Школьный учебник по литературе 5 – 9 классов устарел
Сегодня все многообразие учебников по литературе не отличается своей структурой или содержанием. Новые учебники задумывались мультизадачными, но справляются со своей миссией лишь едва.
Из ПРИКАЗА от 17 декабря 2010 г. № 1897 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: «Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира,» - данное требование не реализовано в учебниках нового стандарта, более того структура нынешнего учебника противоречит «современному уровню развития общественной практики». Федеральные государственные образовательные стандарты потребовали реформ, а в итоге, открывая учебник «старый» и учебник «новый», мы можем заметить, что темы и параграфы иногда поменяли свою последовательность. Данную проблему разберём на примере учебника по литературе Коровиной В.Я. 9 класса издательства «Просвещение», сравнив учебник 2006г. с актуальным и по сей день учебником 2013г. по ФГОС, идентичным с изданием 2019г.
УЛ 2006г: https://docs.google.com/viewer?url=https://s.11klasov.ru/index.php?do=download&id=13&viewonline=1
УЛ 2013г:
http://school-zaozernoe.ru/files/9_kl_literatura._chast_1._p...
Как нынешние учебники по литературе могут называться «современными» или даже «новыми», если реформы не коснулись самого формата учебника и его смыслового наполнения? Мой тезис: «Учебник литературы 5-9 классов устарел и не может использоваться в обучении, потому как Федеральные государственные образовательные стандарты не были задействованы при его создании.»
Проблематика нынешнего формата школьных учебников по литературе:
1. Отсутствие осовременивания авторов. Актуальный учебник требует актуальных идей, произведений и актуальных авторов.
2. Актуализация учебника позволит ученикам видеть литературу частью современной массовой культуры, интересоваться авторами, тем самым у учеников появится возможность рассматривать писательство как вид личной деятельности.
3. Интерес учеников к ныне живущим авторам позволит развиваться качественным современным писателям, поэтам.
4. Необходимо избавить учебник от конкуренции между классиками и современниками, потому как это создает ощущение неприменимости писательской деятельности к современной реальности, архаизирует образ писателя. Познание обучающимся традиций русской литературной идентичности важно, как и «формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития».
5. Перестать публиковать полноформатные, длинные произведения: поэмы, повести, романы в структуре учебника. Предоставление произведений должно быть делегировано на школьные библиотеки, городские библиотеки, электронные варианты данных произведений в угоду рационализации книжных страниц учебника. Учебник должен являться ключом к познанию произведения, а никак не сборником.
В подтверждение своих слов могу привести федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ: «В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.»
6. Исходя из рационализации места учебника и компьютеризации образования, перед информацией о каждом произведении в учебнике должен быть размещен QR code, который бы позволял ученикам читать текст произведения с электронного носителя.
7. Новый учебник по ФГОС избавлен от современной инфографики, дизайна, лишен большого количества изображений и визуального контента, хронологических таблиц деятельности авторов и эпох русской литературы, из-за чего учебник не вводит ученика в контекст времени, что важно для изучения предмета.
Исходя из вышеперечисленных аспектов, готов предложить проект актуального учебника по литературе 5-9 классов:
Современный учебник по литературе должен быть двухблочным, это позволит реализовать мультизадачность. «Классический» блок сохранит в себе произведения классиков русской литературы. «Современный» блок будет являться альманахом.
На конкурсной основе, по типу национальной литературной премии, экспертным жюри будут выделены авторы. Базисным примером качественной литературной премии может являться премия «Поэт года», «Писатель года». Учреждение новой конкурсной программы школьной литературы или сотрудничество с ныне существующими программами позволит сегрегировать авторов, выделить лучших, после составить из финалистов второй блок учебника «Современная литература».
Каждый учебник с 5 по 9 класс необходимо удостоить своей номинации, где будут публиковаться произведения соответствующие возрасту читателей.
Воссоединение в образовательной программе литературы классической и современной позволит реализовать те задачи, которые мы ставим перед учебником, как например: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, актуализации писательской деятельности в современном обществе, и что не мало важно - формирование заинтересованности учеников к русской литературе.