Ситуация в российских ВУЗах: усё пропало, шеф!

Недавно выполнял заказ для студентки - были в одном городе, смог отдать ей заказ

прямо в руки. Уже после, в диалоге она призналась мне - все ребята из ее группы подошли к преподавателю и потребовали: либо нормально объяснить, как выполнить и оформить курсовую работу (дабы он её уже наконец-то принял), либо помог в ее выполнении (он же преподаватель).

Его ответ шокировал - прямым текстом препод сказал студентам, чтобы они заказывали работу, если выполнить её не могут. Это и стало причиной данного поста.


/* Ненужная информация */

Мое ремесло - это выполнение студенческих работ. Я испытал весь цикл обучения на себе (став магистром технических наук), попутно поощавшись со многими студентами.

Написав сотни курсовых и лабораторных, а также дипломов, магистерских, статей (в том числе и для ВАК) - все это дало мне возможность

узнать, что же происходит именно в российском образовании. Мне интересно как гуманитарное, так и техническое направление - потому постараюсь писать как про одну, так и про другую сферу.

/* ----------------------------------------------------- */


Выбрали не тот шрифт или его размер - работа забракована. Не так оформили заголовки разделов - и работу обязательно не примут. А ведь еще есть и абзацный отступ, интервалы между строками, оформление рисунков, таблиц, приложений, формул... И научная актуальность курсовой, которую необходимо правильно обосновать, и ссылки на литературу в тексте (которая почему-то обязательно не старше 5 лет), и прочее-прочее-прочее, и все это не решает ни-че-го. Зато практическую часть смотрят в редких случаях - намного важнее оформление работы, чем ее суть.


Все просто: чем больше ВУЗ ориентирован на практическую направленность - тем меньше с вас будут требовать касательно подобной ерунды.

Но если не повезет - нужно будет и оформлять рамку для страниц (пережиток СССР),

и выставлять нужную ширину таблиц (возможная причина переподшива диплома), и учитывать то, где же расположен номер страницы - внизу по центру или внизу справа(а ведь он может быть еще и вверху, в зависимости от желания левой пятки составляющего метод. требования).


Наиболее важными параметрами являются количество страниц и оригинальность текста. Даже если у вас программа на 100 строк про "Змейку" - напиши про нее 30 страниц, с теорией, с обоснованием разработки, и объемным списком литературы.

Даже если вы написали про волнующую вас тему геноцида в мире - будьте добры, приведите ссылки на статьи, которые являются простой перефразировкой более старого материала из советских учебников.

В большинстве случаев работу даже не смотрят - и сразу просят прикладывать отчет антиплагиата (преподу лень самому проверять на антиплагиат). И это печально. Печально, потому что это - апогей бюрократии и формализма.


Сегодня российский ВУЗ не нацелен обучить студента.

Вы можете зайти на сайт своего учебного заведения и посмотреть учебный план - вы увидите так называемые компетенции, их обязательно должен получить каждый студент по окончании обучения. Не верьте красивому определению данного слова - оно означет только, что вы должны выполнять заданные требования, как робот. По сути вас учат правильно оформлять курсовые и другие учебные работы, заполнять бумажки, и единственный навык, который вы прокачаете наиболее сильно за все время учебы - это навык работы с Word'ом. В целом, это неплохо, но для программиста или инженера это явно не ключевой навык в его работе. И это явно не то, что требует потратить 4 (5) года своей жизни.

По факту обучения не будет, не будет закладывания кирпичиков знаний - будут нескончаемые требования, дабы вы научились безорпотно исполнять их, насколько бессмысленными они бы не были.

И под величавыми речами о компетенциях - на деле государство хочет получить работника, который только выполняет порученные ему функции.

Если ранее ВУЗ был местом для развития, для личностного и всестороннего совершенствования - то теперь ВУЗ выполняет роль фабрики, которая штампует специалистов по определенному шаблону. И с этим можно было бы смириться, если бы это не приняло ужасающую тенденцию деграданства и откровенного пофигизма.


На потоке со мной училась девушка, которая не написала ни единой строчки кода, но получила красный диплом - так как умела оформлять бумажки и вовремя подмазывалась к преподам (либо к тем, кто может за нее выполнить работу). Я лично видел, как на зачитывании оценок ВКР декан постыдно опустил глаза вниз - ведь он был ее куратором, и, общаясь с ней лично, знал ее возможности.

Уже в другом ВУЗе другого студента отчислили просто за то, что проверяющий преподаватель запутался в своем же материале и отказывался принимать работу - кульминацией стала фраза (цитата): "неважно, что вы там прочитали на всяких там хабрах или моей методичке - важно то, как я это понимаю!".

Все эти истории стары как мир - удручают не они, а их массовость.

Тотальное наплевательство к результатам своего труда, обескураживающая халтура, бессмысленные и беспощадные требования к человеку - все это демотивирует обучающегося, оссобенно, если он сталкивается с этим лицом к лицу и понимает, насколько всего этого много.


Методические указания - а по факту требования - ссылаются на документы уже несуществующей страны.

Преподаватель 70% своего рабочего времени посвящает заполнению отчетности.

Лекции ведутся по устаревшим материалам - научат настраивать антивирус для Windows XP, выполнять графики в Excel 2008, делать блок-схемы.

Все (!) принимаемые мировые стандарты обходят российские ВУЗы стороной. Причина проста: пока составишь методичку, пока отредактируют, пока одобрят, пока утвердят, пока включат в программу - все это затратит время. Вот и получается, что на дворе уже 2018-ый, а студенты обязаны работать и сдавать свои изыскания на мертвом программном языке (как пример - J#).


Де-факто ВУЗы выполняют функции школы "level-up". Что в ВУЗЕ, что в школе - в вас будут закидывать кучу информации без учета ее упорядоченности и согласованности. Различие между тем и другим - в ВУЗах напрочь забыли про педагогичекую составляющую.

Как правило, преподаватель из ВУЗа не задумывается о подаче материала. Ведется субъективное изложение, но в самом худшем случае - монотонное зачитывание с бумажки. А ведь ВУЗ - это новая ступенька в жизни человека. Важно не впихнуть в него кипу знаний, а суметь заинтересовать, завлечь. Вот так и получается, что преподаватели сетуют на нерадивых, безамбициозных студентов, в то время как сами не замечают бревна в глазу. Преподаватель - в первую очередь педагог, но в ВУЗах наметился негативный тренд: в преподаватели идут те, кто попросту не состоялся в своей профессии, и всем своим видом показывают, насколько они не рады здесь находится.


Положительный момент: в любом ВУЗе из преподаватей найдется такой, который чему-то научит. Он будет пытаться самостоятельно дать что-то вне программы, следит (а иногда и участвует) за развитием той науки или предмета, которую преподает.


P.S. Пример из жизни не так давно. Один из ведущих ВУЗов Сибири несколько лет назад чуть не понизили до звания академии. Причина? Туда явилась комиссия. И многие студ. работы были признаны недействительными, так как - внимание! - оформлены не по ГОСТ. Не рассматривались идеи этих работы, их содержание, труд, затраченный на них. И тут уже ректор навострил всех преподавателей: они неделями переделывали все эти работы, только чтобы сохранить статус ВУЗа. Присутствовал при всем этом. Сейчас этот ВУЗ требует оформлять свои работы исключительно по стандартам. Может, вам повезет, и именно проверяющий преподаватель поможет вам, направит вас в вашей работе. Но ваш ВУЗ - вас не поймет. Каждый ВУЗ вздрочен указаниями сверху - и студенты невольно участвуют в этом.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий

Бросил учебу в универе после 5 курса (его еще отучился) примерно лет 6 назад. Понял,что все вышесказанное - правда абсолютная. Пример?


Я учился на программиста. Угадаете какой язык нам преподавали? Делфи. Делфи, блеать! С++? Не, не слышали.


Дальше все еще веселее. Время диплома! Собирают темы. Я на то время начинал работать в геймдеве (первые опыты левелдизайна). Подхожу в учебную часть, говорю: "Так и так, могу вот в качестве диплома сделать игру. Не тетрис какой нить сратый, а вполне себе гонки какие нить или там рогалик". На что мне отвечают "Нуу это нисирьезна, бабла нипринисет, напиши нам лучше обучалку ПДД для велосипедистов в школы"

Шта?

Вы там ебнулись штоле? В Бауманке, значит, игра как диплом - ок (выпускник оной мне говорил на геймдев пати), а для занюханного вуза в глубинке не ок?


Послал ректора нахер, ушел. И знаете - ни разу у меня не спросили диплом ни на одной работе. НИ РАЗУ!


Тем не менее, я учился (и учусь) до сих пор. Неплохо поднял математику, например.

ВУЗы нахуй не нужны в том виде, который есть. Нахуй программисту пары физкультуры? С лекциями, блять! Пиздец! Нахуй какому нибудь филологу сопромат? Сделайте вы актуальную программу, а не хуету, учите не оформлению курсачей, а чему полезному!

Епт, если я расскажу какие курсовые у нас были - ржать можно будет долго и упорно. У нас КАЛЬКУЛЯТОР писали на курсовой проект. Пиздец.


Со мной учился парнишка. Кодер от бога. Он оказался умнее и ушел после 3 курса. Цитата: "Нахуй меня учат тому, что я умел уже в школе?" Счас этот парниша в штатах кодером работает, в силиконовой долине.

раскрыть ветку (5)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Со мной учился парнишка. Кодер от бога. Он оказался умнее и ушел после 3 курса. Цитата: "Нахуй меня учат тому, что я умел уже в школе?" Счас этот парниша в штатах кодером работает, в силиконовой долине.

Вот как? У меня был однокурсник. В своё время занимал места на всеросе по физике и доходил до всероса по экономике. В математике соображал быстрее всех моих знакомых, а знакомые у меня были те ещё ботаны. Начал программировать с нормальной по тем временам зарплатой ещё в середине первого курса, полный рабочий день, фактически он даже гораздо больше вкалывал. Очень умный парень, что позволило ему еще год сдавать экзамены, не ходя на занятия и не готовясь.


В общем, вылетел он только в четвёртом семестре и радостно говорил, что нахрен ему диплом не нужен. Года через четыре я его встретил, и он говорил, что чисто для проформы диплом всё-таки надо бы получить. А потом годы спустя, я написал ему: "Чувак, поехали к нам в Америку", он сказал: "Хрен там. Я прошёл собеседования в "Гугл", но на этапе оформления мне отказали: всего десять лет доказанного стажа при отсутствии диплома о высшем образовании. Извините, мол, подождите два года: нам департаменты миграции и труда не позволяют оформить визу людям без высшего образования или двенадцати лет стажа".

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Я спрошу в какой компании он работает. Точно не Гугл, емнип, что-то антивирусное. Уточню чо у него там с дипломом.


Есть другой дядя, он официально имеет 8 классов, но у него пачка сертификатов международного уровня толщиной с мою ногу. Работает тут, я его видел лет 10 назад последний раз, он получал 150к. Начальник регионального IT отдела какого-то банка.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да всё равно, "Гугл" или нет. Американской айтишной компании перетащить человека с дипломом гораздо проще, чем без диплома. Можно давать визу или нет - это не компания решает, а государство, там есть свои критерии. А потом еще, когда человек-таки попадёт в США (по визе L1, например - тогда диплом не нужен) и захочет получать гринкарту, государство опять будет смотреть: давать или нет. С дипломом - намного проще. С PhD по специальности - еще проще, хотя там разница только в длине очереди.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Спорить не стану. Я говорю о своих знакомых, которые не имеют диплома, зато имеют толковые мозги. Им отсутствие диплома не помешало.


Точно скажу, что в России отсутствие диплома для айтишника - ни разу не минус. Сколько устраивался - диплом не спросили ни разу!

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Слава богу попал в нормальный ВУЗ, где к теме курсача - Подбор комплектующих ПК, никто докапываться не стал.

а по поводу друзей тру прогеров, есть один, написал программу преобразование картинки в штмл таблицу
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку