24

Shadow: невзрачная команда, опередившая время

Shadow: невзрачная команда, опередившая время Формула 1, Авто, Автоспорт, История, Легенда, Ретро, Рассказ, Интересное, Длиннопост

Загадочный человек. Загадочная команда. Загадочная машина. Шасси Shadow DN1 воплотило в себе многие идеи будущего, но славы, увы, не снискало.

Знаменитая остроконечная бородка, черный плащ и шляпа тореадора – Дон Николс никогда не соответствовал типичному образу владельца команды Формулы 1, даже в безбашенные 70-е.


Американец, ушедший от нас год назад в возрасте 92 лет, был одним из самых загадочных персонажей в истории Больших Призов и основателем одной из поистине культовых гоночных команд.


Свой путь в Формуле 1 Дон начал с не менее мистического, чем он сам, шасси DN1 и образованной в 1973 году команды Shadow с говорящим названием.


Машина с индексом 3A, представленная на заглавной фотографии, была продана двукратному чемпиону мира Грэму Хиллу – именно с ней англичанин делал первые шаги в качестве владельца команды и одновременно гонщика при поддержке табачной марки Embassy.


Две заводские машины в традиционных черных цветах Shadow сразу заставили признанных лидеров считаться с ними – и два подиума в дебютный для команды год предвещали светлое будущее. Сезон оказался очень непростым, но он предопределил путь команды на протяжении всех восьми лет ее существования.

Shadow: невзрачная команда, опередившая время Формула 1, Авто, Автоспорт, История, Легенда, Ретро, Рассказ, Интересное, Длиннопост

Дон Николс, прошедший Вторую мировую войну и войну в Корее, а позднее служивший в разведке (поговаривают и о работе на ЦРУ), сколотил свой капитал во время службы в Японии, где активно занимался импортом и продажей деталей гоночных машин и шин.


Вернувшись в Америку в конце 60-х, Дон основал компанию Advanced Vehicle Systems и дебютировал в Can-Am под вывеской Shadow. Логотип в виде загадочной фигуры в плаще и шляпе Николс придумал сам, ссылаясь на супергероя по имени The Shadow из детских киношных воспоминаний.


Машина Mk1 для Can-Am с миниатюрными колесами, создающими минимум лобового сопротивления, и гигантским задним антикрылом предопределила обычную для Shadow, но непривычную для всех остальных концепцию разработки шасси.


После четырех тяжелых сезонов борьбы с гигантами McLaren и Porsche в активе Николса было не так много удачных выступлений, но американец все же решился на покорение Формулы 1.


С именем будущего руководителя Arrows Джеки Оливера был связан период выступлений Shadow в Can-Am, и британец, карьера которого в гоночном кокпите подходила к концу, согласился стать главной движущей силой нового коллектива на трассе.


Дон нанял разработчика BRM Тони Саутгейта, чтобы тот создал чертежи машины в своем собственном гараже, а здание для базы было арендовано в Нортгемптоне.


Саутгейт был творцом последних шедевров BRM, с которыми команда побеждала в гонках, и его участие в зарождающемся проекте стало ключевым фактором и привлекло внимание двукратного чемпиона мира Грэма Хилла, пожелавшего приобрести клиентское шасси.


Машина, вышедшая из-под пера Тони, действительно впечатляла своим внешним видом. Привлекательный цельный кузов, образующий "бутылочное горлышко" в задней части шасси, был абсолютной новинкой тех лет и на много поколений опережал современные тенденции. Саутгейт разработал его, арендовав аэродинамическую трубу у Имперского колледжа Лондона.


Также для этой машины была характерна очень плотная компоновка внутренних элементов, включая размещение радиаторов непосредственно в боковых понтонах, а не позади задней оси. Топливный и масляный баки были расположены ровно по центру за спиной гонщика. Шасси выглядело просто шикарно – чистое, опрятное и очень стильное.

Shadow: невзрачная команда, опередившая время Формула 1, Авто, Автоспорт, История, Легенда, Ретро, Рассказ, Интересное, Длиннопост

Даже в отношении используемого топлива эта машина была целиком устремлена в будущее. Топливный спонсор Universal Oil Products, поддерживавший команду еще в Can-Am, только что наладил производство неэтилированного бензина. И как было лучше разрекламировать свою новую продукцию, если не в Формуле 1?


Саутгейт вспоминал, что запах этого горючего отдавал грушевыми леденцами монпансье, а перевозить его с этапа на этап было довольно дорогим удовольствием. Но в отношении мощности мотора новая технология не уступала своим предшественникам.


На первых двух гонках сезона-1973 команда не появилась, но в Южную Африку приехала, а боевые кокпиты заняли Джеки Оливер и недооцененный американский гонщик Джордж Фоллмер, который и взял шестое место, а с ним и первое очко для команды в Формуле 1.


Начало было воодушевляющим, а продолжение – еще лучше. На следующем этапе в испанском Монжуик Парке, где свое клиентское шасси с громкой вывеской Embassy впервые на трассу вывел Грэм Хилл, Фоллмер финишировал третьим. Картина выглядела очень перспективно.


Однако после этого на всех трех шасси начали проявляться проблемы с надежностью из-за "детских болезней". Революционная компоновка оказалась слишком уж компактной. В результате возникли проблемы с охлаждением из-за миниатюрных радиаторов в боковых понтонах.


Саутгейт вынужден был увеличить колесную базу, что также позволило привести в порядок развесовку шасси.


Кроме того, инженер столкнулся с новыми для себя сложностями с мотором Cosworth DFV. Несмотря на то, что этот агрегат использовался в Формуле 1 в тот год повсеместно, для Тони, работавшего раньше с V12 от BRM, он был в новинку.


Характерные для 8-цилиндровой установки вибрации обнажили фундаментальные проблемы шасси в отношении жесткости, и ранние надежды на успех разбились о камни суровой реальности.


Максимум, чего сумел добиться Хилл за рулем DN1, это девятое место в бельгийском Спа, после чего пересел на шасси Lola.


И все же до окончания сезона был еще один светлый момент для заводской команды Shadow – Оливер лидировал под дождем на предпоследнем этапе сезона в Канаде и в итоге финишировал третьим, хотя многие думали, что сможет одержать победу.


По итогам сезона коллектив набрал девять очков и занял восьмое место в Кубке конструкторов. Неплохо, но не более того.

Shadow: невзрачная команда, опередившая время Формула 1, Авто, Автоспорт, История, Легенда, Ретро, Рассказ, Интересное, Длиннопост

С учетом всех сделанных выводов шасси Shadow DN3, которое готовилось к следующему сезону, должно было выстрелить. Но сначала Оливер с Саутгейтом уехали с очередной инкарнацией DN покорять Can-Am, а затем случилась трагедия в Кьялами, где за рулем DN3 погиб пришедший на смену Джеки Питер Ревсон из-за поломки подвески.


Шасси DN1 еще дважды использовалось Жаном-Пьером Жарье на первых этапах сезона-1974, после чего отправилось на заслуженный отдых. Впоследствии одна из машин обрела вторую молодость в британской формульной серии Shellsport – кстати, среди прочих этой машиной управляла и Лелла Ломбарди – единственная женщина, заработавшая в Формуле 1 очки (ну ладно, ладно, пол-очка).


Что касается Shadow, то за следующие три года у команды было еще несколько проблесков: два подряд поула на первых двух этапах сезона-1975, победа Тома Прайса в Гонке чемпионов того же года в Брэндс-Хэтче и, конечно, единственный триумф коллектива на Остеррайхринге (нынешний Ред Булл Ринг) в 1977-м усилиями Алана Джонса.


И все же этот успех не смог повлечь за собой новые свершения. И в дело вновь вмешалась трагедия. В 1977-м Прайс погиб в ужасной аварии в Кьялами, столкнувшись с маршалом, перебегавшим трассу с огнетушителем в руках. А годом позже Оливер после разногласий с Николсом перешел в только что образованную команду Arrows, переманив к себе Саутгейта. Кстати, буквы O и S в названии новой команды символизируют имена Оливера и Саутгейта.


Но Николс так это дело не оставил. Он подал в суд и выиграл дело в отношении поразительного сходства шасси Arrows FA1 и Shadow DN9, вынудив Саутгейта и компанию с нуля создавать новую машину A1 всего за 52 дня. Но это не остановило коллектив, который остался в Ф1 на долгие годы.


В 1980 году Дон продал свои активы компании Theodore и покинул Большие Призы.


Да, путь таинственного и амбициозного американца в Формуле 1 был недолог и тернист, но болельщики со стажем до сих пор помнят загадочные буквы S h a d o w. И в первую очередь благодаря инновационному шасси-пророку DN1 – одному из столпов бесшабашных 70-х…

Shadow: невзрачная команда, опередившая время Формула 1, Авто, Автоспорт, История, Легенда, Ретро, Рассказ, Интересное, Длиннопост

СПЕЦИФИКАЦИЯ:

Шасси: Монокок из алюминия

Передняя подвеска: Двойные рычаги на амортизаторах и пружинах, стабилизатор поперечной устойчивости

Задняя подвеска: Перевернутые нижние рычаги, двойная продольная реактивная штанга, амортизаторы и пружины

Двигатель: Ford-Cosworth DFV V8

Объем двигателя: 2,990 куб. см.

Мощность: 460 л.с.

Коробка передач: Hewland FG400 5-ступенчатая ручная

Шины: Goodyear

Вес: 575 кг

Гонщики: Джеки Оливер, Джордж Фоллмер, Грэм Хилл, Брайан Редман, Жан-Пьер Жарье


РЕЗУЛЬТАТЫ ШАССИ DN1:

Старты: 40

Сходы: 22

Победы: 0

Поулы: 0

Быстрые круги: 0

Подиумы: 2

Очки: 9

Автор: Демьен Смитт

Перевод и адаптация: Александр Гинько

http://autosport.com.ru/features/49111-shassi-shadow-dn1-hor...

Автомобильное сообщество

14.6K постов37.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП (исключение: авторский контент с описанием).

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.

Подробнее
Лучшие посты за сегодня
13619

Когда поймали на вранье

6758

Woman Moment Detected

6427

Где скачать любую книгу бесплатно

Где скачать любую книгу бесплатно Книги, Пираты, Флибуста, Мат
Показать полностью
5101

Немножко о прогрессе

Немножко о прогрессе История, Прогресс, Грусть, Комментарии на Пикабу
4592

Английский анекдот

4453

Ответочка

Ответочка
4167

Из серии «Сейчас мы медленно спустимся с холма...»

Из серии «Сейчас мы медленно спустимся с холма...» Twitter, Скриншот, Знакомства, Мужчины и женщины
4027

Ответ на пост «Когда поймали на вранье» 

Показать полностью
3745

Ответ на пост «Пикабу! Остановитесь!» 

Ответ на пост «Пикабу! Остановитесь!»
3453

Так всё и происходит

Так всё и происходит Юмор, Мемы, Астрология
3395

Оскорбила

Оскорбила
3183

Хорошие новостюшки подоспели

Показать полностью
3175

Как сломать свой мозг:

3169

Когда совсем тяжко

Когда совсем тяжко Картинка с текстом, Локи, Шоколад, Twitter
Показать полностью 1
3114

Пельмени

Показать полностью
2930

Виртуальность

Виртуальность Девушки, Парни, Секс, Унижение, Компьютер, Картинка с текстом
Показать полностью 1
2883

Избыток смелости

2817

Подарки избранным от Рамзана Кадырова

Подарки избранным от Рамзана Кадырова Россия, Чечня, Рамзан Кадыров, Длиннопост, Политика
Подарки избранным от Рамзана Кадырова Россия, Чечня, Рамзан Кадыров, Длиннопост, Политика
Показать полностью 2
2765

Ну, а что он

Ну, а что он Юмор, Кот, Картинка с текстом, Собака, Коты и собаки вместе
Показать полностью 1
2765

Angry Birds в деле

Angry Birds в деле
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: