Шагающая гаубица M2A2 «Террастар»
Приветствую!
Видеоверсия:
Текстовая версия:
В 1967 году братья Роберт и Джон Форсайт представили компании Локхид свою концепцию нового колесного движителя под обозначением «Тристар». Новая идея заинтересовала руководство фирмы, и уже в 1968 году была разработана машина-амфибия под наименованием «Террастар», ну а позднее эту систему применили в военных целях.
Давайте в начале разберемся, что это за система «Тристар», а позднее переименованная в «Террастар». И так, один движитель состоял из связки трёх пневматических катков низкого давления, проще говоря, колёс. Они были расположены таким образом, что два колеса всегда находились на поверхности, а одно между и над ними.
Между собой с обеих сторон эти три колеса были соединены специальными трёхлопастными кронштейнами. Внешний кронштейн нёс просто связующую функцию, а вот внутренний, т.е. тот который был ближе к днищу машины, содержал в себе специальную систему с шестерённым приводом. Суть заключалась в том, что центральная шестерёнка, приводимая в движение от оси, передавала крутящий момент на все три колеса через другие шестерёнки во внутреннем кронштейне.
Таким образом, при движении транспортного средства два колеса «Террастар» всегда соприкасались с поверхностью, в то время как третье просто крутилось в воздухе. Но самое интересное наступало, если одно колесо попадало, например, в яму или на камень, тогда весь движитель прокручивался вокруг центральной оси, и машина как бы “перешагивала” препятствие. Дополнительно, имелась возможность принудительной блокировки пневмокатков таким образом, что вся конструкция превращалась в лопастное колесо.
После испытания машины-амфибии «Локхид Террастар», компания приступила к военным проектам. Как раз в это время в армии США проходили работы по улучшению мобильности буксируемой артиллерии. Еще в 1963 году Рок-Айлендский арсенал представил свою версию самодвижущейся гаубицы под наименованием XM123, а позднее XM123A1 (разница заключалась в расположении двигателя).
За основу специалисты Рок-Айлендского арсенала взяли 155-мм гаубицу M114. На левой станине закрепили двигатель, трансмиссию и место водителя. Под этой конструкцией находилось заднее самоориентирующееся колесо. Поворот данной машины осуществлялся путём изменения распределения крутящего момента на передних ведущих колесах. После того как гаубица прибывала на позицию, заднее колесо снималось.
В 1969 году Рок-Айлендский арсенал и компания Локхид решили объединить свои усилия в данном направлении и сконструировали опытное самодвижущееся орудие M2A2 «Террастар». Как несложно догадаться, за основу была взята 105-мм гаубица модификации M2A2. Спереди её оснастили двумя движителями «Террастар», на правой станине были размещены: силовая установка и место водителя лицом к орудию с элементами управления. Чуть дальше располагался один каток аналогичный используемым на движителях.
По одним данным каток был управляемым, и именно так поворачивала данная машина, однако по другим, и я склоняюсь в эту сторону, поворот осуществлялся, как и на XM123 путём изменения распределения крутящего момента на передних ведущих движителях. В пользу этого говорит такой же способ поворота на машине-амфибии «Локхид Террастар», которая и была сконструирована для отработки технических решений.
В отличие от XM123, M2A2 «Террастар» при прибытии на позицию поднимало заднее колесо и освобождало место для упора станины. Примерная максимальная дальность стрельбы данного орудия находилась на уровне 11 км, углы вертикальной наводки составляли от -5 до +66 градусов, горизонтальной – 46. Что же касается скорости движения, то указывается цифра в 30 км/ч. Однако, по моему мнению, её можно смело делить на 2.
Также открытым остается вопрос о дальности перемещения M2A2 «Террастар». Наиболее логичным мне кажется вывод о том, что данная разработка, в первую очередь, была сделана для повышения мобильности артиллерии, т.е. главное чего добивались - способности быстро сменить позицию или куда-то отъехать, заехать на небольшое расстояние, а не перемещаться несколько часов от места базирования до передовой своим ходом. Кстати боеприпасы и орудийный расчет передвигались на другой машине.
К сожалению, несмотря на то, что единственный сохранившийся экземпляр орудия в настоящее время находится на открытой экспозиции Музея Рок-Айлендского арсенала, информации по данной технике мне удалось найти гораздо меньше, чем по бумажным проектам. Единственное что можно добавить, так это то, что военные США рассмотрели данную модель, но принимать её или какую-либо другую систему с движителем «Террастар» не стали.
Что же касается движителя «Террастар», то в 1976 году кастомайзер Дин Джеффриз построил для постапокалиптического фильма «Долина проклятий» 12-колёсную амфибию с использованием данной системы.
Спасибо за внимание!)