Школьный учебник по литературе 5 – 9 классов устарел

Сегодня все многообразие учебников по литературе не отличается своей структурой или содержанием. Новые учебники задумывались мультизадачными, но справляются со своей миссией лишь едва.


Из ПРИКАЗА от 17 декабря 2010 г. № 1897 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: «Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира,» - данное требование не реализовано в учебниках нового стандарта, более того структура нынешнего учебника противоречит «современному уровню развития общественной практики». Федеральные государственные образовательные стандарты потребовали реформ, а в итоге, открывая учебник «старый» и учебник «новый», мы можем заметить, что темы и параграфы иногда поменяли свою последовательность. Данную проблему разберём на примере учебника по литературе Коровиной В.Я. 9 класса издательства «Просвещение», сравнив учебник 2006г. с актуальным и по сей день учебником 2013г. по ФГОС, идентичным с изданием 2019г.


УЛ 2006г: https://docs.google.com/viewer?url=https://s.11klasov.ru/index.php?do=download&id=13&viewonline=1


УЛ 2013г:

http://school-zaozernoe.ru/files/9_kl_literatura._chast_1._p...


Как нынешние учебники по литературе могут называться «современными» или даже «новыми», если реформы не коснулись самого формата учебника и его смыслового наполнения? Мой тезис: «Учебник литературы 5-9 классов устарел и не может использоваться в обучении, потому как Федеральные государственные образовательные стандарты не были задействованы при его создании.»


Проблематика нынешнего формата школьных учебников по литературе:


1. Отсутствие осовременивания авторов. Актуальный учебник требует актуальных идей, произведений и актуальных авторов.


2. Актуализация учебника позволит ученикам видеть литературу частью современной массовой культуры, интересоваться авторами, тем самым у учеников появится возможность рассматривать писательство как вид личной деятельности.


3. Интерес учеников к ныне живущим авторам позволит развиваться качественным современным писателям, поэтам.


4. Необходимо избавить учебник от конкуренции между классиками и современниками, потому как это создает ощущение неприменимости писательской деятельности к современной реальности, архаизирует образ писателя. Познание обучающимся традиций русской литературной идентичности важно, как и «формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития».


5. Перестать публиковать полноформатные, длинные произведения: поэмы, повести, романы в структуре учебника. Предоставление произведений должно быть делегировано на школьные библиотеки, городские библиотеки, электронные варианты данных произведений в угоду рационализации книжных страниц учебника. Учебник должен являться ключом к познанию произведения, а никак не сборником.


В подтверждение своих слов могу привести федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ: «В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.»


6. Исходя из рационализации места учебника и компьютеризации образования, перед информацией о каждом произведении в учебнике должен быть размещен QR code, который бы позволял ученикам читать текст произведения с электронного носителя.


7. Новый учебник по ФГОС избавлен от современной инфографики, дизайна, лишен большого количества изображений и визуального контента, хронологических таблиц деятельности авторов и эпох русской литературы, из-за чего учебник не вводит ученика в контекст времени, что важно для изучения предмета.


Исходя из вышеперечисленных аспектов, готов предложить проект актуального учебника по литературе 5-9 классов:


Современный учебник по литературе должен быть двухблочным, это позволит реализовать мультизадачность. «Классический» блок сохранит в себе произведения классиков русской литературы. «Современный» блок будет являться альманахом.


На конкурсной основе, по типу национальной литературной премии, экспертным жюри будут выделены авторы. Базисным примером качественной литературной премии может являться премия «Поэт года», «Писатель года». Учреждение новой конкурсной программы школьной литературы или сотрудничество с ныне существующими программами позволит сегрегировать авторов, выделить лучших, после составить из финалистов второй блок учебника «Современная литература».


Каждый учебник с 5 по 9 класс необходимо удостоить своей номинации, где будут публиковаться произведения соответствующие возрасту читателей.


Воссоединение в образовательной программе литературы классической и современной позволит реализовать те задачи, которые мы ставим перед учебником, как например: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, актуализации писательской деятельности в современном обществе, и что не мало важно - формирование заинтересованности учеников к русской литературе.

Школьный учебник по литературе 5 – 9 классов устарел Школа, Образование, Учебник, Литература, Просвещение, Длиннопост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий

А какие современные писатели достойны на Ваш взгляд попадания в учебники

раскрыть ветку (12)
Автор поста оценил этот комментарий
Ответ на этот вопрос выделил бы конкретных авторов, что противоречит задумке проекта. Конкурсная основа или же национальная премия должна поместить авторов в конкурентную среду. Финалисты бы попали в учебники.
Автор поста оценил этот комментарий

Отличный вопрос @weber68.

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну уж точно не ветошь из позапрошлого века. Что там, Нобеля перестали давать по литературе? Берите любого, кроме, может быть, Солженицына. Уж они точно не хуже всех этих Пушкиных, писавших о мире, которого давно не существует.
раскрыть ветку (9)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Они, гражданин, не о мире писали. Точнее, не столько о мире, сколько описывали разнообразные истории и персонажей этих историй. Печально, что ты глубже "дуэли из-за какой-то дуры" заглянуть не смог, но это уже камни в огороде системы образования и воспитания. Очень надеюсь, что с возрастом и опытом ты поймёшь сам, насколько ошибался.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
И вот этим персонажи и из образ проведения устарели безнадежно. Это вообще про другую планету, фактически.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я читал примерно 40-50 нобелевских лауреатов, и чем современнее, тем сложнее они и тем более отдалённый от нынешнего русского читателя мир они в среднем описывают.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
Куда уж отдаленнее от современности, чем та же " капитанская дочка". Истории про дуэль между взрослыми мужиками из-за какой-то дуры. Само то, да, актуальнее некуда в нашем с каждым днём всё более гуманизирующемся мире, где уже даже отец может под суд угодить за подзатыльник своему мелкому.
да любой Маркес понятнее и актуальнее этой средневековой дикости, старательно возводимой в норму!
раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Куда уж отдаленнее от современности, чем та же " капитанская дочка".

а) не от современности, а от современного русского читателя. Это разные вещи. Например, книга "Зелёный дом" нобелевского лауреата 2010 года описывает гораздо более близкий к нам период, чем "Капитанская дочка", только в нём гораздо меньше понятного и привычного нам, чем у Пушкина.


б) ну откройте книгу "Воспоминание о монастыре" нобелевского лауреата 1998 года. Хорошая книга, но описывает быт еще более старый, чем в "Капитанской дочке", сложносочинённые предложениями по странице, а из знаков препинания - только запятые и точки. Или "В ожидании варваров" вообще про неясно какую эпоху - от нобелевского лауреата 2003 года.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

1ое предложение - аргумент. Хронологическая отдаленность действий не говорит о качестве произведения. Тем более, что смешно, не говорит о том, что его нужно переписать))

Автор поста оценил этот комментарий
Ну так я же не говорил про всех скопом)))
Автор поста оценил этот комментарий

Маркеса ты в первоисточнике читал, небось?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
В переводе, разумеется.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку