261

Шутник эпохи барокко

Композитор просил музыкантов топать ногами, изображая марширующих солдат, играть на струнах обратной стороной смычка, чтобы получить звук выстрелов из орудий, поместить бумагу между струнами, чтобы добиться эффекта гула малых барабанов, и фальшиво воспроизводить популярные народные песни, имитируя толпу поющих пьяных солдат.


Эти методы больше ассоциируются с композиторами-модернистами ХХ века. Однако сюита "Баталия", о которой идет речь, была написана австрийцем Генрихом Бибером в эпоху барокко в далеком 1673 году.

Сюита поделена на части.


0:00 Часть первая называется Sonata и представляет из себя звукописное изображение военных приготовлений. Музыканты здесь стучат смычками по инструментам, имитируя шаги солдат. А некоторые еще и топают.


1:45 Во второй части солдаты в шумном пабе весело проводят время перед сражением. А по-простому - они напились и радуются, поют песни. В музыке каждый из голосов (их всего восемь) играет народную мелодию, представляющую какую-то часть Европы. Каждый - в своем темпе и тональности, а вместе получается что-то несусветное. И играть это, кстати, огого как сложно! Фиг совпадешь, когда все разное играют.


2:35 Presto. Третья и пятая части с одинаковым названием "Presto" обрамляют четвертую часть "Марш", и возможно, были призваны связать воедино звуковые полотна различного характера.


3:18 Mars (Марш). Между струн баса кладется кусок бумаги, что создает шум при игре, похожий на звук барабана.


4:37 Снова короткое Presto.


5:39 Ария, в которой происходит резкая смена декораций. Ночь перед битвой предстаёт в музыке этой части лирическими настроениями, в которых угадываются молитвенные излияния души.


7:50 Битва. Центральная часть сюиты. Здесь виолончели щелкают струнами, изображая звук пушки. Причем инструменты они направляют друг на друга, имитируя стрельбу. В общем, это надо видеть! В итоге мы понимаем, что наши герои ранены и убиты.


8:41 Плач раненых. Заканчивается все довольно паршиво. Никакого хеппи-энда и ура-патриотизма! Наоборот, Бибер здесь воссоздает мотив боли и страдания, порождённый войной.

Современникам Генрих Бибер был известен как скрипач-виртуоз и нестандартный, необычный композитор, своего рода аввнгардист. С карьерой у него все складывалось на ура: он был более чем востребован при жизни, ему подражали и его ставили в пример. Впрочем, и на любовном фронте  у него все сложилось удачно. Он был счастливо женат и имел 11 детей, из которых, правда, до совершенолетия дожили только четверо. В общем, интересный был товарищ во всех смыслах.

Дубликаты не найдены

+12

Вот бы мне так музыку в школе преподавали! Крылатая качель, конечно, хороша и текст из памяти с годами не уходит, но это же совершенно иной уровень!

раскрыть ветку 12
+2

Я вообще считаю, что музыкальная культура (преподавание, концерты, самодеятельность) в школе -- это просто вершина отсталости: все до сих пор учат "прекрасное далеко" и никак не касаются современных (да пусть даже середины прошлого века) жанров.


Почему в школе не слушают тот же самый Пинк Флойд или Нирвану, где Рэп, где электронная музыка? Весь мир шагает вперед, и музыкальная индустрия не отстает. Но детям этого не преподают

раскрыть ветку 11
+3

C Пинк Флоидом еще понятно - сложные инструментальные партии, а какое развитие детям даст нирвана и реп?

раскрыть ветку 9
0

Мир конечно шагает вперёд, но я сомневаюсь, что рэп серьёзно войдёт в музыкальную историю. Возможно, как упоминание явления, но вряд ли как отдельный раздел.

Сейчас объясню. С моей точки зрения, рэп это разновидность мелодекламации (чтение прозы или поэтического текста с музыкальным сопровождением), то есть, больший упор делается именно на текст. А ещё больший -- на ритм. Я почти не слушаю данный жанр, поэтому могу чего-то не знать, но в слышанных мною отрывках у аккомпанемента нет развития. Чаще всего это одна единственная повторяющаяся музыкальная фраза, просто задающая ритм, в котором начитывается текст.

Всё. Ничего лишнего. Даже начитка идёт достаточно монотонно, без особого выражения, в едином ритме без игры с длительностями.


Немного личных эмоций.

Не спорю, наверняка есть какие-то рэп исполнители, у которых имеет смысл вслушиваться именно в текст, да и возникновение и популярность самого жанра тоже чем-то обусловленны. Возможно, популярность пришла, как некий протест сложным для восприятия авангардным экспериментам композиторов XX века (я диплом пока не получила, так что просто предполагаю).

Но лично мне из-за всего перечисленного очень сложно воспринимать этот жанр. Мне важно именно музыкальное развитие, а монотонная ритмичная начитка сливается в одну линию, и не выходит понять, где закончилась одна мысль, и началась другая.

Ну и не самое лучшее впечатление, в моём случае, оставила изначальная хип-хоповая эстетика, которую я очень не люблю...


Вот так. Несколько сумбурно, но надеюсь, свою мысль я донес.


P. S. А Pink Floyd мы в школе на уроках музыки слушали! И рок-оперу "Jesus Christ Super Star" разбирали.

+9
Бибер эпохи барокко. Ок.
+4

спасибо )
передам человеку, утверждавшему, что не любит классическую музыку..

вряд ли ему удастся не получить удовольствие )

+4

Господи! Они убили Кенни!

+3

Спасибо большое за этот пост! Очень интересно, и музыка отличная! И музыканты - просто молодцы!

+1

Браво! Очень интересно было почитать и послушать эту симфонию. Всегда было интересно узнать, что именно композитор имел в виду составляя ту или иную часть композиции.

+1

Спасибо!!! Это было круто!

+1

А что это за инструмент?, который посередине лицом к зрителям, клавишный по моему, никто не знает, просветите. Люблю такую музыку, спасибо автору.

раскрыть ветку 2
+1

Клавесин.

раскрыть ветку 1
+1
Спасибо
+1

Генрих Игнац Франц фон Бибер, на минуточку. Композитор и скрипач виртуоз.

А какие у него пассакальи, это просто космос!

+1

Это вам не MIDI

0
Иллюстрация к комментарию
-1

Это к вопросу о гигиене.  Я с трудом представляю,  как можно нормально жить и работать если то и дело приходится хоронить свои детей. Жилось тогда сильно по другому.

-3
Ёпть. Почти 9 часов сиё представление идёт. Я два часа в кино высидеть не могу.
-3

хоть бы один солдат пернул

Похожие посты
1914

Если бы "Мурку" написал Бах

Никогда еще "Кузнечик", "Мурка" и "Пусть бегут неуклюже" не звучали так строго и монументально.


Один студент Гнесинки, Денис Федоров, решил повеселить однокурсников и преподавателей, в шутку написав к экзамену по полифонии "Большую фугу на тему «В траве сидел кузнечик» и много других тем".

Всего в фуге шесть основных мотивов:


Кузнечик

Песня крокодила Гены

Девочка Надя

Прощание славянки

Мурка

Лейтмотив 5-й симфонии Бетховена


А также использованы фрагменты:


Концерта И. С. Баха для 2-х скрипок, ре-минор BWV 1043

Концерта А. Вивальди для скрипки, ля-минор

Маленькой польки М. Глинки

Прелюдии Шопена до-минор, опус 28, №20

Рондо И. С. Баха из сюиты для оркестра № 2, BWV 1067

Тема B-A-C-H

Песни Чебурашки.


Появление каждого мотива или фрагмента обозначено в нотах на видео.

737

Оркестр в домашних тапочках

В этот сложный период музыканты Национального оркестра Франции решили поделится тем, что они умеют делать лучше всего - музыкой. После короткого представления музыкантов на 0:48 звучит Болеро Мориса Равеля.

За кадром остался лишь скромный звукорежиссер, смонтировавший и синхронизировавший все это.

76

Лунная соната - музыка смерти

Не надо быть музыкантом или большим любителем классической музыки, чтобы, услышав эти звуки, мгновенно узнать и с легкостью назвать и произведение, и автора. Многие могут сыграть эту мелодию тремя пальцами. На этом обычно все заканчивается. О чем эта музыка - знают далеко не все.

Набрав в поисковике "лунная соната бетховен", на всех сайтах нам будут рассказывать красивую историю о безответной любви Бетховена к своей ученице, Джульетте Гвиччарди, которая была такая легкомысленная, вышла замуж за другого, и бедный Бетховен так страдал, так страдал, что написал Лунную сонату о своих чувствах.


Однако эта растиражированная история не имеет никаких серьезных подтверждений. Бетховен действительно посвятил эту сонату Джульетте. Но он с таким же успехом посвящал другие сочинения другим своим ученикам. И нет ни одного реального доказательства, что у Бетховена с этой девушкой были хоть какие-нибудь отношения или чувства.


"Лунной" эту сонату Бетховен не называл. Уже после смерти композитора одному немецкому поэту и музыкальному критику, Людвигу Рельштабу, эта музыка напомнила ночную картину Фирвальдштедского озера, залитого светом луны. Он и дал ей название «Лунная". Но надо понимать, что Рельштаб вообще прославился тем, что часто ошибался в оценке музыкальных произведений. Например, он писал разгромные статьи в адрес Шопена о его якобы бездарности.


Существует версия, что это сочинение вовсе не о природе, и не о любви. Предлагаю посмотреть на Лунную сонату с несколько иного ракурса.


Если разобраться, то звуки, по которым весь мир узнает Лунную сонату, являются вовсе не мелодией, а аккомпанементом. Этот аккомпанемент складывается из непрерывно повторяющихся трехзвучных фигур, резонирующих с глубокими басами. Легко ощутить, как безостановочно ровное движение (от начала до конца оно не прерывается ни на мгновение!) создает медитативное, почти гипнотическое состояние отрешения от всего внешнего, а медленно, поступенно спускающийся бас усиливает эффект ухода в себя (на видео 0:00 - 0:25).

После вступления появляется мелодия. Удивительно, но прослушав ее, мы не обнаружим в ней собственно мелодической красоты (разнообразных поворотов, скачков на широкие интервалы или плавного поступенного движения). Скорбный, молящий полиритмический мотив Лунной сонаты скован, зажат в рамки узкого диапазона, с трудом прокладывает себе путь, вообще не поется и лишь иногда вздыхает чуть более свободно (0:27 - 0:45).


Особенно показательно начало мотива. Некоторое время мелодия не может оторваться от исходного звука. Прежде чем хоть чуть-чуть сдвинуться с места, он повторяется шесть раз. Но именно это шестикратное повторение дважды воспроизводят узнаваемую ритмическую формулу — это ритм траурного марша.

На протяжении сонаты эта ритмоформула будет возвращаться неоднократно и настойчиво. А в конце исходный мотив снова и снова будет повторяться в мрачном низком регистре (на видео с 5:10). Справедливость ассоциаций со смертью не оставляет сомнений.

В отличие от домыслов о несчастной любви или залитого лунным светом озера, есть достоверный факт, что при создании сонаты Бетховен вдохновлялся совершенно конкретной оперной сценой. В эскизную тетрадь, где зафиксированы первые наброски будущего шедевра, композитор выписал фрагмент из оперы Моцарта «Дон Жуан»:

Лунная соната - музыка смерти Меломаномания, Людвиг Ван Бетховен, Лунная соната, Смерть, Твин Пикс, Классическая музыка, Видео, Длиннопост

Там есть сцена, когда Дон Жуан убивает Командора. Командор умирает, всё цепенеет, чувствуется дыхание смерти. Отсюда Бетховен и взял повторяющиеся триоли аккомпанемента и идею полиритмичного основного мотива.


Для сравнения ноты самой Лунной сонаты: 

Лунная соната - музыка смерти Меломаномания, Людвиг Ван Бетховен, Лунная соната, Смерть, Твин Пикс, Классическая музыка, Видео, Длиннопост

Получается, что «Лунная соната» вовсе не о романтической любви.

Это про смерть.


И недаром в 2017 году режиссер Дэвид Линч использовал материал Лунной сонаты в 8 серии Твин Пикс, сильно замедлив бетховенскую музыку. Измененная таким образом до неузнаваемости, она стала лейтмотивом Черных Лесорубов – мрачных мистических существ из потустороннего «Черного Вигвама», места обитания злых духов (примерно с 1:00):

Незадолго до написания Лунной сонаты Бетховен узнал о своем недуге - начинающейся глухоте. К тому моменту он уже был оценен по достоинству в музыкальных кругах, и прекрасно осознавал свой талант. В письмах к друзьям Бетховен не раз писал об отчаянии и желании свести счеты с жизнью, так как свою глухоту он воспринимал как начало конца.

Показать полностью 2 1
508

Один трек к хэллоуину или танцы на могильных камнях

Играющая на скрипке Смерть и танцующие на кладбище скелеты - таков по задумке композитора Камиля Сен-Санса сюжет симфонической поэмы "Пляска смерти". В наши дни на эту музыку написано несколько ремиксов, только вот немногие слушатели этих ремиксов понимают, что здесь звучит классика XIX века. Но сначала немного об оригинале:

В начале музыки мы слышим двенадцать ударов, извещающих полночь (приглушенный звук колокола имитирует арфа). После чего на 0:25 настороженную тишину разрезает зловещий диссонирующий тритон солирующей скрипки. Первую и вторую струну скрипки для этого специально перестраивают с квинты на тритон. Этот резкий неприятный интервал во времена Средневековья считался "дьявольским".


Так смерть призывает на ужасающий танец облаченных в саван мертвецов, чтобы те танцевали для нее под звуки скрипки, на которой она играет. И скелеты танцуют до тех пор, пока петух не прокричит на рассвете (в роли петуха - гобой на 6:33). После чего "танцоры" возвращаются в свои могилы.


Все это инфернальное действо красочно проиллюстрировано композитором Сен-Сансом. Тут и «свистящая» трель скрипок, и хроматические «завывания» флейт и кларнетов, рисующих вихревые обороты зимнего ветра. Многие эффекты были достигнуты благодаря профессиональной оркестровке. Так, добиться звука стучащих костей удалось благодаря использованию ксилофона, что являлось тогда большой редкостью для оркестра. Да и использование ударных в сочетании со струнными и арфой создает особую мистическую атмосферу.


Надо сказать, что сразу после создания, в 1875 году, «Пляска Смерти» была неоднозначно воспринята тогдашней публикой. Содержание поэмы у многих вызывало, мягко говоря, неприятие, или легкий шок.


Ну а сегодня это произведение практически у всех на слуху благодаря многочисленным ремиксам.

В 1962 году Мерв Гриффин - американский медиамагнат, телепродюссер, телеведущий, владелец франшизы таких известных у нас передач, как "Своя игра" и "Поле чудес" , участвовал в записи пластинки "House of Horrors" ("Дом ужасов"). Он не был композитором на этой пластинке. Не был он и вокалистом в этой записи. Он здесь говорит. И ещё демонически хохочет и временами вопит - ужасным голосом! Все это происходит на фоне простенькой мелодии в твистовом ритме, которая представляет собой чередование кусочков "Пляски смерти" Камиля Сен-Санса и траурного марша Фридерика Шопена.


А в 1968 эту незатейливую музычку "Союзмульфильм" нарезал на кусочки и вставил в фонограмму мультфильма "Малыш и Карлсон", сделав ее знакомой и любимой миллионам людей на постсоветском пространстве:

Эта же мелодия, но совершенно в другой обработке и ритме звучит в финале схватки знатоков и телезрителей в передаче "Что? Где? Когда?". На сей раз эта мелодия записана не Гриффином, а прогрессивной рок-группой из Голландии Ekseption в 1969 году. Группа Ekseption известна как раз популяризацией и аранжировкой известных классических произведений:

1997 год. Переделка красивейшей классической композиции в идиотскую детскую песенку с недетским подтекстом. Это песня рекламного агента, зазывающего на "Чудесный остров" в мультфильме "Незнайка на луне":

Думаю, звукорежиссер мультфильма специально сделал ее "идиотской", так как по сюжету поется она для идиотов.


Реклама чудесного острова , где есть все блага и развлечения, а делать ничего не нужно, происходит под музыку "Пляски смерти", и от этого  детский мультик приобретает двойное дно, философско-идеологический подтекст. Кто-то видит в этом аллегорию с Россией 90-х, кто-то пародию на капиталистический строй в целом, общество потребления, а кто-то даже Крым. А возможно, здесь имелся в виду воспитательный момент: жизнь, в которой есть развлечения, но нет труда ведет к деградации.


Выбирайте, кому что ближе.

Показать полностью 3
591

500 лет в плену у Зеленых рукавов

Многие из вас знают эту мелодию. Те, кто не знает, наверняка скажут, что слышали ее раньше, только вот не помнят, где...

Greensleeves (Зеленые рукава) — английская народная песня, родившаяся аж в начале 16 века. Эта простая и трогательная мелодия вот уже на протяжении пяти столетий вызывает в душе людей самые теплые чувства, щемящую ностальгию по давно ушедшим временам. Через эту музыку очень легко прочувствовать средневековую Англию 16 века.


Но история появления этой песни столь же туманна, как и сама Англия...


В песне поется о любви к девушке в платье с зелеными рукавами. И на данный момент нет абсолютно никаких сведений, кто является автором этой песни, и кем была та незнакомка. По одной из версий, зеленый цвет рукавов в те годы был признаком куртизанок. Возможно, кто-то очень страдал от любви к доступной девушке.


Еще одна красивая легенда (или НЕкрасивая, решайте сами) гласит, что песню сочинил английский король Генрих VIII, посвятив ее Анне Болейн, которую он добивался 7 лет, и наконец, женившись на ней, стал ждать наследника. Но Анна сначала родила девочку, чем очень расстроила короля. Следующим ребенком был мальчик, но он родился мертвым. Трудно сказать, что там между ними произошло, но после этого Анне по приказу Генриха отрубили голову.


Сейчас в сети можно встретить информацию, что автором Greensleeves являлся... Моцарт. Кто знает музыку Моцарта - поймет. Где Моцарт и где Зеленые рукава! С таким же успехом можно вещать, что Greensleeves сочинил Санта Клаус.


Интересно, что за 500 лет Зеленые рукава вовсе не стали историческим анахронизмом. Мелодия стала популярной сразу после своего появления и по сей день не отпускает музыкантов и слушателей. На этот мотив людьми создано огромное количество интерпритаций, обработок, ремиксов, как музыкальных, так и стихотворных. Их очень много. Десятки только за последние 20 лет. Приведу лишь малую часть.

В 1865 году Вильям Чаттертон Дикс на музыку Зеленых рукавов написал новый текст (религиозный) "Что за дитя?". И Зеленые рукава стали рождественским гимном, исполняемым в соборах и храмах. Сейчас известный мотив частенько звучит со словами "What Child Is This?".

Си́ссель Хюрхьебё (лучше просто Сиссель)— норвежская исполнительница (2008):

Jordi Savall совместно с Rolf Lisveland, альбом "Остинато", инструментальная версия Зеленых рукавов в традициях аутентичного исполнительства (2001):

Jethro Tull — альбом «The Jethro Tull Christmas Album» - еще одна интересная переработка (2003):

Джазовая бработка Greg Yasinitsky. Он представил Зеленые рукава как джаз-вальс (2019):

Владимир Вавилов в 1970 году использовал Зеленые рукава в своей пластинке "Лютневая музыка XVI - XVII веков" как всем известную старинную композицию, пытаясь дать жизнь своим сочинениям под чужими именами Прием кукушки

Напоследок легкая и красивая композиция от композитора Джованни Марради из альбома "Come Back To Me" (1995):

Показать полностью 5
39

Русский бубен на грани коллапса?

Бубен — интересный инструмент, двуличный.


Он одновременно и барабан (потому что обтянут кожей), и идиофон (потому что у него на обруче маленькие тарелочки или бубенчики). Ударяя по кожной мембране, мы одновременно слышим и звон металлических тарелочек.


Бубен имеет очень древнюю историю и встречается по всему миру. И если, например, фортепьяна - она и в Африке фортепьяна, то с бубнами все гораздо сложнее. В разных странах они выглядят и называются по-разному. Вот, к примеру, бразильский бубен называется "пандейру". Это виртуозный инструмент, одним пальцем можно выводить на его коже восьмерки, и получается тремоло.

Есть среднеазиатский бубен, называется "дойра" . Это достаточно крупный бубен. Можно ударять по его коже пальцами или щелчками, и звук будет меняться в зависимости от места удара.

В древней Руси тоже был бубен, скоморохи на нем играли. А в XIX веке бубны стали появляться в составе народных и симфонических оркестров. Композиторы использовали их, чтобы передать национальный колорит Востока или Испании.


Вот как, например, Николай Римский-Корсаков использовал бубен в своем "Испанском каприччио". Бубен тут звучит с самого начала в первой, стремительной и праздничной части пятичастного «Каприччио».

Интересно, что на этом видео немецкий оркестр (берлинский филармонический) исполняет произведение русского композитора с итальянской тематикой под управлением индийского дирижера (Зубин Мета). Идеи глобализации в действии.


А что касается использования бубна именно в русской музыке, то это замечательно удалось Георгию Свиридову. Его "Тройку" (или по-другому "Зимняя дорога") многие называют настоящим гимном русскому народу.

Бубен слышен здесь с первых же секунд, как сопровождение для фанфарных аккордов медной группы:

Как говорил Гоголь - "Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи!"


И да, это самый лучший трек для зимних путешествий в машине по бескрайним русским просторам.

********************

В следующий раз расскажу про одну мелодию, возраст который составляет половину тысячелетия. Уникальность ее в том, что чем старше эта мелодия становится, тем больше растет ее популярность. В наши дни ее кто только ее не играет!

Показать полностью 2
580

История одного грандиозного подката

Дело было в 1827 году. Тогда еще совсем юный французский композитор Гектор Берлиоз ходил в оперы и театры, и в одном из таких заведений увидел рыжеволосую ирландскую актрису Гарриет Смитсон. Она играла там Офелию и Джульетту. И он влюбился.


Поначалу наш Ромео писал Гарриет письма. Да так много и усердно писал, что его письма актрису смущали и даже пугали. Она на них не отвечала. Игнорила, как сказали бы сейчас. И тогда Гектор решил сделать такой ход конем - написать симфонию о своих чувствах и эту симфонию посвятить ей! Вот так с размахом.


Все бы ничего, но только симфония эта была немного странной. Она была програмной, т.е. имела сюжет. А сюжет этот был из разряда "как хочешь, так и понимай". Зная содержание симфонии, даже начинаешь сомневаться, то ли Гектор таким способом хотел добиться девушки, то ли наоборот хотел ее потроллить за ее неуступчивость.


Да, кстати, называется все это действо «Эпизод из жизни артиста. Большая фантастическая симфония в пяти частях»


Итак, оцените размах фантазии композитора:


Симфония начинается с того, что главный герой в порыве любовного отчаяния пьёт опиум. Т.е. решает покончить жизнь самоубийством. Но дозы оказалось недостаточно, чтобы умереть. И у него начинаются болезненные наркотические галлюцинации.


Часть первая называется «Мечтания. Страсти». Нашему страдальцу мерещится то его мирная жизнь, то бурная влюблённость, то утешения, то ревность. На 5:30 можно слышать очень важную для всей симфонии музыкальную тему - мотив возлюбленной, который в дальнейшем будет много раз повторяться, видоизменяясь до неузнаваемости. Он станет навязчивой идеей - idee fixe, маниакально преследующей главного героя.

Вторая часть изображает роскошный бал. Звучит нежный вальс, всё чинно и благородно. Герой смотрит вокруг и вдруг видит… Да, ее, свою возлюбленную. Её тема снова слышна в вальсе и повторяется снова, и снова, и снова, пока бал не исчезает...

Далее наркотический дурман крепчает, и наш герой сбегает с бала. Сбегает в поля. Третья часть так и называется — «Сцена в полях». Вот где настоящая идиллия! Чистый воздух, пастухи... слышен далёкий гром скорой грозы. Но только сквозь гром вдруг снова слышится злополучная тема… И это становится последней каплей,..

... потому что следующая часть называется "Шествие на казнь". Тут уже бедолагу совсем накрыло. Ему мерещится, будто он убил свою возлюбленную и его ведут на эшафот. В полузабытьи ему в последний раз представляется любимая. А потом - это просто нужно послушать - на 7:45 музыкой даже передано то, как опускается топор и отрубленная голова дважды подпрыгивает при падении.

И вот наконец финал. Называется "Сон в ночь шабаша". Здесь весь этот инфернальный бред достигает своего апогея. Наш герой, естественно, попадает в ад, он же убийца! И оказывается на устрашающем сборище жуткой нечисти, которая празднует его смерть, предаваясь самым безобразным утехам.


И вот, среди этой вакханалии, он вдруг понимает, что главная ведьма на этом шабаше - его возлюбленная. Даже после смерти она преследует его! И тему, когда-то звучавшую, как тема любви, теперь не узнать. Она звучит с насмешкой, кривляясь, в ведьминском стиле. На 1:50 можно слышать, во что превратилась его любимая. Вот такой финал.

Премьера симфонии состоялась 5 декабря 1830 года. Гарриет Смитсон присутствовала на премьере. И несмотря на то, что Берлиоз в последней части изобразил ее ведьмой, она вскоре ответила взаимностью композитору. Через несколько лет они поженились, у них даже родился ребенок. Но долго они вместе не прожили, много скандалили и развелись. По той причине, что в реальной жизни Гарриет оказалась далеко не Джульеттой и Офелией.


Ну а самого Гектора Берлиоза после этого стали именовать основоположником демонизма в европейской музыке.


Писатель Михаил Булгаков даже в шутку в своем романе "Мастер и Маргарита" одного из персонажей назвал в честь композитора. Речь конечно же идет о председателе МОССОЛИТА Михаиле Берлиозе.


И еще немного мистики. И композитор, и литературный герой Булгакова были атеистами. И там, и там есть Бал, Шабаш, отрезание головы Берлиозу и Генриетта-Маргарита, ставшая ведьмой. К тому же доказано, что Булгаков сам был опиумным наркоманом. Но, несмотря на схожесть сюжетов, не стоит утверждать, что музыка симфонии была основой романа Булгакова. За деталями нельзя потерять главного. Симфония - это истоиия о любви, которая может быть столь сильна и болезненна, что не оставляет человека даже после смерти. А роман Булгакова совсем о другом. О религии в первую очередь. Он гораздо более сложен, неоднозначен и многослоен, чем сюжет музыки. Но это мое мнение.



--------------

"Это же бубен!!! А не какая-нибудь фортепьяна!" - все знают этот номер "Уральских пельменей". Что из себя на самом деле представляет бубен, как музыкальный инструмент и где его используют в классической музыке - об этом будет следующий пост.

Показать полностью 4
380

Оркестровый хоррор

Осторожно, вам может быть больно!


На концерте такое предупреждение не помешало бы перед исполнением "Плача по жертвам Хиросимы" польского композитора Кшиштофа Пендерецкого.

А теперь представьте себе: ведь вы слушаете это в записи, а каково было слушателям в концертном зале, когда для них играл такое огромный струнный оркестр из 52 инструментов? Известно, что на премьере сего шедевра в 1960 году люди убегали с первых рядов от физической боли!


Писк скрипок на самых высоких нотах... глиссандо... скрипачи играют за подставкой (бррррр....), стучат по корпусу древком смычка.... Из-за обилия новшеств в звукоизвлечении партитура "Плача" выглядит вот так:

Оркестровый хоррор Меломаномания, Кшиштоф Пендерецкий, Хиросима, Ужас, Боль, Классическая музыка, Видео, Длиннопост

И реакция музыканта, когда вместо нормальной нотной записи он видит ТАКОЕ:

Ну а если серьезно, то в кинематографе эта музыка нашла свое применение как саундтрек к фильму "Сияние" Стенли Кубрика.


Благодаря такому "говорящему" названию мы очень хорошо понимаем, о чем эта музыка. И надо отдать должное Пендерецкому, нечеловеческий ужас войны и смерти ему удалось таки передать.

P.S. Следующий пост будет будет о скромном ленинградском гитаристе Владимире Вавилове, которому удалось перехитрить весь Советский Союз. Удивительная история о самой парадоксальной афере XX века.

Показать полностью 1 1
305

Три "Аве Марии"

Когда на концерте объявляют "Аве Мария", все знают, что сейчас будет гарантированно красиво.


Один интересный момент: этой мелодии существует три варианта, и  были они написаны разными людьми, в разное время, на разный текст и изначально никак не задумывались как варианты друг друга. Но по какому-то волшебному стечению обстоятельств сложилось так, что сегодня они объединены одним названием и одним образом - образом Богородицы.


Первый вариант Аве Мария появился в 1825 году - тогда это называлось "Третья песня Эллен" на стихи Вальтера Скотта. Автор музыки Франц Шуберт.


После смерти Шуберта первоначальный текст был кем-то неизвестным заменён на евангелический. В таком, преобразованном, виде "Аве Марию" уже двести лет поют все - в данном случае это Мария Каллас:

Спустя лет 30 после Шуберта, французский композитор Шарль Гуно, вдохновившись прелюдией Баха из Хорошо Темперированного Клавира, сочинил некую мелодию и присоединил ее к баховской прелюдии, использовав последнюю как аккомпанемент:

Изначально слов в этом произведении не было. И уже позже тесть Гуно придумал соединить мелодию этой пьесы с текстом молитвы "Ave Maria". В таком виде песня была издана и стала фантастически популярна.

И, наконец, третий вариант Ave Maria появился в 1970 году и моментально разошелся по миру под авторством старинного итальянского композитора Джулио Каччини. В отличие от предыдущих "Аве Марий", этот вариант был целенаправленно написан именно как Ave Maria, с соответствующими словами, но... только не Каччини.


Понадобилось несколько десятилетий изысканий и экспертиз, чтобы придти к интереснейшему выводу: автором этой знаменитой «Ave Maria» является … советский гитарист Владимир Вавилов - питерский парень из рабочей семьи, воевавший в Великую Отечественную войну, посвятивший жизнь музыке.


Сейчас из-за этого Владимира Вавилова называют гениальным мистификатором. Но, похоже, мы просто в очередной раз не заметили гениального композитора…

Следующий пост будет называться, например, "Оркестровый хоррор". О музыкальной жути и в шутку, и всерьез.

Показать полностью 1
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: