194
Лига историков
Серия О художниках и картинах

Шедевр, написанный ослом

Шедевр, написанный ослом Картина, Живопись, Художник, Искусство, Картина маслом, Длиннопост

Наверное, у многих людей бывало такое, что при взгляде на какое-либо произведение искусства возникала мысль: «Да что это такое? Что этим хотел сказать автор? И кто решил, что это - шедевр?» В 1910 году произошла довольно курьёзная история.

Ещё в 1884 году в Париже появилось Общество Независимых художников, которое организовывало выставки под лозунгом «без жюри и без вознаграждения». Это был своего рода противовес традиционному Парижскому салону – ежегодным выставкам парижской Академии изящных искусств, где было строгое жюри. То, что начиналось как протест против жёстких рамок и консерватизма, со временем стало  стало уважаемой площадкой для демонстрации современного искусства и творческих экспериментов. Среди экспонентов были такие известные художника как Амедео Модильяни, Анри Матисс,  Винсент ван Гог, Анри де Тулуз-Лотрек, Эдвад Мунк, Марк Шагал, Василий Кандинский Казимир Малевич и многие другие.

Шедевр, написанный ослом Картина, Живопись, Художник, Искусство, Картина маслом, Длиннопост

На 26-й выставке парижского «Салона Независимых» (18 марта — 1 мая 1910 года)  среди прочего была представлена картина «И солнце уснуло над Адриатикой» кисти некого итальянского художника Иоахима-Рафаэля Боронали. От лица художника Боронали был опубликован манифест «школы эксцессивистов». Из этого манифеста: «Чрезмерность во всём — это сила, единственная сила! Солнце никогда не может быть слишком жарким, небо слишком зелёным, отдалённое море слишком красным, сумерки слишком чёрными… Истребим бессмысленные музеи! Долой постыдную рутину ремесленников, изготовляющих конфетные коробки вместо картин! Не нужно ни линий, ни рисунка, ни ремесла, но да здравствует ослепительная фантазия и воображение!» Картину продали, и неизвестный покупатель заплатил примерно 1300$ в пересчёте на современные деньги. Работа получила положительные отзывы критиков и зрителей, а дальше случился конфуз.

Шедевр, написанный ослом Картина, Живопись, Художник, Искусство, Картина маслом, Длиннопост

Оказалось, что художника Боронали не существует, а фамилия – анаграмма  слова «aliboron» — осёл. И картину реально написал осёл, к хвосту которого прикрепили кисточку. Автором мистификации стал журналист Ролан Доржелес. Доржелес живо интересовался искусством, но некоторые творческие эксперименты вызывали у него недоумение. Особенно ему не нравилось буйство красок без чётких и внятных форм. Вместе со своими друзьями критиком и писателем Андре Варно и иллюстратором Жюлем Дераки он решил устроить розыгрыш.

Шедевр, написанный ослом Картина, Живопись, Художник, Искусство, Картина маслом, Длиннопост

Ролан Доржелес, 1923 год

В то время на Монмартре, который был Меккой для парижской богемы, было популярное кабаре «Проворный кролик». Любил там бывать и Доржелес. Владельцем кабаре был Фредерик Жерар, известный также как папаша Фреде. Жерар имел осла по кличке Лоло. Чтобы задокументировать эту проказу, Доржелес даже пригласил юриста – некого месье Брионна. Название картины отсылает к работе Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872), которая дала название импрессионизму. На заранее подготовленном холсте было 2 цвета, символизировавших небо и землю/ воду. После этого к ослиному хвосту привязали кисть, которую периодически макали в банку с краской. Лоло угощали морковкой и листьями табака, и тот довольно вилял хвостом. В результате получилась картина, которая понравилась публике.

Шедевр, написанный ослом Картина, Живопись, Художник, Искусство, Картина маслом, Длиннопост

Le Lapin Agile в конце XIX века

Шедевр, написанный ослом Картина, Живопись, Художник, Искусство, Картина маслом, Длиннопост

Фреде и Лоло

Когда о мистификации стало известно, разразился большой скандал, о котором писали и российские газеты. Илья Репин, который в пух и прах раскритиковал «Салон Издебского» (две передвижные выставки, организованные  одесским скульптором В. А. Издебским для  популяризации современного  авангардного искусства) писал: «Ослу привязали к хвосту кисть, подставили под хвост палитру с красками и холст. Осла кормили чем-то лакомым: от удовольствия он махал хвостом, и вышла картина Сезанна». В 1911- 1912 году существовала творческая группа «Ослиный хвост», во главе которой стояли художники Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. В черновике объявления о московской выставке говорилось: «Жёлтая пресса подняла шум вокруг этого инцидента. Теперь мы поднимаем перчатку. Публика думает, что мы пишем ослиным хвостом, так пусть мы будем для неё ослиным хвостом».

Шедевр, написанный ослом Картина, Живопись, Художник, Искусство, Картина маслом, Длиннопост

Репутация Салона независимых от скандала особенно не пострадала, и просуществовал он ещё не один год. Доржелес (настоящая фамилия Лакевеле) прожил долгую и яркую жизнь. Он родился в Амьене в 1885 году, изучал архитектуру в Страсбурге, затем переехал в Париж и работал в журналах, а в 1914 году поступил в пехотный полк в Руане и сражался в Первую мировую войну. Свои фронтовые впечатления он описал в романе «Деревянные кресты». Книгу Доржелеса выдвигали на Гонкуровскую премию, но он её так и не получил, зато позже стал сам членом жюри. Также он был военным репортёром и считается автором словосочетания «странная война» (период Второй мировой войны с 3 сентября 1939 года по 10 мая 1940 года на Западном фронте).

Лига историков

17K постов53.2K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения