Шутник эпохи барокко

Композитор просил музыкантов топать ногами, изображая марширующих солдат, играть на струнах обратной стороной смычка, чтобы получить звук выстрелов из орудий, поместить бумагу между струнами, чтобы добиться эффекта гула малых барабанов, и фальшиво воспроизводить популярные народные песни, имитируя толпу поющих пьяных солдат.


Эти методы больше ассоциируются с композиторами-модернистами ХХ века. Однако сюита "Баталия", о которой идет речь, была написана австрийцем Генрихом Бибером в эпоху барокко в далеком 1673 году.

Сюита поделена на части.


0:00 Часть первая называется Sonata и представляет из себя звукописное изображение военных приготовлений. Музыканты здесь стучат смычками по инструментам, имитируя шаги солдат. А некоторые еще и топают.


1:45 Во второй части солдаты в шумном пабе весело проводят время перед сражением. А по-простому - они напились и радуются, поют песни. В музыке каждый из голосов (их всего восемь) играет народную мелодию, представляющую какую-то часть Европы. Каждый - в своем темпе и тональности, а вместе получается что-то несусветное. И играть это, кстати, огого как сложно! Фиг совпадешь, когда все разное играют.


2:35 Presto. Третья и пятая части с одинаковым названием "Presto" обрамляют четвертую часть "Марш", и возможно, были призваны связать воедино звуковые полотна различного характера.


3:18 Mars (Марш). Между струн баса кладется кусок бумаги, что создает шум при игре, похожий на звук барабана.


4:37 Снова короткое Presto.


5:39 Ария, в которой происходит резкая смена декораций. Ночь перед битвой предстаёт в музыке этой части лирическими настроениями, в которых угадываются молитвенные излияния души.


7:50 Битва. Центральная часть сюиты. Здесь виолончели щелкают струнами, изображая звук пушки. Причем инструменты они направляют друг на друга, имитируя стрельбу. В общем, это надо видеть! В итоге мы понимаем, что наши герои ранены и убиты.


8:41 Плач раненых. Заканчивается все довольно паршиво. Никакого хеппи-энда и ура-патриотизма! Наоборот, Бибер здесь воссоздает мотив боли и страдания, порождённый войной.

Современникам Генрих Бибер был известен как скрипач-виртуоз и нестандартный, необычный композитор, своего рода аввнгардист. С карьерой у него все складывалось на ура: он был более чем востребован при жизни, ему подражали и его ставили в пример. Впрочем, и на любовном фронте  у него все сложилось удачно. Он был счастливо женат и имел 11 детей, из которых, правда, до совершенолетия дожили только четверо. В общем, интересный был товарищ во всех смыслах.

Лига Оркестровой Музыки

275 постов1.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1.Не делайте то, что запрещено правилами Пикабу.

2.Не заливать посты не по теме Лиги.

3.Чистое звучание произведений.

4.Не спамить.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
12
Автор поста оценил этот комментарий

Вот бы мне так музыку в школе преподавали! Крылатая качель, конечно, хороша и текст из памяти с годами не уходит, но это же совершенно иной уровень!

раскрыть ветку (12)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Я вообще считаю, что музыкальная культура (преподавание, концерты, самодеятельность) в школе -- это просто вершина отсталости: все до сих пор учат "прекрасное далеко" и никак не касаются современных (да пусть даже середины прошлого века) жанров.


Почему в школе не слушают тот же самый Пинк Флойд или Нирвану, где Рэп, где электронная музыка? Весь мир шагает вперед, и музыкальная индустрия не отстает. Но детям этого не преподают

раскрыть ветку (11)
3
Автор поста оценил этот комментарий

C Пинк Флоидом еще понятно - сложные инструментальные партии, а какое развитие детям даст нирвана и реп?

раскрыть ветку (9)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
В любом случае, они будут слушать и рэп и рок и электронщину. Уроки музыки должны помогать более сознательно потреблять продукцию музыкальной индустрии.
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Ни черта не помогают, у нас даже те, кто в музыкальной школе учился и играл Моцарта все-равно выходили из музыкалки, и врубали реп на телефоне, и думаю по сей день среди них мало ценителей хорошей музыки, думаю, в основном лободу слушают

раскрыть ветку (5)
5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Кажется, вы совершенно не поняли о чем я говорю

Уроки музыки должны учить понимать, что хорошо, а что плохо в каждом жанре, а не прививать любовь к классической музыке.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

При чём тут вкусовщина? Всё правильно, учить должны классике и теории. А когда знания есть, решай, что с ними делать.

раскрыть ветку (3)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Почему классике? Объясните мне. Я не понимаю, почему должны учить классике, когда во всех современных жанрах есть масса аспектов для изучения
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что ноты - это классика.

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Это шутка такая?

Автор поста оценил этот комментарий

Не знаю, как насчет рэпа, но вот ребята из "Нирваны" реально хорошие мелодисты. Чтобы убедиться в этом, можно послушать переложения их треков для классических музыкальных инструментов (хотя бы фортепиано) и камерных оркестров (попадалось и такое).

1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Как и любая другая музыка: чувство ритма, слух, тренировка голосовых связок. Дополнительно, для общего развития, история определенных жанров и их влияние на культуру и общество.

И да, музыка должна быть разнообразной. Ее потребление можно сравнить с культурой потребления пищи или чтения. Нельзя зацикливаться только лишь на детективах или любовных романах, как и питаться одними макаронами. Во всем гудел разнообразие. А для того, чтобы уметь сознательно потреблять этот продукт и нужны уроки литературы и музыки
Автор поста оценил этот комментарий

Мир конечно шагает вперёд, но я сомневаюсь, что рэп серьёзно войдёт в музыкальную историю. Возможно, как упоминание явления, но вряд ли как отдельный раздел.

Сейчас объясню. С моей точки зрения, рэп это разновидность мелодекламации (чтение прозы или поэтического текста с музыкальным сопровождением), то есть, больший упор делается именно на текст. А ещё больший -- на ритм. Я почти не слушаю данный жанр, поэтому могу чего-то не знать, но в слышанных мною отрывках у аккомпанемента нет развития. Чаще всего это одна единственная повторяющаяся музыкальная фраза, просто задающая ритм, в котором начитывается текст.

Всё. Ничего лишнего. Даже начитка идёт достаточно монотонно, без особого выражения, в едином ритме без игры с длительностями.


Немного личных эмоций.

Не спорю, наверняка есть какие-то рэп исполнители, у которых имеет смысл вслушиваться именно в текст, да и возникновение и популярность самого жанра тоже чем-то обусловленны. Возможно, популярность пришла, как некий протест сложным для восприятия авангардным экспериментам композиторов XX века (я диплом пока не получила, так что просто предполагаю).

Но лично мне из-за всего перечисленного очень сложно воспринимать этот жанр. Мне важно именно музыкальное развитие, а монотонная ритмичная начитка сливается в одну линию, и не выходит понять, где закончилась одна мысль, и началась другая.

Ну и не самое лучшее впечатление, в моём случае, оставила изначальная хип-хоповая эстетика, которую я очень не люблю...


Вот так. Несколько сумбурно, но надеюсь, свою мысль я донес.


P. S. А Pink Floyd мы в школе на уроках музыки слушали! И рок-оперу "Jesus Christ Super Star" разбирали.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку