0

Сила пикабу или очередная просьба о помощи.

Всем привет! За то время что я являюсь пикабушником мне стала понятна одна вещь-аудитория этого сайта очень разношёрстна и тут сотни людей разных специальностей и разного опыта.


Приключилась со мной следующая ситуация: нужно писать диплом...нет, я не прошу покидать в меня ссылками на сайты, которые мне помогут в написании, не прошу написать за меня сам диплом (хотя было бы классно конечно)..


Вообщем, столкнулся я с тем, что по выбранной теме диплома "Снижение ошибок спутниковых наблюдений на высоких широтах" информации и литературы достаточное количество, за исключением одной главы, а именно :"Влияние неравномерности скорости вращения Земли на точность спутниковых определений".


Я прям уперся в то, что отдельно про неравномерность вращения инфа есть, а про зависимость и как неравномерное вращение влияет-не могу найти, хоть убей. Есть только одна статья, из нее надергал что можно, сделал пару выводов, но этого мало...

Поэтому просьба такая: если этот пост увидят специалисты в области спутниковых наблюдений, которые могут что то по этому поводу сказать или привести пример специальной литературы, пожалуйста, дайте знать или просто выскажите свое мнение по данному вопросу. Мне оно важно и, возможно, поможет в написании этой вшивой главы диплома.

p.s. на профильных сайтах спрашивал, там все крутят у виска и говорят что мой научрук (который эту главу лично воткнул в мою работу) не совсем компетентный специалист и ничем толком не смогли помочь.

Спасибо!

Комменты для минусов внутри.

Дубликаты не найдены

+1
Спрошу шефа, он БОЛЬШОЙ спец в вопросе спутниковых наблюдений (сам софт для приёмников пишет, много чего нового насочинял) может чего подскажет
раскрыть ветку 5
0
Было бы здорово)
раскрыть ветку 4
+1
Я вчера пообщался. Он ответил дословно следующее -
ну тут я врядли чем смогу помочь
если брать практическую сторону, то это все уже учтено
единственное что могу, попробовать с людьми из пулковской обсерватории пообщаться
может они в теме
они в теории больше знают
в общем это надо с учеными общатся

Я: Есть формула для обсчёта этого неравномерного вращения?

Сергей:нет
это определяется из измерений станций слежения, как и многое другое

Я:А, то есть обратная ситуация - оно не математически считается, а эмперически

Сергей:
да, думаю что только так
это же все физические процессы, которые зависят от могих факторов

Я: То есть, надо рыть точные орбиты, и пытаться из них вытащить закономерности

Сергей:
есть наверняка научные работы на эту тему, но скорее всего зарубежные
раскрыть ветку 3
+1
Тоже начну с того, что ни разу не спец в этой теме. Но если есть набор данных по неравномерности вращения и набор по спутникам можно начать с расчета корреляции.
раскрыть ветку 3
0

Но за мысль огромное спасибо. На досуге попробую. Все равно и сам думал об этом. Просто хз что мне это даст.

раскрыть ветку 1
+1
Как что даст, есть корреляция можно с умным видом сообщить, что связь не просто очевидна, но доказана. Для бакалаврского диплома хватит, для магистерского симуляцию запрограммировать. Видел, насавскую 3д гравитационную модель поля земли, значит данные можно достать. Ну и запулить траекторию спутника по ней. И сравнить с траекторие вокруг шарика.
0

Вся работа высттроена на сплошной теории. Далее со слов научного руководителя: не нужно много больших формул и расчетов, сам запутаешься, а комиссии будет к чему придраться. Поэтому старайся изюегать больших и серьёзных расчетов. Давай будем делать упор на теоретическое обоснование гипотетической проблемы." Короче мне прямым текстом сказали, что диплом твой должен быть как огурец, на 90 процентов из воды.

+1
Я, по правде говоря, не геодезист, но такая вот статья на глаза попадалась: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1674984717300666
В четвертом разделе как раз про саязь неравномерности вращения с вариациями вертикальной компоненты gps измерений. Не знаю, насколько это общеизвестно, но может и пригодится...
раскрыть ветку 1
0

Большое спасибо! Щас изучим)

Даже не смотря на то, что кажется речь идёт о вертикальной координате, все равно огромное, человеческое спасибо!

+1

сделай симуляцию, а там смотри на неё и чеши репу - как решать вопрос коррекции, чё? этож не домашка а диплом.

раскрыть ветку 5
0

Когда поступал работал непосредственно с гнсс-оборудованием и у меня были возможности прям в поле проверить любую теорию, но с того места я давно уволился, далеко переехал и теперь у меня нет таких возможностей..если подскажешь где и как можно замутить эту симуляцию-я прям от все души буду благодарен.

раскрыть ветку 4
+1

ну вот в том то и проблема - что такой симулятор надо либо найти гдето (я хз - а вообще попробуй в роскосмос и иже с ними обратиться (не шучу - в какойнить отдел дозвониться или завалиться както, письмо написать) хотябы чтоб намекнули как рассчёты ведут манёвров) либо писать самому.

раскрыть ветку 3
0

Для минусов два.

-1

Дык тебе уже за одно название пять ставить надоть! Сразу видно  учёный. Хатуль мадан.

раскрыть ветку 2
0

Издеваешься?:)

раскрыть ветку 1
+1

Шучу. Раньше дипломы попроще были. Да и сейчас... делали всем отделом дипломы паре бауманцев, хорошие, с железой (с реализацией), так эти дебилы даже защититься нормально не смогли.

0

Для минусов раз.

Похожие посты
660

Утерян приемник. Верю в силу пикабу

Комментарии для минусов внизу)

Надежды мало, но я верю в силу пикабу. Сейчас геодезическое сообщество посочувствует. Был утерян приемник R8, на трассе Исилькуль- Полтавка. По глупости.  Возвращались, искали, безрезультатно. Поэтому если кто-то нашел, или , возможно , знает того, кто пытается разобраться, что за тарелка лежала на дороге, прошу отзвониться по телефону(+7-904-324-83-33), в долгу не останусь. Вопрос чуть ли не жизни и смерти. В быту, кстати, применения не имеет) рабочий инструмент

Утерян приемник. Верю в силу пикабу Геодезия, Потерянные вещи, Потеря, GPS, Исилькуль, Без рейтинга
60

Советские аналоги ГЛОНАСС и GPS

Цикло́н (гражданский вариант системы известен как «Цикада») — первая спутниковая система навигации в СССР, построенная на базе космического аппарата (КА) «Циклон» и КА «Залив» (Индекс ГУКОС — 11Ф617), в состав которой входили три аппаратных комплекса: «Цунами-АМ» на искусственных спутниках Земли, «Цунами-БМ» (P-790) на кораблях и «Цунами-ВМ» на береговых объектах.

Первые спутники системы, Космос-192 и Космос-220, были запущены 23 ноября 1967 года и 7 мая 1968 года соответственно. Председателем государственной комиссии по запуску был назначен начальник НИИ-9 ВМФ контр-адмирал Максюта Ю.И.


Развёртывание системы начато в 1971 году, когда она была сдана в опытную эксплуатацию под названием «Залив». В 1976 году система была принята на вооружение, в составе шести космических аппаратов «Парус», обращающихся на околополярных орбитах высотой 1000 км.

Проект «Циклон» являлся первым в мире совмещённым навигационно-связным спутниковым комплексом. Система обеспечивала определение плановых координат местоположения и была оснащена бортовым ретранслятором для радиотелеграфной связи кораблей ВМФ и подводных лодок с береговыми пунктами управления и между собой. Связь между абонентами осуществлялась как в зонах прямой радиовидимости, так и глобально, с задержкой по времени переноса спутником информации. Также дополнительно излучался радиосигнал на частоте 10 ГГц, который использовался для коррекции корабельной системы указания курса.

Для нормального функционирования системы требуется поддержание на орбите группировки из 6 спутников «Парус». Аппаратура, используемая на этой серии спутников, позволяет определять координаты на плоскости с точностью до 80—100 метров.


Точность определения координат системой «Циклон» уступает характеристикам более современных систем навигации GPS и ГЛОНАСС. В процессе эксплуатации системы выяснилось, что основной вклад в погрешность навигационных определений вносят погрешности передаваемых спутникам собственных эфемерид, которые рассчитываются и закладываются на борт КА средствами НКУ — наземного комплекса управления.В 1976 году был разработан гражданский вариант навигационной системы для нужд торгового морского флота, получивший название «Цикада».

Цикада (индекс ГУКОС — 11Ф643) — гражданский вариант морской спутниковой навигационной системы «Циклон». Приёмная аппаратура «Шхуна» обеспечивает определение положения судна с точностью 50-100 метров. Сдана в эксплуатацию в 1979 году в составе 4 спутников, выведенных на круговые орбиты высотой 1000 км, наклонением 83°. Плоскости орбит наклонены на 45° друг к другу. Аналогом системы «Цикада» является КНС «Транзит» (США), снятая с эксплуатации в 1997 году.


Цикада-М — космическая навигационная система, по предназначению, принципу местоопределения и характеристикам аналогичная системе Цикада. Состав системы — 6 космических аппаратов. Система Цикада-М обеспечивает определение координат места со среднеквадратической погрешностью 80 м. В зависимости от географического положения судна дискретность обсервации составляет 10…55 минут.


Создавалась КНС Цикада-М для навигационного обеспечения военных потребителей и эксплуатируется с 1976 года. После 2008 года потребители КНС «Цикада», «Цикада-М» переводятся на обслуживание КНС ГЛОНАСС, и эксплуатация этой системы была прекращена.


Для работы с низкоорбитальными КНС «Цикада», «Цикада-М» разработана и выпускалась корабельная приемоиндикаторная аппаратура «Шхуна», АДК-3,4, «Челн-1» (СЧ-1), «Челн-2» (СЧ-2) и навигационно-геодезическая система «Челн-3» (СЧ-3). Дальнейшее использование этой аппаратуры гражданскими потребителями при введении в эксплуатацию системы ГЛОНАСС не планируется.

Показать полностью
3889

Маршрут построен

Если вы думаете, что навигатор в вашем смартфоне получает ваши координаты со спутника, то вы ошибаетесь, и сейчас я объясню, в чём дело.

Маршрут построен GPS, ГЛОНАСС, Навигация, Гифка, Длиннопост

Но начну издалека.


С середины 20 века гуманисты и филантропы по обе стороны океана озаботились одной интересной оптимизационной задачей – максимизировать количество ущерба, наносимого противнику, затратив минимум супердорогих атомных боеприпасов. Проблема вот в чём – представьте вам надо бросить баскетбольный мячик в кольцо, которое находится в соседнем городе и попасть. Точно всё рассчитать, конечно, можно, но удачным выстрелом считалось попадание с вероятностью 50% в круг диаметром несколько километров. Но это если заранее с высокой точностью известно место старта и место «финиша». Поэтому ядерные подарки старались сделать помощнее, чтобы доставить как можно больше радости людям даже на расстоянии в несколько километров.


Но проблема была ещё и в том, что если место старта заранее известно вам, оно так же известно и противнику, а ракеты того времени не отличались особо в части оперативности подготовки к старту. На то, чтобы собрать и запустить Р-7 с Байконура, требовалось несколько дней. Разумеется, за это время, его могли разбомбить к чертям, поэтому умным головам пришла в голову мысль – прятать оружие под воду и запускать внезапно из случайных мест с подлодок. Но тут опять возникала первая проблема – чтобы прицелиться, нужно знать, где находишься, а компас, хронометр и секстант в данном случае помогут слабо.


Нельзя сказать, что прогресс стоял на месте. Моряки и лётчики использовали гирокомпасы и радиопеленгаторы (радиокомпасы). Первый использует свойство вращающихся тел сохранять свою ориентацию в пространстве (закон сохранения импульса), соответственно, если раскрутить ротор гироскопа и запомнить его ориентацию, при последующих манёврах по его отклонению можно будет судить о курсе.


С изобретением радиосвязи стало возможным использование радионавигации. Сюда входит, как использование радиомаяков, радаров, высотомеров и дальномеров, однако все эти инструменты, хоть и значительно упрощают работу штурмана, но полностью его, разумеется, не заменяют.


В радионавигации широко используется принцип триангуляции:

Маршрут построен GPS, ГЛОНАСС, Навигация, Гифка, Длиннопост

На схеме условно показан геометрический принцип определения местоположения относительно трёх точек с заранее известными координатами и расстоянием до них. Пересечения двух кругов дадут 2 возможных координаты, которые будут являться «кандидатами» на ваше расположение. Для уточнения, в какой именно из них вы находитесь, в геометрии потребуется третья точка.


На практике же, достаточно иметь всего два радиомаяка и уметь определить расстояние до них:

Маршрут построен GPS, ГЛОНАСС, Навигация, Гифка, Длиннопост

Если у вас есть радар, то определить расстояние до нужной вам точки просто – необходимо измерить время, за которое посланный сигнал вернулся обратно и поделить на 2. Но это работает только тогда, когда и приёмник и передатчик сигнала находится у вас. Если же вы имеете только приёмник, то вам необходимо знать, когда именно началась передача. Электроника того времени не справлялась с синхронизацией, поэтому использовалась схема двух сигналов, посылаемых с заранее известной задержкой.


Ниже показаны погрешности в определениях координат известных систем навигации разных времён.

Маршрут построен GPS, ГЛОНАСС, Навигация, Гифка, Длиннопост

За самым первым искусственным спутником Земли наблюдал весь мир. Наблюдали и американцы, которые и обнаружили, что благодаря эффекту Доплера частота принимаемого со спутника сигнала увеличивается при приближении спутника и уменьшается при его удалении. Если точно знать свои координаты на Земле, по сигналу можно было измерить положение и скорость спутника. Многим людям это было очевидно, однако именно доктору Ричарду Кершнеру из лаборатории прикладной физики университета Джонса Хопкинса первому пришло в голову «перевернуть» уравнение – если точно знать положение спутника, то можно определить собственную скорость и координаты.


Уже всего 2 года спустя запуска первого искусственного спутника земли, в сентябре 1959 года американцы вывели на орбиту первый спутник системы Transit (NavSat). Первые успешные тесты системы прошли в 1960 г., а в 1964 она была принята в эксплуатацию, разумеется, с вполне «мирными» задачами по расчёту курсов баллистических ракет, запускаемых с подводных лодок. Впрочем, и «на гражданке» появился спрос, а в 1967 году количество гражданских клиентов системы превысило число военных. Система вполне сносно справлялась со своей задачей до 1996 года, обеспечивая точность позиционирования ± 200 м. Плохо было только то, что, что она не покрывала всю территорию Земли (в разное время в ней использовалось 6 – 7 космических аппаратов), и пользоваться ей можно было лишь раз в несколько часов, так как единовременно «над горизонтом» был виден лишь один спутник.

Как я уже сказал, принцип определения местоположения был основан на эффекте Доплера. Спутники вращались по известной траектории, вещали на известной частоте. До приёмника же доходил сигнал несколько другой частоты (в этом и есть суть эффекта). По смещению частот сигналов от нескольких спутников высчитывалось местоположение.


Кто-то может и не знать, как называется этот эффект (некоторые, по их собственным словам, приходят сюда деградировать), но все слышали, как изменяется звук от проезжающего мимо автомобиля. При приближении слышно звук более высокой частоты, когда же машина проедет мимо, звук станет понижаться. На этой гифке показано, что происходит:

Маршрут построен GPS, ГЛОНАСС, Навигация, Гифка, Длиннопост

Советский сумрачный гений не сильно отставал, и в 1971 году развернул собственную навигационную систему под названием «Циклон» (для гражданских – «Цикада»). Она тоже состояла из 6 спутников, и была почти в 2 раза точнее, позволяя определять своё местоположение с погрешностью 80 – 100 м. Система использовала тот же эффект Доплера и имела те же недостатки, что и у американцев – пользователь должен был самостоятельно определить и указать приёмнику собственную скорость, система выдавала лишь 2 координаты (широту и долготу, высота не определялась), а из-за особенностей орбит спутников, определение координат возможно было лишь в течение 5-6 минут каждый час – полтора (хотя, справедливости ради надо сказать, что в военном варианте было задействовано больше спутников и интервалы были поменьше).


У американцев к началу 70-х годов сложилась интересная ситуация, когда каждое военное ведомство (ВВС, ВМС и армия) запиливали собственные навигационные проекты, бессовестно разбазаривая деньги налогоплательщиков, пока в 1973 году, Конгресс не прекратил это безобразие (хотя и со «скрипом» – скептики говорили, что расшифровка сигналов со спутника не представляла особых сложностей ни для СССР, ни для Китая). Была инициирована программа DNSS, позднее переименованная в NavStar, позднее – в GPS.

Маршрут построен GPS, ГЛОНАСС, Навигация, Гифка, Длиннопост

В твой смартфон это не влезет!


Советские партия и правительство ответили навигационными спутниками с идеологически-правильным названием серии «Ураган», чем положили начало развёртывания того, что впоследствии назовут ГЛОНАСС (с 1982 по 1998 год вывели аж 74 спутника, 6 из которых потеряли при запуске, а из-за малого срока службы и отсутствия денег, к 2001 году их осталось всего 6).


Но так бы и остался GPS исключительно военной игрушкой, если б не доблестные советские ПВО, сбившие в 1983 возле острова Сахалин Боинг-747 рейса KE007 «Корейских авиалиний». Официально было озвучено, что корейцы просто заблудились, поэтому тогдашний президент США Рональд Рейган пообещал разрешить использовать GPS для гражданских целей по всему миру. Во избежание военного применения системы точность определения координат была специально уменьшена (ходят слухи, что его практически сразу же успешно расшифровали). Загрубление точности отменил только Клинтон в 2000 году.


И так, как же это работает?


Основной спутниковой навигационной системы являются ВНЕЗАПНО спутники. Орбиты в GPS подобраны так, чтобы орбитальный период составлял половину сидерического дня (11 ч 58 минут). Так, один и тот же спутник проходит над одной и той же точкой земной поверхности примерно дважды в день. С тем расчётом, чтобы из любой точки Земли в пределах прямой «видимости» находилось не менее 6 спутников, всего требуется 24 аппарата, чтобы система стала действительно «глобальной» (то есть доступной по всему миру). Обычно 2-3 аппарата ещё болтаются на орбите «про запас».

Маршрут построен GPS, ГЛОНАСС, Навигация, Гифка, Длиннопост

Спутники ГЛОНАСС летают чуть ниже (в первую очередь параметры орбит были рассчитаны на покрытие территории РФ). Две системы (GPS и ГЛОНАСС) по принципу своего действия очень похожи, за исключением некоторых технических тонкостей в формировании сигнала, поэтому дальше буду объяснять на примере GPS, потому что по ней тупо больше информации (как ни странно).


Принцип действия системы построен на том, что в любой момент времени мы очень точно знаем, где именно находится спутник. Каждый из спутников имеет на борту высокоточные атомные часы, синхронизированные друг с другом, а также с часами на наземных станциях. Погрешности от эталонного времени (на Земле) корректируются на спутниках ежедневно. В каждом GPS приёмнике тоже есть часы, только менее точные (обычно кварцевые).


Так вот, спутник вас не видит и не слышит, поэтому никаких координат (тем более – ваших) он вам передать не может. Вместо этого каждый спутник постоянно передаёт сигнал, в котором зашифровано его точное время и положение на орбите. В принципе, за исключением некоторой дополнительной несущественной информации, это всё, что на самом деле передают навигационные спутники. Поскольку скорость распространения радиоволн (скорость света) постоянна и не зависит от скорости спутника (привет от Эйнштейна №1), по задержке между началом передачи сигнала со спутника и началом получения этого сигнала на приёмнике, можно определить расстояние от спутника до приёмника. Для однозначного определения положения необходимо решить 4 дифференциальных уравнения, геометрическая интерпретация которых похожа на описанную в начале триангуляцию. Только теперь это называется трилатерация (вообще мультилатерация, но это не существенно).


Если на плоскости нам достаточно двух опорных точек для определения нашего положения (на пересечении пеленгов), то в пространстве мы имеем дело со сферами, поэтому нам необходима третья точка (спутник). Пересечение двух сфер даёт круг (и мы можем находиться в любой точке этого круга. Третья сфера даст нам две возможные координаты, при этом одна из них будет заведомо неверной (например, в космосе, под землёй или слишком далеко, чтобы быть правдой), соответственно, вторая точка и будет нашими координатами:

Маршрут построен GPS, ГЛОНАСС, Навигация, Гифка, Длиннопост

В силу того, что GPS использует часы очень высокой точности, её сигналы используются не только для навигации, но и в случаях, где нужна точная синхронизация времени, например, в системах, обслуживающих биржевые торги по всему миру.


Точность позиционирования дополнительно повышается усилиями на Земле. По поверхности планеты (как для GPS, так и для ГЛОНАСС) понатыканы наземные станции дифференциальной коррекции. Они проводят замеры на Земле и обновляют информацию на спутниках, подводят часы, ретранслируют часть служебных сообщений и т. д.


Альманах, эфемериды и A-GPS


Навигационные спутники передают ещё два вида данных — альманах и эфемериды. Альманах – это реестр параметров орбит всех спутников. Каждый спутник передаёт альманах для всех спутников в группировке. Данные альманаха не отличаются большой точностью и действительны несколько месяцев.


В свою очередь, данные эфемерид – это набор очень точные корректировки параметров орбит и часов для каждого спутника, что требуется для точного определения координат. Каждый GPS спутник передаёт только данные свою собственную эфемериду. Эти данные действительны только 30 минут. Спутники передают свою эфемериду каждые 30 секунд.


Если GPS был отключён более 30 минут, а потом включён, он начинает искать спутники, основываясь на известном ему альманахе. По нему GPS выбирает спутники для инициации поиска. Если питание приёмника отключить, а потом снова включить в течении 30 минут, он «поймает» спутники очень быстро, т.к. не надо будет снова собирать данные эфемерид. Это называется «горячий» старт.


Если после отключения прошло более 30 минут, будет произведён «тёплый» старт и GPS приёмник снова начнёт собирать данные. Если GPS приёмник был перевезён (в выключенном состоянии) на несколько сотен километров или внутренние часы стали показывать неточное время, то данные имеющегося альманаха являются неверными. В таком случае навигатору требуется выполнить новый «поиск неба» (повторная инициализация) для загрузки нового альманаха и эфемерид. Это уже будет «холодный» старт.


Чтобы избежать подобных проблем используется технология A-GPS (Assisted GPS), ускоряющая «холодный старт» приёмника. Она так же сильно облегчает работу систем навигации в городских условиях, где приём сигнала может быть затруднён из-за застройки или вовсе невозможен внутри зданий. Кроме того, в силу того, что GPS-приёмник потребляет много энергии, использование A-GPS позволяет экономить заряд батареи.


Идея до банальности проста – сначала ваше месторасположение определяется приблизительно, по триангуляции с базовых станций сотовой связи. Затем с ближайшего сервера A-GPS через сети GSM или по Wi-Fi передаётся обновление альманаха, тем самым снижая время ожидания с 30 до 1 секунды.

Маршрут построен GPS, ГЛОНАСС, Навигация, Гифка, Длиннопост

Помните об этом, когда моментально слышите слова «маршрут построен». Без этой технологии, ждать бы вам пришлось ощутимо дольше.


Казалось бы, всё, но нет…


Теории относительности


Это не опечатка. Их здесь целых две – специальная и общая (привет от Эйнштейна №2).


Казалось бы, всё у нас хорошо, но внезапно мы понимаем, что находимся глубоко в гравитационном колодце Земли, и согласно общей теории относительности, время для нас течёт медленнее, чем время на спутнике. А согласно специальной теории относительности, время на быстролетящем спутнике с нашей точки зрения должно замедляться. Было бы идеально, если бы эти два эффекта взаимно компенсировали друг друга, однако, это не так.

Маршрут построен GPS, ГЛОНАСС, Навигация, Гифка, Длиннопост

Кому интересно поиграться, вот проект на Wolfram Alfa.


Как видно на графике эффекты специальной и общей теории относительности компенсируются на высоте примерно 3200 км, а выше побеждает гравитация. Для высоты орбиты GPS, каждую земную минуту часы на спутнике должны убегать на 26,7 наносекунд. Это мало, однако ошибка будет накапливаться. За минуту погрешность позиционирования составит примерно 8 метров, через час, ваш навигатор ошибётся уже на 481 метр, а за сутки набежит 11,5 км!


Без поправок на замедление времени на Земле система была бы абсолютно бесполезной, поэтому атомные часы на спутниках специально спроектированы так, чтобы они шли медленнее, чем их земные аналоги, в точности на те 26,7 наносекунд в минуту, чтобы скомпенсировать погрешность.


Когда воинствующие плоскоземельщики, эфиролюбы, торсионщики и креационисты будут нести вам антинаучный бред, просто посоветуйте им выкинуть их смартфоны, как материальное подтверждение лживой теории относительности, недостойное их гения.


Вот теперь, кажется, всё. Спасибо за внимание

Показать полностью 9
105

"проверенные водители" и пробег ТС

Доброго времени суток.


В данном посте отступим от контроля топлива и поговорим о контроле пробега и доверии к водителям со стороны начальства и "механиков".


Случай первый:


На обслуживании состоит клиент с парком ТС чуть больше 30.

Стоит у него комплект: отслеживание+ датчик уровня топлива+ контроль температуры в морозильной камере. По уровню топлива и морозилкам, вопросов нет, водители не сливают (точнее крайне редко, за год было не больше 5 случаев по топливу). А вот с пробегом у нас были "проблемы". 

На предприятии ведутся маршрутные листы с записью пробега перед выездом и при заезде на базу. И вот они ну никак не сходились, расхождения с нашей системой и показаниями спидометра были больше 30-40%, что выходит за все допустимые погрешности (если суммировать все погрешности, что глонасса, что одометра, ну не может быть больше 10%).

На вопрос начальству и механикам, не подкручивают ли пробег водители получали ответ: "У нас водители сидят на окладе, а не сделке, им нет смысла подкручивать пробег". 

Ну хозяин барин, но ситуация оставалась не разрешенной. В один прекрасный день, они закупили новые ТС и необходимо было их оснастить, было принято решение отправить бригадира на это "дело", а за одно вежливо попросить его заглянуть в "проблемное" ТС. По результатом чего было обнаружено "приспособление", которое увеличивало количество импульсов на одометр из-за чего пробег и был увеличен. Все было зафиксировано и "приспособление" передано в руки механику. После чего в этот же день компания приняла решение осмотреть все ТС и при осмотрах присутствовало уже по мимо механика еще 2 начальника разного "уровня". Все безоговорочно доверяли водителям и не верили, что такое может быть.

К сожалению смысл сего действа мне остался не ясен(подкрутки пробега) т.к. автомобили фирмы, расход топлива все равно смотрят по нашему ПО, ЗП от пробега не зависят. Расход топлива и его учет не изменился, да и расхождений у ТС с "подкруткой" и без не отличался.

На сколько мне известно, серьезных последствий не было для водителей.


Случай второй:


Небольшой клиент с автопарком менее 10 ТС. Только отслеживание по глонассу.

Так же безоговорочное доверие начальства к своим водителям.

Но на этот раз водители получают ЗП в зависимости от пробега.

Выяснилось что ТС съездило в рейс, а разность пробега за этот рейс у нас вышла чуть меньше чем в 2 раз. Клиент сходу начинает "верещать" и насиловать мозги нашим менеджерам на предмет того, что система не работает и за что собсна я плачу деньги, с этой истериией дошел клиент даже до нашего директора, после чего было получено "ВАЖНЕЙШЕЕ ЗАДАНИЕ" разобраться в ситуации.

Начал разбираться.

Что дано: Старенький камазик и "хитрожопый водитель" (как выяснилось потом) и относительно новое наше оборудование на нем.

При проверке "рейса", не было обнаружено попаданий сигнала, отключения оборудования и прочего, что могло бы намекать на неисправность оборудования, а вот подозрительные стоянки на обочине были и в "кустах".

При попытке поговорить с клиентом на предмет "а не водитель ли пробег подкручивает" клиент переходил на ультразвук с криками "да он у нас 10 лет работает, да он самый надежный, да что вы знаете", после чего мне было "запрещено" общаться с клиентом в живую :-D.

Далее нашли другое ТС, которое ездило какое то время назад по такому же маршруту, чуть ли не 1 в 1. У клиента были запрошены маршрутные листы и вот уже ТАМ все сошлось с нашими показаниями. После предоставления этих "данных" и предложения прокатиться с клиентом на этом ТС по маршруту и поглядеть самим (естественно не бесплатно в случае верной работы оборудования), на что клиент отказался.

Развязка истории наступила через месяц, как стало известно от моего начальства, водителя поймали (как неизвестно) за тем, что он при помощи шуруповерта накручивал пробег на одометре.  Что стало с водителем неизвестно.


Большинство наших клиентов "доверяет" своим водителям, но и проверяет их. В данных же случаях была почти "слепая вера" в своих сотрудников. Мораль для каждого своя в этом случае.


P.S- Критика по написанию поста приветствуется, на вопросы по возможности отвечу в комментариях.

P.S.S- что то много работы навалилось, следующий пост будет где то  через неделю, скорее всего про "забавные случаи" с установкой тахографов.

Показать полностью
313

На какой высоте летают космические аппараты?

Космические масштабы порой очень сложно представить. По сравнению с огромными расстояниями, размер планет оказывается поразительно маленьким, а наша космическая техника и вовсе теряется из виду. Но всё же, давайте разберёмся, на какой высоте летают наши спутники и космические корабли.


Для начала стоит представить масштаб. Радиус нашей Земли составляет 6371 км. Диаметр, соответственно, 12742 км.


- Международная космическая станция (МКС) летает на высоте всего около 400 км. При этом станция "Мир" летала ещё ниже, на высоте 350 км. Там же располагается и китайская станция "Тянгун-1"

- Телескоп Хаббл расположен чуть выше, на высоте 550 км. На похожей высоте летают многие исследовательские спутники. К примеру, запущенный в этом году студенческий "Ломоносов" расположен на высоте 510 км.

- Глобальные навигационные группировки (GPS и ГЛОНАСС) летают на высоте порядка 20 000 км. (ГЛОНАСС 19 100 км, GPS 20 200 км).


Многие спутники летают по так называемым высоким эллиптическим орбитам (вытянутая орбита, у которой апогей (наивысшая точка) расположен значительно выше, чем перигей (самая низкая точка)

- Спутник-1 (первый в мире спутник, запущенный СССР в 1957 году) имел перигей 228 км, апогей 947 км.

- Корабль Юрия Гагарина Восток-1 имел перигей 175 км, апогей 302 км.

- Российские спутники связи, такие как последняя Молния и Меридиан, имеют перигей около 1000 км, а апогей - 40 000 км.

- Международная обсерватория гамма-лучей "Интеграл" имеет перигей 9000 км, а апогей 153 000 км.

На какой высоте летают космические аппараты? Космос, Наука, МКС, Спутник, GPS, ГЛОНАСС
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: