Шедевральная советская фантастика про подлодку, снятая в павильоне
В 1961 году вышла экранизация романа Александра Беляева «Человек-амфибия», которая буквально потрясла зрителей. Картина с большим количеством подводных съёмок и интригующим сюжетом моментально стала кинохитом, причём слава её растянулась на годы и даже десятилетия. Ничего и близко похожего в СССР не снимали до середины следующего десятилетия.
Но в 1975 году возникла идея повторить успех «Человека-амфибии» и сделать ленту такую же захватывающую и красочную.
Но на этот раз для экранизации выбрали роман «Двадцать тысяч лье под водой» французского фантаста, который фактически и придумал жанр научной фантастики, Жюля Верна. На книгах Верна выросло несколько поколений читателей во всём мире, в СССР он тоже числился в списке самых читаемых авторов, и это уже играло на руку будущему фильму. Ну а героем романа был свободолюбивый капитан Немо, герой советскому читателю близкий и идеологически правильный.
Снимать фильм решено было на Одесской киностудии, где море было под боком. Режиссёром назначили Василий Левина, работавшего на киностудии. Левин уже не первый год рассказывал коллегам, что хотел бы снять фантастику и наконец такая возможность ему предоставилась.
Режиссёр сразу же задумался, кто сможет стать экранным Немо, вокруг которого всё и вертится. Для этой роли нужен был актёр харизматичный, серьёзный, мужественный. Левин колебался между тремя кандидатами: Михаилом Казаковым, Борисом Хмельницким и Владиславом Дворжецким.
Все трое мечтали заполучить роль капитана, но за артистов всё решили обстоятельства.
Сначала из гонки выбыл Борис Хмельницкий, которому предложили сыграть легендарного Робина Гуда в приключенческой истории «Стрелы Робин Гуда» (1975). Потом Левин расстался с Михаилом Казаковым, поскольку выяснилось, что героя они видят очень по-разному. В итоге роль досталась Владиславу Дворжецкому. Удивительно, но именно внешние обстоятельства подарили артисту главную роль его жизни. Мало того,
Дворжецкий стал действительно каноническим капитаном Немо, и это безоговорочно признали не только зрители, но и киноведы.
Роль профессора Аронакса сыграл Юрий Родионов. На пробах он обошёл коллег куда более знаменитых. Больших и громких ролей в его фильмографии не было, хотя в кино он снимался с середины пятидесятых. Зато Родионов обладал аристократической, немного иностранной внешностью, поэтому его часто видели в образах людей благородного происхождения. Именно такой типаж и требовался Левину.
Слугу Аронакса сыграл Михаил Кононов, после премьеры «Большой перемены» (1972) бывший у режиссёров нарасхват, а в образе строптивого китобоя Ленда предстал Владимир Талашко. Популярность Талашко в середине семидесятых зашкаливала: в 1973 году вышла военная драма «В бой идут одни “старики”», где он сыграл одну из главных ролей. У Левина он согласился сняться без раздумий, поскольку было очевидно, что ленту ждёт успех. Мало того, Владимир сам придумал для своего героя запоминающуюся деталь — глубокий шрам на лице.
Свой вклад в создание фильма внесла и сама Одесса. Василий Левин хоть и родился в Узбекистане, Одессу очень любил, поэтому нашёл красивые уголки для съёмок.
Одесса «сыграла» и Париж, и Индию (индийские эпизоды сняли в местном ботаническом саду).
А вот дворец капитана Немо поехали снимать в область, в городок Белгород-Днестровский, он же Аккерман, где сохранилось много старинных строений.
Ну а самую интересную часть, подводные приключения, снимали на киностудии. Туда завезли десятки килограммов песка, кораллов, ракушек, огромные аквариумы с рыбами и черепахами, а в павильоне построили настоящий «Наутилус», опираясь на описание субмарины в романе.
В кадре все подводные прогулки выглядят весьма натурально, но на самом деле здесь скрыт секрет: на съёмках никаких погружений не было, все кадры создали, не покидая павильона. Конечно, режиссёр был бы не против украсить картину настоящими кадрами с глубины, но, увы, телевидение, по заказу которого группа и работала, не выделяло больших бюджетов, так что экспедиция на море, приглашение профессионалов-глубоководников и покупка специальной техники оказались непозволительной роскошью.
Чтобы у зрителя не было сомнений, что действие происходит под водой, актёры даже прошли курс, на котором их учили особой, замедленной походке, как будто они двигаются, преодолевая сопротивление воды.
Ну и, разумеется, внёс свой вклад и оператор Фёдор Сильченко, который ставил между камерой и артистами аквариумы, так что казалось, будто герои действительно бродят по морскому дну среди рыб.
Кстати, Василий Левину так нравился и сам процесс, и фильм, который он снимает, что он даже нашёл крошечную роль для себя: режиссёр появился в роли отца отца невесты одного героя.
В конце 1975 года съёмки завершились, а уже весной 1976 года трёхсерийный приключенческий фильм «Капитан Немо» показали по тв. Безусловно, все приложившие руку к созданию ленты рассчитывали на хороший приём зрителей, но реальность многократно превзошла ожидания: «Капитан Немо» вызвал не просто восторг аудитории, а настоящий ажиотаж.
Зрители засыпали телецентр письмами с просьбой снова и снова повторить показ. А многие даже не верили, что фильм сняли в СССР — настолько он был эффектным и завораживающим. Увы, главному герою «Капитана Немо» не довелось долго наслаждаться славой: Владислав Дворжецкий спустя два года ушёл из жизни всего в 39 лет.
Карьера Владислава Дворжецкого в советском кино длилась всего восемь лет (только представьте, всего восемь лет!), но он всякий раз умудрялся быть на экране таким разным, что фильмы с ним живут и сегодня.
Из блога: Клуб советские фильмы