Дубликаты не найдены

-1
Обожаю сирень и пионы!!! У вас потрясающе работы!
Похожие посты
68

«Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой» Ван Гога, или почему не стоит дружить с Гогеном, если уши дороги

В 1888 году в гости к Ван Гогу в Арль приезжает Поль Гоген. Дружбаны пьют абсент, ходят в бордели, пишут картины и мечтают о коммуне художников. Но закончится все известной травмой..


Винсент Ван Гог – «Автопортрет с перевязанным ухом», 1889
«Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой» Ван Гога, или почему не стоит дружить с Гогеном, если уши дороги Живопись, Искусство, Картина, Ван Гог, Поль Гоген, Ссора, Картина маслом, Отрезанное ухо, Длиннопост

Но обо всем по порядку. Ван Гог долго звал Гогена в гости, даже снял квартиру с двумя кроватями. Тот долго откладывал, но все же приехал. Но после конфетно-букетного периода стало ясно - они друг друга бесят. Буржуа Гоген не понимал неопрятность и сумбурность Ван Гога, а голландец не врубался во властность и раздражительность француза.


Незадолго до известной ссоры гении-алкоголики ходили на корриду, где Винсента сильно потряс очень жесткий ритуал – особенно проявившим себя тореадорам дарили отрезанное ухо побежденного быка. Просто оставлю это здесь))


А ведь как все начиналось - совместное творчество, большие идеи и надежды. Ребята даже подарили друг другу по портрету. Вот работа Гогена «Портрет Винсента ван Гога, рисующего подсолнухи». Я один вижу тут некоторую иронию?

«Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой» Ван Гога, или почему не стоит дружить с Гогеном, если уши дороги Живопись, Искусство, Картина, Ван Гог, Поль Гоген, Ссора, Картина маслом, Отрезанное ухо, Длиннопост

Накануне Рождества в одном из кафе друзья устраивают свою последнюю ссору. Начинается она с броска Ван Гога стакана в голову Гогена (неплохое начало, да?). Придирки и разбирательства продолжаются в квартире. Гоген объявляет о своем отбытии подальше от психованного товарища, Винсент хватает бритву и бросается на своего врага, а затем…


Достоверно неизвестно, что же произошло дальше. Основная версия говорит, что мертвецки пьяный Ван Гог отступил в свою комнату, и там в сумасшедшем порыве отрезал мочку на левом ухе. Другая трактовка событий гласит, что Гоген достал шпагу и по-гусарски отрезал лишнее от ушка бывшего другана.


Что ни произошло, итог один – минус одна мочка. После всех этих событий Ван Гог необычно распорядился частичкой себя: подарил ее проститутке и попросил сохранить, но та бахнулась в обморок и не особо оценила подарка. На следующий день местная газета Арля рассказывала про необычный вечерний инцидент, интересным художником заинтересовалась уже полиция, они же и увезли окровавленного Винсента в больницу на перевязку.


После всех бурных событий художник решил немного разобраться в себе и выплеснуть эмоции на холст. Он написал два автопортрета, один из них вы видели выше. Кстати, пока не забыл – на картинах перевязка на правом ухе: Винсент просто смотрел в зеркало, когда писал полотна.


Работа ниже довольно тревожная – потерянный взгляд, 35-летний автор выглядит на все пятьдесят, даже шапка немного угнетает.


Винсент Ван Гог – «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой», 1889
«Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой» Ван Гога, или почему не стоит дружить с Гогеном, если уши дороги Живопись, Искусство, Картина, Ван Гог, Поль Гоген, Ссора, Картина маслом, Отрезанное ухо, Длиннопост

А вот выбор цветов снова идеален. Полубезумный и вечно пьяный, Ван Гог, однако, выбирает близкие на хроматическом кругу цвета (оранжевый и красный, синий и фиолетовый, желтый и зеленый), которые добавляют друг выразительности и яркости.


Правду говорят – талант не пропьешь!


Глянуть другие истории из мира живописи можно в моем телеграм-канале: https://t.me/picturebymaslo

А если не любите телегу, то вот ссылка в инстаграмм: https://www.instagram.com/picturebymaslo

Добра!

Показать полностью 2
532

Как Пушкин без штанов Кончаловского подставил

Однажды художник Кончаловский нарисовал поэта Пушкина без штанов.


Нет, я не вру! В декабре 1932 г. на Кузнецком мосту открылась персональная выставка известного художника Петра Кончаловского - дедушки Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского.


Центральной картиной выставки стало впервые представленное публике полотно "Пушкин в Михайловском", которое мгновенно спровоцировало процесс, который в сегодняшних соцсетях именуется "мегасрач и бурление говн".


Дело в том, что великий русский поэт был изображен... без штанов. Сидящим на софе в одной ночной рубашке, переживающим приступ творческого вдохновения.

Как Пушкин без штанов Кончаловского подставил История, Литература, Живопись, Александр Сергеевич Пушкин, Картина, Длиннопост

При этом художник ни на йоту не погрешил против истины - как известно из переписки поэта, именно так он и проводил время в Михайловском - не вылезая из постели до обеда.


Несмотря на это, публика резко разделилась на поклонников картины и ненавистников ее, которые учинили весьма эмоциональную дискуссию.


Самым горячим поклонником картины стал бывший нарком Луначарский, который писал в "Новом мире": «Прежде всего нельзя не воздать хвалу Кончаловскому за то, что он взялся за Пушкина с самой трудной стороны… Изобразить момент творчества необычайно трудно. Но всякий другой Пушкин, не творящий, есть случайный Пушкин».

Как Пушкин без штанов Кончаловского подставил История, Литература, Живопись, Александр Сергеевич Пушкин, Картина, Длиннопост

Но распаленным критикам даже нарком не указ, и они яростно клеймили охальника-художника: «Хотелось бы, чтобы автор картины объяснил бы где-нибудь среди широкой публики, какими мотивами руководствовался он, изобразя нашего гениального поэта в таком виде».


Кончаловский стушевался, и в июле 1933 г. на выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Историческом музее выставил уже слегка переписанный портрет, чуть прикрыв Лександру Сергеевичу ноги и наведя порядок на столе.


Не помогло - в следующем 1934 году вышел сатирический сборник «Парад бессмертных», выпущенный к Первому съезду советских писателей. Была там и "Пушкинская страница", которую открывала карикатура Б. Малаховского «По картине Кончаловского».

Как Пушкин без штанов Кончаловского подставил История, Литература, Живопись, Александр Сергеевич Пушкин, Картина, Длиннопост

На самом деле правильнее было бы ее назвать "По картине Ге", потому что композиционно карикатура повторяет одноименную картину Николая Ге "Пушкин в Михайловском", которую, впрочем, чаще называют "Пущин в гостях у Пушкина".

Как Пушкин без штанов Кончаловского подставил История, Литература, Живопись, Александр Сергеевич Пушкин, Картина, Длиннопост

На карикатуре, как мы видим, Пушкин изображен без штанов, а на месте вышивающей няни изображен штопающий штаны Кончаловский. Происходящее пояснялось стихотворным "Примечанием редакции":


От зрителя налево — Кончаловский,

Известный тем, что написал картину,

В которой снял подштанники с поэта.

В художнике заговорила совесть,

И он решил, подштопавши белье,

Вернуть его немедленно поэту...


Стишки мгновенно обошли всю творческую Москву. Кончаловский совсем загрустил, к тому же приближалось столетие смерти Пушкина, которое в сталинском СССР отмечалось с невиданным размахом.


И художник в очередной раз переписывает картину, целомудренно прикрывая все части тела Пушкина желтым одеялом.

Как Пушкин без штанов Кончаловского подставил История, Литература, Живопись, Александр Сергеевич Пушкин, Картина, Длиннопост

Не помогло.


Картину Кончаловского не только не взяли на престижнейшую юбилейную выставку 1937 года - как писал Ю. Молок в книге "Пушкин в 1937 году", художника, "по существу, вынесли за скобки пушкинского юбилея. Ни в одном из юбилейных номеров художественных журналов, ни в «Искусстве», ни в «Творчестве», мы не встретим о нем и полслова".


Единственным изданием, вспомнившим о полотне Кончаловского, был журнал "Крокодил". Но настроение Петру Петровичу это упоминание вряд ли подняло.

Как Пушкин без штанов Кончаловского подставил История, Литература, Живопись, Александр Сергеевич Пушкин, Картина, Длиннопост

Потому что в юбилейном "пушкинском" номере (№3 за 1937 год) вспомнили о «нашумевшей картине засл. деят. искусств П. Кончаловского: Пушкин без брюк…».


Все как в анекдоте, короче: "Но стоило мне один раз...".

_______________

Это отрывок из моей книги "Служба забытых цитат"

Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame

Моя группа в Фейсбук - https://www.facebook.com/BolsaaIgra/

Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741

Показать полностью 5
465

«Возвращение блудного сына» Рембрандта, или последний шедевр голландского мастера

Очень популярный сюжет у художников. Если вкратце – сын богача попросил досрочно отдать ему его часть наследства, ушел кутить и промотал все денежки, стал бомжом и пострадал от такой жизни, вернулся к бате и покаялся. Все рады, уроки усвоены, хэппи энд.


Рембрандт – «Возвращение блудного сына», 1666-1669

«Возвращение блудного сына» Рембрандта, или последний шедевр голландского мастера Живопись, Искусство, Картина, Рембрандт, Возвращение, Картина маслом, Художник, Эрмитаж, Блудный сын, Длиннопост

Многие авторы немного опошляют момент возвращения пышными деталями и неестественными нарядами, но Рембрандт тут всех переиграл. Простейшая композиция – отец и сын у края картины, светотень специально подчеркивает эту пару, чтобы мы могли прочувствовать момент и не отвлекаться от эмоций героев.


Вот для сравнения еще одна картина на этот сюжет, Ян Стен – «Возвращение блудного сына», 1668-1670

Фрукты, модная собачка, теленка ведут на стейки, даже в рог трубят на всю округу. Намечается вечеринка:

«Возвращение блудного сына» Рембрандта, или последний шедевр голландского мастера Живопись, Искусство, Картина, Рембрандт, Возвращение, Картина маслом, Художник, Эрмитаж, Блудный сын, Длиннопост

Рембрандт не был бы собой, если не добавил бы загадочных персонажей. Кто эти чуваки доподлинно неизвестно, есть некоторые версии. Мол в черной шапке старший благоразумный брат, а остальные музыкант и странник. Есть более прикольная, мол бородач это молодой отче, а парень у колонны — это молодой непутевый сын. Этакое было/стало.

Тут как вам удобно))


Это картина стала последней у мастера. Одинокий и больной, потерявший сына и богатство, он даже картину писал с помощью веревочек – не мог сам держать кисть. И отсюда вытекает еще одна теория, грустная – тут изображает себя же в разные моменты жизни. Молодой в центре картины, справа в самом соку и старик с долгожданной встречей. К сожалению, единственный и любимый сын умер совсем рано, и последняя опора в жизни для Рембрандта пропала - а на полотне он встречает своего потерянного сынишку.


Без лишнего блеска, с грубыми мазками и с не самыми приятными деталями (гляньте на эти пятки), Рембрандт показывает живые эмоции героев:

«Возвращение блудного сына» Рембрандта, или последний шедевр голландского мастера Живопись, Искусство, Картина, Рембрандт, Возвращение, Картина маслом, Художник, Эрмитаж, Блудный сын, Длиннопост

Картина висит в Эрмитаже, если пойдете любоваться (советую), будьте аккуратны – полчища туристов забивают небольшой зал, старайтесь попасть в окна между группами)


А пока музеи закрыты, другие интересные истории из мира живописи можно найти в моем телеграм-канале: https://t.me/picturebymaslo

Если не любите телегу, то вот ссылка в инстаграмм: https://www.instagram.com/picturebymaslo

Добра!

Показать полностью 2
99

Панно из камня

Моя новая работа, на которую меня подталкнули любовь к европейским улочкам и дочь) Она сказала:"Мам, у тебя все работы в мрачных тонах, сделай что-нибудь яркое!" 😊

Панно не доделано, как видите. Хотела показать вам, как я выкладываю камни на деревянной поверхности, в данном случае, это фанера.

Окна- витражное стекло, за которым спрятаны светодиоды.

52/37см

Панно из камня Улица, Европа, Осень, Панно, Картина, Камень, Акрил, Художник, Витраж, Светильник, Светодиоды, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Панно из камня Улица, Европа, Осень, Панно, Картина, Камень, Акрил, Художник, Витраж, Светильник, Светодиоды, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Панно из камня Улица, Европа, Осень, Панно, Картина, Камень, Акрил, Художник, Витраж, Светильник, Светодиоды, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Панно из камня Улица, Европа, Осень, Панно, Картина, Камень, Акрил, Художник, Витраж, Светильник, Светодиоды, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Показать полностью 3
135

Очередное

На этот раз захотелось местного пейзажа. Вот вроде бы ничего сложного в этой картине нет, но я почему-то провела за ней слишком много времени. Подписчики, привет! Я все еще учусь и не бросила)

Холст, 50×75см, акрил

Очередное Рисование, Холст, Картина, Самоучка, Длиннопост
Очередное Рисование, Холст, Картина, Самоучка, Длиннопост
Очередное Рисование, Холст, Картина, Самоучка, Длиннопост
Показать полностью 2
433

Японская живопись, или почему без японцев импрессионизм мог не появиться

Невероятно, но факт: на импрессионистов огромное влияние оказало японское искусство. Как так получилось? Давайте разбираться.


Наша остановка – эпоха Эдо. Длилась она 265 лет (1603 – 1868), в это время страну держали в своих руках клан Токугава (их боялись даже чеченцы). Ребята закончили с войнами, как итог – золотой век экономики, театра, литературы и, конечно же, живописи.


Одной из жемчужин Эдо стали гравюры, или укиё-э (картины плывущего мира). Хотя изначально это были рекламы всяких баров/борделей и афиши.

Секрет популярности укиё-э прост. Эдо (кстати, это старое название Токио) быстро рос, люди хотели модную обстановочку дома, а традиционная японская живопись была ооочень не по карману. А тут есть картины ценой одной чашки лапши. Все очевидно же))


Кацусика Хокусай – «Большая волна в Канагаве», 1832

Японская живопись, или почему без японцев импрессионизм мог не появиться Живопись, Искусство, Япония, Импрессионизм, Укиё-э, Эдо, Картина, Ван Гог, Клод Моне, Поль Сезанн, Хокусай, Картина маслом, Японская культура, Длиннопост

Поначалу сюжеты были очень ограниченными – театр и картины с девушками, исторические события и поздравительные открытки.

С развитием искусства и повышением популярности пошли фауна, жесткая эротика (сюнга – западные зрители офигевали от натуралистичности картин, а японцам было ок) и мифы со сказками.


И вот сказки уморительны. Привидения (японцы любили страшилки уже тогда), путешествующие карпы, коты-самураи и бордель собак. Открывается совсем новый мир, японцы были безумны всегда.

Пейзаж как самостоятельный жанр появился позже остальных, и тут большую роль сыграл знакомый многим Кацусика Хокусай.


Коты-самураи, почему бы и нет:

Японская живопись, или почему без японцев импрессионизм мог не появиться Живопись, Искусство, Япония, Импрессионизм, Укиё-э, Эдо, Картина, Ван Гог, Клод Моне, Поль Сезанн, Хокусай, Картина маслом, Японская культура, Длиннопост

Многосерийная история Утагавы Куниёси "Японские сказки о рыбах" про путешествия и проделки карпов. Эта гравюра называется "Последний этап алкогольной вечеринки"

Японская живопись, или почему без японцев импрессионизм мог не появиться Живопись, Искусство, Япония, Импрессионизм, Укиё-э, Эдо, Картина, Ван Гог, Клод Моне, Поль Сезанн, Хокусай, Картина маслом, Японская культура, Длиннопост

Так вот, к концу 19 века японское искусство очень резво ворвалось в мир жителей запада. И сразу поразила новых зрителей в самое сердечко. А в особенности импрессионистов: Клод Моне владел коллекцией из 250 гравюр (постоянно спрашивал гостей их мнения об этих работах и частенько дарил их), вечно безденежный Ван Гог владел 200 картинами и делал отсылочки в своих полотнах, Ренуар и Дега часто вдохновлялись работами японских коллег.


«Автопортрет с перевязанным ухом» одного крайне известного художника, присмотритесь к стене:

Японская живопись, или почему без японцев импрессионизм мог не появиться Живопись, Искусство, Япония, Импрессионизм, Укиё-э, Эдо, Картина, Ван Гог, Клод Моне, Поль Сезанн, Хокусай, Картина маслом, Японская культура, Длиннопост

Дам немного контекста из истории. В 19 веке академизм не давал расти новым направлениям: важны правильная композиция, нужный смысл и обязательна фотореалистичность. Революцию совершили импрессионисты, а позже появился авангард и другие -измы.


Но за сотню лет до этого японцы делали красиво и говорили сокровенную фразу – мы так видим. Для них было важно показать чувства и эмоции (знакомо?), и, хотя фотографии еще не существовало, на своих полотнах японские мастера умели поймать момент (ну а теперь узнали?).


Тут у нас похожая идея у Утагавы Хиросигэ «Морское побережье в провинции Идзу» и Клода Моне «Арка на запад от Этрета». Разница между картинами 31 год:

Японская живопись, или почему без японцев импрессионизм мог не появиться Живопись, Искусство, Япония, Импрессионизм, Укиё-э, Эдо, Картина, Ван Гог, Клод Моне, Поль Сезанн, Хокусай, Картина маслом, Японская культура, Длиннопост

Европейские бунтари усвоили главные принципы: лаконичность, сюжеты и серийность. Никаких лишних деталей, несколько однородных цветов и простой сюжет – зачем нужны эти драматические сцены, когда гораздо интереснее глянуть на обычную девушку, цветы или море..


Моне писал по 30-40 картин со стогами и соборами, Сезанн постоянно изображал свою любимую гору. А вот японский классик Хиросигэ посвящал своим сюжетам по сотне работ!


Вот сравните работы Поля Сезанна «Гора Сент-Виктуар» и Утагавы Хиросигэ «Вид моста Яцуми-но хаси». Что-то есть, не правда ли:

Японская живопись, или почему без японцев импрессионизм мог не появиться Живопись, Искусство, Япония, Импрессионизм, Укиё-э, Эдо, Картина, Ван Гог, Клод Моне, Поль Сезанн, Хокусай, Картина маслом, Японская культура, Длиннопост

И таких параллелей можно провести довольно много. Импрессионизм и Япония. Кто бы мог подумать))


Посмотреть больше про японское искусство и другие истории из мира живописи можно в моем телеграм-канале: https://t.me/picturebymaslo

А если не любите телегу, то вот ссылка в инстаграмм: https://www.instagram.com/picturebymaslo

Добра!

Показать полностью 5
43

Как можно расширить внутреннее пространство помещения с помощью концептуальной живописи

Здравствуйте, дорогие друзья!

Мы профессионально занимаемся росписью стен более 15 лет. Каждый объект уникален и несет с собой массу интересных задач, к которым нужно применять творческий подход и уникальную концепцию для их решения.

В данном случае мы столкнулись с маленьким помещением. Для того чтобы расширить визуальные границы интерьера мы создали иллюзию из аксессуаров и мебели, которая позволила более объемно и полно раздвинуть границы помещения и дать пищу для воображения гостей.

Ниже вы видите нарисованные: сервант с вазой, комод с вазой, наполненной фруктами, подсвечником, и картину. Тень от всех этих предметов так же нарисована. 

Как можно расширить внутреннее пространство помещения с помощью концептуальной живописи Роспись стен, Живопись, Интерьер, Дизайн интерьера, Художник, Длиннопост
Как можно расширить внутреннее пространство помещения с помощью концептуальной живописи Роспись стен, Живопись, Интерьер, Дизайн интерьера, Художник, Длиннопост
Как можно расширить внутреннее пространство помещения с помощью концептуальной живописи Роспись стен, Живопись, Интерьер, Дизайн интерьера, Художник, Длиннопост
Как можно расширить внутреннее пространство помещения с помощью концептуальной живописи Роспись стен, Живопись, Интерьер, Дизайн интерьера, Художник, Длиннопост
Как можно расширить внутреннее пространство помещения с помощью концептуальной живописи Роспись стен, Живопись, Интерьер, Дизайн интерьера, Художник, Длиннопост
Как можно расширить внутреннее пространство помещения с помощью концептуальной живописи Роспись стен, Живопись, Интерьер, Дизайн интерьера, Художник, Длиннопост

Абажур получился охрененно, нам так кажется)

Как можно расширить внутреннее пространство помещения с помощью концептуальной живописи Роспись стен, Живопись, Интерьер, Дизайн интерьера, Художник, Длиннопост
Как можно расширить внутреннее пространство помещения с помощью концептуальной живописи Роспись стен, Живопись, Интерьер, Дизайн интерьера, Художник, Длиннопост

На фото ниже вы можете видеть пианино, но нет, оно не нарисовано)

И как же хорошо что фото не может передавать звуки, ибо с музыкой мы дружим не так хорошо как с живописью)

Как можно расширить внутреннее пространство помещения с помощью концептуальной живописи Роспись стен, Живопись, Интерьер, Дизайн интерьера, Художник, Длиннопост

Instagram https://www.instagram.com/bratyarudnevy/

Показать полностью 8
387

«Не ждали» Репина, или почему Третьяков запрещал пускать художника в свою галерею

Все же убийство Александра II и последующая реакция сильно повлияла на настроения художников. Как и Суриков, Репин не мог пройти мимо.


Сюжет на злобу дня (если вы все еще живете в 1884) – революционер-народник неожиданно возвращается домой из мест не столь отдаленных. Это читается по его одежде (потрепанная одежда арестанта) и картинам на стене – портреты Шевченко и Некрасова (оппозиционные писатели), «Портрет Александра II на смертном одре» Маковского и в центре репродукция с Христом на Голгофе. Дома явно проживают демократы-либералы, а сюжет с мучениями Иисуса отсылают к пережитому главным героем. Таким образом, контекст полотну дают другие картины – хитрый ход Репина.


Илья Репин – «Не ждали», 1884-1888
«Не ждали» Репина, или почему Третьяков запрещал пускать художника в свою галерею Живопись, Искусство, Картина, Репин, Не ждали, Картина маслом, Третьяковская галерея, История искусств, Передвижники, Длиннопост

Вообще работу мастера можно назвать картиной взглядов. Горничные ошалели и пропустили нежданного гостя, в шоке смотрят ему в след. Жена в изумлении и сейчас бросится в объятия, дочка видимо не помнит батяню и немного испугана незнакомым мужиком, а сынишка радостно узнает вернувшегося отца.


Выражение лица матери арестанта мы не видим, и это добавляет нерва событиям – она или со слезами бросится к опальному сыну или отдубасит за все дела.

Ну а главный герой говорит своим взглядом – ну че, вот он я))


Палитра взглядов и эмоций ближе:

«Не ждали» Репина, или почему Третьяков запрещал пускать художника в свою галерею Живопись, Искусство, Картина, Репин, Не ждали, Картина маслом, Третьяковская галерея, История искусств, Передвижники, Длиннопост

Сперва это должна была быть девушка (в первом варианте неожиданно возвращается курсистка), но после мучительных метаний все же изменил пол у персонажа. Хотя после написания картины сомнения не закончились – однажды Репин без ведома Третьякова пришел в его галерею и сильно изменил лицо у героя. А сотрудникам сказал, что все согласовано.

Третьяков был в ярости и отправил картину на доработку. И даже запрещал пускать художника в его отсутствие))


В первоначальной версии картины не ждали девушку:

«Не ждали» Репина, или почему Третьяков запрещал пускать художника в свою галерею Живопись, Искусство, Картина, Репин, Не ждали, Картина маслом, Третьяковская галерея, История искусств, Передвижники, Длиннопост

А ведь покупать картину Третьяков сперва не планировал, за что отхватил от дочери по возвращению с выставки. Вот ее воспоминания: «Мы напали на отца, как он мог не купить такую вещь. Я никогда не могла понять, что не удовлетворяло его в выражении лица вернувшегося». Под натиском дочерей и в какой-то мере общественности (никто не ждал, что Третьяков пройдет мимо картины на выставке), коллекционер все же приобрел полотно. Хотя Репин поломался, и даже поднял цену за работу.


В итоге всех событий и переделок от художника, картина Третьякову никогда особо не нравилась. Зато нравится нам))


Посмотреть другие истории из мира живописи можно в моем телеграм-канале: https://t.me/picturebymaslo

А если не любите телегу, то вот ссылка в инстаграмм: https://www.instagram.com/picturebymaslo

Добра!

Показать полностью 2
1204

Немного о картине  и продажной любви

Немного о картине  и продажной любви Картина, Живопись, Художник, История, История России, Российская империя, Длиннопост, Проституция

Николай Шильдер "Искушение" (185?)
И снова пост о живописи, житейской истории на картине, а еще о том, куда могло привести героиню, если она согласится. Короче, про проституток элитных и не очень в Российской империи. Рассмотрим мы это на примере картины Николая Шильдера "Искушение" (185?), которую часто называют самой первой картиной Третьяковской  галереи. Точная дата написания картины не известна. С одной стороны ее называют первой картиной в галерее, а саму галерею открыли 1856 году, а в некоторых документах пишут, что "Искушение" купили в 1857 году.  Скорее всего второе - просто опечатка.
Сюжет в целом понятен. К бедной девушке, которая живет с пожилой, возможно, больной матерью, приходит малоприятная дама, и делает сомнительное предложение. В одной руке у этой нехорошей женщины золотой браслет, второй она указывает на кого-то сзади, может, потенциального покупателя. Тут автор собрал воедино все клише. Героиня живет в полуподвальном помещении. И маленькое отступление. В Москве и многих других городах в доходных домах самая дешевая жилплощадь была в подвалах.  В Петербурге кстати наоборот на верхних этажах. Причина простая, в столице земля была дороже, дешевые доходные дома лепили как можно выше, а в Москве до конца 19 века многие здания не превышали 3 этажей. При отсутствии лифта и часто водопровода (в этом случае жильцы таскали воду себе наверх сами) разница в комфорте между престижным 2 этажом и, например, третьим, не очень существенна, а вот с 5 уже да. Поэтому на картинах петербургских нищебродов селили на самом верху, нередко на чердаках,  подчеркивая это балками и перекрытиями вместо обычного потолка. Ну а в остальных городах в подвалы и полуподвалы.  На это указывают своды и высоко расположенное окно. Героиня зарабатывает вышивкой, мы и ее рабочее место видим. Это тоже одно из клише. Необеспеченные и не особо образованные девушки часто зарабатывали себе на жизнь рукоделием, швейным делом. Доходы в этой отрасли как правило были невысокие. Рабсилы было много, а желающих платить среди хозяев мастерских или частных заказчиков мало. Типа ей одной и так хватит, а если выйдет замуж и заведет детей, пусть ее муж содержит. Поэтому действительно симпатичные работницы получали от подобных дам предложения более высоко оплачиваемой работы. И некоторые действительно соглашались. В правом нижнем углу мы видим символ -  кошка на кого-то охотится, примерно как сводня на героиню. А в левом верхнем углу освещенная окном икона. Надеюсь, героиня не поддалась.

Немного о картине  и продажной любви Картина, Живопись, Художник, История, История России, Российская империя, Длиннопост, Проституция
Немного о картине  и продажной любви Картина, Живопись, Художник, История, История России, Российская империя, Длиннопост, Проституция

Слово "проститутка" и его доходчивые аналоги считались грубыми и оскорбляющими слух добропорядочных граждан (ну да, ну да). Примерно как в шутке Раневской о том, когда кое-что есть, а слова такого нет. Обычно либо использовали эфимизмы типа "прекрасные, но падшие создания", иногда падшая или публичная женщина, ну а чаще всего "эти женщины" или "те дамы", и из контекста было понятно. Так что когда в романе "Идиот" про Настасью Филлиповну говорили "эта женщина", современникам было ясно, что ее обозвали проституткой.
Про устройство борделей писали много раз, в том числе и на пикабу, поэтому повторяться не буду. Напомню только, что жрицы любви были как официальные (имевшие вместо паспорта желтый билет, а еще бланковые). Официальные имели преимущество в том, что могли лечиться бесплатно (правда, проходить регулярные осмотры было и их обязанностью), их не трогала полиция. Были и те, кто работал неофициально.
Помимо борделей вполне легально работали и дома свиданий. Правила работы были похожие, но было и отличие. В борделе "труженицам" клиентов предоставляло само заведение из числа своих гостей и брало большой процент, выплачивая остальное ей. В дом свиданий дамы приводили клиентов сами, например, подцепив их на улице или в ресторане. Так они получали именно место для разврата, ну и сами за него приплачивали по таксе. То есть это было ближе к специализированной аренды помещений. Иногда, если хозяева сами находили желающих, они могли позвать "работниц" под конкретного гостя или предложить ему кого-то из числа "заглянувших на огонек". Дома свиданий часто располагались рядом с крупными ресторанами и иными увеселительными заведениями. Также "территорию" часто неофициально предоставляли гостиницы. Так что купчишка, поливающий "ту даму" шампанским, скорее всего, поведет ее дальше в такие вот "нумера". Разврат творился и внутри самих многих фешенебельных заведений. Там были отдельные кабинеты для приватных тусовок, так что можно было тут же и погулять с размахом, и даму подцепить, и на месте же безобразию предаться, и даже потом по приколу полуголую девицу из кабинета выставить на потеху другим гостям заведения, бывало и такое. Но сами рестораны интимные игрища обычно не поощряли, к тому же двери кабинетов не запирались, так что теоретически в самый интимный момент кто-то мог войти.
Довольно часто подобные услуги оказывали артистки, хористки. Хор 19 века отличался от современного. Речь шла больше о просто музыкальных коллективах, которые либо работали при заведении, или приглашались туда время от времени, пели сольно или все вместе, плясали, создавали атмосферу. В некоторых коллективах проституция даже поощрялась. В некоторых нет, но теоретически можно было договориться,  чтобы взять красотку в содержанки, например, богатому купцу. В этом плане дороже всего стоили солистки цыганских хоров. После коллективного решения хора иногда цыганки шли в содержанки, но разовой проституцией не занимались. Профессия была с душком, слово хористка пренебрежительным и даже иногда ругательным. Так что картина Константина Коровина "Хористка" для современников была двусмысленной. Престижно было "завести" артисток театра, чем известнее - тем круче. Богатые аристократы и монаршие особы питали страсть к балеринам.
И так, от чего же зависела цена "этой женщины"? От многих факторов. Естественно, красоты, молодости, но и не только. Понятно, что страшненькие и потрепанные жизнью стоили дешево. Но был еще интересный фактор. Происхождение и образование!

Немного о картине  и продажной любви Картина, Живопись, Художник, История, История России, Российская империя, Длиннопост, Проституция

Почти все проститутки были либо из крестьянской среды, либо бедные мещанки. Такую девушку можно было принарядить, слегка обтесать. Но, как говорится, можно вывезти девушку из деревни, а деревню из девушки нет. Хорошие манеры, умение держать себя, хороший вкус воспитывались с детства. Да и приличное образование, владение иностранными языками быстро получить на практике было невыполнимой миссией. Ну и наоборот, более или менее симпатичная девушка, хорошо воспитанная, обладающая манерами аристократки и знающая иностранные языки, была штучным и дорогим товаром. Поэтому та же Катерина Маслова из "Воскресения" считалась дорогой проституткой по меркам своего города. Но на самом деле, если смотреть на вещи цинично, она была, мягко говоря, не очень умной женщиной вдвойне. С одной стороны в том, что изначально поверила в любовные признания барчука и попала в нехорошую историю с внебрачной связью, и вдвойне, потому что после этого  продолжила себя гробить пьянством и работой в провинциальном борделе. Если уж она выбрала такую деятельность, то  такой кадр с распростертыми объятиями бы встретили в престижных столичных заведениях с совсем другими гонорарами, таких охотно брали на содержание, а особо обаятельные и удачливые даже выходили замуж. Но если бы Катерина не рефлексировала в провинциальном борделе, не заливала грусть алкоголем, не попала бы в тюрьму и не вышла бы там замуж за нищеброда-революционера, то читателям было бы не так интересно. А если бы Толстой написал, историю о том, как соблазненная Катерина приехала в столицу, поступила бы в фешенебельное заведение, скопила деньги на свой дом  или ренту, или "окрутила" какого-нибудь богатого купца и даже вышла бы за него замуж, его бы закидали помидорами за пропаганду разврата. Примерно как и в ситуации с малахольной Настасьей Филипповной у Достоевского. А вот бедная девушка с картины Шильдера, скорее всего, не имела ни манер, ни образования. Перспективы у таких несчастных были обычно печальные. Их соблазняли заверениями легких денег, заманивали в сети разврата, где они могли пользоваться успехом некоторое время, пока сохраняют свежий и товарный вид. Ну а дальше по мере трудовой деятельности скатывались все ниже и ниже, пока не оказывались в борделе третьей категории. Произойти это могло всего за несколько лет. Да и ЗППП никто не отменял.

Немного о картине  и продажной любви Картина, Живопись, Художник, История, История России, Российская империя, Длиннопост, Проституция
Немного о картине  и продажной любви Картина, Живопись, Художник, История, История России, Российская империя, Длиннопост, Проституция

В таблице приведены цены, если не ошибаюсь, конца 19 века. Минимум половину этой суммы забирало заведение. Под разовым посещением имеется в виду общение с дамой определенный промежуток времени, например, полчаса или час. За время  был и лимит на хм общение ближе к телу, обычно 2 раза. Чем дешевле заведение, тем больше клиентов, соответственно "амортизация" дамы, и тем быстрее терялся товарный вид. Соответственно, тем ниже она опускалась на социальное дно. Подобные жуткие персонажи описаны у многих авторов, например, у Гиляровского в "Москве и москвичах". Цены уличных проституток очень разнились. Симпатичная и ухоженная барышня стоила несколько рублей. Чаще всего такие ходили по центральным бульварам, сидели в кафе. Среди них было много не "профи", а тех, кто выходил на охоту время от времени в качестве подработки. Дешевые тусовались вблизи крупных рынков, дешевых кабаков и тд. Век уличных барышень тоже часто был не долог. Тем более что ЗППП тогда лечить толком не умели.

Немного о картине  и продажной любви Картина, Живопись, Художник, История, История России, Российская империя, Длиннопост, Проституция

Как известно, тот же сифилис долгое время был смертельным приговором.  Лечили его сомнительными способами, например, ртутными лекарствами и даже впрыскиванием оных в интимные места. Были и специализированные лечебные заведения для такого контингента. В 1910 году появился препарат "606", он же "Сальварсана" доктора Эрлиха. Он считался реально эффективным против сифилиса. В состав входил мышьяк, были побочные эфекты. 606 - Это номере удачной попытки создания после 605 неудачных. Позже на его основе создали  «препарат 914», получивший название «неосальварсан». Спрос был огромный.  Об этом приведенная выше карикатура. НО все же зппп выкашивали многих, а "карьера" "этих дам" длилась обычно недолго. Поэтому хочется верить, что героиня не повелась на уговоры и с возмущением выгнала сводню из своего подвала.
P.S. Как всегда подчеркиваю, что пост не искусствоведческий, а исключительно развлекательный. И надеюсь, он действительно развлек читателей. Если у вас есть другое мнение или дополнительная информация, напишите о этом в комментариях.

Показать полностью 6
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: