0

Синдром самозванца: вы просто не в своей роли

В предыдущей статье мы уже подробно обсудили синдром самозванца и разобрали возможные причины его возникновения. Сегодня подробнее остановимся на неочевидной причине — когда у человека нет четко сформированной роли или он находится в роли, которая ему не соответствует.

Синдром самозванца: вы просто не в своей роли Личность, Саморазвитие, Психология, Развитие, Роли, Успех, Совершенство, Карьера, Сознание, Опыт, Мотивация

Что такое роль

Роль — это набор поведения и действий, связанных с определенной позицией или статусом человека. Каждый из нас ежедневно играет множество ролей: дома мы родители, дети, партнеры; на работе — руководители, подчиненные, коллеги, специалисты. Проблемы начинаются, когда роли отсутствуют, конфликтуют или просто не подходят нам.

Например, человек пытается одновременно быть требовательным руководителем и заботливым другом для своей команды. Или сотрудник может выполнять роль аналитика, требующую глубокой сосредоточенности, и одновременно выступать публично, что требует совершенно других качеств и навыков.

Такие противоречия могут порождать ощущение внутреннего несоответствия, вызывая синдром самозванца.

Что делать, если роли нет или она слабая

Когда у вас нет четко сформированной роли, для занимаемой вами позиции, то вы действительно не можете ей соответствовать. Такую роль надо оформить и проживать ее, чтобы сделать ее сильной и проявленной.

Для этого:

  • Определите какая у вас роль. Например, начальник должен быть в роли руководителя, а не коллеги. Аналитик не должен заниматься выполнением срочных задач. Продажник должен продавать, а не заниматься стратегическим планированием.

  • Определите действия вашей роли. Пропишите ваши главные функции и цели. Конкретика поможет вам понимать свои задачи и зону ответственности. Например, руководитель ставит задачи и KPI сотрудникам, а не выполняет за них их задачи.

  • Усильте эту роль. Какими материальными вещами можно это сделать? Какими действиями и процессами? В каком состоянии вы будете максимально эффективны? Например, как одевается руководитель, как говорит с подчиненными, что регулярно делает?

  • Потренируйтесь в этой роли. После того как вы прописали вашу роль, прогоните это все в голове или перед зеркалом. Попробуйте какие-то ситуации или действия выполнить дома, вам потом будет проще.

Что делать, если роль вам не подходит

Иногда роль, которую мы играем, просто не соответствует нашим способностям или базовым качествам. Это порождает внутренний конфликт и ощущение, что мы не на своем месте. И в этом случае это действительно так.

Что делать в этом случае:

  • Проанализируйте, почему роль вам не подходит. Возможно, она требует качеств, которых у вас нет или вы не можете их развить.

  • Попробуйте уйти от этой роли. Обычно на работе мы всегда выступаем в нескольких ролях. В рамках текущей позиции найдите способ заниматься только тем, что вам нравятся и хорошо получаются, и минимизировать то, что вызывает дискомфорт.

  • Ищите новую роль, если текущая неисправима. Иногда лучший выход — это изменить место работы или должность, выбрав то, что больше соответствует вашим внутренним установкам и сильным сторонам.

Например, операционный директор должен быть волевым, ему должно нравиться контролировать сроки, а сотрудники должны бояться их срывать. А продажник должен уметь и любить продавать, а не испытывать стыд, когда что-то предлагает.

Чувство самозванца часто возникает именно тогда, когда мы играем не свою роль или вовсе не имеем четкого представления о ней. Понимание роли и уверенность в ее соответствии вашим внутренним качествам поможет избавиться от тревоги и сомнений в себе. Если вы на своем месте, то вам достаточно будет усилить роль, чтобы ощущение себя самозванцем ушло.

Хотите узнать больше о том, как устроена наша психика и что она еще в себе таит? Подписывайтесь на мой телеграм-канал, где регулярно делюсь важной информацией для личного и профессионального роста.

Психология | Psychology

25.4K постов60.9K подписчика

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.