Школьное обучение в Финляндии

Сегодня поговорим о финских школах, я постараюсь рассказать основываясь на нашем опыте.

В Финляндии школа делится на младшую - 1-5 класс и старшую - 6-9класс, зачастую это даже два разных здания.

Школьное обучение в Финляндии Европа, Финляндия, Школа, Переезд, Жизнь за границей, Длиннопост

Школа полностью обеспечивает учебниками, рабочими тетрадями, альбомами для рисования и канцелярией.

Кушают дети бесплатно, обед раз в день и состоит из горячего блюда, салата и хлеба с маслом. Столовая оборудована как шведский стол, дети сами накладывают себе. Для аллергиков и вегетарианцев готовят отдельные блюда. Чаще всего это мясная подлива с картошкой или макаронами, супы бывают очень редко. Для нас самым непривычным было то, что пить дают холодную воду или молоко, никаких теплых чаев или какао вообще нет, не было и не будет. Так что первое время у ребенка с непривычки часто болело горло.

Школьное обучение в Финляндии Европа, Финляндия, Школа, Переезд, Жизнь за границей, Длиннопост

Еще школа организовывает походы в лес, водит в музеи, причем проездные и входные билеты тоже оплачивают. С собой всегда выдают детям сэндвич, яблоко/банан и сок.

Когда мы переехали, мой сын учился в первом классе российской школы, соответственно финский язык он совсем не знал и нас отправили в подготовительный класс для иностранцев. Там их учили финскому языку и совсем немного уделяли внимания другим предметам. Раз в неделю был урок родного языка.

Адаптационный период длится год, потом учителя оценивают сможет ли ребенок учиться наравне с финнами в обычном классе, если нет, то дается еще пол года.

Учебный год начинается в середине августа и заканчивается в мае, всего 4 четверти. Каникулы рождественские 3 недели, летние 2,5 месяца, все остальные неделю.

В первом классе детей начинают учить буквам, читать по-слогам и элементарному математическому счету. Моего сына за умение считать до тысячи, складывать и вычитать десятки и знание состава числа сразу стали считать гением в математике 😆 Еще в нашей школе первый и второй класс сидят в одном кабинете и учитель у них один, сначала дается задание одним, потом другим, а затем так же по очереди все проверяется.

Основные предметы математика, чтение и правописание, физкультура, музыка и природоведение. Каждый день, вне зависимости от погоды все гуляют, минимум пол часа

Общение учитель-родитель проходит на школьном сервере, там же расписание уроков, все новости и посещаемость. Родительских собраний нет, раз в полгода учитель приглашает родителей вместе с ребенком на встречу и рассказывает о успеваемости, сильных и слабых сторонах, дает рекомендации.

При школе есть разные кружки: спортивные, языковые или музыкальные, большинство из них платные, в пределах 100 евро за сезон ( 1 занятие в неделю с августа по декабрь или с января по май).

Школьное обучение в Финляндии Европа, Финляндия, Школа, Переезд, Жизнь за границей, Длиннопост

По сравнению с русской школой, в Финляндии напрочь отсутствует система субординации - дети общаются с учителем наравне, учитель не имеет права выделять ребенка среди других, кричать на него. С одной стороны это и хорошо, нет унижений, но с другой - ребенок начинает переставать признавать авторитет взрослых.

В конце пятого класса детей выпускают из младшей школы, выдают дипломы, устраивают небольшой концерт и после каникул они уже идут в старшую школу.

С шестого класса уже добавляют в программу физику, химию, историю и остальные предметы. Зубрить не заставляют, много внимания уделяется развитию творческого мышления, групповым работам.

После 9 класса ученики поступают в лукио, по-нашему лицей, где их начинают знакомить с разными профессиями. Обучение 2 года, после уже можно поступать в ammatiopisto (проф.училище), ammattikorkeakoulu (что-то среднее между техникумом и университетом) или в yliopisto (университет).

От себя могу добавить, что хоть финское образование и считают одним из лучших в мире, но все равно в фундаментальности оно значительно уступает нашему. Многие молодые финны не знают как пользоваться МС офисом или не знают как считать проценты... Но это уже отдельная история и я ее поведаю в следующий раз, когда расскажу о том как получить профессию :)


P.S. Спасибо за внимание и прошу прощение за некую сумбурность написания, сочинения никогда не были моей сильной стороной.

На все вопросы отвечу в комментариях и хочу спросить будет ли Вам интересно узнать о общественном и личном транспорте, налогах, аренде жилья и жизни в Фи?

Школьное обучение в Финляндии Европа, Финляндия, Школа, Переезд, Жизнь за границей, Длиннопост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
39
Автор поста оценил этот комментарий
От себя могу добавить, что хоть финское образование и считают одним из лучших в мире, но все равно в фундаментальности оно значительно уступает нашему. Многие молодые финны не знают как пользоваться МС офисом или не знают как считать проценты... Но это уже отдельная история и я ее поведаю в следующий раз, когда расскажу о том как получить профессию :)

Углубленное изучение основ, это замечательно, но у нашей системы тоже есть недостатки...


Например зацикливание на этих самых основах.


Я два курса долбил матан, в частности интегральное и дифсчисление, и общую физику,

но к 4 курсу, когда началась теория поля, языки программирования(привет, С !), и матобработка данных я не вспомнил ровным словом ни-че-го..


А проблема в том, что наш подход очень сильно оторван от практики на данный момент,

раньше те, кому действительно нужны были знания, а не корочки, постоянно их применяли, работали над собственными проектами чуть ли не со второго курса. Я тоже стараюсь в свободное время чем - то по специальности заниматся, но в одиночку на голом энтузиазме далеко не уедешь, это работа "в стол".


Сейчас практическая работа почти исчезла, отсюда и эти проблемы, когда голая теория, не подкрепленная практикой и не обкатанная в деле, покидает головы студентов в среднем за год - полтора.


Мартышкин труд , однако.

раскрыть ветку (18)
2
Автор поста оценил этот комментарий

тоже самое с матаном, у нас даже самый одаренный студент в группе на старших курсах забыл большую часть, а все потому что расчет в ручную больше не нужен был, все было достаточно посчитать на компьютере

12
Автор поста оценил этот комментарий
и матобработка данных я не вспомнил ровным словом ни-че-го..

но зато этот матан хорошая гимнастика ума. Заставляет поднапрячь мозги. Это тоже полезно.

раскрыть ветку (11)
23
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Обожаю такие сравнения. А ещё гречку перебирать полезно - развивается мелкая моторика пальцев рук. Давайте гречку перебирать!

раскрыть ветку (10)
5
Автор поста оценил этот комментарий

что не так? если какой нибудь частью тела не пользоваться то эта часть начинает атрофироваться. Это касается и мозга. Они начинают "застывать" если его не загружать умственной работой.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Почему-то некороым тут так не нравится фундаментальное образование, а потом у этих же людей бомбит из-за тех, кто верит в телегонию и кашпировского. А ведь если бы каждый получал знания из разных областей, то долбоебов вокруг было бы куда меньше. Такое чувство, что тут пишут студенты, которые рассказывают, что "я лингвист, зачем мне ваша биология и история, буду думать, что воевали с французами в 41 и лечить вирусы антибиотиками". Узкая специализация - это имхо неверное направление, надо развиваться во все тороны. Вспомните образование 19 века - знания из абсолютно всех областей, толтко так можно открыть все способности человека, а превращать образование в обучение обезьянок повторяющимся действиям выгодно для определенных кругов люлей, но не для нас.
4
Автор поста оценил этот комментарий
Ну а что, детям полезно развивать моторику .А взрослым надо уже мозги тренировать. Имхо фраза"математику уж заием знать надо, что она ум в порядок приводит" всегда будет актуальна. Надо учиться более сложным вещам, чем те, что нужны здесь и сейчас
раскрыть ветку (7)
6
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Вот переберёшь гречку и начнём изучать торгово-технологические и логистические процессы в торговле. Вдруг пригодится.

раскрыть ветку (6)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Я в детстве моторику развивала, сейчас неактуально. Кстати, есть специальные детские игрушки, набитые гречкой.
И да, надо учить даже то, что может не пригодиться. Мы люди, мы должны учиться и развиваться, а уитывая то, что у многих работа чисто механическая, как еще развивать мозги? По вашкй логике, если человек планирует быть кассиром, то его надо обучать как обезьянку только как открывать кассу и печатать чек. Пусть знает основы экономики и тд
раскрыть ветку (5)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Если человек планирует быть кассиром, он в вуз не пойдёт. А если пошёл (не ради корочек/за компанию/от армии и прочее), то он уже примерно представляет, кем он хочет быть, и что ему для этого нужно знать. А заталкивать в человека всё подряд, потому что "нужно быть разносторонне эрудированной личностью с обширным кругозором" в корне неправильно. Он пришёл получить профессию, а не за абстрактным кругозором.


Учиться чему-то всегда полезно, но каждый должен сам решать, что именно он хочет изучать. Обязательная программа вузов самостоятельный выбор не признаёт, но посторонних предметов пихает по максимуму.


p.s. Как с логистикой в торговле закончишь, приступай к изучению кибернетики.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
к изучению кибернетики.
да он даже такого слова не знает)))
3
Автор поста оценил этот комментарий
Учиться чему-то всегда полезно, но каждый должен сам решать, что именно он хочет изучать.

изучать мифы древней Греции и матан это разные вещи. Чтобы хорошенько нагрузить мозг нужно изучать сложные предметы. Даже специально не интересные для тебя, чтобы перебарывать себя. Это закаляет твой мозг.

если изучать легкий материал то мозг не получаться нагрузить как надо.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

не пойму  почему  минусят , ты абсолютно прав , это ведь  как с мышцами , напрягая  мозг, ты создаешь новые нейронные клетки,или как там это называется, т.е тебе  гораздо проще  разбираться   в любых областях,потому что ты в принципе  тренирован ,и пока у детей формируется мозг его нужно  тренировать и заставлять разбираться во всем,что бы в будущем его мозг знал что такое мыслительный процесс

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

потому что до сих пор многие думают что полученные знания обязательно надо применять на практике, иначе получается типа ты впустую учился.

я сам это осознал только в институте, а в школе также не понимал зачем мне всё это.

9
Автор поста оценил этот комментарий
Здесь вас учат основам и сразу отправляют на практику в компании (место практики надо самому найти), а там особого желания с вами возиться ни у кого нет, и сиди перекладывай бумажки. А потом выходит так, что на учебе рассчитывают, что на практике вас научат, и наоборот. В результате диплом есть, а знания профессии нет.
раскрыть ветку (1)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Вот-вот, в результате оба подхода несостоятельны, более - менее компетентен лишь тот, кто самостоятельно работает в выбранной области, либо совмещает учебу и работу или учится заочно.

Теория бесполезна, без знаний о том как её применить

Автор поста оценил этот комментарий
Я учился в Финляндии с 5 класса, в 7 прошли треугольник пифагора, в 9 его повторяли потому что большинство нихрена не поняло. А когда в российских школах проходят его?:
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Я помню "Пифагоровы штаны" класса наверно с пятого, тогда вроде бы математика делится на алгебру и геометрию.

Пару раз пригождался.

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Он про египетский прямоугольный треугольник, стороны которого имеют соотношение 3:4:5.
Делишь верёвку на 12 частей и протягиваешь такой треугольник, где одна сторона равна 3-ём частям верёвки, вторая 4-ём, и третья 5-ти. Получится треугольник с прямым углом.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку