любимая настольная книга на эту тему — "Бегущая с волками" доктора философии Клариссы Пинколы Эстес, над которой она трудилась двадцать лет. Её работа, как юнгианского психоаналитика, посвящена бережному и практически любовному исследованию женских и мужских архетипов в мифах и сказаниях народов мира.

И, хотя, она посвящает свою книгу женщинам, она подчёркивает, что мужчины так же могут черпать силу и поддержку из этого источника, как в понимании женской инстинктивной природы, так и в познании собственной, мужской природы и её раскрытие через взаимодейстиве с женской.

Но довольно вступлений! Послушаем саму кантадору, хранительницу народной мудрости.

Койот Дик

(Эту историю) я услышала несколько лет назад в Ногалесе от хозяина трейлерной стоянки. Звали его Старый Индеец, и он утверждал, что в его жилах течет кровь краснокожих. Он не пользовался вставной челюстью и пару дней не брился. Его жена по имени Ивушка, была милая старушка со следами былой красоты на лице. Она сказала мне, что нос ей сломали в пьяной драке. У них было три кадиллака, все неисправные, и мексиканская дворняжка, которую держали в кухне, в детском манеже. Он был из тех мужчин, которые не снимают шляпу даже сидя на унитазе.

Разъезжая на маленьком трейлере в поисках сказок, я завернула на их стоянку.

– Может, вы знаете какие‑нибудь истории про эти места? – завела я разговор, имея в виду эти края и окрестности.

Старый Индеец лукаво взглянул на жену, ухмыльнулся и подмигнул ей.

– Пожалуй, стоит рассказать ей про койота Дика.

– Нет, Индеец, не смей! Только не эту сказку!

– Я все равно расскажу ей про койота Дика! – не сдавался Старый Индеец. Ивушка спрятала лицо в ладонях и чуть слышно пробормотала:

– Прошу тебя, Индеец, не рассказывай ей эту сказку.

– Я уже рассказываю.

Ивушка сидела, отвернувшись и прикрыв глаза руками, будто внезапно ослепла.

Вот что рассказал мне Старый Индеец. Он сказал, что слышал эту историю "от одного навахо, который услышал ее от мексиканца, а тот услышал ее от хопи".

Как‑то давным‑давно жил‑был койот Дик, и был он самым хитрым и самым глупым из всех зверей, что водились на земле. Он вечно чего‑то хотел и, чтобы исполнить свое желание, постоянно дурачил людей, а все остальное время спал.

Как‑то раз, когда койот Дик спал, его члену надоело это занятие; он решил уйти от койота и поразвлечься. Член отделился от койота Дика и побежал по дороге, вернее, поскакал по дороге, потому что у него была только одна нога.

Так он скакал, скакал и был вполне доволен жизнью, но потом соскочил с дороги, свернул в лес и – о ужас! – угодил прямо в заросли жгучей крапивы. "Ой! – взвизгнул он. – Ай‑ай‑ай! – завопил он. – Спасите, помогите!"

От его воплей койот Дик проснулся, привычным движением потянулся вниз, чтобы завести свой мотор, и обнаружил, что рукоятка исчезла! Койот помчался по дороге, держа лапу между ног, и наконец обнаружил свой член, который попал в беду. Койот Дик бережно извлек шаловливый член из крапивы, погладил его, утешил и приладил на место.

Старый Индеец хохотал, как полоумный – он задыхался, глаза едва не вылезли из орбит.

– Вот и вся история про койота Дика.

– Ты забыл рассказать ей самый конец, – напомнила Ивушка.

– Какой еще конец? Я рассказал все до конца, – буркнул Старый Индеец.

– Ты забыл рассказать ей настоящий конец этой истории, старая ты канистра!

– Рассказывай сама, если так хорошо помнишь. Зазвонил колокольчик, и он поднялся со скрипучего стула. Ивушка посмотрела на меня в упор, и глаза ее сверкнули.

– В конце истории вся мораль.

Тут ею овладела Баубо: она захихикала, потом захохотала и, наконец, разразилась утробным гоготом, причем гоготала так долго, до слез, что пару минут не могла выговорить две фразы: каждое слово она повторяла два‑три раза, перемежая их взрывами смеха.

– А мораль в том, что с тех самых пор член у койота Дика так зудит от крапивы, что он места себе не находит. Вот почему мужики вечно липнут к женщинам, норовят о них потереться, а в глазах у них написано: "У меня зуд в одном месте!" Понимаешь, их общий член зудит с тех пор, как в первый раз удрал!

Не знаю, что в ее словах меня так проняло, но мы обе сидели на кухне, взвизгивая и колотя руками по столу, пока совершенно не обессилели. Впоследствии я поняла, что испытанное тогда мною состояние можно сравнить с тем, какое бывает, когда съешь большой кусок крепкого хрена.

Думаю, как раз такие истории и рассказывала (древняя богиня) Баубо. В ее репертуар входит все то, что заставляет женщин смеяться именно так: безудержно, не заботясь о том, что видна вся глотка, что колышется живот и подпрыгивают груди. В чувственном смехе есть нечто такое, что отличает его от смеха по менее рискованным поводам. "Чувственный" смех пробирает душу до самой глубины, снимает напряжение, сотрясает кости и создает во всем теле приятнейшее ощущение. Это одно из диких наслаждений, хранящихся в душевном арсенале каждой женщины. В женской душе священная и чувственно‑сексуальная жизнь соседствуют очень близко, ведь и ту, и другую пробуждает чувство удивления – не размышление, а переживание, – когда что‑то трогает физические струны тела, что‑то мимолетное или вечное: поцелуй, видение, утробный смех или что‑то иное – изменяя нас, потрясая, вознося на небо, выпрямляя наши пути, приглашая нас на танец, вызывая свистом, позволяя ощутить истинное биение жизни.

В священном, непристойном, чувственном всегда таится дикий смех: короткий миг беззвучного хохота или мерзкого старческого хихиканья, хриплого гогота или дикого животного ржания, или трели, которая звучит как музыкальная гамма. Смех – скрытая сторона женской чувственности, в нем есть нечто телесное, стихийное, страстное, животворное, а потому возбуждающее. Это чувственность, которая, в отличие от полового возбуждения, не преследует никакой цели. Это чувственная радость, которая длится краткое мгновение, подлинно чувственная любовь, которая свободно летает, живет и умирает и снова живет, довольствуясь собственной энергией. Она священна, потому что необычайно целительна. Она чувственна, поскольку возбуждает тело и эмоции. Она сексуальна, потому что волнует и порождает волны наслаждения. Она не одномерна, ведь смех – это то, что мы делим с собой и многими другими. Это самая дикая женская чувственность.

(с) Кларисса Пинкола Эстес "Бегущая с волками".

Психология | Psychology

27.7K поста61.5K подписчика

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.